Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации.



Основные принципы структурно-функционального строения мозга.

Принцип горизонтальной и вертикальной (иерархической) организации мозга.

В целом все ВПФ имеют и горизонтальную (корковую) и вертикальную (корково-покорковую организацию).

В реализации ВПФ ведущую роль играет кора б.п. В настоящее время значительно лучше изучены корковые механизмы ВПФ.

При осуществлении ВПФ функционируют также подкорковые структуры, к которым относят базальные ганглии, ядра таламуса, гипоталамуса и лимбико-ретикулярную систему мозга.

Раньше недооценивали значение подкорковых структур в организации ВПФ. Хотя известно, что при нарушении подкорки возникают нарушения и ВПФ.

Например, при нарушении левого таламуса возникают нарушения в речи и памяти. При поражении правого таламуса возникают нарушения в зрительном восприятии и памяти.

 

При нарушении корковых зон аналогичные функции нарушаются по-иному.

Участие подкорковых структур в психической деятельности сейчас интенсивно исследуется школой Н.П.Бехтеревой.

Принцип выделения передних и задних отделов мозга.

Задние отделы работают по афферентному принципу (сенсорная часть мозга), а передние отделы по эфферентному (моторные зоны мозга).

Принцип деления на левое и правое полушарие.

Этот принцип связан с асимметрией в работе головного мозга.

Принцип выделения трех функциональных блоков мозга.

Этот принцип на основе многочисленных нейропсихологических данных разработал Лурия. Он выдели три блока:

1. энергетический (блок регуляции уровня активности мозга),

2. блок приема, переработки и хранения информации (экстерорецептивной),

3. блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Энергетический блок мозга.

Структуры мозга: РФ, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Типы влияния на работу мозга и принципы работы:

1. Общее генерализованное изменение активации мозга.

Связано с длительными тоническими сдвигами в режиме работы мозга (с изменением уровня бодрствования).

Обеспечивается РФ продолговатого (бодрствование) и среднего мозга (сон).

2. Локальное избирательное изменение активации отдельных структур (систем) мозга.

Это преимущественно кратковременные фазические изменения в работе отдельных структур мозга.

Обеспечивается РФ промежуточного мозга (неспецифические ядра таламуса), лимбической системой и корковым уровнем (медиобазальные отделы коры).

3. Этот блок имеет как восходящие (к коре), так и нисходящие (к СМ) влияния.

4. Оказывает как возбуждающее, так и тормозное действие.

5. РФ работает по принципу отбора новой, необычной информации.

РФ активирует кору б.п. При этом кора может либо ответить, либо не ответить (в зависимости от ситуации). РФ не только обеспечивает тонус коры, но вместе с тем и сама находиться под ее влиянием, изменяясь и модифицируясь под регулирующим влиянием происходящих в ней изменений. РФ испытывает также регулирующее влияние со стороны лимбической системы (в особенности, гипоталамуса).

 

Функциональное значение в обеспечении ВПФ.

1. Обеспечивает тот общий активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции (неспецифическое влияние).

2. Играет важную роль в организации внимания (общего, неизбирательного и селективного).

3. Связан с организацией сознания (с содержательной точки зрения внимание и сознание характеризуется набором различных действующих систем и механизмов, обеспечивающих отражение различных аспектов внешнего и внутреннего мира.)

4. Связан с процессами памяти (в особенности структуры лимбической системы, в частности, гиппокамп).

5. Связан с организацией мотивационных и эмоциональных процессов и состояний (следовательно, первый блок связан с восприятием и переработкой интерорецептивной информации о состоянии внутренней среды организма).

Блок приема, переработки и хранения экстерорецептивной информации.

Структуры мозга: центральные отделы сенсорных систем (в частности, корковый уровень включает зрительную, слуховую и соматосенсорную кору).

Особенности структурно-функциональной организации:

1. Пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию.

2. Четкая избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей (наиболее ярко выражено на примере нейронов-детекторов в зрительной коре б.п.). То есть, этот блок построен по типу «специфической» нервной сети (в отличие от первого блока, который построен пот типу «не специфической» сети).

3. Все анализаторные системы построены по общему принципу:

1) они состоят из периферического (рецепторного и центрального отделов);

2) центральный отдел состоит из нескольких уровней, построенных по иерархическому принципу (например, в зрительном анализаторе выделяют 3 уровня – уровень сетчатки, таламический уровень, корковый уровень);

3) в проекционной коре выделяют первичные (сенсорные), вторичные (гностические) и третичные (ассоциативные) поля, которые имеют следующие отличительные особенности:

Первичные поля:

а) первичные поля характеризуются широким 4 слоем с многочисленными звездчатыми клетками, куда приходит информация от подкорковых отделов анализатора (МКТ, ЛКТ, вентробазальный комплекс),

б) все первичные поля характеризуются топическим принципом организации (каждая точка периферии проецируется в конкретную точку первичного поля). Величина зоны представительства того или иного рецепторного участка в первичной коре зависит от функциональной значимости этого участка (человечек Пенфилда),

в) первичная кора организована по принципу вертикальных колонок, объединяющих нейроны с общими рецептивными полями,

Вторичные поля:

г) вторичные поля отличаются по цитоархитектоническим показателям от первичной коры (больше развит третий слой малых пирамид, от которого начинаются ассоциативные связи коры, сюда поступает информация от ассоциативных ядер таламуса, а не от специфических),

д) вторичные поля осуществляют функциональное объединение разных анализаторных систем, принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности (процессов восприятия),

 

Третичные поля:

е) с участием третичных полей коры осуществляются сложные надмодальные виды психической деятельности (речевая, интеллектуальная деятельность и т.д.) Особое значение имеет так называемая зона ТРО (зона перекрытия височной, теменной и затылочной коры), которая играет важную роль в речевой деятельности.

Работа третичных зон необходима для перехода от непосредственных, наглядных синтезов к уровню символических процессов (значения слов, сложные грамматические и логические конструкты, системы чисел и отвлеченных соотношений).

4. Закон убывающей специфичности ( первичные зоны обладают максимальной модальной специфичностью, вторичные зоны обладают модальной специфичность в меньшей степени (здесь происходит превращение соматотопической проекции в функциональную организацию поступающей информации), а на уровне III поля становится надмодальной,

5. Закон иерархического строения входящих в состав этого блока корковых зон. Отношения I,II, III зон не остаются одинаковыми, а изменяются в процессе онтогенеза. У маленького ребенка для формирования успешной работы вторичной зоны необходима сохранность первичных и т.д. Поэтому нарушение низших зон в раннем возрасте неизбежно приводит к недоразвитию более высоких. Наоборот, у взрослого человека ведущее место переходит к высшим зонам коры. Поэтому наиболее высокие (третичные) зоны начинают управлять работой подчиненных им вторичных зон, а при поражении последних оказывает на их работу компенсирующее влияние.

6. Закон прогрессивной латерализации (по мере продвижения по I,II,III полям для одних функций доминантным становится левое полушарие, а для других – правое).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.