Изучение дисциплины «Проблемы назначения наказаний» призвано способствовать повышению профессиональной культуры студентов, обеспечить изучение и усвоение ими норм Общей части УК РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, регламентирующих спорные вопросы назначения наказания.
В процессе изучения данной дисциплины необходимо уделить особое внимание практическим занятиям.
С учетом того, что преподавание дисциплины «Проблемы назначения наказаний» на факультете права и экономики Омской академии МВД России в значительной мере ориентировано на подготовку работников судебной системы, студентам необходимо дополнительно изучать практику деятельности судов различных инстанций.
Изучение курса завершается зачетом.
Рекомендации по видам занятий
По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать студентам в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются ключевые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, конспекты лекций выступают в качестве методической основы самостоятельной работы студентов, направленной на получение прочных теоретических уголовно-правовых знаний без которых невозможно успешное решение практических задач.
По самостоятельной подготовке. Непременными условиями успешного усвоения материала является глубокая проработка студентами рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.
По подготовке к семинарам. Целью семинара является углубление и закрепление знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельного изучения нормативных материалов и дополнительной уголовно-правовой литературы. Семинар проводится в форме заслушивания ответов студентов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения творческих дискуссий. В процессе выступления на семинарских занятиях студенты должны демонстрировать умение выделять основные положения уголовного закона, иллюстрировать их примерами, а также делать из теоретических положений практически значимые выводы. Эффективность данного вида занятия зависит от хорошо организованной самоподготовки студентов.
По подготовке к практическим занятиям. В ходе проведения практического занятия студенты решают задачи и выполняют тестовые задания. Цель указанной формы обучения заключается в том, чтобы сформировать определенные навыки и умения правоприменительной деятельности. Это может быть достигнуто лишь на основе хорошей проработки рекомендованных программой нормативных актов, научной и учебной литературы.
По посещению консультаций. При изучении дисциплины обучающиеся могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком.
В планах семинаров, практических занятий и самостоятельной работы используются следующие сокращения:
г. – год;
гг. – годы;
М. – Москва;
МВД – Министерство внутренних дел;
ОмА – Омская академия;
п. – пункт;
пп. – пункты;
под ред. – под редакцией;
ред. – редакция;
РФ – Российская Федерация;
СПС «КонсультантПлюс» – справочно-правовая система «Консультант-Плюс»;
ст. – статья;
ст. ст. – статьи;
Т. – том;
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации;
УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
ч. – часть;
экз. – экземпляр.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие наказания, его цели. Система и виды наказаний
Практическое занятие 2 часа (для студентов со сроком обучения 5 лет)
Содержание заданий, подлежащих выполнению
Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах с 1 по 15[1].
Задание 2. На основе решения задач рассмотреть следующие учебные вопросы:
– понятие, сущность и признаки наказания;
– соотношение наказания и уголовной ответственности;
– цели наказания;
– понятие, содержание и значение системы наказаний;