Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональные риски ведущих расстановочных групп

Пробуждение и всплеск интереса психологов и психотерапевтов к системным семейным расстановкам как действенному методу психологической практики, естественным образом породили потребность в квалифицированных специалистах. В настоящее время в России существует огромное количество институтов, «академий», НОУ, краткосрочных курсов по подготовке системных расстановщиков. В этой статье я не буду затрагивать проблему качества получаемого образования. Моя задача — обратить внимание на необходимость профессиональной психологической поддержки начинающих расстановщиков и практиков со стажем.

Очевидно, что профессия психотерапевта занимает одну из ведущих позиций среди специалистов, подверженных риску профессионального выгорания. Мне захотелось выяснить, есть ли какие-либо особенности профессионального стресса и выгорания, связанные с деятельностью терапевтов-расстановщиков. Я обнаружила, что нам, психотерапевтам, не хватает бережного отношения к самим себе — в контексте профессиональных рисков, сопровождающих нас на нашем профессиональном пути.

Возможно, в рамках данной темы имеет смысл разделить практикующих расстановщиков на две группы: первая — это те, кто только входит в расстановочное пространство в качестве терапевта, и вторая группа — специалисты, которые прошли уже некий профессиональный путь, используя в своей практике метод системных расстановок. Представляется вероятным, что профессиональные риски у этих двух групп имеют свои отличия
Дальнейшее вольное изложение мыслей в данной статье продиктовано тем, что иногда хочется говорить о сложных для восприятия вещах простым языком, дабы юмор и легкость подачи материала помогали нам легче принимать то, что происходит с нами и вокруг нас. Приглашаю вас к такому разговору — разговору-размышлению на заданную выше тему.

Итак, предположим, что вы новичок в расстановочном пространстве. Возможно, вы — практикующий психолог и уже многое повидали на своем профессиональном тернистом пути, и вот… перед вами раскрываются новые неизведанные горизонты передового метода! И вы, уловив основные технические моменты (ведь вы же профессионал!), начинаете двигаться дальше. Если вы опытный психотерапевт, то у вас уже есть профессиональные навыки ведения группы, знания основных этапов ее формирования, групповой динамики и других важных аспектов, необходимых в вашей деятельности. Вы легко набираете группу желающих пройти терапию новым методом, ведь у вас уже есть своя аудитория преданных клиентов. И вот, все собраны, вы готовы и… вот это да! Вам совершенно не нужны знания по групповой динамике, более того, множество ваших знаний, почерпнутых из НЛП, бихевиорального подхода и даже процессуальной психотерапии, оказываются невостребованными. Вы увидели проблему, которая волнует клиента в данный момент, и, сделав усилие, удержались от поведенческой терапии и таки поставили заместителей. А чуда не произошло! Даже если вам кажется, что все случилось. Оно, конечно, случилось, но будет ли это целительным для клиента — большой вопрос.

Если у нас недостаточно опыта личностной терапии именно этим методом, то обычно мы попадаем в свое «слепое пятно» — непроработанное место в своей семейной системе, и не знаем, что делать дальше. И тут у нас, по сути, два выхода. Первый выход (назовем его «честным»): остановить работу, сказав клиенту, что мы не знаем, куда идти дальше, и сделать для себя вывод о необходимости собственной личностной терапии. Но, к сожалению, зачастую мы идем по другому пути — руководствуясь в основном ложным посылом о том, что мы «должны оправдать ожидание клиента». Ведь мы прошли обучающий семинар, прочитали кучу книг по расстановкам и просмотрели не одно видео! Мы знаем, что может произойти, у нас есть «схема» и набор «универсальных разрешающих фраз», которые завершат ситуацию и приведут к всеобщему катарсису! И мы начинаем «насиловать» поле, или даже не поле, так как это не очень-то в наших силах, а клиента или его заместителя. И мы просим их сказать некие разрешающие фразы, услышанные нами на семинарах и увиденные в видеофильмах. Заместителям или клиенту трудно произносить эти слова, ведь важные чувства не были прожиты. Но мы настаиваем, укоризненно смотрим на них и все-таки мотивируем клиентов проговорить «правильные» слова, а в пределе — насильно ставим их на колени перед «предками»…

К чему это в итоге приводит? Мы не будем сейчас рассматривать, как такой подход действует на наших клиентов. Посмотрим, как это действует на нас. Тут как раз и начинается зона повышенного риска для терапевта: как для профессионала, так и для человека, ведь расстановка — это особый метод терапии, и развитие ситуации практически невозможно просчитать. Мы можем лишь быть внимательны и смиренны перед тем, что проявляется. А любое наше стремление к результату (такому, как мы стремимся, по форме) обычно к нему не приводит.

Если мы все же начинаем насильно приводить клиента к «результату», то это имеет свои последствия: 1. Так как мы относимся к системе клиента без уважения и считаем, что можем что-то в ней «исправить», то, следовательно, берем на себя больше, чем можем унести, входя в чужую родовую систему.

2. Клиент не берет на себя ответственность, а передает ее нам. А мы, в свою очередь, «спасая» клиента, рано или поздно становимся жертвой — то есть человеком, виноватым в том, что переживает и чувствует клиент после расстановки.

И в дальнейшем нам уже нужно разбираться со всеми этими последствиями, к которым нас привело желание помочь и спасти.

Что же делать? Про необходимость личностной терапии уже говорилось выше. В том, что она необходима, думаю, никого не нужно лишний раз убеждать. Возможно, особое внимание стоит обратить на причины возникновения «спасательских» синдромов в вашей структуре личности. А самое главное — это развивать осознанность: осознанное присутствие в каждое мгновение расстановочного процесса. Инструментарием для этого может служить масса методов, описанных в литературе: от применения телесных якорей до медитативных практик.

 

А теперь обратим свой взор на опытных расстановщиков. Какие риски существуют здесь? Надо сказать, что я с большим уважением отношусь к коллегам, занимающимся нашим непростым и любимым делом, и я не претендую на объективность в данной статье: все выше- и нижесказанное лишь мое частное мнение.

Итак, мы — опытные расстановщики и прошли огонь, воду и медные трубы. Особенно медные трубы! Мы знаем, что такое феноменологический подход, не понаслышке. Мы провели уже десятки, если не сотни расстановок. И вот тут может скрываться первая ловушка: мы видим тот, как нам кажется, «конечный результат», к которому нужно прийти клиенту. Допустим, клиенту нужно в итоге прийти к своей матери. Но! Перед тем как туда попасть, ему необходимо пройти определенные шаги, прожить чувства, и не факт, что это произойдет за одну или две расстановки. Возможно, потребуется личностная терапия, чтобы были прожиты и интегрированы результаты того, что проявилось в родовом поле. Но мы-то знаем, куда все идет и, не обращая внимания на чувства клиента здесь и сейчас, «подталкиваем» его к матери. Если вовремя не заметить этот феномен и не остановиться, то он незаметно перерастает в «синдром мессии», когда мы начинаем ощущать себя учителем — человеком, знающим законы, не побоюсь этого слова, Мироздания! Нам кажется, что мы видим-слышим-чувствуем иначе, чем другие (шире и масштабнее), и, соответственно, стремимся оказать помощь тем, кто так не чувствует.

Нам искренне хочется поделиться этой радостью обладания возможностями, причем, если не понимают, как это прекрасно, значит, «осчастливить» принудительно. Раз мы видим у человека проблему, нам непременно необходимо помочь ему от нее избавиться. Таким образом, сама возможность видения дает нам право вмешательства. И как только мы поднимаем голову в позицию «я выше (больше, умнее, знающе) тех, кто ко мне приходит», — все! Считайте, ловушка захлопнулась, и мы уже не столько помогаем, сколько вредим. Я не говорю сейчас о наших клиентах, в первую очередь мы вредим самим себе. Вместо того чтобы расширять свое восприятие, раздвигать рамки своего эго, мы их тщательно себе выстраиваем.

А раз мы учителя, наставники и вообще стоим немного выше всех остальных, что начинает происходить с нашей душой, с нашими чувствами, нашими желаниями? Все это теперь подвержено строгой цензуре! И мы не разрешаем себе проживать те чувства, которые мы считаем «негативными» для себя, ведь мы должны быть чисты и прозрачны, как горный хрусталь истинного знания! Как следствие, с этого момента мы закрываем глаза не только на свои табуированные эмоции, но и на эмоции клиента. Ведь главное — донести до его сознания свет Истины, не так ли? В итоге зачастую в расстановке мы не идем в то место, где много непрожитых чувств, в основном «негативных», так как мы не готовы смотреть на них ни внутри себя, ни вокруг. А ведь в этом месте и есть основная боль и основной ресурс системы.

Конечно, для опытных расстановщиков существует множество профессиональных рисков, связанных с накопленным стрессом и усталостью. Думаю, в целом они похожи на синдромы профессионального выгорания, описанные в специальной литературе. Там же дана масса рекомендаций по предотвращению и преодолению этих процессов. Но мне видится, что описанный выше «синдром мессии» является достаточно специфичным в контексте профессиональных рисков именно для терапевтов- расстановщиков.

Что же делать? Что может нам помочь и как по- хорошему обходиться с этим феноменом в своей практике?

Думаю, главное, что может нам помочь, — это принятие того факта, что мы никого не исцеляем. Что это в принципе невозможно! Никто, при всей своей уникальности, никто, кроме Сущего, не обладает возможностью вылечить, исцелить. Мы всего лишь инструменты в руках чего-то Большего. И помочь мы можем ровно настолько, насколько исцеляющийся готов к этому. По сути, речь идет о смирении. Смиренно принять тот факт, что мы никому не помогаем, что наши возможности ограниченны, и на самом деле мы делаем то, что любим, и помогаем этим в первую очередь себе самим. А между нами и клиентом есть лишь процесс взаимообмена энергий.

Можно заметить, что профессиональные риски для опытных и начинающих расстановщиков сходятся в одной точке на разных спиралях профессионального развития. А именно — в точке наличия у терапевта намерения помочь (научить) клиента. Именно здесь я вижу основной пласт профессиональных и личностных особенностей терапевтов, ведущих к появлению и накоплению профессионального стресса.

В заключение хочу искренне пожелать себе и всем коллегам получать удовольствие от работы и осознанно и смиренно принимать те уроки, которые преподносит нам жизнь через наших клиентов.

 

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ПЕРВОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА"СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ"

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.