Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как построить Введение в документ



Итак, вы уже хорошо разобрались в том, что пирамидальная структура поз­воляет вам вести с читателем диалог, построенный на вопросах и ответах. Но такой диалог не сможет привлечь внимание читателя, если начнется с неинте­ресной либо незначимой для него мысли или утверждения. Поэтому, чтобы быть уверенным, что вы захватите его внимание, необходимо начинать с такого вопроса, который уже существует и уже актуален для читателей.

Выше говорилось, что пишем мы в первую очередь для того, чтобы рас­сказать людям нечто, чего они еще не знают. Это так. Но читатель хочет узнать только то, что ему надо узнать. Если у него нет никаких проблем, у него не будет никаких вопросов. А если нет вопросов, следовательно, нет и проблем.

Поэтому свой документ/выступление необходимо строить так, чтобы отве­чать на уже существующий у читателя вопрос. Или отвечать на такой, который возник бы у него, если бы он на минутку задумался о том, что вокруг него про­исходит. Именно для этого и существует Введение. В нем вы подводите читате­ля к вопросу, указывая на ситуацию, которая этот вопрос породила.

Поскольку ситуация будет описанием каких-то событий или фактов, следует строить ее в классических канонах последовательного развития. Начните с време­ни и места. Затем расскажите, что обнаружилось (какие осложнения появились), как эта ситуация, развиваясь, привела (или могла бы привести) к возникнове­нию острого вопроса, ответить на который вы и собираетесь в своем доку­менте.

Классическая цепочка - ситуация, затруднение, вопрос, разрешение - поз­волит вам убедиться в том, что вы с читателем «начинаете с одного и того же места». А после этого берите читателя за руку и ведите через все ваши сообра­жения. К тому же такой подход поможет вам сконцентрироваться на главной мысли документа, а значит, даст возможность оценить ее актуальность. Он же позволит проверить способ подачи - прямой ли путь вы избрали?

Проиллюстрируем это на примерах из Введений в типичные бизнес-доку-менты.

*Предикат —это характеристика субъекта (предмета) речи. Аристотель выделял 4 типа признаков, способных играть роль предиката: родовые, видовые, собственные и случайные.

 

«Цель этой докладной записки - объединить ряд соображений для обдумывания и последующего обсуждения:

1. Организация Правления и его состав.

2. О роли Правления и Исполнительного Комитета, специфике их работы и взаимодействия.

3. Привлечение в Правление дополнительных сотрудников. Вопросы их
эффективной работы.

4. Правила избрания членов Правления и сроки их пребывания в долж--ности.

5. Альтернативные варианты комплектования Правления и Исполнитель-ного Комитета, предложенные с целью повысить эффективность их работы».

Обратите внимание, насколько легче было бы выразить цель докладной записки, если дополнить ее небольшой повествовательной преамбулой.

«Новая организация работы, принятая в октябре, переносит ответствен­ность за принятие решений непосредственно на плечи менеджеров двух подразделений. Такая реорганизация позволяет Правлению сосредоточить­ся на принципиальных вопросах текущей политики и перспективного пла­нирования.

Однако Правление оказалось слишком перегружено вопросами кратко­срочной политики, что не позволяет ему уделить должное внимание стратеги­ческим проблемам. Поэтому необходимо внести в работу Правления изме­нения. Полагаем, следовало бы:

• перенести ответственность за повседневное управление на Исполнитель-ный Комитет,

• расширить состав Правления и Комитета,

• определиться с политикой и процедурами для формализации внутренней деятельности».

Подытожим. Введение рассказывает читателю в кратком виде о том, что он уже знает или должен был бы знать о проблеме, которую вы собираетесь пред­ложить для обсуждения. Таким образом, Введение напоминает ему о вопросах, на которые он получит ответ в предлагаемом документе. Предварительный рас­сказ внятно очерчивает границы ситуации, акцентирует затруднения, порожда­ющие проблему, - и читатель ждет от вас ответа.

Сразу же после Введения вы отвечаете на основной вопрос (ответ - это главная мысль, вершина пирамиды смыслов). Этот ответ породит новые второ­степенные вопросы, и вы будете отвечать на них, но уже на других подчинен­ных уровнях иерархии.

В чем практическая польза от трех правил, описанных в этой главе? Верти­кальный диалог, построенный на вопросах и ответах, горизонтальная дедуктив-


ная или индуктивная связь, повествовательный стиль Вступления? Как они по­могают разобраться в ваших собственных идеях и выстроить из них пирамиду смыслов? Напомним ответы на эти вопросы:

Зная принципы вертикальной организации структуры, вы сможете опреде­лить, какие именно идеи и соображения уместно объединить в группы (такие, при помощи которых можно найти ответы на вопрос).

Зная принципы организации горизонтальных взаимосвязей, вы сможете оце­
нить, достойны ли идеи того, чтобы их объединять в одни группы (определить,
одного ли они рода и как - индуктивно или дедуктивно - связаны между со­
бой). у

И, самое главное, зная злободневный читательский вопрос (вы сами подго­товили читателя к узнаванию), вы будете уверены в том, что все ваши идеи связанные воедино, будут значимы (то есть, приведены только для ответов на заинтересованные, уместные вопросы читателя).

Возможно, теперь вы хотите подробнее узнать о том, как использовать дан­ные «строительные блоки» для создания полноценного документа. Мы расска­жем об этом в третьей главе.


Глава 3

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.