Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

 

 

Изучение жестики на основе языка слов будет проходить успешно при соблюдении данного методического руководства, рекомендованного с учетом общей методики

обучения языку и специфики занятий по жестовой коммуникации.

Общие положения. Жестика, как и любая знаковая система, требует большой, серьезной и постоянной работы. Заниматься изучением речевых жестов следует систематически, выделив для этой цели определенное время, не менее 2-3 дней в неделю по 1,5-2 часа. Учебный

материал должен быть строго дозирован с учетом инди-

видуальных возможностей: подвижности кисти руки,

развития зрительной памяти, наличия языковых навы-

ков, а также конкретных условий: формы обучения (под

руководством преподавателя или самостоятельно), рече-

вой среды, организации практики и т. д. К новому мате-

риалу следует переходить только после усвоения прой-

денного, постоянно закреплять и повторять знакомые же-

сты в разговорно-обиходной речи. Самое большое вни-

мание необходимо уделять непосредственному общению

с неслышащими, в процессе которого формируется уме-

ние не только переводить словесную речь на жестику, но

и понимать мимику.

Конкретные рекомендации. Ручная коммуникация —

дактильный знак и речевой жест—воспринимается зри-

тельно, поэтому основным принципом обучения долж-

на стать наглядность. Наглядный характер обучения обес-

печит восприятие речевого материала,его запоминание,

будет способствовать продуктивности занятий, создаст

условия для прочности и действенности знаний.

В настоящем учебном пособии принцип наглядности

реализован иллюстративной подачей всего лексического

материала. Дактильные знаки и речевые жесты для правильного их запоминания, образного дактильно-жестового перевода и повторения показаны в рисунках. Штриховые линии рисунка обозначают начало жеста, стрелки

движение руки (рук), сплошные линии — окончание жеста.

При групповом обучении речевой материал преподаватель демонстрирует, а иллюстрации используются для его закрепления и выполнения домашних заданий.

При самостоятельных занятиях вначале внимельно рассматриваются рисунки дактильных знаков, речевых жестов, точно воспроизводятся положение руки, конфигурация жеста, движение, обозначенное стрелкой, затем жесты отрабатываются в различных сочетаниях в указанных упражнениях и, наконец, повторяются во фразах по рисункам.

При рассмотрении каждого дактильного знака или речевого жеста для лучшего запоминания весьма полезно найти сходство их рисунка с изображенным предметом, действием.

Изучению жестики предшествует знакомство с дактилологией, так как пальцевая азбука быстро усваивается и дает возможность уже после нескольких занятий ис-

пользовать ее в разговорной практике для свободного общения с неслышащими.

Вначале выполняются упражнения на развитие кисти руки, затем по группам прорабатываются дактильные знаки, далее по образцам дактилируются слова и фразы.

После усвоения всего дактильного алфавита с целью автоматизации, точности и скорости дактилирования упражнения с применением пальцевой азбуки продолжаются в курсе жестики, что обеспечивает также развитие навыков дактильно-жестового перевода.

При использовании пальцевой азбуки следует руководствоваться правилами дактилирования.

Вслед за дактилологией и в сочетании с ней дается материал и упражнения на знаки чисел. Затем для изучения основ жестики в учебное пособие включен, как указывалось выше, минимальный объем речевых жестов — 600 знаков, наиболее простых и часто встречающихся в разговорно-обиходной речи. Они сгруппированы по темам: «Человек», «Семья», «Школа», «Работа» и т. д. В каждом разделе даются жесты, обозначающие предмет, действие, качество — это поможет активизации жестового словаря.

 

Речевой жест следует показывать правильно, четко, выразительно, повторять несколько раз, после усвоения употребить в различных сочетаниях, фразах, разговорах, образцы которых приводятся в конце каждой темы.

Словарь-разговорник не может быть освоен без речевой практики, поэтому изучать жестику лучше с собеседником или коллективно. Формы занятий при этом

самые различные:

— показ и узнавание речевых жестов,

— беседа путем вопросов и ответов,

— разговор на заданную тему,

— перевод словесного рассказа на жестику,

— перевод жестики устной речью и т. д.

Учебное пособие содержит около 600 жестовых знаков. Значительную помощь обучающимся могут принести упражнения по переводу на жестовый язык небольших текстов, вначале самостоятельно составленных по пройденному материалу, а затем избирательно из пособия: Гейльман И. Ф. Сборник упражнений и текстов дляперевода дактилологией и мимикой. Л., 1975.

Но самой лучшей практикой по жесто-мимической

речи, естественно, служат беседы с неслышащими, без

помощи которых нельзя проверить, а затем и усовершен-

ствовать свои знания по ручной коммуникации. Начи-

нать практику необходимо с первых дней занятий, по-

скольку жестика, как и язык слов, формируется в непос-

редственном речевом общении, которого так ждут наши

неслышащие друзья.

 

 

 
 

 

Ручная азбука (дактилология) — знаковая система,

применяемая в общении с неслышащими. Эта специфи-

ческая коммуникация воспринимается зрительно и вос-

производится движением кисти руки: пальцы как бы

изображают букву, повторяют ее начертание.

В русской ручной азбуке столько дактильных знаков,

сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактиль-

ный знак (дактилема) обозначает букву (графему). За-

поминать дактильные знаки следует по принципу их по-

добия с буквами, например, г, л, о или сходства с буква-

ми — и, к, ф. Усвоение дактильных знаков облегчается

тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют об-

щую конфигурацию, а различаются лишь по дополни-

тельным признакам: направлению пальцев, движению

кисти руки.

Дактильные знаки набираются в слове и принимают-

ся как буквенный текст. Таким образом дактильная речь

яаляется формой словесной речи.

По своей основе дактильная речь сходна с письмен-

ной, по своей функции — с устной речью.

Общение посредством дактилирования требует соблю-

дения определенных правил.

 

Правила дактилирования

1. Дактилируют в соответствии с нормами правописа-

ния (правилами орфографии).

2. Дактильная речь сопровождается артикуляцией

(проговариванием сообщения).

3. Дактильные знаки показывают точно и четко.

4. Дактилирование ведут плавно и слитно.

5. Дактилируемые слова разделяются паузой, фразы

— остановкой.

6. Дактилировать общепринято правой рукой.

7. При дактилировании рука согнута в локте, кисть

руки находится на уровне плеча, слегка вынесена вперед

и обращена ладонью от себя, к собеседнику.

8. Дактилирующая кисть руки сдвигается влево.

9. В случае ошибки или непонимания повторно дак-

тилируется все слово.

10. Дактилирующий смотрит на собеседника.

 


 


 


 


 

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ.

Упражнения.

1. Правую руку согните, кисть поставьте перед собой на уровне

плеча, ладонью от себя. Несколько раз согните и распрямите пальцы.

2. Сложите кисть руки в кулак. Посмотрите, как обозначается

буква А.

3. Выпрямите все пальцы. Посмотрите, какая буква обозначается

прямой кистью руки.

4. Кисть руки, сжатую в кулак, медленно раскройте. Покажите

знаки А-Е(Ё)-С—В.

5. Продактилируйте знаки А—Е(Ё)—С—В в обратном порядке

В, С, (Ё)Е, А.

6. Раздвиньте кончики пальцев, свободно двигайте их, сперва по

одному, затем одновременно.

7. К кончику большого пальца поочередно прикасайте кончики

других пальцев: указательного (О), среднего (Р), безымянного (Н),

мизинца (Ш). Покажите дактильные знаки О—Р—Н—Ш—Щ. Про-

дактилируйте еще раз эти знаки, но в обратном порядке: Щ—Ш—

Н~Р— О.

8. Продактилируйте слова.

Шар, ров, вес, сев, вар, рана, нора, ноша, нерв, сова.

9. Скажите дактильно.

Сено, овес, север, роса, навес, норов, ворон, весна,

вера, ананас.

10. Покажите несколько раз дактилемы:

 

 

Задания.

1. Определите, какие дактильные знаки по начертанию полнос-

тью сходны с буквами.

2. Подумайте, какие из дактильных знаков воспроизводят начер-

тание элементов букв.

3. Запомните дактильные знаки букв А, В, Е(Ё), Н, О, Р, С, Ш,

Щ. Научитесь показывать их точно и четко.

 

 

 

 

4. Продактилируйте слова. Проверьте, правильно ли вас понима-

ют.

Вес, сон, сор, нерв, шар, весна, Аврора.

5. Повторите пройденные дактильные знаки и составьте из них

несколько слов.

 

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ.

Упражнения.

11. Сожмите кисть руки в кулак. Выпрямите указательный палец

(3); средний палец (Д); уберите их в кулак, раскройте мизинец,

безымянный палец (И); согните безымянный палец, распрямите ука-

зательный (Ы); согните указательный, выпрямите большой палец

(У).

12. Покажите дактильные знаки Б—3, 3—Д, Д—Ц, Ц—Я, Я—К,

К—И, И—Й, И—Ы, Ы—У.

13. Покажите дактильные знаки 3—Б—Д, Д—Ц—Я—К, К-И-У,

И—Й.

14. Продактилируйте слоги.

Ба-за-да; до-цо-ко; ня-ря-ся; ву-ну-шу; бы-вы-ры.

15. Продактилируйте слова.

Нос, сон, раз, зуб, бор, рак, код, дар, ряд, дуб, сын.

16. Скажите дактильно.

Баня, ядро, один, нива, щека, щука, шуба, арбуз, знак,

конец, цапля, время, образ, зрение.

17. Продактилируйте фразы.

Иван и Вера. Саша и Зина. Борис и Соня.

18. Скажите дактильно.

Ваня, на кашу. Зоя, дай воду. На дворе собака. На

окне кошка.

19. Покажите правильно и быстро дактильные знаки А, В, Е, И,

Р, С, Ш.

20. Повторите точно и четко дактилемы:

 

 

 

 

Задания.

1. Найдите сходство между дактальными знаками и греческим

начертанием букв И, К, У, Ц, Ы, Я.

2. Посмотрите, какие дактильные знаки "рисуют" букву.

3. Запомните дактильные знаки букв Б, 3,Д, И, Й, к, У, Ц, Ы, Я.

Научитесь показывать их свободно, без напряжения пальцев и памя-

ти.

4. Из букв А, Б, В, Д, Е, Ё, 3, И, Й, К, Н, О, Р, С, Ц, Ш, Щ, Ы, Я

составьте слова и дактилируйте их с одновременным тнкулировани-

ем (проговариванием).

 

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ.

 

Упражнения.

21. Сожмите кисть руки в кулак, опустите ее, согнув в запястье,

раскройте пальцы, затем соедините кончики большого пальца и ми-

зинца (М), соедините раздвинутые прямые пальцы (Т), согните бе-

зымянный палец (П); раздвиньте прямые указазательный и средний

пальцы (Л); согните средний палец и выпрямите большой (Г).

22. Покажите дактильные знаки Г—П, П—Л, Л—М, М—Т.

Повторите их в следующем порядке: Г—Л—М, Г—П—Т, Т—П—

Л—Г.

23. Покажите дактильные знаки Ж—Ч, Ч—Ф, Ф—Ю.

Повторите их в другой последовательности Ч—Ж—Ф, Ч—Ф—Ю.

24. Продактилируйте слоги.

Га-ла-ма-па-та. по-то-мо, лу-ту-му, жа-ча-фа-жу-че-

фо.

25. Продактилируйте слова.

Год, лев, пуд, том, мор, суп, ток, пар, рот, тук, жар,

час, фунт, юла.

26. Скажите дактильно.

Парта, агроном, муравей; дети, игрушка, репа, лопа-

та, тарелка, оператор, анатомия; железо, чертеж, фанера,

сюрприз, футбол.

27. Продактилируйте имена.

Тамара, Паша, Лена, Геня, Мария, Толя, Жорж, Фе-

дор, Юлия.

28. Продакталируйте фразы.

Дайте мел. Положите ручку. Принесите журнал. Вклю-

чите лампу. Откройте форточку.

Скажите дактильно.

Сегодня я иду в наш клуб. Там будет беседа об учас-

тии ВОГ в Конгрессе ВФГ.

 

29. Запомните, как показываются названия дней недели, обозна-

чение которых ведется дактильно (дактилемами).




30. Покажите правильно и быстро дактильные знаки А, В, Е, Ё,

Н, О, Р, С, Ш, Щ, Б, 3, И, Й, Я, К, У, Ц, Ы, Я. Повторите точно и четко

дактилемы:

Задания.

1. Посмотрите, в чем сходство дактильных знаков и графических

очертаний букв Г, Я, Л, М, Т.

2. Определите, чем различаются между собой дактильные знаки

Ж—Ф, Ф—Ю, Ж—Ч.

3. Запомните дактильные знаки букв Г, Ж, Л, М, П, Т, Ф, Ч, Ю.

Повторите их до свободного дактилирования.

4. Знакомые дактильные знаки А, Б, В, Г,Д, Е, Ё, Ж, 3, И, И, К, Л,

М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Ю, Я соберите в слова, фразы.

Например: Яблоко, груша, айва, слива, виноград — фрукты.

Составьте небольшие тексты.

Например: Я изучаю дактилологию, знаю и помню правила дак-

тилирования.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

 

Упражнения.

31. Сожмите кисть руки в кулак, слегка раскройте указательный

палец (X); опустите большой палец (Э); выпрямите указательный и

большой пальцы, чуть наклоните кисть вправо (Ь); поверните ее ла-

донью в сторону (Ъ).

32. Покажите дактильные знаки X—Э, Ь—Ъ.

 

Повторите дактилемы:

 

33. Продактилируйте слоги.

Хи—це—иду; ах—цы—щи; че—ха—пью—объ—эле.

34. Продактилируйте слова.

Хор, рынок, крыша, алоэ, эльф, функция, ящур, реак-

ция, яйцо, объявление.

35. Продактилируйте слова.

Автобиография, брошюровщик, волюнтаризм, демон-

страция, индустриализация, конъюнктура, невропатоло-

гия, параллелограмм, штрейкбрехер, энциклопедизм.

36. Покажите дактильно словосочетания, обозначающие назва-

ния организаций ВОГ.

Всероссийское общество глухих. Центральное прав-

ление, Восстановительный центр, учебно-производствен-

ное предприятие. Театр мимики и жеста, редакция жур-

нала «В едином строю».

37. Переведите дактильно загадки и дайте отгадки.

Светит, сверкает, всех согревает (Солнце). Крашеное

коромысло над рекой повисло (Радуга).

Переведите пословицы и заметьте, сколько времени потребова-

лось на их дактилирование.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Нет тяжелее бремени, чем безделье.

В труде победить — мир укрепить.

 

 

38. Дактильной речью объясните значение терминов, употребляе-

мых в сурдопедагогике.

Аудиология — ..., глухота — ..., жестика — ..., лого-

педия — ..., интернат — ..., коммуникация — ..., мимика

— ..., неврит — ..., реабилитация — ..., сурдопереводчик

 

39. Запомните, как показываются названия месяцев, обозначае-

мых дактильными знаками:

40. Переведите текст дактилологией.

Всероссийское общество глухих (ВОГ) — обществен-

ная организация, образованная в соответствии с Кон-

ституцией РФ. Основная цель Общества — привлечение

неслышащих граждан к активному участию в трудовой,

культурной, общественной жизни.

 

 

Задания.

 

1. Повторите правила дактилирования и все дактильные знаки

по алфавиту. Проверьте, как их показывают ваши собеседники

2. Расскажите дактильно.

Меня зовут ... . Моя фамилия ... . Я живу ... . Работаю

... . В свободное время ... .

3. Переведите текст дактилологией.

Дактилология — ручная азбука, которую использу-

ют в общении с неслышащими. Дактильные знаки сход-

ны с буквами. Мы дактилируем их так, как пишем. Для

взаимного понимания необходимо соблюдать правила

дактилирования.

4. Ежедневно читайте и переводите дактильно не менее 10-15 строк

 
 

печатного текста, организуйте дактильные беседы на 10-15 минут.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ.

 

Упражнения.

41. Сожмите кисть руки в кулак, поверните ее ладонью кверху,

очередно и плавно раскройте (выпрямите) пальцы: большой, ука-

гельный, средний, безымянный, мизинец (сколько?)

 

43. Покажите числовыми знаками.

О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Посчитайте.

10,9, 8,7,6, 5,4,3,2,1,0.

44. Покажите и запомните знаки действий.

45. Покажите и сосчитайте.

2+3 = 9 - 5 = 3x2 = 9:3 =

7+1 = 10-6= 2x4 = 8:4 =

2x4 - 8 = 3x3+1 =

 

46. Скажите.

1, 3, 5, 7, 9 — нечетные числа;

2. 4, 6, 8, 10 — четные числа.

47. Переведите.

Один в поле не воин. Два сапога — пара. Три раза

подумай, один раз скажи.

 

48. Покажите и запомните обозначение чисел от 11 до 19.

Самостоятельно определите обозначения чисел и запомните.

13,14, 15, 16, 17, 18, 19.49.

49. Покажите числа.

19,18,17,16,15,14,13,12,11.

Переведите.

11 кг, 19 тонн, 16 час. 15 мин., 12 м 18 см 17 мм,

13 мин. 14 сек.

 

Задания.

1. Повторите знаки чисел от 1 до 10; от 10 до 19.

2. Скажите, как обозначаются знаки арифметических действий.

3. Покажите несколько примеров на сложение, вычитание, умно-

жение и деление в пределах двух десятков.

 

 

 

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ.

 

Упражнения.

50. Покажите н запомните обозначение чисел от 20 до 90.

51. Покажите числа.

25, 32, 44, 58, 67, 71, 86, 90, 17, 64, 29, 83, 50, 12, 31, 99.

Скажите.

Петру Ивановичу 64 года, Марии Михайловне — 57,

Светлане — 39, Виктору — 28, а Леше — 12 лет.

46+18= 90-73= 16x6= 88:4 =

90 рублей 41 метр 24 часа 17 тонн

15 тысяч 20 санти- 45 минут 76 кило-

метров граммов

 

 

 

 

52. Покажите и запомните обозначение чисел от 100 до 900,

и также тысяч, миллионов, миллиардов.

53. Покажите числа.

128,235,361.449, 572,686,711, 853,974, 1100,

1 млн. 500 тыс., 1 млрд. 206 тыс., 300, 10, 1982, 567,

30444, 88,9876123, 1001,0.

 

 

 

 

 
 

Спросите.

Какое число? Сколько времени?

 

54. Скажите.

Меркурий обращается вокруг Солнца за 88 дней,

Венера — за 225 дней. Юпитер — за 12 лет, Сатурн —

за 29 лет, Уран — за 84 года, Нептун — за 165 лет.

55. Покажите дроби и проценты.

1/2, 2/3, 3/4, 4/5; 0,1; 0,5; 1,25; 4,2; 0,01; 1%, 12%,

64%, 145%.

56. Покажите именованные числа.

1 сутки=24 часам, 1 час= ... минутам, 1 минута= ...

секундам, 1 километр=1000 метров,

1 метр= ... сантиметрам, 1 сантиметр = ... миллимет-

рам, 1 тонна=1000 килограммов,

1 килограмм = ... граммов.

 

57. Спросите и скажите.

Когда написано стихот- В 1827 году.

ворение А. С. Пушкина «В

Сибирь»?

Когда и почему И. С. В 1852 году, за некро-

Тургенев был выслан из лог на смерть Н.В.Гого-

Петербурга? ля.

За что был арестован Н. За революционную

Г. Чернышевский деятельность. Находился в

Петропавловской кре-

пости 687 дней, был при-

говорен к 14 годам катор-

жных работ и пожизнен-

ной ссылке в Сибирь.

 

 

Сколько лет писал 6 лет, с 1864 по 1869 год.

Войну и мир» Л. Н.

Толстой?

Где, когда и какое В тифлисской газете

произведение было «Кавказ», в октябре 1892

впервые опубликовано года, «Макар Чудра».

Л. М. Горьким?

 

58. Запишите и покажите.

Даты основания: Москвы — 1147 год, Новгорода —

859 год.

Даты исторических сражений: Ледового побоища —

1242 год, Куликовской битвы — 1380 год, сражения под

Бородино — 1812 год.

 

59. Покажите.

Планете Земля около 5 миллиардов лет.

Первый город (Иерихон) люди построили 10 тысяч лет

назад.

Первые школы были открыты в Египте, а первые хо-

рошие дороги сделаны в Риме.

Первая печатная книга появилась более 500 лет на-

зад.

 

60. Покажите дактильно.

Кого и почему называют отцом космонавтики?

Кто и когда совершил первый полет в Космос?

Кто впервые высадился на Луне?

С какой скоростью летают спутники? Для чего они

нужны?

Самый быстрый пассажирский самолет обладает ско-

ростью 2300 км в час.

Самая большая скорость реактивного автомобиля

более 1000 км в час.

 

Задания.

1. Повторите знаки чисел первого и второго десятков, знаки

обозначения сотен, тысяч, миллионов, миллиардов.

2. Подберите примеры с употреблением дробей, процентов и

именованных чисел.

3. При переводе текстов и в диалогах постоянно используйте

цифровой материал.

 

 

 

 
 

 


ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ

 


 

 

люди

 
 

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ

 

 

Покажите ипереведите

 

 

 

 

Упражнения.

61. Покажите жесты.

Приветствую. Здравствуйте. Пожалуйста. Спасибо. Я. Вы. Мой. Вместе. Да. Нет. Знать. Не знать. Смотреть. Учить. Хорошо. Книга.

62. Скажите.

Здравствуйте. Меня зовут ... . Я хочу с Вами познако­миться. Научите меня жестике. Я буду учиться хорошо.

63. Спросите.

Как Вас зовут? Вы меня не знаете? Можно с Вами познакомиться? Вы хотите учить жестику?

64. Покажите жесты.

Человек. Люди. Мужчина. Женщина. Мальчик. Де-вочка. Дети. Ребенок. Товарищ. Подруга.

65. Скажите.

Человек идет. Женщина сидит. Мужчина стоит. Маль­чик и девочка спят. Большой ребенок. Маленькие дети. Мужчина и женщина познакомились. Дети учатся хоро­шо. Мальчика зовут Володя, а девочку — Катя.

66. Спросите и скажите.

— Можно посмотреть Вашу книгу?

— Пожалуйста. Это хорошая книга.

— Вы знакомы с этим человеком?

— Нет, я его не знаю.

-— Это мой товарищ. Мы вместе учились в ЛГУ.

— Кто эта женщина?

— Это моя подруга. Познакомьтесь, пожалуйста. Ее
зовут Марина.

— Это Ваши дети?

— Как их зовут?

— Максим и Денис.

— А у меня две девочки. Люде 7 лет, а Оле — 5.

67.Переведите.

Это Маша. Маше 6 лет. Она маленькая, но знает дак­тилологию.

Задание.

Запишите всежесты, которые Выизучили. Повторите их. Со­ставьте из них несколько фраз.Переведите фразы нажестику.

 

 

СЕМЬЯ

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ

 

 

 

 


Покажите ипереведите

 

 

Упражнения.

68.Покажите жесты.

Отец. Мать. Сын. Дочь. Брат. Сестра. Дедушка. Ба­бушка. Семья. Работать. Отдыхать. Делать. Гулять. Ска­зать (говорить). Дружить (дружно). Любить. Надо. Ты. Он. Кто? Что?

69.Скажите.

Мать и дочь. Отец и сын. Брат работает. Сестра учит­ся. Дети гуляют. Бабушка и дедушка отдыхают. Эта се­мьи большая и дружная.

Отец и сын идут на работу. Мать гуляет с маленькой дочкой. Девочка и мальчик спят. Мой товарищ любит детей.

70.Спросите.

Кто это? Что он делает? Вы пойдете гулять? Ты бу­дешь спать? Можно я посмотрю книгу? Хотите познако­миться с моей подругой?

71.Спросите искажите.

— Кто этот мужчина?

— Это мой брат Иван.

— А эта женщина?

— Моя сестра Надя.

— Можно поговорить с Вашей сестрой?

— Пожалуйста.

72.Переведите.

Вот бабушка. У нее книги. Вместе с бабушкой сидят дети. Они внимательно слушают любимую книгу «Чук и Гек».

73.Переведите диалог.

— Что будем делать?

Я поработаю.

— Хорошо. А я хочу пойти к товарищу. Будем вмес-
!е учить дактилологию.

— Что Вы сказали?

Я прошу Вас посмотреть за мальчиком. Мне нуж­
но на работу.

 

— Пожалуйста. Я буду гулять с детьми. Ваш сын мо­
жет гулять вместе с ними.

— Большое Вам спасибо.

Задание.

Запишите жесты по теме: «Семья». Повторите эти жесты.Со­ставьте из них 5—6 фраз и переведите.

 

 

дом

 
 

ЗАНЯТИЕ ДЕСЯТОЕ

 

 


Покажите и переведите.

 

 

Упражнения.

74.Покажите жесты.

Дом. Квартира. Комната. Кухня. Свет. Газ. Старый. Новый. Чистый. Грязный. Жить. Строить. Ремонтиро-вать. Убирать. Получать. Быть (был). Есть (в значении "имеется"). Где? Когда?

75. Покажите жестами.

Мыть руки. Мыть лицо. Мыться в ванне. Строить дом. Ремонтировать квартиру. Убирать комнату.

76. Скажите.

Новый дом большой и светлый. В кухне есть газ. В комнате делают ремонт. Квартира старая, но чистая.

77. Спросите.

Где Вы были? Куда ты идешь? Где Ваша комната? Ты получаешь квартиру?

78. Спросите и скажите.

— Где живет Ваш брат?

— Мой брат живет в Калуге.

— У Вашей подруги новая квартира?

— Да, на улице Мира, три большие комнаты.

— Вы были у Михаила Петровича?

— Да, вместе с Николаем.

— Как живет Ваш старый друг?

— У него большая семья. 5 человек.

79. Проведите диалог.

— Это Ваша комната?

— Нет, я живу в новом доме.

— Вместе с мамой?

— Да. И с бабушкой.

— А где Вы работаете?

— Я учусь. Хочу работать сдетьми.

— И яучусь. Буду строить дома.

Задание.

Запишите жесты по теме:«Дом». Повторите этижесты. Составь­те изних 8-10 фрази переведите.

 

ШКОЛАЗАНЯТИЕ ОДИННАДЦАТОЕ

 

 

 

 

Покажите ипереведите.

 

Упражнения.

80.Покажите жесты.

Школа. Класс. Книга. Тетрадь. Ручка. Портфель. Учи­тель. Дежурный. Начало. Конец. Читать. Писать. Счи­тать. Рисовать. Спрашивать. Отвечать. Дать. Взять. Пра­вильно. Отлично.

81.Покажите жестами.

Новая школа. Светлый класс. Хорошая ручка. Отлич­ный портфель. Девочка говорит правильно. Учитель слу­шает внимательно.

82.Спросите.

Где учится Ваша дочь? В каком классе? Как она учит­ся? Как читает? Как пишет?

Где дежурный? Куда он пошел? Кто считает? Кто ри­сует?

83. Спросите и скажите.

— Кем Вы работаете?

— Учительницей, во 2-ом классе.

— В какой школе?

— В школе для глухих детей.

— Дети хорошо учатся?

— Да. Правильно говорят. Отлично читают и пишут.

— А как они живут?

— Дружно. Любят школу.

84. Переведите.

Учительница идет в класс. «Здравствуйте, Мария Пет­ровна», — говорят дети. «Здравствуйте, —отвечает она и спрашивает, — кто сегодня дежурный?» Из-за парты вста­ет маленькая девочка. «Вера, пожалуйста, возьми книгу. Будем читать».

Мать пришла в школу. Она увидела учителя и спро­сила: « Как учится мой сын?» «Виктор занимается хоро­шо, любит рисовать», — ответил учитель.

1 сентября Саша пошел в школу. В первый класс. Он попросил бабушку: «Идем вместе». «Хорошо, — сказа­ла бабушка. — Но где твой портфель?» «Есть, есть,— ответил Саша. — И тетрадь, и ручка, и книги». « А как зовут твою учительницу?» «Не знаю», — ответил Саша. «Это новая школа. Пожалуйста, будь внимательным. Прошу тебя».

Задание.

Запишите жесты по теме: «Школа». Повторите эти жесты. Со­ставьте изних 10 фраз ипереведите.

 

РАБОТА ЗАНЯТИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

 

 

 

Покажите и переведите.

 

 

Упражнения.

85.Покажите жесты.

Завод. План. Соревнование. Рабочий. Мастер. Токарь. Слесарь. Столяр. Швея. Служащий. Профессия. Ударник. Выполнять. Помогать. Молодой. Интересный. Лучший. Мы. Наш.

86. Покажите жестами.

Старый мастер. Молодой рабочий. Новый завод. Большой план. Интересная книга. Лучший мастер. От­личная швея. Дружная рабочая семья.

87. Спросите.

Вы работаете на заводе? Кем Вы работаете? Как вы­полняете план? С кем соревнуетесь?

88. Спросите и скажите.

— Вы слышите?

— Нет.

— Кем работаете?

— Токарем.

— Как Вы говорите с мастером?

— Старый мастер хорошо знает дактилологию.

89. Переведите диалог.

— Где Вы работаете?

— В ПТУ.

— Кем?

— Преподавателем.

— А какие профессии изучает ваша молодежь?

— Слесаря и токаря.

— Учащиеся бывают на заводе?

— Да, вместе с мастерами.

90. Переведите текст.

Школу, где учится Андрей, сын моего товарища, по­могал строить завод. Учащиеся были на этом заводе, смотрели, как делают ЭВМ. Андрей сказал, что после окончания школы хочет работать токарем.

На УПП — 400 рабочих, ИТР и служащих. Из них больше 70% — молодежь. Работают молодые люди от­лично, выполняют план строительства, соревнуются за звание «Лучший по професси».

Задание.

Запишите жесты по теме: «Работа». Составьте из нихнебольшой текст ипереведите нажестику. Повторите пройденные темы: «Дом», «Школа».

 

 

отдых

ЗАНЯТИЕ ТРИНАДЦАТОЕ

 

 

Покажите испросите.

 

Упражнения.

91.Покажите жесты.

Здоровье. Отпуск. Спорт. Физкультура. Клуб. Театр. Кино. Телевизор. Шахматы. Цветы. Играть. Танцевать. Петь.. Встречать. Провожать. Приятный. Веселый. Скуч­ный. Откуда? Когда?

92.Покажите жестами.

Большой клуб. Хороший отпуск. Интересный кино­фильм. Веселая игра. Приятная женщина. Скучный че-ловек. Здоровый отдых. Отличный спорт.

93.Спросите.

Когда Вы были в отпуске? Где Вы отдыхали? Что де-лали в клубе? С кем ходили в театр? Что смотрели по телевизору? Кто научил Вас танцевать? Откуда у Вас эта книга?Куда Вы хотите идти, в кино?

94.Спросите и скажите.

— Люся, ты будешь в клубе?

— Нет, я иду в школу.

— А твоя подруга Лиза?

- Она хочет пойти в театр вместе с Мишей.

95.Переведите.

- Я была в отпуске в Геленджике. Встретилась с дру-
зьями, познакомилась с интересными людьми. Мы хо­
рошо отдыхали: занимались спортом, играли в шахма-
ты. много читали, танцевали, пели.

- А я не был в доме отдыха. Помогал родителям ре­
монтировать квартиру.

96.Расскажите.

Что Вы делали в отпуске. Где побывали: в клубе, в кино, в театре? Что смотрели? Занимались ли спортом? Какие книги читали?

97.Переведите диалог.

— Откуда Вы меня знаете?

— Я видел Вас в клубе.

— Вы смотрели соревнования по шахматам?

— Да, это было интересно.

— Вы хорошо играете в шахматы?

— Нет, я только учусь играть.

Япомогу Вам. Будем вместе заниматься.

— Спасибо. А я научу Вас жестике.
Задание.

Запишите жесты по теме: «Отдых». Повторите эти жесты во фра-зах.Составьте из нихдиалоги. Переведите нажестику.

 

 

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

 

 

 

Покажите и переведите.

 

 

Упражнения.

98.Покажите жесты.

Год. Месяц. Неделя. Час. Минута. Секунда. Утро. Вечер. День. Ночь. Сегодня. Завтра. Ждать. Должен. Добрый. Спокойный. Какой? Почему?

99. Покажите жестами.

Сегодня выходной день. Завтра я работаю вечером. Вчера мы были в театре. Подождите меня 15 минут.

100.Спросите.

Где Вы были вчера вечером? Что хотите делать сегод­ня днем? Куда Вы пойдете завтра утром? Вы будете но­чью дежурить? Как Вы планируете свой выходной день?

Вы заканчиваете школу в этом году? В каком месяце у Вас отпуск? Какой сегодня день недели?

101.Спросите искажите.

— Сколько дней в году?

Вгоду 365 (366) дней.

— Сколько месяцев?

— 12. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль,
август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

— Сколько дней в неделе?

— 7. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье.

— Сколько дней в феврале?

— 28 или 29.

102.Переведите диалог.

— Здравствуйте! Я могу видеть Павла Петровича?

— Добрый день! Его нет. Он ушел на стройку.

— Когда он будет?

— Часов в 6—7. Вы можете его подождать.

— Нет, спасибо. Он в субботу должен быть?

— Да. По плану в этом месяце мы заканчиваем строительство клуба для ВОГ.

103.Расскажите.

Когда Вы встаете утром? В какое время заканчиваете работу? Что делаете дома в выходной день? Где должны быть сегодня вечером? Куда думаете пойти завтра утром? Что планируете на эту неделю? Откуда ждете друзей? Сколько часов в день отдыхаете?

Задание.

Запишите жесты по теме: «Время».Повторите эти жесты во фра­зах.Составьте из фраздиалоги ипереведите нажестику. Повторите пройденные темы: «Работа», «Отдых».

 

КАЛЕНДАРЬ ЗАНЯТИЕПЯТНАДЦАТОЕ

 

 

 

 

 

Покажите ипереведите.



Упражнения.

104.Покажите жесты.

Весна. Лето. Осень. Зима. Дождь. Снег. Ветер. Теп-лый. Холодный. Жаркий. Морозный. Сырой. Сухой. Темный. Каждый. Все. Здесь. Там.

105.Покажите жестами.

Теплая весна. Жаркое лето. Сырая осень. Холодная зима.Темная ночь. Красивый вечер. Каждый день.

106.Спросите.

Какое число? Какой месяц? Когда погода теплая? Ког-да дни жаркие? Когда ночи темные?

107.Спросите и скажите.

Какие месяцы зимние, весенние, летние, осенние? В какое время года тепло, жарко, холодно, сыро? Где весь год нет морозов? Где сухая погода и нет дождей?

108.Переведите разговор.

— Какая погода?

— Хорошая.

— Дождя нет?

— Есть, дождь шел ночью и утром.

— А я хотела погулять с детьми.

— Не ходите. Подождите, когда дождь кончится.

— Какое время года Вы больше всего любите?

— Не знаю. Мне и зима приятна: снег, мороз, — и
пето: погода теплая, можно часами гулять на воздухе.

— Здравствуйте, Оля. Я давно Вас не видел.

— Где Вы были?

— Я была в отпуске 2 недели. В доме отдыха «Дружба».
— Как провели время?

— Интересно. Погода стояла отличная все дни.

109.Переведите текст стихотворения.
В понедельник я проснулся.

А во вторник я зевнул.

В среду сладко потянулся,

А в четверг опять уснул.

Спал я в пятницу.

В субботу не ходил я на работу,

Но зато уж в воскресенье

Спал весь день без пробужденья.

(Д. Родари) Задание.

Запишите жесты по теме: «Календарь». Повторите их во фразах.Составьте тексты для разговора и переведите их на жестику.


ПРИРОДА ЗАНЯТИЕ ШЕСТНАДЦАТОЕ




Покажите изапомните.


Упражнения.

110.Покажите жесты.

Солнце. Небо. Земля. Вода. Море. Озеро. Река. Лес. Поле. Гора. Камень. Песок. Тяжелый. Легкий. Нравит­ся. Самый. Сам. Черный. Серый. Белый. Желтый. Оран­жевый. Красный. Коричневый. Синий. Зеленый.

111.Покажите жестами.

Солнце красное. Земля черная. Небо чистое. Море глубокое. Большое озеро. Холодная река. Высокие горы. Тяжелые камни. Желтый песок. Легкий ветерок.

112.Спросите.

Какое сегодня море? Где здесь река? Как пройти к озе­ру? Куда дует ветер? Откуда Вы взяли песок? Вы были вчера в лесу? Пойдете завтра в горы? Вам нравится гу­лять в поле? Хотите воды?

113.Спросите и скажите.

— Как Вы провели отпуск?

— Отлично. Погода стояла теплая. Мы все время были
на море, а молодежь ходила в горы.

— Говорят, в горах красиво.

— Да, красиво и интересно, все видно: небо, землю,
море. Отдых нам понравился.

114.Переведите фразы.

Весна. Тепло. Яркое солнце. Ночь. Темное небо. Хо­лодно. Вода в море теплая. Это озеро глубокое и чистое. В поле было много красивых цветов.

115.Переведите.

Ясное утро. Тихо веет теплый ветерок. Мороз и солнце. День чудесный. В синем море волны плещут. Пусть всегда будет солнце!


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯЗАНЯТИЕ СЕМНАДЦАТОЕ

116.Переведите текст нажестику.

МОЙ ДЕНЬ

Утром я встаю в 7 часов. Работать начинаю в 7 часов 30 минут, кончаю — в 16 часов. По средам и субботам бываю в клубе, хорошо отдыхаю: смотрю кинофильмы с надписями, играю в шахматы. А в воскресенье — я у родителей, помогаю им. Когда есть время, мы ходим в лес, гуляем в поле, там так красиво: зимой снег белый, белый, а летом цветы — красные, оранжевые, желтые... Мои родители любят бывать на воздухе и летом, и зи­мой. Это самый лучший отдых.

117.Переведите текст и перескажите его.

МОЙ ТОВАРИЩ

Моего товарища зовут Андрей. Он работает на заво­де «Искра». Андрей — хороший мастер, в соревновании молодых рабочих — лучший по профессии.

Все он делает отлично: и на производстве, и в школе. У Андрея на все есть время: и товарищам помогать, и книги читать, и в шахматы играть. А вчера Андрей при­шел и сказал: будем заниматься жестикой, чтобы хоро­шо понимать наших глухих товарищей.

118. Переведите текст. Расскажите о своей семье, работе, друзьях.

МОЯ СЕМЬЯ

Наша семья большая — 5 человек. Отец, работает мастером в УПП, мать — в вечерней школе рабочей мо­лодежи для глухих. Она учительница. Сестры — Надя и Оля — учатся в ПТУ.

Мы живем дружно. Я не слышу, но в семье все знают пальцевую азбуку и говорят со мной дактильно. Дакти­лология помогла мне, когда я был маленьким, научить­ся читать и писать с 5 лет.

Летом я живу у бабушки с дедушкой. Работы много. Бабушка все делает по дому, а мы с дедушкой ремонти­руем дом. Каждый вечер они смотрят телевизор, а мне дед дает книги: «Читай, Саня, будешь знать, какие есть хорошие люди, и как прекрасна наша земля».


119.Переведите сжестики на язык слов.


120.Переведите.


ЗАНЯТИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ

Задания.

1. Посмотрите внимательно ипокажите точно вседактилемы
ноалфавиту.

2. Покажите дактильные знаки А, Е, Е, С, В, О, Р, Н, Ш, Щ, 3,

Ь. Д, Ц, Я, К, И, И, Ы, У, Г, П. Л, М, Т, Ж, Ч, Ф, Ю, X, Э, Ь, Ъ.

3.Продактилируйте слова.
Весна. Лето. Осень. Зима.

Год. Месяц. Неделя. День. Ночь. Утро. Вечер. Север. Юг. Запад. Восток. Земля. Шар. Экватор. Береза. Дуб. Клен. Ель. Сосна. Ясень. Рябина. Солнце. Небо. Море. Река. Лес. Поле. Гора.

4. Скажите дактильно пословицы.
Для учения нет старости.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Верный друг любит до смерти. Ласковое слово и буйную голову смиряет. На чужой стороне и весна не красна. Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

5. Переведите текст дактилологией.

В русской ручной азбуке 33 дактильных знака. Каж­дая дактилема обозначает букву и сходна с ней по кон­фигурации. Мы дактилируем, как пишем. Дактилирова-ние сопровождается артикуляцией. Каждый знак пока­зываем точно, четко. И обязательно смотрим на собе­седника.

 
 

6.Прочитайте искажите.


Задания.

1.Прочитайте дактилемы ивыполните упражнение.


 
 

 
 

2.Прочитайте искажите.

ч

3.Скажите и покажите.



Задания.

1.Покажите знаки чисел первого десятка, второго десятка. По­
кажите знаки сотен, тысяч, миллиона, миллиарда. Обозначьте це­
лые числа:
976, 111,4503, 2 млн. 819 тыс. 201. Обозначьте дроби:

1/2, 3/5. 9/10; 0,125; 6,4; 113,7; 99,6666.

2.Спросите и ответьте дактильно. Повторите эти вопросы и
дайте ответы речевымижестами.

Вы слышите? Можете дактилировать? Знаете жестику?

3.Вспомните жестовые знаки.

Приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый ве­чер!

Прощания: До свидания! До завтра! Спокойной ночи! .

Знакомства: Меня зовут ... . Как Ваше имя? Можно с Вами встретиться? Мне было приятно познакомиться с Вами.

Просьбы: Пожалуйста, дайте мне ... . Пожалуйста, покажите мне ... . Пожалуйста, сделайте мне ... .

4.Скажите.

Моя фамилия ... . Меня зовут ... . Школу я закончил в ... году. Работаю ... . Моя профессия ... . Работа мне нра­вится. Жестике и дактилологии научился ... (когда?) ... (где?).

5. Спросите и скажите речевыми жестами.

— Какое сегодня число?

— Сегодня ... .

— Какой сегодня день недели?

— Сегодня ... .

— Который час?

— ... часа (часов) ... минут.

— Когда Вы пойдете на работу?

— Когда Вы должны быть дома?

— Где Вас можно видеть?

6. Прочитайте и скажите.


Задания.

1.Прочитайте дактилемы.

2.Переведите вопросыи дайте ответы.


Задания.

1.Скажите речевымижестами.

Благодарю за внимание (за встречу, за помощь). Благодарю за интересную книгу. Благодарю за приятный вечер. Благодарю за отличный отдых.

Извините, я не узнал Вас. Извините, я хотел Вам помочь. Извините, я должен идти домой. Извините, я не умею танцевать. Извините, я не могу проводить Вас. Извините, мне тяжело говорить жестами.


Прошу проводить меня. Прошу помочь мне. Прошу выслушать меня. Пожалуйста, садитесь. Пожалуйста, возьмите. Пожалуйста, уберите.

2. Расскажите.

Моего товарища (подругу) зовут ... . Мы вместе учи­лись в школе, потом в институте. Теперь работаем на одном заводе.

Он (она) ещемолодой (молодая). Ему (ей) ... лет (года). ... интересный человек. Отлично знает свою про­фессию. Много читает. Любит спорт.

Мы дружим много лет. Каждое лето отдыхаем вдво­ем, бываем то на море, то вгорах. А вэтом году в ав­густе будем на соревнованиях по шахматам в Иркутске и вотпуске на озере Байкал.



З.Переведите вопросы и дайте ответы.


Задания.

1. Повторите речевые жесты.

Завод. План. Рабочий. Служащий. Соревнование. Токарь. Слесарь. Столяр. Швея. Профессия. Мастер. Ударник. Старый. Молодой. Интересный. Лучший. Вы­полнить. Получить. Сам.

2. Покажите речевыми жестами словосочетания.

Отличный мастер. Молодой рабочий. Старый служа­щий. Лучшая швея. Интересная профессия. Встречный план. Ударная работа. Токарь слышащий. Столяр глу­хой. Слесарь по ремонту. Соревнование по профессии.

3. Переведите фразы.

Лучший токарь завода Александр Столяров выпол­нил план первым. Слесари нашего цеха соревнуются за звание «Лучший по профессии». Столяры Белорецкого УПП помогли отремонтировать здание школы для глу­хих детей и клуба ВОГ.

Молодые рабочие с интересом занимаются в вечер­ней школе. В 10 часов утра и в 2 часа дня работники сами делают 5-минутную физзарядку.

Весь год, и зимой и летом, наша молодежь занима­ется спортом.

4. Спросите и скажите речевыми жестами.

— Когда у Вас отпуск? В какое время года? В каком
месяце?

— Куда Вы хотите ехать? К родителям? В дом отдыха?

— С кем Вы будете отдыхать? Один? (одна?). С деть­
ми? С друзьями?

— Какая Ваша любимая книга? Кто ее написал? Ка­
кие кинофильмы Вам понравились? Кто там играет?

 
 

Какой спорт Вы любите? Каким спортом за­
нимаетесь?

— Что смотрите по телевизору? Что интересного бу­
дет на этой неделе?


5. Переведите фразы и составьте небольшие рассказы на жестике.


Задания.

1.Повторите речевыежесты.

Погода. Весна. Лето. Осень. Зима. Дождь. Снег. Ве­тер. Небо. Солнце. Земля. Вода. Море. Озеро. Река. Лес. Поле. Гора. Камень. Песок. Теплый. Холодный. Жар­кий. Морозный. Сырой. Сухой. Темный. Светлый.

2. Покажите речевыми жестами словосочетания.

Жаркая погода. Дождливая весна. Холодная осень. Морозная зима. Белый снег. Сухой ветер. Теплый дождь. Синее небо. Красное солнце. Черная земля. Чистая вода. Маленькое озеро. Неспокойное море. Грязная река. Тем­ный лес. Зеленое поле. Красивые горы. Желтый песок. Легкий камень.

3.Переведите фразы.Подумайте, как показать жестами вы­
деленные
слова.

В этом году стоитотличная погода. И зима была мо­розная, и лето стоитжаркое. Человек стоялна песке и смотрел, как встаеторанжевое солнце.

Дождь шелвесь день и всю ночь. В лесу было холодно, сыро и темно. Пришлитеплые, светлые весенние дни. Люди вышлив поле. С утра до вечера работа шлавесе­ло.

Маленькоеозеро. Маленький камень. Маленький дождь. Маленький мальчик. Маленькая книга.

4.Переведите поговорки.
Январь год начинает.

Февраль три часа дня прибавляет.

Июнь раздевает, а декабрь теплее одевает.

5.Переведите загадки и дайте отгадки.

Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

Что всего на свете мягче? (Рука)

Без чего человеку жизни нет? (Без имени)

 
 

6.Переведите и дайте ответ.




ОДЕЖДА ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ



Покажите ипереведите


Упражнения.

121.Покажите речевыежесты.

Рубашка. Платье. Брюки. Юбка. Пальто. Пиджак. Носки. Чулки. Перчатки. Шарф. Галстук. Белье. Купить. Продать. Стоить. Платить. Шить. Вязать. Стирать. Гла­дить.

122.Покажите речевымижестами словосочетания.

Оранжевая рубашка. Серая юбка. Синее платье. Крас­ный галстук. Чистое белье. Коричневое пальто. Новые перчатки. Светлые чулки. Теплый шарф.

Гладить брюки. Стирать носки. Шить пиджак (кос­тюм). Вязать шапку. Купить портфель.

123.Спросите и ответьте речевыми жестами.

Сколько стоит костюм? Где Вы купили эту рубашку? Сколько Вы заплатили за платье? Где продают белье? Сколько времени у Вас шьют пальто? Сколько будет сто­ить эта работа? Где здесь можно погладить брюки? Где здесь продают детскую одежду? Кто связал Вам это кра­сивое платье? Кто сделал этот отличный рисунок? Какой галстук нужно взять? Какие у Вас есть перчатки? Как правильно почистить юбку? Как сдать белье в стирку?

124.Переведите речевыми жестами.

Мать связала сестре теплое платье. Отец подарил мне красивый костюм. Подруге понравились шарф и перчат­ки. Вася пошел в школу с новым портфелем.

Задание.

Запишите жесты потеме: «Одежда». Повторите их во фразах,Составьте тексты для разговора и переведите их нажестику.


ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТОЕ



Покажите ипереведите.


Упражнения.

125.Покажите речевыежесты.

Платок. Кепка. Шляпа. Шапка. Ботинки. Сапоги. Валенки. Найти. Потерять. Уметь. Выбрать. Заказать. Показать. Деньги. Дорогой. Дешевый. Другой. Много.

126.Покажите речевыми жестами словосочетания.

Покажите сапоги. Закажите туфли. Выберите ботин­ки. Ботинки легкие. Туфли дорогие. Сапоги дешевые. Валенки старые. Потерять ручку. Найти деньги. Много книг. Мало людей.

127.Спросите иответьте речевыми жестами.

— Вы нашли шапку?

— Где Ваша кепка?

— Где Вы заказали шляпу?

— Кто потерял деньги?

— Кто убрал туфли?

— Вы хотите заказать костюм?

— Нет, я хочу заказать брюки.

— Вы выбрали это пальто?

— Нет, я прошу показать мне другое пальто.

— Вам показать эти туфли?

— Нет, дайте мне другие, подешевле.

— Вы умеете вязать?

— Да, я связала дочери красивое платье.

— Вы умеете хорошо шить?

— Не знаю. Но я люблю шить. Детям все шью сама.

128.Скажите.

— Что Выкупили?

— Что Вызаказали?

— Что Вынашли?

Уменя много ... . Уменя мало ... .

129.Переведите речевыми жестами.

Кончилось лето. Дети пойдут вшколу. Ониподросли. Родители покупают им одежду иобувь. Мальчикам костюмы иботинки, девочкам платья итуфли. Асами ребята выбирают учебники, тетради, ручки. Но все вмес­те несут цветы для учителей.

Задание.

Запишите жесты по теме: «Обувь.Головные уборы». Повто­рите их во фразах.Составьте из нихдиалоги. Переведите нажести­ку.


МЕБЕЛЬ. ДОМАШНИЕ ВЕЩИ ЗАНЯТИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ



Покажите ипереведите.


Упражнения.

130.Покажите речевыежесты.

Стол. Стул. Шкаф. Кровать. Одеяло. Простыня.По­душка. Полотенце. Больше. Меньше. Хорошо.Плохо. Полный. Пустой. Помогать. Мешать. Открывать. За­крывать. Положить. Держать.

131.Покажите речевымижестами словосочетания.

Новый стол. Старые стулья. Большой шкаф. Ма­ленькая кровать. Чистая простыня. Грязное полотенце. Теплое одеяло. Плохая подушка.

Открыть шкаф. Закрыть стол. Положить подушки. Подержать полотенце. Подремонтировать стулья. Вы­брать кровать. Погладить простыни.

132.Спросите.

— У Вас есть детские кровати?

— Где можно купить одеяло и подушки?

— Куда Вы положили простыни и полотенце?

— Сколько стоит этот книжный шкаф?

— Что мешает Вам выбрать другой письменный стол?

— Когда Вы поможете сделать ремонт квартиры?

133.Скажите.

— Я хочу Вам помочь.

— Нет, Вы мне не мешаете.

— Дайт




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.