Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экологическая философия: выдумка или реальность?



Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме, и исторически она есть первая отрасль куль­туры, которая осознала рациональный характер человеческой куль­туры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как сред­ством.

Относительно роли философии в решении экологической про­блемы высказывались различные взгляды, вплоть до отрицания этой роли, поскольку-де данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин того, что экологическая проблема не ре­шена, заключается в недостаточности внимания к ее философ­ским аспектам. В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуа­ции, просто надо не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждение, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлага­ется название экософии вместо философии).

Однако философия важна для экологической проблемы не толь­ко потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной струк­туры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающе­го в современном естествознании стремления к строго объектив-

ному знанию и превалирующей в современном искусстве тенден­ции к выражению преимущественно субъективных переживаний автора.

Важность философского анализа экологической проблемы оп­ределяется и тем, что философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей пу­тем исследования противоречий между сознанием и материей, духом и телом и в самом духе, а именно, что эти противоречия, отягощенные социальными и гносеологическими причинами, способствовали обострению противоречий между человеком и природой в эпоху НТР. Главные экологические трудности опреде­ляются характером современного производства и, в более общем плане, стилем жизни. Производство, в свою очередь, зависит от социально-политических особенностей общества и развития на­уки и техники, влияя на них по принципу обратной связи. Соци­альный же строй и развитие науки и техники определяются до некоторой степени философским климатом эпохи, в частности способом решения философских проблем соотношения индиви­дуальных и общественных целей, рационального и чувственного компонентов познания и т. п. Хотя преодоление экологического кризиса — вопрос практики, необходимо предварительное изме­нение концептуального аппарата, и в этом процессе философия должна сыграть главную роль. Философия помогает экологической переориентации современной науки, влияет на социально-поли­тические решения в экологической области и способствует цен­ностной модификации общественного сознания.

В тот период, когда философия только сформировалась и пре­тендовала на замену в полном объеме целостно-культурных функ­ций, которые выполняла мифология, ее экологическая роль была, скорее, позитивной. В числе предшественников в экологической философии можно назвать пифагорейцев, которые были вегета­рианцами и соблюдали «запрет уничтожать любое живое суще­ство и множество ограничений, чтобы не совершить никакого насилия и сохранить помыслы человека чистыми»1. Прекрасно выразил объединительную роль природы Платон. «Он первый дал определение прекрасного: в него входит и похвальное, и разум­ное, и полезное, и уместное, и пригожее, а объединяет их согла­сие с природой и следование природе»2. В свою очередь, по Цице­рону, «всякий, желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание и его управление»3. Древнегре­ческие философы понимали, что потребности людей могут расти

1 Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. - М., 1977. - С. 48.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. —
С. 172.

3 Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В. В. Соколов. — Т. 1. — С. 497.

бесконечно, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Поэтому они считали мудрым ограничение потребностей. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам»1. Эту начатую Сократом линию продолжили киники. Услышав, как кто-то воз­разил, что высшее благо иметь все, чего желаешь, древнегрече­ский философ Менедем возразил: «Нет, гораздо выше желать того, что тебе и вправду нужно»2. И противники киников — киренаики считали, что «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчинясь им»3.

«Преимущество мудреца не столько в выборе благ, сколько в избежании зол», — заключали последователи древнегреческого философа Гегесия4. Последнюю точку в этом поставил Эпикур классификацией желаний на естественные необходимые, есте­ственные не необходимые и неестественные.

В Средние века экологическое значение философии не выхо­дило за рамки христианского отношения к природе, и только в эпоху Возрождения философия попыталась вновь выйти на пер­вые роли и стать самостоятельной отраслью общественного со­знания.

Было ли направление господства над природой единственным в Новое время? Нет. Ему противостояли пессимизм Паскаля с его оригинальным взглядом на взаимоотношения человека и приро­ды: «Заслуга человека при его невинности состояла в пользова­нии тварями и господстве над ними, а теперь она состоит в отде­лении от них и подчинении себя им»5 — и позиция немецких и американских романтиков XIX в. Но не эта позиция оказалась гла­венствующей, и поэтому можно сказать, что в определенной мере современный экологический кризис — результат преимуществен­ной ориентации новоевропейского мышления на господство над природой.

Представитель франкфуртской школы «негативной диалекти­ки» Т.Адорно писал в «Диалектике Просвещения», что с перехо­дом мифа в знание, а природы в чистую объективность люди пла­тят за возрастание своего могущества отчуждением от того, на чем они это могущество осуществляют, — от природы.

У экологической философии две задачи — решение экологи­ческой проблемы и возвращение к целостному бытию. Основной ее принцип — принцип гармонии человека и природы. В истории культуры много сказано о гармонии в природе — от представле-

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. —
С. 111-112.

2 Там же. — С. 147.

3 Там же. - С. 127.

4 Там же.-С. 134.

5 Паскаль Б. Мысли. — С. 211.

ния о природе как «организованном целом», «гармонии сфер» вДревней Греции до понимания ее современным искусством и нау­кой. «Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе», — эти слова Ф.И.Тютчева создатель учения о биосфере В.И.Вер­надский совсем не случайно взял в качестве эпиграфа первого очерка — «Биосфера»1. Гармония человека с природой обсужда­лась в античности как гармония между макрокосмом — Вселен­ной и микрокосмом — Человеком. Гармония понимается не толь­ко в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что нахо­дится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перего­родка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки, мож­но решить экологическую проблему — проблему встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе сторо­ны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие фи­лософы понимали космос, а современные экологи понимают сферу взаимодействия человека с окружающей средой.

Философский вывод отсюда: опасно слишком отдаляться от природы и превозноситься над ней. Это разрушает целое, и тре­щина проходит не только в природе, но и в человеке, беспокоя его сердце.

Символ гармонии человека с природой — мифический сфинкс. Решая экологическую проблему вместе с другими отраслями куль­туры, философия преображается сама. Рациональные учения склон­ны ставить человека выше других существ, поэтому синтез фило­софии с менее рационализованными направлениями культуры может иметь позитивный экологический смысл.

Чтобы решить экологическую проблему, потребуется перейти от потребительского к альтернативному типу'цивилизации, бази­рующейся на самоограничении, которое, чтобы быть действен­ным, должно основываться не на принуждении, а на сознатель­ном волеизъявлении. Экологический гуманизм присутствует здесь в форме чувства ответственности человека за состояние природ­ной среды и развитие творческих сторон натуры, которые делают человека более человечным и полноценным.

Контрольные вопросы

1. Что такое глобальные проблемы современности?

2. Что имеют в виду, когда говорят об экологии?

3. Как соотносятся понятия «природа» и «среда»?

4. Как соотносятся экологическая проблема и проблема взаимоотно­шения человека и природы?

1 Вернадский В.И. Избр. соч.: В 5 т. - М., 1960. - Т. 5. — С. 24.

 

5. Что такое глобальный экологический кризис?

6. В чем его причины?

7. Каковы его основные особенности?

8. В чем разница между реальными и потенциальными экологически­ми последствиями НТР?

9. Что писали о взаимодействии человека с природой философы древ­ности, Средних веков, Нового времени?

10. Каковы важнейшие аспекты гармонизации взаимоотношений че­ловека и природы?

Рекомендуемая литература

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Ва­силенко, В.Е.Ермолаева. — М., 1990.

Горелов А.А. Социальная экология. — М., 1998.

Методологические аспекты исследования биосферы / Под ред. И. Б. Но-вак. - М., 1975.

Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. — М., 1986.

Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1975.

Реймерс А.Ф. Экология. — М., 1992.

Тоффлер А. Футурошок. — СПб., 1997.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.