Развертывается во времени -отвлечен от этих параметров
И реализуется в пространстве
бесконечна -система языка конечна
материальна -идеален
Подвижна -стабилен
Линейна -Уровневая организация
Субъективна -объективен
Отражает опыт индивида -фиксирует опыт коллектива
Преднамеренна, контекстно -не зависит от обстановки общения
И ситуативно обусловлена
Речевое общение как способ коммуникации
Одним из основных средств коммуникации является речь, рече общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на д: трети состоит из речевого общения.
Понятие «речь» имеет несколько значений:
• особый вид человеческой деятельности;
• разновидность общения при помощи языка (то, что обычно зывают стилем языка, слогом), которая характеризуется от ром определенных лексических и грамматических средств в висимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная ре и др.);
• виды синтаксического построения высказывания (косвенная
прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).
Нас интересует прежде всего первое значение. Речь - это оа вид деятельности, который существует наряду с другими видами дея ности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельност: памяти, и т.д.).
Так как «речевая деятельность есть специализированное упот] ление речи для общения, частный случай деятельности общения», «речь есть потенциальцый компонент любой деятельности, нап мер, познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.» (Л* тъевА.А. Психология общения. М., 1999. С. 56). 1оворящий (пи щий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для об щения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое я ние соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.
В языкознании речь изучается внутри оппозиции язык — речь обычно понимается как реализация системы языка. Эта оппозиц; впервые была выделена и описана Соссюром в «Курсе общей лингвистики» (1916).
Соссюр рассматривал речевую деятельность как своего рода интеграл языка и речи. Язык представляет собой как бы потенцию, некую систему, структура которой до сих пор не до конца изучена, но которая, несмотря на это, известна всем членам данного языкового коллектива и является продуктом его деятельности, т.е. носит социальный характер. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Речь — это актуальное, индивидуальное; речь присутствует в нас время от времени в состоянии действительности. Развивая идею Соссюра, исследователи предполагают, что «речевая деятельность как целое, как интеграл заключает последовательность: это последовательность перехода языка, постоянно существующего в говорящем (следовательно, вне зависимости от конкретного момента), к речи (в речь), принадлежащей говорящему только в конкретные моменты времени» (Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. С. 37).
От того, каким образом осуществляется этот переход, зависит характер воздействия речи говорящего (пишущего) на собеседника (читателя).
-Монолог – однонаправленный речевой поток: А->В - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
-Диалог – двунаправленный речевой поток: (А<->В) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Характеристика диалога:
-ситуативность
-контекстуальность
-непроизвольность
-малая степень организованности
Особенности диалога:
-неполный стиль произношения
-ситуативные лексические новообразования
-синтаксис: повторы, переспросы
-синтаксическая неполнота реплик
-вопросительные и побудительные предложения
Типы диалога:
-информативный диалог
-прескриптивный диалог
-обмен мнениями
-установление/регулирование межличностных отношений
-праздноречивый диалог
Правила ведения диалога:
-выслушивать собеседника
-вопрос требует ответа
-побуждение требует ответа действием или словом
-повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием