Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психосоматические версии биотипов



К. Г. Юнг натолкнулся на проблему типов, пытаясь определить те пути, по которым его взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Свои «Психологические типы»[32] Юнг издал в 1921 г. В последующие годы, она была переведена на все европейские языки, а также на русский и японский. В скором времени об юнговских интровертах и экстравертах знали во всех европейских странах и в США.

Не останавливаясь подробно на юнговской типологии, напомним в общих чертах, что интроверт — это человек, чье сознание и мировосприятие направлено вовнутрь. Внешний мир воспринимается им, преломляясь через внутреннюю призму восприятия и переживаний. Экстраверт — человек, чье сознание направлено вовне, на внешний мир. Переживания, сновидения, все содержание глубинной психологии вместе с коллективным бессознательным, (пользуясь юнговскими ключевыми понятиями) проецируются экстравертом на внешние объекты. Интроверт и экстраверт принципиально не могут понять друг друга, ибо видят вещи по-разному (как Фрейд и Адлер не могли договориться, что такое «невроз»). Для взаимопонимания интроверту и экстраверту необходима плерома (это гностическое понятие обозначает «место» вне времени и пространства, где все принципиальные противоречия сами собой разрешаются).

Из всего психологического наследия Юнга психологические типы оказались самыми живучими. Теоретически разделение людей на эти два типа безупречно. Сложнее данную типологию согласовать, во-первых, с морфологической типологией (скажем, может ли астеник или истерик быть интровертом и экстравертом? Если да, то как изменяется структура астенического и истерического характеров?). Во-вторых, как совместить эту типологию с психопатологией? Клиника шизофрении у интроверта, очевидно, должна быть иной, чем у экстраверта. На самом деле, клинические формы шизофрении словно не замечают преморбидной структуры психологических типов, описанных Юнгом. И, наконец, третье: попытка Юнга связать с направленностью сознания различные формы восприятия, воображения и мышления не увенчалась успехом. Еще в 1903 г., за четыре года до личного знакомства Юнга с Фрейдом и Адлером, русский психолог Н.О. Лосский в «Основах учения психологии с точки зрения волюнтаризма» писал: «Представьте себе двух людей, у которых спросили, что такое «шар»? Один находится при этом на поверхности «шара», а другой — внутри «шара». То есть один видит «шар» снаружи, а другой — изнутри... Ответы будут принципиально различны». Лучшего образа для понимания психологической типологии Юнга, кажется, не придумаешь.

Пользуясь психологической типологией Юнга, можно объяснить многое — произведения искусства, философские учения, религиозные догматы, мифологические и сказочные образы, даже архитектурные стили. Но она бессильна перед психиатрической клиникой и нормальной человеческой морфологией, особенно в возрастном ее «разрезе». С точки зрения психосоматических конституций и психопатологии, можно говорить об интровертированности и экстравертированности только как психосоматических версиях (сами слова «интроверсия», «экстраверсия» содержат в себе объясняющий их термин «версия»). Но с точки зрения возможных «версий» психосоматической конституции (морфологических типов), их оказывается больше, чем предполагал Юнг. Если бы действительно существовала плерома, то не Фрейд бы объединился с Адлером (их разногласия — дело личных предпочтений и медицинского опыта: Фрейд, как известно, в основе невроза видел сексуальный конфликт, а Адлер — волевой; медицинская практика же показывает, что правы были оба, ибо существуют и неврозы на сексуальной почве, и неврозы, вызванные волевыми конфликтами личности с конкретными социальными условиями и факторами), а Юнг с Фрейдом, связав свои представления об интроверсии и экстраверсии с некоторыми механизмами психоанализа. На синтезе фрейдовских и юнговских взглядов мы остановимся подробнее, рассматривая психосоматические версии биотипологии человека.

Итак, понятия: 1. Интроверсия. 2. Экстраверсия. 3. Конверсия. 4. Трансверсия. 5. Перверсия.

Сначала поясним смысл слова «версия», являющегося составной частью всех перечисленных понятий. Самое близкое смысловое значение этого слова — «вариант». Речь идет о вариантах психосоматической конституции или морфологического типа личности, у которой половая дифференциация завершена полностью. Следовательно, при незавершенной половой дифференциации радикально меняется морфология человека, и, соответственно, способность функционировать в том или ином психосоматическом варианте (версии).

А теперь о тех версиях, которые не обозначил Юнг в своей психологической типологии. Если бы мы попытались истолковать столь явную «близорукость» выдающегося швейцарского психоаналитика с точки зрения фрейдовского психоанализа, мы объяснили бы этот научный факт очень просто. К моменту ссоры Фрейда и Адлера Юнг уже был готов подсознательно к разрыву со своим учителем по своим собственным научным мотивам, отличным от мотивов Адлера. И поэтому «не заметил» трансверсии и конверсии. Если бы он ввел их в свою типологическую концепцию, он бы оставался в тисках фрейдовского психоанализа с тотальным либидо в основе. О перверсии Юнг мог не знать, ибо (мы остаемся на психоаналитических позициях) отторгал взгляды Ломброзо, касающиеся врожденного преступника — перверсного типа.

Что же касается конверсии, то в основе этого варианта лежит открытый Фрейдом механизм вытеснения переживаний в соматическую сферу и появление, говоря современным языком, функциональных телесных расстройств, совершенно не связанных с какой-либо органической патологией. Например, вас оскорбили, и вместо того, чтобы отреагировать адекватно (ответить обидчику тем же или «включить» свою психологическую защиту), вы «заболеваете» каким-нибудь мнимым (функциональным) расстройством: реагируете приступами удушья, кардиальгией, гастральгией, воспалением суставов, простатитом, импотенцией, расстройством менструального цикла, теряете или стремительно приобретаете вес, не можете ни стоять, ни ходить (синдром астазии-абазии) и т.д.[33] Конверсионные типы видят мир и окружающее через призму своего соматического Я; себя и других людей воспринимают сугубо телесно.

Но прежде, чем продолжить нашу тему, сделаем небольшое отступление. Психосоматические версии не являются постоянным свойством личности, как считал Юнг. Они зависят от следующих факторов: 1. возраст человека (так, в «горячих точках биографии» все люди без исключения интровертируются, как и в глубокой старости и раннем детстве); 2. экстремальная социальная ситуация, в которую неожиданно попадает человек. Четыре основных типа реакций человека в экстремальности — эскапизм (бегство от действительности), суицид (самоубийство), гомицид (убийство) и членовредительство — это поведение в состоянии интровертированности (в других случаях самоубийство или убийство — перверсия, а «уход в болезнь» — поведение в состоянии конверсии); 3. состояние тяжелой или неизлечимой болезни; здесь же внезапная инвалидизация; 4. состояние утраты близкого человека; 5. состояние сенсорной депривации (изоляции типа камеры-одиночки, одиночного длительного плавания и т.д.); 6. агония; 7. общая социальная направленность (ясно, что, когда народ охвачен энтузиазмом и экзальтацией, больше экстравертов и трансвертов; когда в стране депрессия, то преобладают интроверты, конверты; когда сознание народа криминализуется, во всех сферах общества доминируют перверты); 8. творческие состояния; 9. начало двух последних столетий знаменовалось преобладанием экстравертированных и трансвертированных типов (судя по историческим документам, а также по произведениям литературы и искусства). Конец этих двух столетий знаменуется появлением большого количества интровертированных, конвертированных и первертированных типов в промышленно развитых странах.

Все перечисленные «человеческие ситуации» могут осуществляться с резкой сменой психосоматической версии, что определяется не типом личности, а социальной структурой, из которой состоит та или иная экзистенциальная (витальная, гуманистическая, в другой формулировке) жизненная ситуация.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.