Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессах социально-культурной деятельности на республиканском, региональном, муниципальном, местном уровнях.
Законы ???
Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий -как профессионалов, так и любителей.
В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры.
Знание законодательных и других видов нормативно-правовой документации (договоров, технических заданий на выполнение заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности. Умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе - важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.
Кадровый (интеллектуальный) ресурс
Ведущее место в руководстве социально-культурной сферой занимает кадровая политика. Её основными направлениями являются.
4) разработка программы удовлетворения будущих потребностей;
5) определение желаемых видов кадрового отбора;
6) определение совокупности целесообразных требований к должностям, занимаемым в социально-культурной сфере;
7) профессиональная подготовка и переподготовка;
8) карьерные передвижения.
Как правило, специалист СКД выступает в одной из следующих доминирующих социально-психологических ролевых функциях: как лидер-организатор (1), лидер-мотиватор (2), лидер-диспетчер (3), лидер-генератор (4).
Эффективность использования кадрового ресурса самым непосредственным образом связана с вопросом о современном юридическом, экономическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы.
Состав кадров СКД:
1) социальные заказчики(ресурсодержатели), выражающие интересы и запросы различных групп населения - потенциальных пользователейсоциально-культурных проектов и программ, кон кретных потребителей культурного продукта, благ и услуг;
2) менеджеры-организаторысоциально-культурной сферы, являющиеся, по существу, основными фигурами, руководителями и посредниками в разработке и реализации многочисленных образовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых, спортивно-оздоровительных и других социальнокультурных проектов и программ;
3) выступающие в качестве исполнителейспециалисты - творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непо средственно занятые созданием социально-культурных ценностей благ и услуг, наполнением содержания конкретных проектов и программ.
Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господствует своего рода «социально-педагогическая эра», отражая быстрое возрастание роли социальной педагогики.
Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, развивающими центрами, содействие росту молодых лидеров любительских движений, многочисленных досуговых инициатив.
Особое значение приобретает непрерывная работа по повышению квалификации кадров социально-культурной сферы.
Финансовый ресурс
Понятие финансово-экономического ресурса представляет собой сердцевину ресурсной базы социально-культурной деятельности.
Часть социально-культурных (образовательных, художественно-зрелищных, развлекательно-игровых, оздоровительных) услуг каждое из учреждений производит, выполняет, обеспечивает самостоятельно, в рамках муниципальных бюджетных ассигнований. Другую часть расходов учреждение покрывает за счет негосударственных ресурсодержателей - спонсоров, инвесторов, кредиторов, представляющих негосударственные структуры и организации.
Существует еще один способ - самофинансирование, получивший распространение в условиях современных рыночных отношений и также направленный на удовлетворение культурно-до-сутовых потребностей клиентов, пользующихся услугами В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги - товар, услуги - деньги) либо некоммерческий (благотворительный)
Поиск денежных средств (фандрайзинг) для учреждений отрасли превратился в особую область профессионального управления - со своей стратегией и тактикой, принципами и технологиями.
В этой связи появилось несколько моделей их финансово-экономического поведения во внешней среде. Одни учреждения находятся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Другие требуют больших инвестиций из различных источников и ориентированы на инновационные решения в социально-культурной сфере. Третьи являются национальным достоянием и объективно нуждаются в значительном бюджетном финансировании и поддержке со стороны других структур. Наконец, четвертые сумели добиться полной или почти полной самоокупаемости.
Существует несколько уровней бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений.
На нормативном уровне предполагается финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.).
На содержательном уровне осуществляется финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района).
Социальный (или компенсационный) уровень предусматривает финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций.
К внебюджетным источникам финансирования относятся доходы от самостоятельной производственной деятельности социально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности, общественные фонды…
5. Материально-технический ресурссовокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных благ и ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.
Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятельном балансе.
К основным фондам как разновидности ресурсов, составляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся:
1) архитектурно- и инженерно-строительные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и хранения оборудования и материальных ценностей;
2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: электрические сети, телекоммуникации, системы отопления, водоснабжения и др ;
3) механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, музейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения;
4) транспортные средства.
Информационно-методический ресурс - совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в техно- ! логическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информационно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс.
Информационно-творческий ресурс включает преобразованный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессионально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей культурного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей)
В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных методических учреждений и центров, система методического обеспечения, включающая различные по содержанию и форме методические материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности
7. Морально-этический ресурс - профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвующих в социально-культурных процессах, с полным правом может быть охарактеризована как морально-этический ресурс Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. С его помощью происходит нравственная регуляция профессионального поведения специалиста, занятого в социально-культурной сфере
Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.
Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних установок профессионала, которыми определяется уровень его активности в тех или иных видах социально-культурной деятельности.
Наконец, профессиональная позиция специалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его идентичности со своей профессиональной группой, степенью освоения целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
К морально-психологическим установкам, отличающим подлинного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответственности, совести, достоинства, чести.
Профессиональным долгом специалистов социально-культурной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взяты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специалистов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств
Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регулирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации.
Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этичного поведения с клиентами и пользователями социально-культурных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрителей и слушателей, этики отношений с коллегами и т д.
А также - профессиональной совести, чести и достоинства.
Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V
1 Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально- культурной сферы» и кто относится к субъектам сё создания и развития1'
2 В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?
3, Существует ли и чем отличается государственная поддержка объектов культуры, относящихся к национальному достоянию страны, от аналогичной поддержки массовых учреждений социально-культурной сферы?
4 Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности самофинансирования объектов социально-культурной сферы Каковы требования к условиям и организации такого самофинансирования?