Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы для самостоятельных наблюдений осенью



 

 

С какого времени осенью начинают появляться следы ранее не отмеченных птиц? В какой последовательности и к какому сроку исчезают следы летующих[33]и пролетных птиц?

Сколько птиц в стаях разных видов? Когда обнаруживаются следы прилета зимующих птиц?

Какие животные вашей местности питаются кедровыми, буковыми и лещинными орешками, желудями и другими, плодами древесных пород? Каковы различия скорлупы и частей плодов, остающихся на месте кормежки разных животных?

Соберите скорлупки, зарисуйте "станки", "обеденные столики" с орехами, желудями и т. п. Какие следы указывают на собирание зимних запасов? Какие звери и птицы делают запасы, что и в каком количестве запасают? Какие следы указывают на подготовку нор, логовищ и гнезд к холодному сезону? Не заметно ли появления в вашей местности следов зверей, не встречавшихся здесь летом и весной (осенние перекочевки)? Не заметно ли следов массовой кочевки зверей и приближения некоторых животных к жилью человека с наступлением холодного времени года?

 

Грязевые и песочные "альбомы"

 

 

Может случиться так, что в вашей местности есть реки, болота и большие родники, близ которых держатся птицы и звери, но нет удобных илистых и песчаных мест, где бы оставались их четкие следы. Тогда следопыту стоит сделать так называемые грязевые или песочные "альбомы". Для этого участок берега, который посещается животными, расчищают от травы, корней, сухих листьев, выравнивают, делают пологий скат к воде и покрывают грязью или илом, вытащенными со дна водоема, или засыпают ровным слоем сухого песка. Всякий, кто подойдет к воде, чтобы напиться, или пробежит вдоль берега, оставит свою "подпись" в "альбоме".

Не мешает сделать несколько таких "альбомов" на берегах различного типа (на открытом, поросшем осокой, прикрытом нависшими кустами тальника, заваленном упавшими деревьями и т. п.). Можно бросить посредине "альбома" какую-нибудь приманку: рыбку, кучку моллюсков, раков, семена, кусок хлеба, морковь- и проследить, кто и как воспользуется вашим угощением.

После каждого осмотра "альбома" заглаживайте его поверхность мокрой веткой или прикрывайте новым слоем ила и песка, чтобы всегда можно было наблюдать только свежие следы.

Летом 1950 года в лесных полезащитных полосах близ города Камышина крупные гусеницы лесной пяденицы сильно объедали листья многих древесных пород, а самих гусениц уничтожали лишь немногие виды птиц. Тело у этой гусеницы крепкое, плотное, как резиновое; мелким птичкам - славкам и овсянкам - такой грубый корм был не по вкусу, поэтому пяденицы почти безнаказанно объедали листву и спустились на землю для окукливания. (Куколки лесной пяденицы находятся в земле под деревьями на небольшой глубине.) Вскоре мы заметили, что на местах массового окукливания появились десятки небольших прикопок: какие-то животные взялись за уничтожение куколок. В лесных полосах были и сороки и серые куропатки, которые часто выкапывают насекомых из земли; бродили лисы, ежи, хомяки. Нам было трудно решить вопрос, кто из них пришел на помощь лесоводам. Я решил сделать под деревьями несколько "альбомов" из сухого песка, закопав в каждом по две-три куколки пяденицы. Ответ был получен в первые же сутки после начала опыта: ночью на большинстве песочных "альбомов" "расписались" ушастые и обыкновенные ежи, выкопавшие из песка спрятанные нами куколки.

А лисица спокойно прошла почти по всей линии "альбомов", оставив на них аккуратные отпечатки лап, и не обратила никакого внимания на нашу приманку. Не было на "альбомах" и следов птиц.

В степях и пустынях песочные и пылевые "альбомы" зоологи успешно применяли при испытании приманок, отравленных новыми видами ядов, разрабатывая и совершенствуя технику истребления вредных грызунов.

Такие "альбомы" можно устраивать также на местах подкормки и у лазов в норы, чтобы определить, какие виды животных пользуются приманкой, готовыми убежищами и т. п.

 

 

Вопросы для самостоятельных наблюдений на "альбомах"

 

 

Проследите, какие звери и птицы посещают "альбомы", в какое время и в каком количестве.

Кто и как использует брошенные приманки? Принимает ли зверек какие-нибудь предосторожности, приближаясь к приманке? Какие звери и птицы конкурируют между собой из-за оставленной вами пищи? В чем выражается это соперничество?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.