Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речевое общение как способ коммуникации

Язык и речь. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Формы речевой коммуникации: монолог, диалог

Язык и речь.

Язык – система знаков+правила их употребления и сочетаемости.

Речь – воплощение, реализация языка.

Речь:

1) Сам процесс говорения (речевая деятельность)

2) Его результат (речевое воспроизведение)

Характеристики языка и речи:

-Речь -Язык

  • Конкретна - абстрактен
  • Актуальна, неповторима -потенциален, воспроизводим
  • Развертывается во времени -отвлечен от этих параметров

И реализуется в пространстве

  • бесконечна -система языка конечна
  • материальна -идеален
  • Подвижна -стабилен
  • Линейна -Уровневая организация
  • Субъективна -объективен
  • Отражает опыт индивида -фиксирует опыт коллектива
  • Преднамеренна, контекстно -не зависит от обстановки общения

И ситуативно обусловлена

Речевое общение как способ коммуникации

Одним из основных средств коммуникации является речь, рече общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на д: трети состоит из речевого общения.

Понятие «речь» имеет несколько значений:

• особый вид человеческой деятельности;

• разновидность общения при помощи языка (то, что обычно зывают стилем языка, слогом), которая характеризуется от ром определенных лексических и грамматических средств в висимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная ре и др.);

 

• виды синтаксического построения высказывания (косвенная

прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

Нас интересует прежде всего первое значение. Речь - это оа вид деятельности, который существует наряду с другими видами дея ности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельност: памяти, и т.д.).

Так как «речевая деятельность есть специализированное упот] ление речи для общения, частный случай деятельности общения», «речь есть потенциальцый компонент любой деятельности, нап мер, познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.» (Л* тъевА.А. Психология общения. М., 1999. С. 56). 1оворящий (пи щий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для об щения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое я ние соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

В языкознании речь изучается внутри оппозиции язык — речь обычно понимается как реализация системы языка. Эта оппозиц; впервые была выделена и описана Соссюром в «Курсе общей лингвистики» (1916).

Соссюр рассматривал речевую деятельность как своего рода интеграл языка и речи. Язык представляет собой как бы потенцию, некую систему, структура которой до сих пор не до конца изучена, но которая, несмотря на это, известна всем членам данного языкового коллектива и является продуктом его деятельности, т.е. носит социальный характер. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Речь — это актуальное, индивидуальное; речь присутствует в нас время от времени в состоянии действительности. Развивая идею Соссюра, исследователи предполагают, что «речевая деятельность как целое, как интеграл заключает последовательность: это последовательность перехода языка, постоянно существующего в говорящем (следовательно, вне зависимости от конкретного момента), к речи (в речь), принадлежащей говорящему только в конкретные моменты времени» (Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. С. 37).

От того, каким образом осуществляется этот переход, зависит характер воздействия речи говорящего (пишущего) на собеседника (читателя).

функции речи:

  • Основные - Частные

1) Коммуникативная(репрезентативная) 1) фатическая

2) Апеллятивная 2) метаязыковая

3) Экспрессивная 3) поэтическая(эстетическая)

4) магическая

Формы речевой коммуникации:

-Монолог – однонаправленный речевой поток: А->В - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

-Диалог – двунаправленный речевой поток: (А<->В) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Характеристика диалога:

-ситуативность

-контекстуальность

-непроизвольность

-малая степень организованности

Особенности диалога:

-неполный стиль произношения

-ситуативные лексические новообразования

-синтаксис: повторы, переспросы

-синтаксическая неполнота реплик

-вопросительные и побудительные предложения

Типы диалога:

-информативный диалог

-прескриптивный диалог

-обмен мнениями

-установление/регулирование межличностных отношений

-праздноречивый диалог

Правила ведения диалога:

-выслушивать собеседника

-вопрос требует ответа

-побуждение требует ответа действием или словом

-повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием

 

Признаки монологической речи:

-протяженность высказываний

-композиционная сложность

-грамматическая правильность высказываний

-последовательность и логика изложения

Монологи:классификация по цели

-монолог убеждающий

-лирический

-драматический

-информационный

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.