Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кадровый (интеллектуальный) ресурс

Нормативно-правовой ресурс

Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих норма­тивных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регу­лирующих права граждан на участие в процессах социально-культур­ной деятельности на республиканском, региональном, муниципальном, местном уровнях.

Законы ???

 

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культур­ной деятельности приоритетное место принадлежит таким катего­риям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общест­венно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому граж­данину, социальная защита деятелей культуры всех категорий -как профессионалов, так и любителей.

В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессиональ­ного творческого работника сферы культуры.

Знание законодательных и других видов нормативно-право­вой документации (договоров, технических заданий на выполне­ние заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности. Умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе - важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.

Кадровый (интеллектуальный) ресурс

Ведущее место в руководстве социально-культурной сферой зани­мает кадровая политика. Её основными направлениями являются.

1} кад­ровое планирование;

2) оценка наличного кадрового (интеллектуального) ресурса;

3) оценка будущих кадровых потребностей;

4) разработка про­граммы удовлетворения будущих потребностей;

5) определение желае­мых видов кадрового отбора;

6) определение совокупности целесообраз­ных требований к должностям, занимаемым в социально-культурной сфере;

7) профессиональная подготовка и переподготовка;

8) карьерные передвижения.

 

Как правило, специалист СКД выступает в одной из следующих доминирующих социально-психологических ролевых функциях: как лидер-организатор (1), лидер-мотиватор (2), лидер-диспетчер (3), лидер-генератор (4).

Эффективность использования кадрового ресурса самым непосред­ственным образом связана с вопросом о современном юридическом, эко­номическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы.

 

Состав кадров СКД:

1) социальные заказчики(ресурсодержатели), выражающие интересы и запросы различных групп населения - потенциальных пользователейсоциально-культурных проектов и программ, кон­
кретных потребителей культурного продукта, благ и услуг;

2) менеджеры-организаторысоциально-культурной сферы, являющиеся, по существу, основными фигурами, руководителями и посредниками в разработке и реализации многочисленных образовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых, спортивно-оздоровительных и других социальнокультурных про­ектов и программ;

3) выступающие в качестве исполнителейспециалисты -
творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непо­
средственно занятые созданием социально-культурных ценностей
благ и услуг, наполнением содержания конкретных проектов и
программ.

 

Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господствует своего рода «социально-педагогическая эра», отражая быстрое возрастание роли социальной педаго­гики.

Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, раз­вивающими центрами, содействие росту молодых лидеров люби­тельских движений, многочисленных досуговых инициатив.

Особое значение приобретает непрерывная работа по повы­шению квалификации кадров социально-культурной сферы.

Финансовый ресурс

Понятие финансово-экономического ресурса представляет со­бой сердцевину ресурсной базы социально-культурной деятельно­сти.

Часть социально-культурных (образовательных, художест­венно-зрелищных, развлекательно-игровых, оздоровительных) услуг каждое из учреждений производит, выполняет, обеспечивает самостоятельно, в рамках муниципальных бюджетных ассигнова­ний. Другую часть расходов учреждение покрывает за счет него­сударственных ресурсодержателей - спонсоров, инвесторов, кре­диторов, представляющих негосударственные структуры и орга­низации.

Существует еще один способ - самофинансирование, полу­чивший распространение в условиях современных рыночных от­ношений и также направленный на удовлетворение культурно-до-сутовых потребностей клиентов, пользующихся услугами В оби­ходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги - товар, услуги - деньги) либо некоммерческий (благотво­рительный)

Поиск денежных средств (фандрайзинг) для учреждений от­расли превратился в особую область профессионального управле­ния - со своей стратегией и тактикой, принципами и техноло­гиями.

В этой связи появилось несколько моделей их финансово-эко­номического поведения во внешней среде. Одни учреждения на­ходятся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Другие требуют больших инвестиций из различных источни­ков и ориентированы на инновационные решения в социально-культурной сфере. Третьи являются национальным достоянием и объективно нуждаются в значительном бюджетном финансирова­нии и поддержке со стороны других структур. Наконец, четвертые сумели добиться полной или почти полной самоокупаемости.

Существует несколько уровней бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений.

На нормативном уровне предполагается финансовое обеспе­чение требуемого состояния материальной базы (содержания зда­ний и помещений, работоспособного состояния инженерных сис­тем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.).

На содержательном уровне осуществляется финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям ре­гиона (города, района).

Социальный (или компенсационный) уровень предусматри­вает финансирование социокультурных объектов (театров, биб­лиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и про­граммам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной ста­бильности и существующих культурных традиций.

К внебюджетным источникам финансирования относятся до­ходы от самостоятельной производственной деятельности соци­ально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности, общественные фонды…

5. Материально-технический ресурссовокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную при­роду и необходимых для производства, распространения и освое­ния культурного продукта, культурных благ и ценностей в соот­ветствии с выдвинутыми целями и задачами.

Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятель­ном балансе.

К основным фондам как разновидности ресурсов, состав­ляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся:

1) архитектурно- и инженерно-строи­тельные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;

2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: элек­трические сети, телекоммуникации, системы отопления, водо­снабжения и др ;

3) механизмы и оборудование: аттракционы, хо­зяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, му­зейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;

4) транс­портные средства.

 

Информационно-методический ресурс - совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для много­целевого использования как в процессе управления, так и в техно- ! логическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информаци­онно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.

Информационно-творческий ресурс включает преобразован­ный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессио­нально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей куль­турного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей)

В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных ме­тодических учреждений и центров, система методического обес­печения, включающая различные по содержанию и форме методи­ческие материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности

7. Морально-этический ресурс - профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвую­щих в социально-культурных процессах, с полным правом мо­жет быть охарактеризована как морально-этический ресурс Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное на­чало органически входит в любое из её проявлений. С его помощью происходит нравствен­ная регуляция профессионального поведения специалиста, заня­того в социально-культурной сфере

Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних ус­тановок профессионала, которыми определяется уровень его ак­тивности в тех или иных видах социально-культурной деятельно­сти.

Наконец, профессиональная позиция спе­циалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его иден­тичности со своей профессиональной группой, степенью освое­ния целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

К морально-психологическим установкам, отличающим под­линного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответ­ственности, совести, достоинства, чести.

Профессиональным долгом специалистов социально-культур­ной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взя­ты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специали­стов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств

Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регу­лирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации.

Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этич­ного поведения с клиентами и пользователями социально-куль­турных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрите­лей и слушателей, этики отношений с коллегами и т д.

А также - профессиональной совести, чести и достоинства.

Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

1 Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-
культурной сферы» и кто относится к субъектам сё создания
и развития1'

2 В чем заключаются сходство и различие нормативных и
правовых документов, определяющих статус и деятельность
социально-культурного учреждения?

3, Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоя­нию страны, от аналогичной поддержки массовых учрежде­ний социально-культурной сферы?

4 Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы Каковы требования к условиям и организации такого самофи­нансирования?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.