Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международное право как фактор совершенствования национального законодательства




Нормы международного права, имплементированные в национальное законодательство, регулируют отношения, которые находятся в компетенции национального права. Этот процесс называется доместикация международного права. Данное положение находит отражение в конституциях ряда государств.

Говоря о влиянии норм международного права на национальное, следует учитывать такие аспекты данного влияния, как сферы влияния, обусловленность или причины существования такого взаимодействия, формы, способы влияния, результат. Т.о. все общественные отношения, на которые оказывает влияние международное право, можно разделить на отношения сферы публичного и частного права.

Выделяют следующие причины влияния международного права на национальное: 1) более высокий уровень регламентации в международном праве - регламентация ряда вопросов совместного регулирования, более прогрессивный характер международных норм;

2) признание принципа «договоры должны соблюдаться» как императивной нормы международного права.

Формы влияния международного права на национальное право:

- издание новых национальных актов, отмена устаревших в связи с существованием определенной нормы международного права;

- подтверждение в национальном законодательстве норм международного обычного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda) — один из основных принципов международного права — презюмирует согласование с этими обязательствами национальных законов и предпринимаемых государством в сфере своей внутренней компетенции мер. Позиция международного сообщества выражена в универсальном договоре — Венской конвенции о праве международных договоров — в ст. 27, имеющей заголовок «Внутреннее право и соблюдение договоров»: государство-участник какого-либо договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Эту норму, очевидно, можно трактовать и в смысле недопустимости ссылки на отсутствие во внутреннем праве соответствующих положений. Можно предположить ситуацию, когда выполнение договора не зависит от состояния внутреннего права. Но все же нормальным состоянием следует признать взаимодействие национальных и международных норм и, следовательно, согласование первых со вторыми как необходимое условие выполнения договора и как важный компонент механизма реализации договорных предписаний.

Влияние норм международного права на национальное, выражается в появлении в национальном законодательстве новых норм, изменение или прекращение действующих норм, что может быть вызвано созданием норм международного права с целью согласования внутреннего законодательства с международно-правовыми обязательствами государства. Национальное законодательство в результате должно соответствовать признанным нормам международного права и обеспечивать их осуществление.

Можно выделить следующие способы влияния норм международного права на национальное:

1) непосредственное действие норм международных правовых актов на основе положений Конституции. Этот способ называется адаптацией. При адаптации договорные положения автоматически начинают действовать в национальном праве. Нормы подобных международных правовых актов называют самоисполняемыми. Как правило, такие нормы имеют ограниченную сферу действия (применяются в случае пробелов);

2) издание специального акта, который обеспечит выполнение норм, содержащихся в международном правовом акте (легитимация). При легитимации внутригосударственный нормативный акт выступает в качестве трансформирующего акта;

3) издание специального акта, который воспроизводит содержание международной правовой нормы. Нормативное содержание, таким образом, приобретает новую форму. Этот способ называется рецепция;

4) включение указания на необходимость применения норм международного права в национальных правовых актах (отсылка).

Определение способов реализации международных обязательств на национальном уровне относится к компетенции государства и закрепляется во внутригосударственном законодательстве. При этом боле эффективны трансформационные способы, которые позволяют содержанию международно-правовой нормы приобрести форму источника национального права.

В законодательстве утвердилось правило приведения его норм в соответствие с международными договорами, другими источниками международного права. Можно выделить, с одной стороны, управомочивающие нормы, согласно которым принятие законов обусловлено усмотрением компетентных государственных органов, а с другой стороны, предписывающие нормы, которыми на государство возлагаются определенным образом сформулированные обязательства.

К первому варианту относится, например, п. 1 ст. 21 Конвенции ООН по морскому праву: «Прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море...»; ко второму варианту — п. 2 ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.