Форма проведения урока: развитие критического мышления
Порядок проведения урока. Класс разбит на четыре группы.Учащиеся работают самостоятельно. В группах по этапам идет обсуждение поставленных задач. При работе можно пользоваться текстом учебника, картами атласа, дополнительными источниками информации
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
I этап - стадия вызова. Актуализация знаний.
Учитель читает загадку и просит ребят определить тему урока.
Здесь горы-великаны – Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура. Лесов многообразие В родной для нас ...
Учащиеся: Евразии.
Учитель. Конечно, вы догадались, что это Евразия. А почему в последней строчке такие интересные слова « В родной для нас Евразии»?
Учащиеся. Потому, что мы живем на этом материке.
Верно. Считается, что Евразия – собрание уникальных чудес природы. Познакомимся с некоторыми из них. (Слайд №№ 2-6) Сегодня на уроке мы приступаем к изучению последнего, шестого материка, Евразии.
Так как мы уже изучили все материки, вспомните, с какого вопроса начинается изучение материка?
Учащиеся. С установления географического положения.
Учитель. Правильно. Заполните схему. Ученики работают в группе, выясняя план, по которому необходимо дать характеристику географического положения Евразии. После обмена информацией составляется кластер «План характеристики географического положения». В ячейки записываются опорные слова.
Проверьте правильность заполнение схемы (слайд № 7) 2 этап – осмысление и реализация. Изучение нового материала. Фронтальная работа с классом с таблицей «Тонкие и толстые вопросы».Демонстрация слайда №8
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Согласны ли вы, что Евразия расположена как в Северном, так и в Южном полушарии?
В чем различия понятий «материк» и «часть света»
Какое положение занимает Евразия по отношению к Северному тропику?
Чем береговая линия Евразии отличается от береговой линии других материков?
Какое положение занимает Евразия по отношению к Северному полярному кругу?
Приведите три доказательства того, что природа Евразии контрастна.
Согласны ли вы, что Евразия расположена только в восточном полушарии?
Объясните, почему Евразию считают музеем уникальных природных «экспонатов»?
Работа в группах по карточкам. По окончании работы группа у доски защищает свою работу.Задание для первой группы. Какие океаны омывают Евразию? 1. С севера – …........................................ 2. С востока – …...................................... 3. С юга – …............................................. 4. С запада – …........................................ А. К какому океану не имеет выход России?.................................................................. Б. Береговая линия каких океанов наиболее изрезана?.................................................
В. Кто из великих мореплавателей дал название Тихому океану?.....................................
2 задание. Какие моря омывают: 1. берега Северного Ледовитого океана – … 2. берега Тихого океана – … 3. берега Индийского океана – … 4. берега Атлантического океана – … А. Приведите примеры внутренних морей, омывающие берега Евразии. Б. Назовите внутриконтинентальное море, омывающее берега двух континентов, трех частей света и состоящее из пяти морей. Задание для второй группы. 1 задание. 1. К какому материку Евразия расположена ближе всех? 2. Где проходит граница между Европой и Азией? 2 задание. Какими проливами Евразия отделена: 1. от Африки – ….............................................................................. 2. от Северной Америки – …............................................................. 3. Покажите на карте Суэцкий канал. 4. Какие океаны и моря соединяет Суэцкий канал? Какую роль он играет? Задание для третьей группы. 1 задание. 1. Что такое остров? 2. Показать на карте острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Сицилия, Шри-Ланка, Сахалин, Врангеля. 3. Назовите самый большой остров у берегов Евразии. 2 задание. 1. Что такое архипелаг? 2. Показать на карте: Шпицберген, Новая Земля, Северная Земля, Курильские острова, Японские острова, Филиппинские острова. Задание для четвертой группы. 1 задание. 1. Что называют полуостровом? 2. Покажите полуострова: Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский. 3. Назовите самый большой полуостров в мире.................................................................. 4.Самое большое по площади море – ................................................................................ 5. Самое глубокое море – .................................................................................................... 6.Самое мелкое море – ............................................................................... 7. Самый большой залив – ............................................................................... 7. Самый длинный пролив – ........................................................................... 8. «Цветные моря» – ................................................................................................... 2 задание. 1. Определите абсолютную высоту самой высокой и самой низкой точек Евразии. Чему равна амплитуда высот?Первичный контроль знаний. Каждая группа получает задание и заполняет её.Используя карты атласа и схему, заполните пропуски.Евразия находится ..................................................................... . Северный тропик ........................................................Евразию ..........................................., а Северный полярный круг ...................................... . Начальный меридиан пересекает .......................материк на ....................................................Евразия находится ................................. климатических поясах, кроме...........................................................................
Евразия омывается…………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
Крайние точки
Координаты
Северная
Южная
Западная
Восточная
3 этап – рефлексия. Каждая группа составляет синквейн. Тема- Евразия, Азия или Европа.
Составление синквейна. Каждая группа представляет свой синквейн
Евразия Необъятная и контрастная Занимает, удивляет, превосходит, Евразия – величайший континент планеты Материк
Спасибо за урок. Хорошего вам настроения. Перед тем, как выходить из кабинета, заполните и сдайте карточку.
Что на уроке было особенно интересно?
Что вызвало затруднения?
Оцени по 5-тибальной шкале свой вклад в работу группы.
Напиши слово или фразу, характеризующую твое настроение сейчас
Оцени работу своих товарищей по группе.
Литература.
1. Заир-Бек С. И., Развитие критического мышления на уроке.:пособие для учителей