Кафедра биологической химии, клинической лабораторной диагностики,
Общей и клинической иммунологии
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________2013г
Заведующий кафедрой _____________
________________ Е.В. Просекова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К практическому занятию №12
Модуль II. Введение в обмен веществ и энергии. Общая характеристика промежуточного обмена веществ. Биологическое окисление. Обмен углеводов.
учебной дисциплины «Биологическая химия»
для специальности 060301 Фармация
курс II семестр IV
Составитель: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент: Артюкова О.А., к.б.н., доцент
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Владивосток – 2013 г.
Тема занятия №12: «Внешний и промежуточный обмены веществ. Пищеварение, как начальный этап обмена веществ. Катаболические, анаболические и амфиболические пути обмена веществ. Биологическое окисление. Редокс-системы. Стадии биологического окисления в клетке».
Актуальность темы.Знание закономерностей и особенностей метаболизма необходимо для дальнейшего изучения обмена углеводов, липидов и белков на уровне клетки и организма, для понимания механизмов регуляции их метаболизма и возможной коррекции нарушений обмена веществ. Усвоив значение центрального метаболического пути для энергообеспечения клеток, можно понять причины гипоксических состояний и их связь с клеточной энергетикой. Поскольку нарушения энергетического обмена лежат в основе патогенеза многих заболеваний, знание общей организации обмена веществ позволит обосновать механизмы действия препаратов для коррекции и профилактики метаболических нарушений (кокарбоксилаза, сукцинат и др.)
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности 060301 Фармация (ПК-47, ПК-48, ПК-49) через формирование знаний о метаболизме, его видах и функции; о роли в метаболизме реакций биологического окисления, о возможности лекарственной метаболической коррекции процессов обмена веществ.
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать»основные стадиибиологического окисления в клетке, строение и функции коферментов НАД, ФАД, КоА
«Уметь»
· объяснять роль АТФ в метаболизме
· Оценивать значение основных этапов обмена веществ в получении энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности.
· Анализировать этапы трансформации энергии пищевых веществ в энергию химических связей АТФ как основного аккумулятора энергии в организме.
· Представлять в виде схемы основные этапы катаболизма пищевых веществ и их связь с цепью переноса электронов.
«Владеть» терминологией:метаболизм, катаболизм, анаболизм, эндергонические и экзергонические реакции, макроэргические соединения, метаболический путь, общий путь катаболизма, универсальные метаболиты
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Общая и неорганическая химия: окислительно-восстановительные реакции,энтропия, энергия Гиббса, принцип энергетического сопряжения, редокс-системы и редокс-потенциалы,