По жребию одна команда начинает игру в городе в первом периоде, а другая во втором периоде.
Команда города(бьющие, или перебегающие) располагается в зоне очередности. Один игрок выходит в зону бьющего, подбрасывает мяч и бьет по нему битой. При удачном ударе (мяч попал в поле или в кон) игрок бежит (оставив биту в городе) через поле на кон. Он может там остаться до удара следующего игрока или вернуться обратно в город. Игрок, вернувшийся в город из кона, зарабатывает одно очко своей команде и право на еще один удар.
Бегущим игрокам не разрешается: касаться мяча; выходить за боковые линии поля; возвращаться в город, не побывав на кону; выбежав в поле из кона, возвращаться обратно на кон.
Если игрок отказался от перебежки или сделал неудачный удар, он переходит в пригород (зону бегущих) и после удачного удара следующего игрока тоже может бежать. Перебежка через поле может начинаться с момента удара по мячу и до момента выбрасывания мяча в город (момент замаха) игроком поля.
Команда поля(водящие) располагается в поле. Игроки имеют право выходить за пределы поля, но не могут заходить в город. Водящие стараются на лету поймать мяч после удара бьющего. Если им это удается, команды меняются местами. Ловить мяч можно только с помощью кистей рук, его необходимо унести в город, не коснувшись им игрового поля.
Если поймать мяч с лёта не удалось, водящие как можно быстрее стараются его подобрать и осалить перебегающих. Мяч можно передавать друг другу любое количество раз. Перемещаться с мячом в руках нельзя, а без мяча можно. Водящие не имеют права касаться перебегающих и мешать им совершать перебежку.
Борьба за город.Если перебегающего осалили (мячом), начинается борьба за город. В этот момент команды меняются ролями. Поэтому бывшие водящие, став игроками города, стараются быстрее убежать в город (занять его). Бывшие перебегающие, став водящими, выбегают в поле, подбирают мяч и стараются осалить убегающих в город. Если им это удается, команды опять меняются ролями. Так происходит до тех пор, пока одна из команд не убежит в город в полном составе или мяч не улетит в город (в поле его возвращать нельзя). Заняв город, вся команда располагается в зоне очередности и начинает игру в городе.
Побеждает команда, которая наберет больше очков.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Общие положения
Цель игры. Завладеть городом и совершить как можно больше перебежек через поле на кон и обратно в город, а при игре в поле — мешать с помощью мяча сделать то же самое команде-сопернице.
Команды. В игре соревнуются 2 команды по 6 игроков, одна располагается в поле, а другая — в городе (в зоне очередности). По жребию одна команда начинает игру в городе в первом периоде, а другая во втором периоде.
Время игры
Игра состоит из 2 периодов — по 10 мин. для детей 9–12 лет, по 15 мин. для детей 13 лет и старше. Перерыв между периодами 5 мин. Отсчет времени начинается с попытки первого игрока ударить по мячу или с самого удара, который выполняется с разрешения судьи. В ходе игры отсчет времени не прерывается, кроме следующих случаев: 1. Если мяч потерян и его не может найти водящая команда, а все игроки города уже пробежали (имеющие право). Отсчет времени возобновляется, когда мяч найден либо выдан другой. 2. Если кто-либо из игроков получил травму. Отсчет времени — с момента удара по мячу очередным игроком. 3. Если руководитель хочет сделать замечания по ходу встречи, которые относятся к обеим командам и способствуют лучшему пониманию игры (в играх внутри коллектива). 4. Другие непредвиденные обстоятельства, влияющие на ход встречи и на безопасность игроков (например, появление собаки на поле и т. п.).
Площадка для игры
Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.
В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.
1 – зона очередности
2 – зона бьющего
3 – зона бегущих (пригород)
Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) — 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.
Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) — 30-40 х 15-20 м, штрафная — 6–9 м.
Для игроков 9 лет (3–4 классы) — 18 x 11 м (спортзал), штрафная — дуга радиусом 6 м.
Глубина зон города и кона — 3–5 м. Ширина линий — 4–5 см.
Инвентарь и оборудование
Лапта (палка-бита) — выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) — бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) — бита № 2.
Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет — бита № 3.
Для игроков 14 лет и старше — бита № 4.
Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) — бита № 1.
Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и Æ 2,5–3 см.
В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.
В воинских подразделениях в качестве биты может использоваться малая лопата в чехле, как в зале, так и на улице.
Мяч — теннисный или подобный мяч, того же размера. Он должен быть такого цвета, который позволяет хорошо видеть его в условиях игры.
Игра проводится одним мячом. На случай его потери предусматриваются два запасных.
Флажки — 6 штук, высотой 60–100 см, 4 из них устанавливаются по углам игрового поля, а 2 — на линии города, ограничивая место бьющего.
Форма игроков
Играя на улице, команды должны иметь форму, соответствующую погодным условиям. В холодную погоду это спортивный костюм. Разрешается надевать перчатки, шапку, ветрозащитный костюм и т. п. При температуре воздуха +15 °С и выше, а также если игра проходит в спортивном зале, необходимы спортивные трусы и футболка.
Форма команд должна отличаться по цвету, на футболках должны быть номера, начиная с первого.
Судейство
Осуществляется бригадой судей из трех человек: первый и второй судьи, судья-секретарь. Иногда присутствуют еще судья-информатор и помощник секретаря (при игре в зале).
Первый судья располагается в месте пересечения боковой и штрафной линий со стороны пригорода. Он следит за соблюдением правил игры, ведет хронометраж, осуществляет наказания и принимает окончательное решение в случае возникновения спорных моментов, а также подает сигнал об окончании игры.
Второй судья находится в месте пересечения боковой линии и линии кона с противоположной стороны от первого судьи, он помогает следить за выполнением правил игры.
Судьи должны как можно меньше вмешиваться в игру, делая это при помощи свистка только в случае нарушения правил. При необходимости они используют специальные жесты.
Судья-секретарь, находясь рядом с первым судьей, ведет подсчет очков и заполняет протокол.
Помощник секретаря необходим при игре в спортивном зале в связи с частым выбиванием и сменой команд. Он подсказывает номера игроков либо самостоятельно фиксирует игру в поле (выбивание и ловлю с лёта).
Судья-информатор сообщает зрителям и игрокам сведения о счете, об игре, о командах и игроках, разъясняет решения судей.
Капитан команды
Капитан выбирается на одну игру и не может быть переизбран до ее окончания. Если он уходит, то передает свои права любому игроку команды, но, вернувшись на площадку, вновь принимает их. Капитан должен иметь отличительный знак (например, повязку на рукаве).
Он имеет право:
1. На три попытки удара в любой очередности (но не может совершать две перебежки подряд), которые может использовать сразу или в процессе игры. Заработав очко, он вновь имеет право на три попытки, независимо от того, сколько попыток перед этим использовано.
2. Устанавливать очередность ударов игроков.
3. Обращаться к судье по любому спорному вопросу.
4. Подавать протест после окончания встречи в соответствии с положением о проведении соревнований (в отсутствие тренера).
5. Проводить замену игроков (в отсутствие тренера).
6. Играть без замены при круговой смене играющих.
Замена игроков
Количество запасных игроков зависит от ранга соревнований и условий, оговоренных в положении о соревновании (как правило, два–три запасных). В нем же определяется и один из двух способов замены.
Первый — капитан команды (тренер) с разрешения судьи меняет любого игрока, находящегося в зоне очередности или в поле. Замена выполняется перед очередным ударом любого игрока. Количество замен не ограничено.
Второй — автоматически меняются друг за другом все игроки по заранее установленной очередности. Замена выполняется при переходе команды из поля в город или наоборот, в зависимости от места расположения запасных игроков (около поля или города).
Если в положении не указан способ замены, то обычно используется первый. Поскольку времени на замену не предусматривается и замена выполняется быстро, то игрок, выходящий на замену, должен приготовиться заранее.