Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Познать это можно с помощью четырех правил упомянутых Аллахом в Коране.



Введение

Несомненно, самой важной и самой нужной из всех наук для мусульманина является Таухид (Единобожие). Множество людей не знают о нем совсем или знают мало, а большинство из тех, кто слышал о Таухиде, небрежны и имеют поверхностные знания об Аллахе, Владыке и Творце мироздания.

Удивительно! Человек сталкивается в течение жизни со множеством наук, а самая главная наука – о его Господе, Который сотворил его, дал пропитание, Кто оживляет и умерщвляет, пред Кем он будет стоять в Судный День, его не интересует.

Это знание, от которого зависит наше настоящее и будущее. Будем ли мы в Раю, если мы поклонялись Одному Аллаху и соблюдали Его право на рабов не приобщать Ему сотоварища, не поклоняясь никому и ничему иному кроме Аллаха, или будем навеки в Аду, если нарушили Таухид.

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَ يَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَ مَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا

«Воистину, Аллах не прощает, когда Ему приобщают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого (менее тяжкие грехи), кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей Аллаху, тот совершает (самый) великий грех». («ан-Ниса», 4: 48, 116)

И если ты понял, что твоя жизнь, твое счастье и твое будущее зависят от Таухида, ты должен изучать и неуклонно следовать ему, дабы оказаться среди спасенных.

Слово «таухид» происходит от арабского глагола «ваххада» (делать единственным, уединять в поклонении). Таухид обязывает каждого, кто считает себя мусульманином, признать Аллаха Единственным Достойным поклонения и отречься от всех остальных ложных божеств, в какой бы то ни было форме – как в материальной, так и в духовной.

В хадисе от Ибн Аббаса сказано: «Ты придешь к народу, который является обладателем Писания. Когда ты придешь к ним, то призови их засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха». (Приводится у аль-Бухари).

Это указывает, что Таухид – это сущность свидетельства «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Это и есть религия, с которой Аллах послал Своего Пророка ко всем людям и джиннам. Это и есть Ислам, кроме которого Аллах не признаёт ни одной другой религии.

Сказал Всевышний Аллах:

إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الإسلام

«Воистину, религией у Аллаха является Ислам»

(«Али ‘Имран», 3:19)

И ты должен помнить, что самый великий грех и самая великая несправедливость, самое ненавистное для Аллаха, Велик Он и Возвышен, – это ширк (поклонение кому-либо кроме Аллаха в какой-бы то ни было форме – прим. перев.), который является противоположностью Таухида, и за что Аллах карает Огнем.

И поэтому ты должен с одной стороны радоваться, а с другой – опасаться. Радоваться тому, что Аллах оказал тебе самую великую милость – избрал тебя из числа муваххидов и дал возможность спастись. И бояться того, что ты можешь необоснованно успокоиться тем, что ты мувахид. Затем самобманешься и проявишь небрежность, нарушив Таухид и совершив ширк.

Постоянно проси в молитвах, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), чтобы Аллах уберег тебя от ширка. Проси, чтобы жизнь и смерть твоя были в Таухиде и посвящены только лишь Одному Аллаху.

Этот небольшой, но исключительный по своей важности труд по Единобожию – первый шаг в познании Таухида, который надо изучать и практиковать на протяжении всей жизни.

Для полного понимания сути Таухида и религии Ислам в общем, надо изучать арабский язык, так как переводы на русский язык не могут раскрыть всей глубины, богатства и красноречия арабского текста, а особенно Корана.

Так же, как нет предела Величию и Могуществу Аллаха, точно так же в этой науке нет предела для самоуспокоения и завершенности. Кто говорит, что он познал Таухид полностью и не нуждается в повторении – тот не понял его важность.

Мы просим Аллаха пробудить тебя, мой брат муваххид, от сна ближней жизни, вывести из тьмы невежества о твоем Господе. Просим Всевышнего осветить твой путь светом знаний.

Пусть Аллах помилует всех нас и наставит на путь истины – путь Таухида.

Хвала Аллаху, Господу миров.

 

Матн(текст):

أسأل الله الكريم رب العرش العظيم أن يتولاك في الدنيا و الآخرة و أن يجعلك مباركاً أينما كنت و أن يجعلك ممن إذا أعطي شكر و إذا ابتلي صبر و إذا أذنب استغفر فإن هؤلاء الثلاث عنوان السعادة

Прошу Щедрого и Снисходительного Аллаха, Господа Великого Трона, чтобы Он покровительствовал тебе в этом мире (дунья) и мире Вечном (ахира), и чтобы Он сделал тебя благословенным, где бы ты ни был, и чтобы сделал тебя из числа тех, кто благодарит, когда ему даровано, терпит, если испытан и кается, когда согрешит, ведь поистине, эти три качества – составляющие счастья.

Шарх (комментарий):

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного, хвала Аллаху, Господу миров, свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, а также свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит Аллах его, его семью и сподвижников и ниспошлет им мир до Дня Воздаяния.

Это короткое послание – четыре правила – является очень важным.

Важность этих правил становится ясной, если понять, что им противоречит. Отсутствие четкого понимания этих правил приводит к путанице и неспособности различать между мушриком и муваххидом.

Аллах, Велик Он и Возвышен, разъяснил то, что является обязательным в Его праве на Таухид (то есть Свое право на единственность, чтобы не поклонялись никому кроме Него – прим. перев.) и тщательно разъяснил ширк.

Эти четыре правила основываются на Книге Аллаха, Сунне и знании о состоянии арабов (времен пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир – прим. перев.). Они защищают того, кто выучит их и поймет их смысл, от сомнений в отношении мушриков и в отношении того, что поклонение должно быть только Одному Аллаху.

Автор, да смилуется над ним Аллах, по своему обыкновению, как и во многих своих посланиях, начинает с ду’а (мольбы) за тех, кто читает это послание и тех, к кому оно направлено. Как известно, знание и призыв строятся на милосердии между учителем и учеником, между призывающим и тем, кого он призывает. И это милосердие является причиной поддержания отношений между людьми, как сказалАллах, Велик Он и Возвышен:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنتَ لَهُمْ

«По милости Аллаха ты был мягок к ним»

(«Али 'Имран», 3:159)

И это ду’а автора послания – следствие этого милосердия. Так следует поступать каждому учителю, проповеднику и тому, кто призывает к одобряемому, и удерживает от порицаемого, чтобы они были милостивыми к созданиям, как описал Всевышний Аллах Своего пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, словами:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ

«Мы отправили тебя лишь в качестве милости к мирам»

(«аль-Анбия», 21:107)

и сказал:

بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ

«Он сострадателен и милосерден к верующим»

(«ат-Тауба», 9:128)

Сказал Ибн Аль-Кайим, описывая состояние призывающего к Аллаху грешников и ослушников, бегущих от истины:

Заставь глаза твои плакать от страха перед Аллахом,

Если бы пожелал твой Господь, ты был бы таким же,

Ведь сердца рабов меж пальцев Милостивого.

Даже, когда приводится в исполнение наказание, это является милостью (к преступнику из числа мусульман – прим. перев.), а не местью за его проступок. Милостью к человеку, которого одолел Иблис и привел его к тому, что он заслужил это наказание. Это подобно тому, когда тот, кого ты любишь, попал в плен к врагу.

Поэтому автор делает ду'а и просит Аллаха, чтобы Он сделал нас «…из тех, кто благодарит, когда ему даровано, терпит, если испытан и кается когда, согрешит, ведь, поистине, эти три качества – составляющие счастья».

«Благодарит, когда ему даровано» – поскольку, все, что Аллах дарует – есть не что иное, как милость от Него, Велик Он и Возвышен. Аллах любит благодарных из числа Его рабов.

Благодарность может выражаться словами и делами. Сказал Аллах:

أن اشْكُرْ لِي وَ لِوَالِدَيْكَ

«Благодари Меня и своих родителей»

(«Лукман», 31:14),

то есть благодари словами и делами.

اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا

«Совершайте деяния в знак благодарности, о род Дауда»

(«Саба», 34:13),

в этом аяте прямое указание на необходимость проявлять благодарность делами.

وَاشْكُرُواْ لِي وَ لاَ تَكْفُرُونِ

«Благодарите Меня и не будьте неблагодарными Мне»

(«аль-Бакара», 2:152),

этот аяттакже призывет быть благодарными как словами, так и делами. Важно указать, что благодарность (шукр) отличается от восхваления (хамд) – благодарность (шукр) бывает за оказанные милости, а восхваление (хамд) бывает, как за оказанные милости, так и просто, как похвала. Кроме того, благодарность бывает как словесно (языком), так и действием, а восхваление – лишь словесно. Есть еще много различий между восхвалением и благодарностью.

Стоит поразмышлять и над тем, что если рабу даруется что-либо, то следует благодарить за оказанные милости Аллаха, Велик Он и Возвышен.

Благодарность, как было упомянуто выше, выражается словами и делами. Благодарность словами проявляется в том, чтобы оказанная милость приписывалась к Оказавшему ее (т.е. Аллаху – прим. перев.), чтобы к Нему обращалось восхваление, и не приписывалась эта милость кому-либо другому.

وَ مَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ

«Все блага, которые вы имеете – от Аллаха»

(«ан-Нахль», 16:53)

يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا

«Они знают, что Милости (оказанные им) от Аллаха, а затем отрицают (неблагодарны за) это»

(«ан-Нахль», 16:83)

С другой стороны, со стороны деяний, благодарность проявляется в том, что оказанные милости используются для того, что любит Тот, кто их оказал (например, если даровано имущество, то расходовать его на пути Аллаха – прим. перев.).

Аллах очень любит, чтобы Его раб был благодарным, поэтому сказал:

وَقَلِيلٌ مِّنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ

« Мало кто из рабов Моих много благодарит»

(«Саба», 34:13)

И говорит Аллах, Свят Он:

ذُرِّيَّةَ مَنْ حَمَلْنَا مَعَ نُوحٍ إِنَّهُ كَانَ عَبْدًا شَكُورًا

«О, потомки тех, кого мы перенесли (в ковчеге) с Нухом! Воистину, он был много благодарящим рабом»

(«аль-Исра», аят 17:3)

В толковании Корана сообщается, что когда Нух, мир ему, съедал кусочек, он благодарил Аллаха за него, и когда выпивал глоток, то благодарил Аллаха за это, когда одевал одежду – снова благодарил Аллаха. Тем самым, пророк Нух, мир ему, отрекался от всякой мощи и силы в том, что пришло к нему из милостей или из того, что радовало его, и признавал, что все это от Аллаха, Велик Он и Возвышен.

У благодарности есть связь с Таухидом. Автор, да помилует его Аллах, упоминая благодарность за оказанную милость, терпение при испытаниях и покаяние в грехах, показывает состояние муваххдида, каким оно должно быть. Ведь Аллах оказал ему ни с чем несравнимую милость – то, что он исповедует Ислам, пребывая в чистом Таухиде, приверженцам которого Аллах обещал счастье в ближней жизни и в будущей.

Также, муваххид непременно будет испытан, поэтому автор и просит у Аллаха терпения при испытаниях. Испытания могут быть словестные (насмешки, ругательства, угрозы и т.п. – прим. перев.), физические, связанные с насилием, а также бывают испытания имуществом или чем-нибудь другим.

Затем автор пишет: «кается, когда согрешит»: муваххид непременно совершает упущения и случается так, что совершает грех, малый или большой (ведь все люди совершают грехи – прим. перев.). Важно помнить, что одним из имен Аллаха является «аль-Гафур» – «Тот, Кто много прощает». Смысл этого имени обязательно должен отражаться в творениях. Поэтому Аллах любит, чтобы Его рабы-муваххиды постоянно просили прощения. Это необходимо, потому как если раб перестает просить прощения, то он становится высокомерным, а высокомерие (кибр) губит многие деяния.

Потому автор сказал: «…кается, когда согрешит, ведь поистине, эти три качества – составляющие счастья». Следовательно, эти три качества должны быть неотделимы от каждого муваххида. И чем больше раб познает своего Господа, чем сильнее укрепляется Таухид в его сердце, тем больше увеличиваются эти три качества до тех пор, пока пока он не начинает считать, что никто кроме Аллаха не заслуживает ничего из его деяний (то есть все свои поступки он совершает лишь ради Аллаха – прим. перев.). Если же муваххид проявит небрежность в этом, то просит прощения совсем не так, как тот, кто не понимает сути этого вопроса.

И поэтому пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, просил прощения в течение дня и ночи более ста раз. Также в «Сахихе аль-Бухари» передается, что он просил прощения у Аллаха 70 раз в одном собрании.

Муваххид находится в опасности, опасности обольщения тем, что он уже в числе исповедующих Таухид, следующий пути саляфов, обладателей знания, так он может потерять в своем сердце смирение и униженность перед Аллахом, которые способствуют принятию Таухида.

При всем своем величии Аллах требует от нас, своих рабов, малого (чтобы Ему не придавали соучастника – прим. перев.). Поэтому так велик Таухид и так отвратителен ширк и все, что ведет к нему.

اعلم أرشدك الله لطاعته أن الحنيفية ملة إبراهيم أن تعبد الله وحده مخلصاً له الدين كما قال تعالى

(وَ مَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَ الْأِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ) (الذريات:56) فإذا عرفت أن الله خلقك لعبادته فاعلم أن العبادة لا تسمى عبادة إلا مع التوحيد كما أن الصلاة لا تسمى صلاة إلا مع الطهارة فإذا دخل الشرك في العبادة فسدت كالحدث إذا دخل في الطهارة

فإذا عرفت أن الشرك إذا خالط العبادة أفسدها و أحبط العمل و صار صاحبه من الخالدين في النار عرفت أن أهم ما عليك معرفة ذلك لعل الله أن يخلصك من هذه الشبكة و هي الشرك بالله الذي قال الله تعالى فيه (إِنَّ اللَّهَ لا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَ يَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ ) (النساء: 48) و ذلك بمعرفة أربع قواعد ذكرها الله تعالى في كتابه

Знай же, да наставит тебя Аллах на путь подчинения Ему, что аль-Ханифия, религия Ибрахима, состоит в том, чтобы ты поклонялся Одному лишь Аллаху, очищая перед Ним поклонение, как сказал Всевышний:

وَ مَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَ الْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»

(«аз-Зарият», 51:56)

И если ты узнал, что Аллах создал тебя для поклонения Ему, то знай же, что поклонение не называется поклонением, кроме как при наличии Таухида (Единобожия), подобно тому, как молитва не называется молитвой, кроме как при наличии омовения. И если в поклонение проникнет ширк, то оно портится, так же как омовение портится от осквернения.

И если ты узнал, что ширк портит поклонение, если смешивается с ним, делает тщетными деяния и обрекает того, кто совершил его, на вечное пребывание в Огне, то тебе стало ясно, что познание этого является твоей самой важной обязанностью — и может быть, тогда Аллах спасет тебя из этой паутины, имя которой — ширк, о котором Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَ يَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء

«Воистину, Аллах не прощает, когда Ему приобщают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого (менее тяжкие грехи), кому пожелает»

(«ан-Ниса», 4:48, 116)

Познать это можно с помощью четырех правил упомянутых Аллахом в Коране.

Это введение к четырем правилам. И первое, на что обращает внимание автор, это аль-Ханифия – религия Ибрахима, мир ему. Аллах сделал Ибрахима ханифом (единобожником), то есть отклонившимся от ширка к чистому Таухиду.

Аль-Ханифия – это религия, которая отошла от всего ложного к истине, и это религия Ибрахима, мир ему, как сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:

مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَ لاَ نَصْرَانِيًّا وَ لَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَ مَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником (ханифом), мусульманином и не был из числа многобожников».

(«Али 'Имран», 3:67).

А также:

إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلّهِ حَنِيفًا وَ لَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

شاكِرًا لِأَنْعُمِهِ اجْتَباهُ وهَداهُ إِلى صِراطٍ مُسْتَقِيمٍ

«Воистину Ибрахим был имамом, покорным Аллаху. Он не был одним из многобожников. Он был благодарен Аллаху за благодеяния, Он (Аллах) избрал его и повел прямым путем».

(«ан-Нахль», 16: 120–121)

Сущность религии Ибрахима – это воплощение значения слов «Ля иляха илля Ллах – нет никого достойного поклонения кроме Аллаха», как сказал Аллах в суре «аз-Зухруф»:

وَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ وَ قَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَاء مِّمَّا تَعْبُدُونَ إِلَّا الَّذِي فَطَرَنِي فَإِنَّهُ سَيَهْدِينِ

وَ جَعَلَهَا كَلِمَةً بَاقِيَةً فِي عَقِبِهِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

«Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь, Кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем. И сделал это слово (свидетельство о том, что нет никого, достойного поклонения кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь»

(«аз-Зухруф», 43:26–28).

«Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь, Кроме Того, который сотворил меня» – это и есть слово Таухида.

«Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь» – это первая половина свидетельства – она содержит отрицание (отрицание того, что кто-либо заслуживает поклонения – прим. перев.), то есть «Нет никого достойного поклонения». «Кроме Того, Кто сотворил меня», то есть «Кроме Аллаха» – вторая часть свидетельства.

Эти аяты являются наилучшим объяснением свидетельству Таухида («Ля иляха илля Ллах» – прим. перев.).

Ученые говорят, что в свидетельстве Таухида «Ля иляха илля Ллах» содержится отрицание и утверждение.

В отрицании («Ля иляха» – прим. перев.) выражается непричастность ко всем божествам (всему, чему поклоняются – прим. перев.) кроме Аллаха, Велик Он и Возвышен, и поклонению им, поскольку поклонение чему либо кроме Аллаха недействительно. А в утверждении («илля Ллах» – прим. перев.) выражается, что поклонения заслуживает только Аллах, Велик Он и Возвышен.

Это и есть религия Ибрахима – Аль-ханифия. Этой религии обязал придерживаться Аллах, Велик Он и Возвышен, своего пророка :

ثُمَّ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ أَنِ اتَّبِعْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَ مَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Затем Мы внушили тебе: исповедуй религию Ибрахима единобожника и он не был из числа многобожников»

(«ан-Нахль», 16:123)

Таким образом, религия Ибрахима – это Таухид.

Поклонение не принимается кроме как с Таухидом, подобно тому, как молитва не принимается без омовения. Таухид, то есть Ихляс (см. словарь – прим. перев.), является условием принятия поклонения, как омовение – условие для действительности молитвы.

И так же, как молитва недействительна кроме как с омовением, так и поклонение недействительно, кроме как если человек будет муваххидом. Даже если на лбу человека будут следы от земного поклона, и он будет поститься днем и выстаивать молитвы ночью, все равно условием принятия всего этого будет то, чтобы он был муваххидом. Сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:

وَ لَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَ إِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَ لَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَ كُن مِّنْ الشَّاكِرِينَ

«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей (делать ширк), то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных.

(«аз-Зумар», 39:65–66).

И сказал Аллах о кафирах (неверующих):

وَ قَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُورًا

«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах»

(«аль-Фуркан», 25:23)

Таким образом, даже обильное поклонение, если в нем не будет ихляса (Таухида), не будет принято. Это подобно тому, как человек совершает молитву и удлиняет свое стояние в молитве, удлиняет поясные и земные поклоны, стараясь сделать молитву наилучшим образом, но приступил он к ней без омовения – эта молитва недействительна по единогласному мнению исламских ученых, поскольку омовение является условием действительности молитвы.

Как пришло в достоверном хадисе от Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, который сказал:

«Аллах не принимает молитву любого из вас, если он осквернился, пока не сделает омовение» (аль-Бухари и Муслим)и «Нет молитвы, кроме как в состоянии очищения» (Муслим).

И это лишь пример для облегчения понимания этого великого вопроса, поскольку условие наличия Ихляса и Таухида для принятия поклонения гораздо важнее, чем условие омовения для молитвы. Если человек преднамеренно совершил молитву без омовения, в его такфире есть разногласие среди ученых (мнение большинства ученых, что он не кафир, если только не сделал это, насмехаясь над религией – прим. перев.). Если же он поклоняется Аллаху, придавая Ему соучастников, то он – кафир по единогласному мнению ученых, так как он совершил ширк. А с большим ширком не принимается ни одно деяние.

Если это стало понятным, то эта основа заставляет человека бояться и радоваться:

Бояться ширка и боятся оказаться из числа мушриков;

Радоваться тому, что Аллах, Велик Он и Возвышен, сделал его одним из приверженцев Таухида.

Радость верующего тому, что Аллах сделал его одним из приверженцев Таухида, обязывает его благодарить за это и стремиться сохранить эту милость.

Страх же оказаться одним из мушриков заставляет человека быть настороже, чтобы в его поклонение, его вероубеждение (акыду) или его слова не проникло что-то из ширка, так как если это будет большой ширк, он сделает тщетными все деяния. И даже если это окажется малым ширком, он будет хуже нововведения (бид'а). Это, несомненно, должно побуждать человека к изучению этих четырех правил, которые придадут ему уверенности.

При размышлении над призывом автора, да смилуется над ним Аллах, в вопросах таухида и ширка, у некоторых могут возникнуть сомнения в правильности его позиции в отношении приверженцев ширка.

Ведь сказать, что дела того, кто произносит «Ля иляха илля Ллах Мухаммад расулюЛлах», совершает молитву, выплачивает закят, постится, совершает хадж, поклоняется Аллаху, является, как говорится, праведным человеком, если он совершит ширк или не будет проявлять неверие (куфр) в тагута (см. словарь – прим. перев.), становятся ничем (тщетными – прим. перев.), для многих это что-то невозможное (то есть, он боится даже подумать об этом – прим. перев.).

Эти четыре правила закладывают основу в этом важном вопросе.

Дело в том, что тут нужно смотреть на право Аллаха. Ошибка происходит из-за того, что люди смотрят на этот вопрос с точки зрения прав творений. Однако, если бы они посмотрели на право Аллаха, Который создал человека и соразмерил его (сотворил наилучшим образом), Который создал небеса и землю удивительным образом, установил указания на Свою единственность и утвердил это в душах и во всем, что вокруг: все это уже лишает мушриков довода (аргументов на совершение ширка – прим. перев.). Однако, Аллах, Свят Он и Велик, по своей милости, еще и отправил пророков для предостережения и установления довода (над творениями).

القاعدة الأولى

أن تعلم أن الكفار الذين قاتلهم رسول الله صلى الله عليه و سلم مقرون بأن الله تعالى هو الخالق المدبر و أن ذلك لم يدخلهم في الإسلام

و الدليل قوله تعالى

(قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَ الْأَرْضِ أَمَّنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَ الْأَبْصَارَ وَ مَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَ يُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَ مَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلا تَتَّقُونَ) (يونس:31)

Правило первое

Ты должен знать, что кафиры (неверующие), с которыми сражался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, признавали, что Всевышний Аллах является Творцом, Управляющим всем в мироздании, но это не ввело их в Ислам.

Доказательством этому являются слова Всевышнего:

«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? И кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет всем?» Они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»»

(«Юнус», 10:31)

 

Правило первое, Таухид в Господстве (Таухид ар-Рубубия – см. словарь) не вводит в Ислам. Потому что в этом вопросе не требуется Таухид в Господстве Аллаха, поскольку арабы знали, что именно Аллах, Велик Он и Возвышен, является единственным Творцом, именно Он наделяет уделом, именно Он оживляет и умерщвляет, Он защищает, а от Него нет защиты, именно к Нему возвращаются все дела, именно Он ниспосылает дождь и т.д. Они признавали, что это все создал и подчинил Аллах, но все это не принесло мушрикам пользы, и Аллах не сделал их из числа мусульман.

وَ مَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَ هُم مُّشْرِكُونَ

«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей»

(«Юсуф», 12:106)

«Большая часть их верует в Аллаха»,то есть они веруют в Его Господство (что Он все сотворил, дает удел и т.д. – прим. перев.), но приобщают к Нему соучастников в поклонении.

Посмотрите же на состояние мушриков-арабов (во времена Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), признающих большую часть Господства Аллаха, как сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:

قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَ الأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ و الأَبْصَارَ وَ مَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَ يُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَ مَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ

«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? И кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет всем?» Они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»

(«Юнус», 10:31)

«Они скажут: «Аллах»»,то есть все это делает лишь Аллах. «Неужели вы не устрашитесь?»,то есть вы признаете Единственность Аллаха в Господстве, но не боитесь поклоняться кому-то другому?!

Это и есть путь Корана в установлении довода над мушриками. Ведь именно Тот, Кто делает все это, Тот, Кто является единственным Творцом, Дающим пропитание, именно Он и достоин поклонения, а не кто-то другой. Поэтому говорит Аллах, Свят Он, порицая мушриков:

أَ يُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَ هُمْ يُخْلَقُونَ

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят и которые сами были сотворены».

(«аль-А'раф», 7:191)

قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ سَلَامٌ عَلَى عِبَادِهِ الَّذِينَ اصْطَفَى آللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ

«Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?!»

(«ан-Намль», 27:59)

А тех, кого мушрики взяли себе божествами, Аллах описал немощными, не имеющими никакого могущества, неспособными что-либо сотворить, не обладающими качествами, которые могли бы заставить поклоняться им:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَابًا وَ لَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ وَ إِن يَسْلُبْهُمُ الذُّبَابُ شَيْئًا لَّا يَسْتَنقِذُوهُ مِنْهُ ضَعُفَ الطَّالِبُ وَ الْمَطْلُوبُ

«О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!»

(«аль-Хаджж», 22:73)

Это пример тех, к кому мушрики обращались с поклонением.

Таким образом, признание мушриками времен Пророка, да благословит его Аллах и мир, Господства Аллаха не ввело их в Ислам (не сделало их мусульманами – прим. перев.).

Из этого мы делаем вывод, что признание Господства Аллаха теми, кто пришел после них, также не означает, что они верующие (с точки зрения шариата, а иначе каждый про себя может сказать, что он верующий – прим. перев.). И если придет какой-либо человек и скажет: «Я верую, что Аллах – Господь, Он тот, кто дает пропитание, Кто оживляет и умерщвляет», этот человек не считается верующим по шариату (потому, что у веры в ее шариатском понимании есть условия, которые должны состоятся у человека, чтобы он назывался верующим. Аллах по Своей мудрости не оставил такой важный момент без объяснения и не вверил его людям, чтобы они сами решали кто верующий, а кто – нет – прим. перев.), он не считается мусульманином, пока не станет исповедовать Таухид.

Поэтому ошиблись мутакаллимы (см. словарь – прим. перев.), когда дали определение слову «Илях» – «способный что-либо сотворить, создать что-либо новое» («Нет творца кроме Аллаха»). У них значение свидетельства «Ля илляха илля Ллах» возвращается к Таухиду Ар-Рубубия.

Это величайшая ошибка против Ислама, так как получается, что испытание в этой жизни именно в Таухиде ар-Рубубия и, если человек убежден, что творцом всего является Аллах, то он, с их точки зрения, верующий мусульманин. А это не то же самое, что и признание Аллаха единственным достойным поклонения. Смысл свидетельства «Ля иляха илля Ллах» – нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, таким образом, его смысл возвращается к поклонению.

Значит, целью этого бесспорного правила является утверждение того, что мушрики тоже признавали Таухид ар-Рубубия, но это не помогло им и не ввело их в Ислам потому, что они придавали Аллаху соучастников и поклонялись своим ложным божествам и сказали:

أَ جَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا

«Неужели он сделал все божества одним?»

(«Сад», 38:5)

Если мы посмотрим как на наших современников, так и тех, кто жил прежде, то мы увидим, что всегда были люди, убежденные в Господстве Аллаха, однако совершавшие многобожие (ширк) в поклонении. И признание Аллаха Творцом не принесло им пользы, как и прежним мушрикам, потому, что правило гласит, что мушрики арабы тоже признавали Господство Аллаха (его основные моменты – прим. перев.).

Сегодня есть те, в душе которых слабость, если они слышат, как кто-то говорит «ин шаа Аллах» или поминает Аллаха или говорит, что Аллах его Господь и т.п., считают его мусульманином, довольствуясь этим, а ведь испытание совсем не в этом. Необходимо, чтобы человек был единобожником (муваххидом), поклоняясь Аллаху, в соответствии с тем, с чем пришел Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и отрекаться от ширка и мушриков.

القاعدة الثانية

أنهم يقولون ما دعوناهم و توجهنا إليهم إلا لطلب القربة و الشفاعة فدليل القربة قوله تعالى

( وَ الَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِيمَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ) (الزمر: ۳)

و دليل الشفاعة قوله تعالى

(وَ يَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لا يَضُرُّهُمْ وَ لا يَنْفَعُهُمْ وَ يَقُولُونَ هَؤُلاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّه) (يونس:۱۸)

و الشفاعة شفاعتان: شفاعة منفية و شفاعة مثبتة فالشفاعة المنفية ما كانت تطلب من غير الله فيما لا يقدر عليه إلا الله و الدليل قوله تعالى

(يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لا بَيْعٌ فِيهِ وَ لا خُلَّةٌ وَ لا شَفَاعَةٌ وَ الْكَافِرُونَ هُمُ الظَّالِمُونَ) (البقرة:۲۵٤)

والشفاعة المثبتة هي التي تطلب من الله و الشافع مكرم بالشفاعة و المشفوع له من رضي الله قوله و عمله بعد الإذن كما قال تعالى

(مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ) (البقرة: ۲۵۵)

Правило второе:

Они(мушрики – прим. перев.)говорили: «Мы взываем и обращаемся к ним(божествам – прим. перев.)только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху и были нашими посредниками (в удовлетворении нужд) перед Ним».

Доводом на то, что они хотели приближения, являются слова Аллаха: «А те, которые взяли себе покровителей помимо Него, говорят: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху» («аз-Зумар», 39:3).

А доводом на то, что они хотели посредничества, являются слова Всевышнего: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не может ни навредить им, ни принести пользы, и говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» («Юнус», 10:18).

И шафа'а(посредничество, ходатайство, заступничество – прим. перев.)делится на два вида: отвергаемое и утвержденное.

Отвергаемое шафа'а – это то, которое просят не у Аллаха, в том, на что способен только Аллах. Доводом на это являеются слова Всевышнего: «О те, которые уверовали! Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде чем придет день, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются несправедливыми» («аль-Бакара», 2:254).

А утвержденное шафа'а – это то, которое просят у Аллаха, и заступнику (посреднику) оказан почет правом заступничества, а заступаются за того, чьими словами и деяниями доволен Аллах, после Его дозволения. Доводом на это являются слова Аллаха: «Кто же станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» («аль-Бакара», 2:255).

Второе правилоразъясняет состояние мушриков (времен Пророка, да благословит его Аллах и ему мир, – прим. перев.) в их поклонении. Они поклонялись различным божествам наряду с Аллахом и даже вместо Него. Что они хотели достичь этим поклонением? Говорили ли они, что это независимые божества или они же говорили, что это всего лишь посредники между ними и Аллахом?

Из этого правила следует, что они поклонялись чему-то помимо Аллаха лишь как посредникам, говоря, что ложные божества приближают их к Аллаху или возносят к Нему их просьбы или являются их заступниками.

«Доводом на то, что они хотели приближения, являются слова Аллаха: «А те, которые взяли себе покровителей помимо Него, говорят: «Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху» (сура «аз-Зумар», 39:3).

«А те, которые взяли себе покровителей помимо Него»,то есть ложных божеств.

«Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху»,то есть мы не поклоняемся им ни по какой другой причине, кроме как, посредством их, желая приблизиться к Аллаху. Значит, обращаясь к этим ложным божествам, многобожники хотели то, что у Аллаха.

«А доводом на то, что они хотели посредничества, являются слова Всевышнего: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не может ни навредить им, ни принести пользы, и говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» (сура «Юнус», 10:18)».

Заступничество заключается в том, чтобы божества попросили у Аллаха для этих мушриков, так как шафа'а означает (в языковом значении – прим. перев.), что тот, у кого просится это шафа'а, присоединяется к просьбе того, кто просит и поднимает ее к тому, кому принадлежит решение в данном вопросе. Таким образом, смысл «говорят: «Это – наши посредники у Аллаха» (сура «Юнус», 10:18) –они просят для нас у Аллаха то, чего мы хотим, а Аллах не отвергает их просьбу, потому что они приближенные к Нему.

Ширк во всех общинах возвращается к одной из двух основ. Первая – ширк по причине веры в одушевленность звезд, каким был ширк народа Ибрахима, мир ему.

Пророк Ибрахим был послан к народу, поклонявшемуся идолам, согласно их убеждениям – одушевленным олицетворениям звезд. Они были убеждены, что некоторые звезды способны оказывать влияние на мироздание. Они поклонялись идолам потому, что в них обитали духи этих звезд (как они думали – прим. перев.), в то время как это были шайтаны, которые вселялись в идолов и разговаривали с мушриками и, может быть, они даже получали от этих идолов, в которых вселился шайтан то, что они хотели. Таким образом, они впали в ширк. Сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:

وَ كَذَلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضِ وَ لِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ

فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَى كَوْكَبًا قَالَ هَذَا رَبِّي

«Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных. Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь! ».

(«аль-Ан'ам», 6:75-76) .

Правильным пониманием смысла аята является то, что пророк Ибрахим, мир ему, произнес слова: «Вот мой Господь»,желая опровергнуть верования своего народа (подобно тому, как человек в споре говорит: «Хорошо, допустим, что вы правы…», а затем опровергает это мнение. Для лучшего понимания см. тафсиры – прим. перев.).

Вторая основа ширка – возвеличивание праведников. Это ширк народа Нуха, мир ему, ширк по причине верования в духи праведников (связывание сердца с духами праведников, вера в то, что они имеют какую-то власть – прим. перев.).

وَ قَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَ لَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَ لَا سُوَاعًا وَ لَا يَغُوثَ وَ يَعُوقَ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.