Изучение жестики на основе языка слов будет проходить успешно при соблюдении данного методического руководства, рекомендованного с учетом общей методики
обучения языку и специфики занятий по жестовой коммуникации.
Общие положения. Жестика, как и любая знаковая система, требует большой, серьезной и постоянной работы. Заниматься изучением речевых жестов следует систематически, выделив для этой цели определенное время, не менее 2-3 дней в неделю по 1,5-2 часа. Учебный
материал должен быть строго дозирован с учетом инди-
видуальных возможностей: подвижности кисти руки,
развития зрительной памяти, наличия языковых навы-
ков, а также конкретных условий: формы обучения (под
руководством преподавателя или самостоятельно), рече-
вой среды, организации практики и т. д. К новому мате-
риалу следует переходить только после усвоения прой-
денного, постоянно закреплять и повторять знакомые же-
сты в разговорно-обиходной речи. Самое большое вни-
мание необходимо уделять непосредственному общению
с неслышащими, в процессе которого формируется уме-
ние не только переводить словесную речь на жестику, но
и понимать мимику.
Конкретные рекомендации. Ручная коммуникация —
дактильный знак и речевой жест—воспринимается зри-
тельно, поэтому основным принципом обучения долж-
на стать наглядность. Наглядный характер обучения обес-
будет способствовать продуктивности занятий, создаст
условия для прочности и действенности знаний.
В настоящем учебном пособии принцип наглядности
реализован иллюстративной подачей всего лексического
материала. Дактильные знаки и речевые жесты для правильного их запоминания, образного дактильно-жестового перевода и повторения показаны в рисунках. Штриховые линии рисунка обозначают начало жеста, стрелки
движение руки (рук), сплошные линии — окончание жеста.
При групповом обучении речевой материал преподаватель демонстрирует, а иллюстрации используются для его закрепления и выполнения домашних заданий.
При самостоятельных занятиях вначале внимельно рассматриваются рисунки дактильных знаков, речевых жестов, точно воспроизводятся положение руки, конфигурация жеста, движение, обозначенное стрелкой, затем жесты отрабатываются в различных сочетаниях в указанных упражнениях и, наконец, повторяются во фразах по рисункам.
При рассмотрении каждого дактильного знака или речевого жеста для лучшего запоминания весьма полезно найти сходство их рисунка с изображенным предметом, действием.
Изучению жестики предшествует знакомство с дактилологией, так как пальцевая азбука быстро усваивается и дает возможность уже после нескольких занятий ис-
пользовать ее в разговорной практике для свободного общения с неслышащими.
Вначале выполняются упражнения на развитие кисти руки, затем по группам прорабатываются дактильные знаки, далее по образцам дактилируются слова и фразы.
После усвоения всего дактильного алфавита с целью автоматизации, точности и скорости дактилирования упражнения с применением пальцевой азбуки продолжаются в курсе жестики, что обеспечивает также развитие навыков дактильно-жестового перевода.
При использовании пальцевой азбуки следует руководствоваться правилами дактилирования.
Вслед за дактилологией и в сочетании с ней дается материал и упражнения на знаки чисел. Затем для изучения основ жестики в учебное пособие включен, как указывалось выше, минимальный объем речевых жестов — 600 знаков, наиболее простых и часто встречающихся в разговорно-обиходной речи. Они сгруппированы по темам: «Человек», «Семья», «Школа», «Работа» и т. д. В каждом разделе даются жесты, обозначающие предмет, действие, качество — это поможет активизации жестового словаря.
Речевой жест следует показывать правильно, четко, выразительно, повторять несколько раз, после усвоения употребить в различных сочетаниях, фразах, разговорах, образцы которых приводятся в конце каждой темы.
Словарь-разговорник не может быть освоен без речевой практики, поэтому изучать жестику лучше с собеседником или коллективно. Формы занятий при этом
самые различные:
— показ и узнавание речевых жестов,
— беседа путем вопросов и ответов,
— разговор на заданную тему,
— перевод словесного рассказа на жестику,
— перевод жестики устной речью и т. д.
Учебное пособие содержит около 600 жестовых знаков. Значительную помощь обучающимся могут принести упражнения по переводу на жестовый язык небольших текстов, вначале самостоятельно составленных по пройденному материалу, а затем избирательно из пособия: Гейльман И. Ф. Сборник упражнений и текстов дляперевода дактилологией и мимикой. Л., 1975.
Но самой лучшей практикой по жесто-мимической
речи, естественно, служат беседы с неслышащими, без
помощи которых нельзя проверить, а затем и усовершен-
ствовать свои знания по ручной коммуникации. Начи-
нать практику необходимо с первых дней занятий, по-
скольку жестика, как и язык слов, формируется в непос-
редственном речевом общении, которого так ждут наши
неслышащие друзья.
Ручная азбука (дактилология) — знаковая система,
применяемая в общении с неслышащими. Эта специфи-
ческая коммуникация воспринимается зрительно и вос-
производится движением кисти руки: пальцы как бы
изображают букву, повторяют ее начертание.
В русской ручной азбуке столько дактильных знаков,
сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактиль-
ный знак (дактилема) обозначает букву (графему). За-
поминать дактильные знаки следует по принципу их по-
добия с буквами, например, г, л, о или сходства с буква-
ми — и, к, ф. Усвоение дактильных знаков облегчается
тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют об-
щую конфигурацию, а различаются лишь по дополни-
тельным признакам: направлению пальцев, движению
кисти руки.
Дактильные знаки набираются в слове и принимают-
ся как буквенный текст. Таким образом дактильная речь
яаляется формой словесной речи.
По своей основе дактильная речь сходна с письмен-
ной, по своей функции — с устной речью.
Общение посредством дактилирования требует соблю-
дения определенных правил.
Правила дактилирования
1. Дактилируют в соответствии с нормами правописа-
ния (правилами орфографии).
2. Дактильная речь сопровождается артикуляцией
(проговариванием сообщения).
3. Дактильные знаки показывают точно и четко.
4. Дактилирование ведут плавно и слитно.
5. Дактилируемые слова разделяются паузой, фразы
— остановкой.
6. Дактилировать общепринято правой рукой.
7. При дактилировании рука согнута в локте, кисть
руки находится на уровне плеча, слегка вынесена вперед
и обращена ладонью от себя, к собеседнику.
8. Дактилирующая кисть руки сдвигается влево.
9. В случае ошибки или непонимания повторно дак-
тилируется все слово.
10. Дактилирующий смотрит на собеседника.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.
Упражнения.
1. Правую руку согните, кисть поставьте перед собой на уровне
плеча, ладонью от себя. Несколько раз согните и распрямите пальцы.
2. Сложите кисть руки в кулак. Посмотрите, как обозначается
буква А.
3. Выпрямите все пальцы. Посмотрите, какая буква обозначается
прямой кистью руки.
4. Кисть руки, сжатую в кулак, медленно раскройте. Покажите
знаки А-Е(Ё)-С—В.
5. Продактилируйте знаки А—Е(Ё)—С—В в обратном порядке
В, С, (Ё)Е, А.
6. Раздвиньте кончики пальцев, свободно двигайте их, сперва по
одному, затем одновременно.
7. К кончику большого пальца поочередно прикасайте кончики
других пальцев: указательного (О), среднего (Р), безымянного (Н),
мизинца (Ш). Покажите дактильные знаки О—Р—Н—Ш—Щ. Про-
дактилируйте еще раз эти знаки, но в обратном порядке: Щ—Ш—
1242 год, Куликовской битвы — 1380 год, сражения под
Бородино — 1812 год.
59. Покажите.
Планете Земля около 5 миллиардов лет.
Первый город (Иерихон) люди построили 10 тысяч лет
назад.
Первые школы были открыты в Египте, а первые хо-
рошие дороги сделаны в Риме.
Первая печатная книга появилась более 500 лет на-
зад.
60. Покажите дактильно.
Кого и почему называют отцом космонавтики?
Кто и когда совершил первый полет в Космос?
Кто впервые высадился на Луне?
С какой скоростью летают спутники? Для чего они
нужны?
Самый быстрый пассажирский самолет обладает ско-
ростью 2300 км в час.
Самая большая скорость реактивного автомобиля
более 1000 км в час.
Задания.
1. Повторите знаки чисел первого и второго десятков, знаки
обозначения сотен, тысяч, миллионов, миллиардов.
2. Подберите примеры с употреблением дробей, процентов и
именованных чисел.
3. При переводе текстов и в диалогах постоянно используйте
цифровой материал.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ
люди
ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ
Покажите ипереведите
Упражнения.
61. Покажите жесты.
Приветствую. Здравствуйте. Пожалуйста. Спасибо. Я. Вы. Мой. Вместе. Да. Нет. Знать. Не знать. Смотреть. Учить. Хорошо. Книга.
62. Скажите.
Здравствуйте. Меня зовут ... . Я хочу с Вами познакомиться. Научите меня жестике. Я буду учиться хорошо.
63. Спросите.
Как Вас зовут? Вы меня не знаете? Можно с Вами познакомиться? Вы хотите учить жестику?
64. Покажите жесты.
Человек. Люди. Мужчина. Женщина. Мальчик. Де-вочка. Дети. Ребенок. Товарищ. Подруга.
65. Скажите.
Человек идет. Женщина сидит. Мужчина стоит. Мальчик и девочка спят. Большой ребенок. Маленькие дети. Мужчина и женщина познакомились. Дети учатся хорошо. Мальчика зовут Володя, а девочку — Катя.
66. Спросите и скажите.
— Можно посмотреть Вашу книгу?
— Пожалуйста. Это хорошая книга.
— Вы знакомы с этим человеком?
— Нет, я его не знаю.
-— Это мой товарищ. Мы вместе учились в ЛГУ.
— Кто эта женщина?
— Это моя подруга. Познакомьтесь, пожалуйста. Ее зовут Марина.
— Это Ваши дети?
— Как их зовут?
— Максим и Денис.
— А у меня две девочки. Люде 7 лет, а Оле — 5.
67.Переведите.
Это Маша. Маше 6 лет. Она маленькая, но знает дактилологию.
Задание.
Запишите всежесты, которые Выизучили. Повторите их. Составьте из них несколько фраз.Переведите фразы нажестику.
Новая школа. Светлый класс. Хорошая ручка. Отличный портфель. Девочка говорит правильно. Учитель слушает внимательно.
82.Спросите.
Где учится Ваша дочь? В каком классе? Как она учится? Как читает? Как пишет?
Где дежурный? Куда он пошел? Кто считает? Кто рисует?
83. Спросите и скажите.
— Кем Вы работаете?
— Учительницей, во 2-ом классе.
— В какой школе?
— В школе для глухих детей.
— Дети хорошо учатся?
— Да. Правильно говорят. Отлично читают и пишут.
— А как они живут?
— Дружно. Любят школу.
84. Переведите.
Учительница идет в класс. «Здравствуйте, Мария Петровна», — говорят дети. «Здравствуйте, —отвечает она и спрашивает, — кто сегодня дежурный?» Из-за парты встает маленькая девочка. «Вера, пожалуйста, возьми книгу. Будем читать».
Мать пришла в школу. Она увидела учителя и спросила: « Как учится мой сын?» «Виктор занимается хорошо, любит рисовать», — ответил учитель.
1 сентября Саша пошел в школу. В первый класс. Он попросил бабушку: «Идем вместе». «Хорошо, — сказала бабушка. — Но где твой портфель?» «Есть, есть,— ответил Саша. — И тетрадь, и ручка, и книги». « А как зовут твою учительницу?» «Не знаю», — ответил Саша. «Это новая школа. Пожалуйста, будь внимательным. Прошу тебя».
Задание.
Запишите жесты по теме: «Школа». Повторите эти жесты. Составьте изних 10 фраз ипереведите.
Старый мастер. Молодой рабочий. Новый завод. Большой план. Интересная книга. Лучший мастер. Отличная швея. Дружная рабочая семья.
87. Спросите.
Вы работаете на заводе? Кем Вы работаете? Как выполняете план? С кем соревнуетесь?
88. Спросите и скажите.
— Вы слышите?
— Нет.
— Кем работаете?
— Токарем.
— Как Вы говорите с мастером?
— Старый мастер хорошо знает дактилологию.
89. Переведите диалог.
— Где Вы работаете?
— В ПТУ.
— Кем?
— Преподавателем.
— А какие профессии изучает ваша молодежь?
— Слесаря и токаря.
— Учащиеся бывают на заводе?
— Да, вместе с мастерами.
90. Переведите текст.
Школу, где учится Андрей, сын моего товарища, помогал строить завод. Учащиеся были на этом заводе, смотрели, как делают ЭВМ. Андрей сказал, что после окончания школы хочет работать токарем.
На УПП — 400 рабочих, ИТР и служащих. Из них больше 70% — молодежь. Работают молодые люди отлично, выполняют план строительства, соревнуются за звание «Лучший по професси».
Задание.
Запишите жесты по теме: «Работа». Составьте из нихнебольшой текст ипереведите нажестику. Повторите пройденные темы: «Дом», «Школа».
Когда Вы были в отпуске? Где Вы отдыхали? Что де-лали в клубе? С кем ходили в театр? Что смотрели по телевизору? Кто научил Вас танцевать? Откуда у Вас эта книга?Куда Вы хотите идти, в кино?
94.Спросите и скажите.
— Люся, ты будешь в клубе?
— Нет, я иду в школу.
— А твоя подруга Лиза?
- Она хочет пойти в театр вместе с Мишей.
95.Переведите.
- Я была в отпуске в Геленджике. Встретилась с дру- зьями, познакомилась с интересными людьми. Мы хо рошо отдыхали: занимались спортом, играли в шахма- ты. много читали, танцевали, пели.
- А я не был в доме отдыха. Помогал родителям ре монтировать квартиру.
96.Расскажите.
Что Вы делали в отпуске. Где побывали: в клубе, в кино, в театре? Что смотрели? Занимались ли спортом? Какие книги читали?
97.Переведите диалог.
— Откуда Вы меня знаете?
— Я видел Вас в клубе.
— Вы смотрели соревнования по шахматам?
— Да, это было интересно.
— Вы хорошо играете в шахматы?
— Нет, я только учусь играть.
— Япомогу Вам. Будем вместе заниматься.
— Спасибо. А я научу Вас жестике. Задание.
Запишите жесты по теме: «Отдых». Повторите эти жесты во фра-зах.Составьте из нихдиалоги. Переведите нажестику.
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
Покажите и переведите.
Упражнения.
98.Покажите жесты.
Год. Месяц. Неделя. Час. Минута. Секунда. Утро. Вечер. День. Ночь. Сегодня. Завтра. Ждать. Должен. Добрый. Спокойный. Какой? Почему?
99. Покажите жестами.
Сегодня выходной день. Завтра я работаю вечером. Вчера мы были в театре. Подождите меня 15 минут.
100.Спросите.
Где Вы были вчера вечером? Что хотите делать сегодня днем? Куда Вы пойдете завтра утром? Вы будете ночью дежурить? Как Вы планируете свой выходной день?
Вы заканчиваете школу в этом году? В каком месяце у Вас отпуск? Какой сегодня день недели?
— Да. По плану в этом месяце мы заканчиваем строительство клуба для ВОГ.
103.Расскажите.
Когда Вы встаете утром? В какое время заканчиваете работу? Что делаете дома в выходной день? Где должны быть сегодня вечером? Куда думаете пойти завтра утром? Что планируете на эту неделю? Откуда ждете друзей? Сколько часов в день отдыхаете?
Задание.
Запишите жесты по теме: «Время».Повторите эти жесты во фразах.Составьте из фраздиалоги ипереведите нажестику. Повторите пройденные темы: «Работа», «Отдых».
Теплая весна. Жаркое лето. Сырая осень. Холодная зима.Темная ночь. Красивый вечер. Каждый день.
106.Спросите.
Какое число? Какой месяц? Когда погода теплая? Ког-да дни жаркие? Когда ночи темные?
107.Спросите и скажите.
Какие месяцы зимние, весенние, летние, осенние? В какое время года тепло, жарко, холодно, сыро? Где весь год нет морозов? Где сухая погода и нет дождей?
108.Переведите разговор.
— Какая погода?
— Хорошая.
— Дождя нет?
— Есть, дождь шел ночью и утром.
— А я хотела погулять с детьми.
— Не ходите. Подождите, когда дождь кончится.
— Какое время года Вы больше всего любите?
— Не знаю. Мне и зима приятна: снег, мороз, — и пето: погода теплая, можно часами гулять на воздухе.
— Здравствуйте, Оля. Я давно Вас не видел.
— Где Вы были?
— Я была в отпуске 2 недели. В доме отдыха «Дружба». — Как провели время?
— Интересно. Погода стояла отличная все дни.
109.Переведите текст стихотворения. В понедельник я проснулся.
А во вторник я зевнул.
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять уснул.
Спал я в пятницу.
В субботу не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья.
(Д. Родари) Задание.
Запишите жесты по теме: «Календарь». Повторите их во фразах.Составьте тексты для разговора и переведите их на жестику.
Солнце красное. Земля черная. Небо чистое. Море глубокое. Большое озеро. Холодная река. Высокие горы. Тяжелые камни. Желтый песок. Легкий ветерок.
112.Спросите.
Какое сегодня море? Где здесь река? Как пройти к озеру? Куда дует ветер? Откуда Вы взяли песок? Вы были вчера в лесу? Пойдете завтра в горы? Вам нравится гулять в поле? Хотите воды?
113.Спросите и скажите.
— Как Вы провели отпуск?
— Отлично. Погода стояла теплая. Мы все время были на море, а молодежь ходила в горы.
— Говорят, в горах красиво.
— Да, красиво и интересно, все видно: небо, землю, море. Отдых нам понравился.
114.Переведите фразы.
Весна. Тепло. Яркое солнце. Ночь. Темное небо. Холодно. Вода в море теплая. Это озеро глубокое и чистое. В поле было много красивых цветов.
115.Переведите.
Ясное утро. Тихо веет теплый ветерок. Мороз и солнце. День чудесный. В синем море волны плещут. Пусть всегда будет солнце!
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯЗАНЯТИЕ СЕМНАДЦАТОЕ
116.Переведите текст нажестику.
МОЙ ДЕНЬ
Утром я встаю в 7 часов. Работать начинаю в 7 часов 30 минут, кончаю — в 16 часов. По средам и субботам бываю в клубе, хорошо отдыхаю: смотрю кинофильмы с надписями, играю в шахматы. А в воскресенье — я у родителей, помогаю им. Когда есть время, мы ходим в лес, гуляем в поле, там так красиво: зимой снег белый, белый, а летом цветы — красные, оранжевые, желтые... Мои родители любят бывать на воздухе и летом, и зимой. Это самый лучший отдых.
117.Переведите текст и перескажите его.
МОЙ ТОВАРИЩ
Моего товарища зовут Андрей. Он работает на заводе «Искра». Андрей — хороший мастер, в соревновании молодых рабочих — лучший по профессии.
Все он делает отлично: и на производстве, и в школе. У Андрея на все есть время: и товарищам помогать, и книги читать, и в шахматы играть. А вчера Андрей пришел и сказал: будем заниматься жестикой, чтобы хорошо понимать наших глухих товарищей.
118. Переведите текст. Расскажите о своей семье, работе, друзьях.
МОЯ СЕМЬЯ
Наша семья большая — 5 человек. Отец, работает мастером в УПП, мать — в вечерней школе рабочей молодежи для глухих. Она учительница. Сестры — Надя и Оля — учатся в ПТУ.
Мы живем дружно. Я не слышу, но в семье все знают пальцевую азбуку и говорят со мной дактильно. Дактилология помогла мне, когда я был маленьким, научиться читать и писать с 5 лет.
Летом я живу у бабушки с дедушкой. Работы много. Бабушка все делает по дому, а мы с дедушкой ремонтируем дом. Каждый вечер они смотрят телевизор, а мне дед дает книги: «Читай, Саня, будешь знать, какие есть хорошие люди, и как прекрасна наша земля».
119.Переведите сжестики на язык слов.
120.Переведите.
ЗАНЯТИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ
Задания.
1. Посмотрите внимательно ипокажите точно вседактилемы ноалфавиту.
2. Покажите дактильные знаки А, Е, Е, С, В, О, Р, Н, Ш, Щ, 3,
Ь. Д, Ц, Я, К, И, И, Ы, У, Г, П. Л, М, Т, Ж, Ч, Ф, Ю, X, Э, Ь, Ъ.
Год. Месяц. Неделя. День. Ночь. Утро. Вечер. Север. Юг. Запад. Восток. Земля. Шар. Экватор. Береза. Дуб. Клен. Ель. Сосна. Ясень. Рябина. Солнце. Небо. Море. Река. Лес. Поле. Гора.
4. Скажите дактильно пословицы. Для учения нет старости.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Верный друг любит до смерти. Ласковое слово и буйную голову смиряет. На чужой стороне и весна не красна. Кому мир не дорог, тот нам и ворог.
5. Переведите текст дактилологией.
В русской ручной азбуке 33 дактильных знака. Каждая дактилема обозначает букву и сходна с ней по конфигурации. Мы дактилируем, как пишем. Дактилирова-ние сопровождается артикуляцией. Каждый знак показываем точно, четко. И обязательно смотрим на собеседника.
6.Прочитайте искажите.
Задания.
1.Прочитайте дактилемы ивыполните упражнение.
2.Прочитайте искажите.
ч
3.Скажите и покажите.
Задания.
1.Покажите знаки чисел первого десятка, второго десятка. По кажите знаки сотен, тысяч, миллиона, миллиарда. Обозначьте це лые числа:976, 111,4503, 2 млн. 819 тыс. 201. Обозначьте дроби:
1/2, 3/5. 9/10; 0,125; 6,4; 113,7; 99,6666.
2.Спросите и ответьте дактильно. Повторите эти вопросы и дайте ответы речевымижестами.
Прощания: До свидания! До завтра! Спокойной ночи! .
Знакомства: Меня зовут ... . Как Ваше имя? Можно с Вами встретиться? Мне было приятно познакомиться с Вами.
Просьбы: Пожалуйста, дайте мне ... . Пожалуйста, покажите мне ... . Пожалуйста, сделайте мне ... .
4.Скажите.
Моя фамилия ... . Меня зовут ... . Школу я закончил в ... году. Работаю ... . Моя профессия ... . Работа мне нравится. Жестике и дактилологии научился ... (когда?) ... (где?).
5. Спросите и скажите речевыми жестами.
— Какое сегодня число?
— Сегодня ... .
— Какой сегодня день недели?
— Сегодня ... .
— Который час?
— ... часа (часов) ... минут.
— Когда Вы пойдете на работу?
— Когда Вы должны быть дома?
— Где Вас можно видеть?
6. Прочитайте и скажите.
Задания.
1.Прочитайте дактилемы.
2.Переведите вопросыи дайте ответы.
Задания.
1.Скажите речевымижестами.
Благодарю за внимание (за встречу, за помощь). Благодарю за интересную книгу. Благодарю за приятный вечер. Благодарю за отличный отдых.
Извините, я не узнал Вас. Извините, я хотел Вам помочь. Извините, я должен идти домой. Извините, я не умею танцевать. Извините, я не могу проводить Вас. Извините, мне тяжело говорить жестами.
Прошу проводить меня. Прошу помочь мне. Прошу выслушать меня. Пожалуйста, садитесь. Пожалуйста, возьмите. Пожалуйста, уберите.
2. Расскажите.
Моего товарища (подругу) зовут ... . Мы вместе учились в школе, потом в институте. Теперь работаем на одном заводе.
Он (она) ещемолодой (молодая). Ему (ей) ... лет (года). ... интересный человек. Отлично знает свою профессию. Много читает. Любит спорт.
Мы дружим много лет. Каждое лето отдыхаем вдвоем, бываем то на море, то вгорах. А вэтом году в августе будем на соревнованиях по шахматам в Иркутске и вотпуске на озере Байкал.
Отличный мастер. Молодой рабочий. Старый служащий. Лучшая швея. Интересная профессия. Встречный план. Ударная работа. Токарь слышащий. Столяр глухой. Слесарь по ремонту. Соревнование по профессии.
3. Переведите фразы.
Лучший токарь завода Александр Столяров выполнил план первым. Слесари нашего цеха соревнуются за звание «Лучший по профессии». Столяры Белорецкого УПП помогли отремонтировать здание школы для глухих детей и клуба ВОГ.
Молодые рабочие с интересом занимаются в вечерней школе. В 10 часов утра и в 2 часа дня работники сами делают 5-минутную физзарядку.
Весь год, и зимой и летом, наша молодежь занимается спортом.
4. Спросите и скажите речевыми жестами.
— Когда у Вас отпуск? В какое время года? В каком месяце?
— Куда Вы хотите ехать? К родителям? В дом отдыха?
— С кем Вы будете отдыхать? Один? (одна?). С деть ми? С друзьями?
— Какая Ваша любимая книга? Кто ее написал? Ка кие кинофильмы Вам понравились? Кто там играет?
—
Какой спорт Вы любите? Каким спортом за нимаетесь?
— Что смотрите по телевизору? Что интересного бу дет на этой неделе?
5. Переведите фразы и составьте небольшие рассказы на жестике.
3.Переведите фразы.Подумайте, как показать жестами вы деленныеслова.
В этом году стоитотличная погода. И зима была морозная, и лето стоитжаркое. Человек стоялна песке и смотрел, как встаеторанжевое солнце.
Дождь шелвесь день и всю ночь. В лесу было холодно, сыро и темно. Пришлитеплые, светлые весенние дни. Люди вышлив поле. С утра до вечера работа шлавесело.
Сколько стоит костюм? Где Вы купили эту рубашку? Сколько Вы заплатили за платье? Где продают белье? Сколько времени у Вас шьют пальто? Сколько будет стоить эта работа? Где здесь можно погладить брюки? Где здесь продают детскую одежду? Кто связал Вам это красивое платье? Кто сделал этот отличный рисунок? Какой галстук нужно взять? Какие у Вас есть перчатки? Как правильно почистить юбку? Как сдать белье в стирку?
124.Переведите речевыми жестами.
Мать связала сестре теплое платье. Отец подарил мне красивый костюм. Подруге понравились шарф и перчатки. Вася пошел в школу с новым портфелем.
Задание.
Запишите жесты потеме: «Одежда». Повторите их во фразах,Составьте тексты для разговора и переведите их нажестику.