К этим упражнениям относится «парадоксальная гимнастика» А.Стрельниковой. Она неоднократно описана во многих работах, посвященных проблемам дыхания. Поэтому мы не будем подробно описывать все упражнения из этой гимнастики, но обратим особое внимание на некоторые необходимые особенности ее выполнения, не всегда учитываемые приверженцами «парадоксальной гимнастики». Следствием неточности выполнения упражнений, которые нам предлагает А. Стрельникова, является то, что они не всегда результативны, а иногда и не полезны.
Внимание в этих упражнениях акцентируется исключительно на вдохах, которые должны быть короткими, как уколы, активными и чем естественнее, тем лучше. Думать нужно только о вдохе: «Гарью пахнет! Тревога!» и резко, шумно нюхать воздух.
Выдох является результатом вдоха. Не следует мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно, но лучше ртом, чем носом. Следить нужно только за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением, а выдох был бесшумным.
Не следует загонять себя в очень быстрый ритм. Нужно помнить, что в целях обучения речи, скорость выполнения упражнений не важна.
Сама А.Стрельникова предлагала быструю ритмическую структуру для своих упражнений. Но этот ритм объяснялся тем, что она преследовала, по большей части, оздоровительные цели. Или же работала с профессионалами. Мы предпочитаем производить движения в среднем темпе, удобном для выполнения.
Выполняя упражнения нужно знать, что все они делаются на «мягких ногах». То есть нельзя выполнять их с неподвижными ногами в коленных суставах.
Делая упражнения обязательно считать про себя, так как во время мысленного проговаривания работают голосовые складки.
Начинать нужно с 16 вдохов на каждом движении, постепенно увеличивать до 96. При желании можно делать больше вдохов.
Норма урока может доходить до 1000 – 1200 вдохов.
Мы рекомендуем делать следующие упражнения из «парадоксальной гимнастики».
«ладошки» вдох – сжимание ладоней в кулаки;
на каждый вдох – повороты головы вправо, влево;
«ушки» – на вдохах попеременно наклонять голову ухом к плечу;
«малый маятник» – вдохи производить при движении головой вниз и вверх;
«кошка» – на вдохе переносить центр тяжести с одной ноги на другую, имитируя движения кошки;
«насос» – вдох в крайней точке наклона при движении, имитирующем закачивание насосом автомобильной шины;
«обними плечи» – на вдохе, приседая, обнимаем свои плечи;
«большой маятник» – вдохи в верхней позиции, аналогичные упражнению «обними плечи» и в нижней позиции, аналогичные движениям в упражнении «насос».
Изучая дыхательные дисциплины, мы пришли к выводу, что совершенно необходимо во время тренинга чередовать упражнения с «теплым»и «холодным»выдохом.
«Холодный» выдох активизирует движение диафрагмы, «теплый» – мышцы брюшного пресса, косые мышцы живота и, что важнее всего, прогревает голосовые связки, подготавливая тем самым их к звучанию.
«Цветок» («холодный» выдох)
Встать прямо. Выдыхая на звук «П», рисуем кончиком носа крохотный цветочек.
Выдыхая таким же образом, рисуем цветок чуть-чуть покрупнее. Шейные мышцы активизируются, выдох становится более напористым.
Теперь на выдохе рисуем носом гигантский цветок.
В упражнении принимает участие весь корпус. Выдох становится максимально активным.
«Цветок» («теплый» выдох)
Точно повторить предыдущее упражнение, заменив звук «П» на звук «ХА».
«Свеча»
Это упражнение выполняется в три этапа.
Первый этап выполнения данного упражнения мы условно назовем «упрямая свеча».
Стать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать правильный вдох и, представив свечу, ровным, длинным выдохом на звук «П» нужно удержать ее пламя в горизонтальном положении. Выдыхать нужно медленно и максимально долго.
На втором этапе выполнения упражнения «свеча», нужно медленно задуть свечу, имитируя произнесение звука «П». Второе упражнение отличается от первого скоростью выдоха.
Третий этап – «погашу свечу». Быстрым, резким выдохом задуть свечу.
Каждое упражнение нужно повторить 4-6 раз.
«Львенок греется»
Стоя прямо, ноги на ширине плеч, делаем полный вдох. Горячим выдохом, беззвучно произнося звук «ХА», прогреваем поочередно сначала внешние стороны ладоней, затем – тыльные.
Потом отводим локти в стороны и поочередно прогреваем их, пытаясь дотянуться до них горячим дыханием.
Затем поочередно выдыхаем то на правое, то на левое плечо. Стараемся при этом скорее дотянуться губами до плеча, чем подтягивать плечи ко рту.
После этого начинаем прогревать «хвост». То есть делаем полуобороты корпусом назад, слегка приседаем и по мере выдоха выпрямляем ноги в коленях. Делаем эти повороты и в одну и в другую сторону.
Наклоняем голову вперед и выдыхаем в область груди.
Расслабляем поясничные мышцы, наклоняемся вперед и прогреваем выдохом живот.
Наклоняемся еще ниже и греем поочередно колени.
И наконец, максимально тянемся выдохом к стопам, при этом оставляя прямыми ноги.
Каждый участок тела (кисти, локти, плечи и т.д.) прогреваем по два раза.
«Дом»
Упражнение выполняется в парах. Студенты садятся на пол по двое, друг напротив друга и начинают теплым дыханием строить воображаемый дом. Например, первый студент поставил фундамент – выдох, второй положил нижний слой кирпичей – выдох и т.д. Финальной точкой должно быть построение мансарды или приделывание флюгера. Студенты обязательно должны стоять с поднятыми над головой руками. Таким образом, за время упражнения тело должно пройти все позиции от сидения на полу до стояния с поднятыми руками.
Мы просим ребят очень точно представлять здание, которое они возводят, так как от стиля этого сооружения зависит качество дыхания.
Мы привели ряд упражнений, которые доступны всем при занятиях в аудиториях и дома. Эти упражнения проводятся в течение первого и второго годов обучения, постепенно переходя в голосовые упражнения уже на третьем-четвертом занятии.
Каждый звук образуется при помощи выдоха. Еще во время упражнений на фонационное дыхание нужно научиться внимательно слушать себя и различать в звуке неровности и колебания. Исправляя эти неровности, мы налаживаем работу дыхательной мускулатуры. Нужно научиться осознавать неправильность в звучании голоса и уметь объяснить причину этой неправильности. Поэтому следует научиться слушать не только себя, но и внимательно слушать своих однокурсников, смотреть на них, чтобы заметить такие ошибки, как поднятие плеч, неверно сложенные губы, мышечные зажимы и т.д.
Тренировка выдоха на согласных звуках.Первый согласный, при помощи которого тренируется выдох, – это звук «Ф». При произношении этого звука (так же, как и звука «В») нужно помнить, что верхние зубы обязательно должны быть обнажены. Это увеличивает их акустическую мощность. Нижняя губа поднята вверх, верхние зубы почти касаются нижней губы. Между губами и зубами образуется щель, через которую выходит струя выдыхаемого воздуха.
Следующий согласный, включающийся в работу при тренировке фонационного дыхания – «С». Он хорошо слышен, его ровность легко проверяется. При произношении этого звука нужно язык упирать в корни нижних зубов, губы при этом ни в коем случае не растягивать в полуулыбке. Наша задача заключается в том, чтобы звук длился долго, ровно, не уплотняясь и не ослабляясь.
При тренировке выдоха на звуках не следует произносить их громко. Если в первые же месяцы работы, еще не умея владеть голосом и дыхательной мускулатурой, мы допускаем применение громкого звучания, то получается всего лишь плохо управляемый выдох и напряженное звучание, что крайне не полезно.
Следующие звуки «Ш» и «Ж». Звучание их напоминает жужжание насекомых или низкие и негромкие звуки работающего мотора. Они звучат хорошо, если зубы крепко сжаты, а губы раскрыты и вытянуты вперед. Основание языка с двух сторон приподнимается и прижимается к коренным зубам, кончик же языка напоминает лезвие бритвы. Неточное формирование звука влечет за собой неровное, прерывистое звучание.
Звук «Р» превосходно организует выдох. Его произнесение помогает освобождению мускулов языка, это очень важно при тренировке фонационного выдоха. При произнесении этого звука зубы слегка разжаты. На первом этапе работы можно позволить раскрывать губы в полуулыбке, затем ее нужно убрать.
Освоив звук «Р», можно переходить к сонорным. Мы в тренировке дыхания предпочитаем звук «Л». Он формируется при участии кончика языка, который упирается в передние зубы. Воздушная струя при произнесении этого звука непосредственно попадает в верхние резонаторы. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы гортани были свободны, и звучащая струя воздуха направлялась вперед. Если звук идет правильно, то губы и кончик языка ощущают легкое дрожание.
Главным показателем правильного выдоха является ровность звучания и его свобода, не может быть хорошего выдоха при резкой, толчкообразной или зажатой подаче звука. Нужно стремиться к тому, чтобы линия звучания была, как ровная доска, которую мы обрезаем в нужных местах. Длина наших звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры. Ровности же нужно добиваться с самых первых уроков.
Освоив звучание с изолированными согласными звуками, можно подключать к тренировке фонационного дыхания гласные звуки.
Гласные звукисоздают мелодику речи и при правильной их организации содействуют звучности голоса. Каждый гласный отдельно, а также в сочетании с согласными, имеет свое индивидуальное звучание, каждый из них требует своей артикуляции, акустических приспособлений, выравнивания звучания. Общим для произношения всех гласных звуков должна быть форма рта, которую необходимо всегда сохранять. Рот при произнесении гласных звуков должен открываться всегда вертикально, углы рта должны быть крепкими.
Целесообразно обратить внимание на ритмическую структуру речеголосового процесса. «Ритм (греч. rhуthmos) – движение, такт, rhein – течь или erуein – тянуть. Первоначально, по определению античных теоретиков искусства от Платона до Августина, членение времени или пространства.
Пытаясь объяснить суть этого универсального явления, проявляющегося всюду – и в окружающей нас природе, и в физиологии человека, и в искусстве, – чаще всего и прежде всего категорию ритма объединяют с категорией упорядочности, то есть с упорядоченным повторением каких-то одних и тех же явлений, частей или долей…
Человеческий организм – сложнейшая система ритмических колебаний… Нарушение ритма отдельных физиологических функций организма разрушает правильное взаимодействие его частей.
Важнейшей ритмической единицею является дыхательное движение. Ритм сменяющих друг друга вдохов и выдохов, окисляющих кровь, мозг, – важнейшее условие «естественной устойчивости развития» человеческого организма. Несовершенство и неритмичность дыхания приводят к нарушению работы связанных с ним систем и, в частности, к несовершенству развития и даже болезням голосоречевого аппарата.
Дыхательная опора звука – это такой физиологический эффект, при котором мышца вдоха – диафрагма – находится в тоническом напряжении на протяжении всего речевого такта. Речевые такты в речи строятся прихотливо, а в обыденной жизни человек, сам того не подозревая, вынужден подчинять ритм своей речи возможностям своего дыхания. В художественном тексте и в драматическом диалоге смысловая и фонетическая насыщенность текста, богатство и разнообразие его ритмической структуры иногда требуют от актера виртуозного владения дыхательным ритмом. Выработать профессиональное фонационное дыхание – значит научить его справляться с любыми сложностями, неукоснительно выполняя свою задачу. И мышца вдоха – диафрагма – должна автоматически и, по сути, мгновенно возвращаться в тонус, успевая «обслужить» работу и по физиологическому газообмену, и по обеспечению скоростей и ритма речи.
Главное и необходимое – слышать, ощущать, выделять дыхание ритма в любом тексте, поскольку всякий текст имеет свое дыхание, то есть свою ритмическую структуру, вне освоения которой он превращается в груду, очередь слов, и никакое осмысление не поможет до конца разгадать его тайну.
Тайна ритма в звучащем тексте – это тайна дыхания. Говорящий человек дышит ритмом произносимых слов, его организм преображается этим дыханием; исполняя роль, он ее «продышивает» собою – на основе ритмического чутья и возможностей, которые развиты в его организме.
Постепенно в организме актера появляется потребность в выделении ритма и «проигрывании» собою «музыки» текста, движения или даже молчания – того, что называется атмосферой, что наполняет воздух сцены, пространство вокруг артиста и оживает, только если он сам живет этим ритмом» [4].
ДИКЦИЯ
Как было сказано выше, искусство речи – это единый неделимый акт. «Дело в том, что в речевом акте ничего не делится. Одно не работает без другого. Дикция не работает без дыхания. Произношение осуществляется артикуляцией и поддерживается дыханием и голосом. Все это не работает без смысла и без воображения. И одновременно все это имеет коммуникативную функцию. И ничего не делится» [16].
Если при освоении разделов «Дыхание» и «Голосоведение» мы считали необходимым какую-то часть работы проводить в самодостаточности данной проблемы, ставя целью добиться результата (глубокий вдох, полное дыхание, естественные доборы воздуха, динамический и звуковысотный диапазоны, середина звучания и т.д), то позиция педагогов Театрального института им. Б.Щукина А.Бруссер и М.Осcовской о целесообразности объединения упражнений по дикции и орфоэпии, нам кажется близкой и методологически правильной.
Действительно, с момента перехода от звука к слову и тексту логично совместить все задачи, которые мы ставим перед собой и будущими актерами. Естественно, что на первом этапе знакомства студентов с дикцией и орфоэпией (а это происходит на первых же уроках) мы подробно объясняем постановку языка и губ во время звучания того или иного гласного и согласного звуков. Разумеется, мы делаем артикуляционную гимнастику и тренируем звуки на цепочках гласных и согласных. Но главное – мы обращаем внимание на постановку артикуляционного аппарата и правильность произношения в любом упражнении, где присутствует слово. Например, в разделе «Голосоведение», мы описывали упражнение «Каноны», целью которого является увеличение звуковысотного и динамического диапазонов. В описании этого упражнения мы не делали указаний по дикции и орфоэпии. На практике же мы бесконечно контролируем студентов, обращая их внимание на длительность гласных в предударных и заударных слогах (орфоэпия) и точность в произнесении каждого гласного и согласного звука (дикция).
Тем не менее, в теоретической работе целесообразно подробнее остановиться на каждом разделе.
Зная, что в речевом процессе огромную роль играет фонационное дыхание и хорошо проработанный (сильный, объемный, глубокий, обертонально богатый, пластичный) голос, мы все же не можем не согласиться с мыслью великого французского актера Коклена-старшего, что «дикция – вежливость актера».
Для того, чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и красивым в звучании. Мы часто сравниваем речь с красивым ожерельем, в котором все драгоценные камушки должны быть филигранно обработаны. Только в таком случае ожерелье имеет истинную ценность.
Важно помнить, что каждый звук, кроме эстетической нагрузки, отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произнесением звуков без искажений мы занимаемся тщательно и упорно.
«Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т.п.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи» [17].
Этот раздел невозможен без огромной самостоятельной работы. Если нам не удастся увлечь студентов красотой правильно произносимых звуков, если они не заразятся от нас азартом этой увлекательнейшей игры, то результат будет недостижим.
Для начала нужно объяснить им, что хорошая дикция зависит от правильной артикуляции.
Артикуляция – это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука. К этим органам относятся активные «артикуляторы», о которых мы говорили выше – челюсти, язык и губы, и пассивные: альвеолы (бугорки над верхними зубами), твердое и мягкое небо.
Существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Самый распространенный недостаток – это вялая, неразборчивая речь. В бытовой жизни такую речь можно воспринять как неуважение к собеседнику. Для актера такая речь – прямое указание на его профессиональную непригодность.
Естественно, мы не будем рассматривать проблемы органических нарушений дикции. Интересуют нас лишь функциональные нарушения неорганического происхождения. Такие, как вялая артикуляция, то есть плохая подвижность челюсти, языка, губ. Как следствие невнятной артикуляции – искажение звуков, то есть неправильное выговаривание, к которому относятся следующие типичные дикционные нарушения:
сигматизм (неверное произнесение свистящих С – СЬ, З – ЗЬ, Ц и шипящих Ш, Ж, Щ,Ч согласных звуков);
ротацизм (неверное произнесение звуков Р – РЬ);
ламбдацизм (недостатки произнесения Л и ЛЬ);
тсякание (звук ТЬ);
дзякание (звук ДЬ);
отсутствие звуков, то есть выпадение звуков в начале, середине или конце слова. Например: слово играет произносится …грает, иг…ает или играе…;
замена звука, то есть один звук заменяется другим. Чаще всего заменяются звуки Л – В. Например: колокол произносится как ковокол и т.п.;
неполное произношение сложных звукосочетаний – компрессия слова. Например: «народ» вместо наоборот, «поминать» вместо вспоминать, «презент» вместо президент».
Началом занятий по дикции, конечно же, является артикуляционная гимнастика, к которой мы относим тренировку подвижности нижней челюсти, губ и языка (см. Приложение, стр.122).
После активной артикуляционной гимнастики целесообразно перейти к упражнениям, направленным на исправление дикционных недостатков.
Сначала мы просим студентов несколько раз произнести звук, проследив при этом, какое положение занимают язык и губы.
Затем подробно объясняем им, какое положение языка и губ считается правильным при произнесении данного звука.
Теперь мы пробуем правильно произнести звук.
Очень важно научиться правильно произносить звуки русской речи сначала в отдельной позиции (в первую очередь это касается дефектных звуков) и лишь затем вводить их в речевой поток.
В данной работе мы не будем подробно описывать артикуляцию отдельных сложных звуков. Обратим внимание только на некоторые аспекты в работе над дикцией, которые считаем принципиальными или отличными от тех, с которыми сталкивались в различных речевых школах.