Почва- представляет собой природное тело, которое входит в состав биосферы.
Почва- называется верхний слой земной коры, который формируется в результате естественных почвообразовательных процессах и отличается от других природных тел особыми свойствами.
Почва- является результатом взаимодействия живой и не живой природы.
Плодородие- способность почв обеспечивать растения микроорганизмы, необходимыми факторами и условиями для их жизнидеятельности.
Виды плодородия почв:
1)естественное(потенциальное) формируется в результате естественных почвообразовательных процессов и еще труд человека.
2)искусственное за счет деятельности человека.
3)экономическое(эффективное) определяется продуктивностью, урожайностью агроценозов, возделывание с/х культур.
Плодородие естественных и искусственных видов:
1)запас гумуса
2)NPK микроэлементы
3)агрофизические свойства
4)физико-химические свойства
5)механический состав солей
6)концентрация токсичных солей
Основной целью почвоведения является изучение свойств почв, разработка рекомендации, мероприятий направленных на оптимизацию свойств которые ограничивают урожайность с/х культур.
ВЗАимосвязь почвоведения с другими науками
Почвоведение использует знания многих дисциплин: химии, физики, ботаники, физиологии растений, микробиологии, геологии, метеорологии. Кроме того в расмотрении свойств почв, протекающих в них абиотических и биологических процессов имеется своя специфика.
Почвоведение является научной основой для важнейших агрономических дисциплин – агрохимии, земледелия, сельскохозяйственной мелиорации, растениеводства, овощеводства и плодоводства. Знания по почвоведению необходимы и для решения экологических проблем.
СИСТЕМА методов исследования в почвоведении
Методы исследования:
1) профильный
– сравнение составов верхних и нижних слоев почвы
- направление почвообразовательных процессов (аккумуляции, миграции различных химических элементов)
3) моделирование – изучение изменений свойств почв в результате искусственного создания фактора почвообразования в лабораторных условиях.
4) картографический – выявление закономерностей распространения почв на основании составленных почвенных карт для определенных территорий.
Особенность почвы,иерархические ее уровни строения
Особенность почвы:
1) существуют реально
2) имеет обьем и границы
3) обладает определенными, непостоянными свойствами:
- химический состав
- физические свойства
- водные и воздушные режимы
4) имеет определенные уровни строения иерархия:
1 атомный уровень
2молекула
3 механических элементов
4структуры
5 почвенный горизонт
6 почвенный профиль
7 почвенный покров(участок территории занятый одним типом почв называется элементарным почвенным ареалом ЭПА)
8 территория занятая несколькими типами почв- почвенная комбинация.
5)в отличие от других природных тел почва обладает определенной особенностью- плодородием.
Основные этапы развития почвоведения в Зап.Европе
На рубеже XVIII и XIX столетий появилась теория гумусового питания растений немецкого ученого Тэера.Он писал:»Перегной есть большая или меньшая составная часть почвы, и плодородие ее, в сущности, совершенно зависит от перегноя, ибо после воды он – единственное, что доставаляет пищу растениям».В результате исследований Берцелиуса, Шпренгеля, Мульдера выполненных в течение первых трех десятилетий XIX в. было установлено существование особых перегнойных веществ и изучен их состав.Эти работы имели большое значение для развития почвоведения.
В 1840 г. вышла книга Юстуса Либиха «Химия в приложении к земледелию и физиологии», который считал, что растения берут из почвы только минеральные вещества.Теория Либиха явилась толчком к возникновению агрикультур химии, которая представляет собой учение об удобрении в его начальной форме или агрохимию.В то же время Либих рассматривал почву не как природное образование, а лишь как массу для смешивания с удобрением, вне связи с процессом ее возникновения и развития.Кроме работ Тэера и Либиха следует отметить также работы М.Э.Вольни, Г.Дэви, М.Г.Павлова, Ж.Б.Буссенго сформулировавших основные принципы агрикультурхимии.
Второе научное направление этого периода агрогеологическое: почву стали изучать геологи,главным образом немецкие(Фаллу,Рихтгофен).Агрогеологи рассматривали почву как геологическое образование, как рыхлую горную породу, возникшую в процессе выветривания плотных горных пород.
Совершенно иначе развивалось почвоведение в России.Уже в XVIII столетии и в первой половине XIX столетии,начиная с Ломоносова делались попытки разобраться в вопросах происхождения почв и понять их природу.А во второй половине XIX в. появились первые почвенные карты Европейской России.