Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г. – Ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.



Ж.И. Алферов открыл и создал быстродействующие опто- и микроэлектронные устройства на базе полупроводниковых гетероструктур: быстродействующие транзисторы, лазерные диоды для систем передачи информации в оптоволоконных сетях, мощные эффективные светоизлучающие диоды, способные в будущем заменить лампы накаливания, и так далее.

Большинство полупроводниковых приборов основано на использовании р-п-перехода, образующегося на границе между частями одного и того же полупроводника с разными типами проводимости (электронной и дырочной), создаваемыми за счет внедрения соответствующих примесей. Гетеропереход – это контакт двух разных по своему химическому составу полупроводников с разной шириной запрещенной зоны. Реализация гетеропереходов обусловила возможность создания электронных и оптоэлектронных приборов чрезвычайно малых размеров вплоть до атомных масштабов[106].

2003 г. – А.А. Абрикосов, В.Л. Гинзбург – премия за пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.

2010 год – А.К. Гейм и К.С. Новоселов. Премия присуждена за получение графена – двумерного кристаллического углеродного материала, который удобно представить в виде одного слоя углеродных атомов, образующих слоистую структуру графита. Графен уникален тем, что благодаря своей двумерной структуре может проявлять как свойства проводника, причем очень хорошего, так и полупроводниковые свойства. Разработка методики его промышленного получения практически сразу приведет к созданию первых интегральных микросхем.

Интересно, что в 2000 году А.К. Гейм за эксперимент с «летающей лягушкой» вместе с сэром Майклом Берри из университета Бристоля получил и Шнобелевскую премию.

Нобелевский лауреат по химии:

1956 г. – Н.Н. Семенов – премия за исследования в области механизма химических реакций. Ученый доказал, что многие химические реакции, включая реакцию полимеризации, осуществляются с помощью механизма цепной или разветвленной цепной реакции. Теория открыла возможность решить главную проблему теоретической химии – связь между реакционной способностью и структурой частиц, вступающих в реакцию.

Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине:

1904 г. – И.П. Павлов – премия за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса. Его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к открытию условных рефлексов. Мастерство Ивана Павлова в хирургии было непревзойденным. Он настолько хорошо владел обеими руками, что никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент.

1908 г. – И.И. Мечников – премия за труды по иммунитету. Наиболее важный вклад Ильи Мечникова в науку носил методологический характер: цель ученого состояла в том, чтобы изучать «иммунитет при инфекционных заболеваниях с позиций клеточной физиологии». Имя Мечникова также связано с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

Нобелевский лауреат по экономике:

1975 г. – Л.В. Канторович – премия за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Метод Леонида Канторовича, разработанный для решения проблем, связанных с производством фанеры, и известный сегодня как метод линейного программирования, нашел широкое экономическое применение во всем мире. Открыл новый раздел математики – линейное программирование.

Нобелевские лауреаты по литературе:

1933 г. – И.А. Бунин – премия за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе.

1958 г. – Б.Л. Пастернак – премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы (писатель отказался от ее получения). Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989 году).

1965 г. – М.А. Шолохов – премия за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время.

1970 г. – А.И. Солженицын – премия за нравственную силу в развитии лучших традиций русской литературы.

1987 г. – И.А. Бродский – премия за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью.

Лауреаты Нобелевской премии мира:

1975 г. – А.Д. Сахаров – премия за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства.

1990 г. – М.С. Горбачев – премия за ведущую роль в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества. Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, в 1980-е гг. осуществивший программу экономических и социальных реформ, известных как «перестройка» и «гласность». Боролся с коррупцией, изменил внешнюю политику Советского Союза в сторону большей открытости. Вывел советские войска из Афганистана. Первый и единственный президент СССР.

 

С 1991 года, за несколько дней до вручения Нобелевской премии, присуждаются «Игнобелевские» (второе название «Шнобелевские») премии – за достижения, которые невозможно воспроизвести или же нет смысла это делать. Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований». За исключением трех премий, присуждённых в первый год, их вручают за реальные труды. Первые церемонии вручения премии проходили в Массачусетсском технологическом институте. Сегодня Шнобелевскую премию вручают в Гарварде накануне вручения Нобелевской премии. Награду обладателям вручают настоящие нобелевские лауреаты.

 

Вернуться к Содержанию


Заключение

 

Вы обзорно изучили дисциплину «Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Дисциплину сложную, теоретическую со значительным количеством научных терминов. Мы считаем, что во время учебы в вузе начинающий журналист должен получить максимум информации из различных областей знания. Это позволит расширить кругозор молодого специалиста. Думается, что профессиональное мастерство выпускника факультета или отделения журналистики выражается не только в том, за сколько времени и в каком жанре он сможет написать материал на заданную тему, но и во владении сведениями из смежных дисциплин, а также в умении применить на практике научные методы сбора информации.

При подготовке публикации журналисту всегда приходится что-то уточнять, дополнять, исправлять. Материал, изложенный в настоящей дисциплине, должен поспособствовать корректному представлению будущих работников СМИ о деятельности ученых, а также проблемах и современном состоянии научной журналистике в целом. Кто знает, вдруг придется писать о проблемах науки?

Осваивая материал данного курса, не стоит опираться только на один источник информации. Ваша задача – получить как можно более полное представление о современном состоянии науки в России и мире, наиболее значимых ее достижениях и о таком направлении в СМИ, как научная журналистика. Ознакомившись с публикациями из перечня источников для обязательного чтения, вы получите только предварительные впечатления о том, что такое научная деятельность и научная журналистика.

В лекционный материал мы включили только самые основные сведения из таких областей, как философия и методология науки, история научного знания, коммуникативистика, а также некоторые сведения из естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Мы постарались представить вам актуальные проблемы современной журналистики с двух сторон. Во-первых, с исторической точки зрения, показав контекст, в рамках которого было совершено конкретное открытие. Во-вторых, привлечь ваше внимание к вопросам освещения научных открытий в СМИ за весь период существования российской журналистики.

Указанный ниже перечень дополнительной литературы преденазначен для углубленного изучения актуальных вопросов современной науки. Не бойтесь определить для себя, что такое наука – этот малоизведанный для вас мир.

 

Вернуться к Содержанию


ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Актуализм – метод в мировой научной журналистике к освещению научных фактов и явлений. Это поверхностный, лишенный научности рассказ, понятный всей аудитории, вне зависимости от ее возраста и образования. Его тема непременно должна быть интересна для каждого читателя, желательно – сенсационна. В подаче информации используется много средств художественной выразительности, заголовки часто броские, привлекающие внимание. Стиль повествования должен быть развлекательным. Творческое кредо сторонников актуализма – во что бы то ни стало угодить потребителю.

Анализ документов – метод получения информации посредством изучения текстовых сообщений, зафиксированных на магнитной ленте, дисках, кино- и фотопленке, а также в рукописях и печатных листах. Позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых невозможно.

Антиглобализация – противостояние процессу глобализации.

Антикумулятивизм – направление, представители которого считают, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции наук к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Антисциентизм –мировоззренческая позиция,подчеркивающая ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека.

Виртуальная реальность – вымышленный мир, инореальность, сознательный уход от реальности. За такими ее характеристиками, как иллюзорность, мир грез и мечтаний, скрываются претензии на статус сущего, претензия на состояние удовлетворенности.

Военно-техническая революция – совершенствование видов вооружения и экипировки армии.

«Всемирная деревня» (или «всемирная глобальная деревня») – термин Маршалла Маклюэна, введенный им для обозначения сущности новой коммуникационной и культурной ситуации, которая оформилась в результате распространения в мире электронных средств связи, благодаря чему люди получили возможность мобильной коммуникации между самыми отдаленными точками на нашей планете.

Гелиобиология (от слов «гелио» и «биология») – раздел биофизики, изучающий влияние изменений активности Солнца на земные организмы.

Глобализация – процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Глобальное потепление — процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана.

Гуманизм – направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как «меру всех вещей».

Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному.

Журналистское образование – система подготовки литературных сотрудников газет, журналов, радиовещания и телевидения, Интернет-изданий, а также редакторов массовой литературы.

Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов.

Идеалы и нормы научного познания– совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов.

Изобретение – новые приборы, механизмы, инструменты, созданные человеком.

Индукция– движение авторской мысли от частного к общему.

Инновация (от английского «innovation» – «нововведение», «новшество», «новаторство») – использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Интервьюирование – метод получения информации. Беседа с собеседником или группой лиц по актуальным проблемам современной действительности.

Интернализм – подход в истории и философии науки, сторонники которого считают, что основной силой развития науки являются факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и т.п. Поэтому главное внимание при изучении науки направляется на описание собственно познавательных процессов.

Информационная сеть – совокупность компьютеров, объединенных средствами передачи данных.

Кибернетика (от греческого «рулевой») – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Клонирование (от древнегреческого klon – «побег», «черенок») – процесс, предполагающий создание существа, генетически одинакового родителям.

Космизм – философское учение о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира.

Кумулятивизм (от латинского «увеличение», «скопление») – направление, представители которого считают, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, измерения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений. Момент прерывности и развития науки, научные революции.

Макроконтекст науки – зависимости, образованные широкой социокультурной средой, в которой развивается наука как таковая; это и есть выражение ее социального измерения.

Медиаграмотность – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых в медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью.

Медиаобразование –1). Направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

2). «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география».

Механическая картина мира – научная теория, согласно которой вся Вселенная представляет собой совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, свободно перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, связанных силами тяготения.

Микроконтекст науки – зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условиях той или иной эпохи.

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий).

Наблюдение– метод получения информации. Направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксиование значимых социальных явлений, процессов, событий. Открывает возможность для объективного описания, фиксации всех значимых элементов ситуации через непосредственное восприятие поведения людей в конкретных условиях и в редальном времени.

Наноматериалы – продукты нанотехнологий, их следует характеризовать как материалы, функциональные свойства которых определяются наноуровнем их структуры.

Нанотехнология– междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомарной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.

Наука– это творческая деятельность. Она представляет собой форму духовной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Научная картина мира– ценностная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности и естественнонаучную картину мира Она – в зависимости от предмета познания – может быть физической, астрономической, химической, биологической (в засисимости от вида науки). В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.

Научно-техническая революция – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Новшество – новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Ноосфера (от греческого – «разум» и «шар») – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Сфера разума.

Объект (предмет, предметная деятельность)– то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении.

Опрос– метод получения информации.Обращение к непосредственному носителю изучаемой проблемы, к респонденту, используемое при изучении содержательных характеристик общественного, коллективного или индивидуального создания, которые скрыты от внешнего наблюдения.

Открытие – процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Пассионарность (passio – от латинского «страсть») – термин
Л.Н. Гумилева, под которым он подразумевал особый вид энергии, представляющий собой «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое». Это некая «точка», источник волны, фактор, выступающий в качестве способности и стремления к изменению окружающей среды.

Позитивизм – направление в методологии науки. Построение различных моделей развития научного знания, рассмотрение их как частных случаев общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.

Популяризация науки – процесс распространения результатов научных исследований в массы путем публикации в различных видах СМИ, издании книг, брошюр, листовок.

Постиндустриальное общество – общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Сервер – программное обеспечение, хранящее соответствующую своему ресурсу информацию и отвечающее на запросы клиентского программного обеспечения.

Синергетика (от греческих слов «совместно» и «действующий») – междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

Синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему.

Субъект науки– ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете – общество в целом.

Сциентизм (от латинского scientia – «знание», «наука») – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Его представители исходят из того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности.

Теоретизм– тенденция в современной методологии науки, утверждающая что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

Трафик – объем информации, передаваемый по сети за определенный период времени.

Фальсификация (переписывание истории) – сознательное искажение исторических событий, либо историческое мифотворчество.

Фактуализм – тенденция в современной метологии науки, подчеркивающая независимость и автономность фактов по отношению к различным теориям.

Фотоэффе́кт– испускание электронов веществом под действием света и любого электромагнитного излучения.

Фундаментализм (второе название – сайентизм) – метод в мировой журналистике к освещению научных фактов и явлений. Его сторонники убеждены, что прессе следует освещать научную информацию подробно. Они решительно против нездоровой, как им представляется, сенсационности в этом деле. Фундаментализм тщательно избегает вульгаризации науки, «понимая под этим не только искажение содержания знаний, но и трансформация привычной логико-повествовательной формы». Этот метод полностью исключает элементы занимательности. Темы преподносятся всесторонне, подробно, с массовой разных деталей и честностей. Материалы, подготовленные сторонниками данного метода, рассчитаны на сравнительно небольшой круг заинтересованных читателей, способных понять содержание текстов.

Футуроогия– область научных знаний, исследующая перспективы развития социальных процессов.

Экстернализм – подход в истории и философии науки, представители которого считают, что появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для нее обстоятельствами – социальными, экономическими и т.д. Поэтому основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности («социальных заказов», «социоэкономических условий», «культурно-исторических контекстов» и т.п.).

Эмпиризм(от древнегреченского «опыт») – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Эмпирическое знание – знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Этатизм (второе название государственничество) (от французского «État» – государство) – мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этносфера – то же, что и антропосфера (то есть, сфера деятельности человека), постоянно меняющаяся в историческом времени и взаимодействующая с ландшафтом планеты.

 

Вернуться к Содержанию


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.