Имидж региона – это реальный управленческий ресурс, в существенной мере предопределяющий успешность политических, экономических и социальных позиций региона. Для того, чтобы результативно формировать и продвигать имидж региона и регионального лидера, необходимо, чтобы PR-служба подчинялась напрямую главе администрации и была не обслуживающим органом власти, а исполнительным. Важно, чтобы глава региона доверял специалистам PR-службы, прислушивался к их профессиональным объективным советам, ценил и понимал значимость их работы, и, конечно, принимал непосредственное, активное участие в процессе формирования и продвижения регионального имиджа.
Технологический процесс имиджбилдинга предвосхищает этап разработки имиджевой стратегии, которая должна базироваться, в первую очередь, на стратегии развития региона: экономических, инвестиционных, политических, социальных, культурных составляющих.
Основные объекты регионального имиджмейкинга:
а) внешние: органы и представители федеральной власти, инвесторы, туристы, квалифицированные кадры, «внешние» СМИ (международные, федеральные и инорегиональные);
б) внутренние: жители региона.
Ресурс «уникальности и неповторимости» - УТП, основанное на географии и истории.
Несколько методологических подходов продвижения имиджа региона:
Брендинговый: по отношению к внешним ГО. Привлечь к себе внимание организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы регионом, нужны ему и полезны для его развития. PR-специалисты ищут и выделяют отличия региона от конкурентов, а затем с помощью коммуникативных технологий гиперболизируют их.
Маркетинговый: акцент на совокупности конкурентных преимуществ. Регион предлагается уже не как бренд, а как продукт потребления, ресурсы.
Геополитический: позиционирование региона, как особое географическое пространство со своими качественными характеристиками, как особый историко-географический образ.
Региональный имидж- целостное символическое представление о регионе, сложившееся в сознании представителей целевой аудитории на основе личного опыта либо в результате ряда информационных воздействий.
Объединение усилий всех и системное продвижение имиджей региональных предприятий, местных достопримечательностей и отдельных представителей территории (от главы региона до местного художника) - важные условия эффективности регионального имиджмейкинга.
Принципы формирования территориального имиджа:
1) конгруэнтность внутреннего и внешнего имиджа региона;
2) объединение усилий и системное продвижение субъектов регионального имиджмейкинга;
3) использование различных видов коммуникаций, широкого спектра инструментов, выбор которых должен основываться на их преимуществах, недостатках и учете взаимного влияния;
4) сочетание эмоционального и рационального компонентов в структуре имиджа в целях усиления синергетического эффекта коммуникации.
Субъекты имиджевой политики региона
- органы исполнительной и законодательной власти области;
- региональные представительства органов федеральной власти;
- субъекты региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- специализированные PR-агентства;
- выставочные центры;
- туристические и гостиничные сети;
- учебные и учебно-деловые центры;
- представители региона за его пределами
Основными составляющими имиджа города и региона, являются:
- качество жизни;
- кадровые ресурсы;
- инфраструктура - транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и пр.;
- высокие технологии;
- капитал;
- контролирующие органы - рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма;
- инфраструктура бизнеса - уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права;
- власть - компетентность, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества.
Ведущий PR-инструмент формирования имиджа территории - коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ.