Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модернизация, инновации, качество — три кита образовательного пространства высшей школы

Актуальные проблемы высшей школы.

1. общегумманитарные

2. профессиональные

образование — услуга или удовольствие, нравственная потребность человека

Пробелемы:

1. качество

2. профессионалищм

3. этические критерии

4. баланс воспитания и образования

5. гуманизация образования

6. реферм и псевдореформ

7. вход в балонский процесс

8. внедрение научных достижений

9. процесс глобализации высшей школы

Задачи: 1. сохранение национальных особенностей и 2. приобщение к мировым достижениям

10. инновации

11. креативного понимания содержания образования

12. внедрение информационных технологий в уч.процесс (профессиональный, нравственный и технологический аспекты).

13. Новый статус преподавателя

14. роль гос.стандартов

15. обучение в госуд. и негосуд учреждениях.

16. Организация сам. работы студентов

17. психология уч. процесса

18. социальная адаптация

19. здоровье

20. актуализация музыкальных терапевтических технологий

21. реинтерпретация науч.текстов

22. вопросы языковой культуры.

 

ТЕМЫ ЗАТРАГИВАЕМЫЕ АВТОРАМИ СТАТЕЙ во многом совпадают проблемами ВШ

В общей сложности обработано 369 публикаций из журналов:«Вестник молодых ученых», «Вестник Университета Российской академииобразования», «Высшее образование сегодня», «Известия Российской ака-демии образования», «Инновации», «Качество. Инновации. Образование»,

«Педагог», «Российское образование», «Социально-гуманитарные знания»,«Социологический журнал», «Философские науки» и др.

Модернизация, инновации, качество — три кита образовательного пространства высшей школы

Модернизация. Ведущая цель модернизации —умножить знания, созидательные способности и профессиональную компетенцию выпускников за счет расширения доступности образования и улучшения его качества.

В рамках реализации Концепции модернизации наиболее актуальным для российского образования является учет его качества, ориентация современного российского образования на самореформирование и интегрирование в систему европейского образования. В новых экономических условиях возникает потребность в новом типе специалиста, который должен бытьвостребован на рынке труда, поэтому так важен вопрос целевой подготовкиспециалистов, качество знаний и профессиональная компетенция которых во многом обеспечиваются за счет инновационных проектов.

Выделены противоречия между:

• стратегическими и оперативными целями деятельности вуза;

• целями и задачами в системе «преподаватель – студент»;

• традиционными подходами к оценке качества подготовки выпускника

и требованиями рынка труда к качеству специалиста;

• требованиями, предъявляемыми к специалисту рынком труда, и уровнем готовности преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста;

• содержанием подготовки в вузе и личностным развитием специалиста;

• внедрением системы эффективных методов подготовки специалистов и имеющимся научно-методическим обеспечением учебного процесса.

 

Концепция модернизации отечественного образования на период до2010 г. предъявляет высокие требования к качеству труда преподавателей. В высшей школе фиксируется чрезвычайно низкий уровень мотивации деятельности преподавателей, что приводит к значительному снижению уровня подготовки конкурентоспособного специалиста.

Создание института независимых экспертов по оценке качества деятельности профессорско-преподавательского состава в условиях интеграции российских вузов в европейское образовательное пространство перестает быть частной и узкопрофессиональной проблемой. В условиях сертификации персонала и образовательных услуг этот вопрос приобретает особуюактуальность. Специфика подготовки экспертов состоит в том, что обучающиеся — уже состоявшиеся специалисты в профессионально-педагогической деятельности, зачастую имеющие опыт управленческой и оценочной работы.

Трансформация традиционного университета в инновационный предполагает развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения,опережающую подготовку элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний, а также сохранение академических традиций, акаде-мической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности, формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды, совершенствование структуры университета и управления им на основе сочетания государственного, государственно-общественного управления самоуправления, диверсификацию источников финансирования университета и активный «фандрайзинг».

Инновации. Под инновационной деятельностью в вузе понимается деятельность, решающая задачи коммерциализации знаний и технологий,разрабатываемых преподавателями и научными сотрудниками вузов.

Развитию инновационного процесса препятствуют невостребованность новых технологий предприятиями-производителями и обусловленная этим коммерческая незавершенность разработок, малый приток инвестиций, отсутствие ясной нормативной базы, нехватка кадров инновационного менеджмента. Отсутствие со стороны государства достаточной поддержки вузов привело к реализации в университетах прагматичной инновационной модели развития.

В таком контексте основной задачей инновационной деятельности является привлечение в вуз дополнительных финансовых средств и материальных ресурсов, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке наукоемкой продукции и образовательных услуг за счет улучшения качества подготовки специалистов и проведения научных исследований.

Примером такого подхода являются электронные библиотеки различной направленности, существующие в интернете и в рамках отдельных вузов и факультетов. В последнем случае они представляют наибольшую ценность.

Таким образом, к категориям инноваций в педагогике относятся: методы интенсификации процесса обучения, новые информационные технологии обучения, педагогическое мастерство, новаторство, методические системы, авторские школы, мультипликационный подход в обучении, модели профессионального педагога-технолога, конструирование высокотехнологичных педагогических систем.

Качество.Анализ качества образовательного процесса основывается на требованиях к методикам и технологиям обучения, на требованиях, предъявляемых к педагогической деятельности, политике управления вузом, к условиям, влияющим на эффективность контроля успеваемости обучающихся.

Выделяют несколько подходов (психологический, педагогический, процессуальный, комплексный, методологический, интегрированный, личностно-ориентированный и др.) к определению качества образования, в числе которых особое внимание уделяется квалиметрическому (численная оценка уровня качества), поскольку он представляет универсальный показатель оценки качества образования.

Общей тенденцией и задачей современного высшего образования провозглашается усиление его гуманитарной составляющей. Гуманитаризация трактуется не только как акцентирование дисциплин гуманитарного профиля, но и как культивирование нравственного начала в обучающемся, как «взращивание» «человека культуры». Опасно это тем, что понятие гуманитарной дисциплины излишне теоретизируется, к ней начинают предъявляться лишь самые общие (часто невыполнимые в силу своей декларативности) требования.

Иными словами, сторонники образовательной глобализации признают право Болонской конвенции на наделение профессиональных компетенций условными критериями, главное достоинство которых — в облегчении трудоустройства за рубежом (унификация дипломов). Несмотря на это, понимание образования как рынка образовательных услуг в отечественной периодике получает негативную оценку, в чем можно видеть определенную непоследовательность.

Вообще, национальное образование многие склонны рассматривать в качестве ключевого фактора развития системы образования. Более или менее позитивные предложения связаны с введением народной педагогики. Рассматривается этический аспект народного воспитания, влияние семейного образования. В отдельных случаях выдвигается идея национально-религиозного образования — в рамках определенной конфессии или же с требованием непременного элементарного религиозного компонента вне зависимости от конфессии.

Образование не допускает стихийности, спорадичности, самостийности. Часто это приводит лишь к скоропалительным незрелым реформам.

Профессионализация образования на всех уровнях выступает непременным условием его качественности. Данные процессы должны осуществляться не извне, а изнутри научного сообщества, последнее не должно ни само отстраняться, ни быть отстраняемо от контроля. С другой стороны, неперспективно и замыкание научной элиты — помимо рефлексии необходимо посильное сотрудничество с правительством и тонкое чувствование общественных запросов и предпочтений.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.