Профессиональные риски ведущих расстановочных групп
Пробуждение и всплеск интереса психологов и психотерапевтов к системным семейным расстановкам как действенному методу психологической практики, естественным образом породили потребность в квалифицированных специалистах. В настоящее время в России существует огромное количество институтов, «академий», НОУ, краткосрочных курсов по подготовке системных расстановщиков. В этой статье я не буду затрагивать проблему качества получаемого образования. Моя задача — обратить внимание на необходимость профессиональной психологической поддержки начинающих расстановщиков и практиков со стажем.
Очевидно, что профессия психотерапевта занимает одну из ведущих позиций среди специалистов, подверженных риску профессионального выгорания. Мне захотелось выяснить, есть ли какие-либо особенности профессионального стресса и выгорания, связанные с деятельностью терапевтов-расстановщиков. Я обнаружила, что нам, психотерапевтам, не хватает бережного отношения к самим себе — в контексте профессиональных рисков, сопровождающих нас на нашем профессиональном пути.
Возможно, в рамках данной темы имеет смысл разделить практикующих расстановщиков на две группы: первая — это те, кто только входит в расстановочное пространство в качестве терапевта, и вторая группа — специалисты, которые прошли уже некий профессиональный путь, используя в своей практике метод системных расстановок. Представляется вероятным, что профессиональные риски у этих двух групп имеют свои отличия Дальнейшее вольное изложение мыслей в данной статье продиктовано тем, что иногда хочется говорить о сложных для восприятия вещах простым языком, дабы юмор и легкость подачи материала помогали нам легче принимать то, что происходит с нами и вокруг нас. Приглашаю вас к такому разговору — разговору-размышлению на заданную выше тему.
Итак, предположим, что вы новичок в расстановочном пространстве. Возможно, вы — практикующий психолог и уже многое повидали на своем профессиональном тернистом пути, и вот… перед вами раскрываются новые неизведанные горизонты передового метода! И вы, уловив основные технические моменты (ведь вы же профессионал!), начинаете двигаться дальше. Если вы опытный психотерапевт, то у вас уже есть профессиональные навыки ведения группы, знания основных этапов ее формирования, групповой динамики и других важных аспектов, необходимых в вашей деятельности. Вы легко набираете группу желающих пройти терапию новым методом, ведь у вас уже есть своя аудитория преданных клиентов. И вот, все собраны, вы готовы и… вот это да! Вам совершенно не нужны знания по групповой динамике, более того, множество ваших знаний, почерпнутых из НЛП, бихевиорального подхода и даже процессуальной психотерапии, оказываются невостребованными. Вы увидели проблему, которая волнует клиента в данный момент, и, сделав усилие, удержались от поведенческой терапии и таки поставили заместителей. А чуда не произошло! Даже если вам кажется, что все случилось. Оно, конечно, случилось, но будет ли это целительным для клиента — большой вопрос.
Если у нас недостаточно опыта личностной терапии именно этим методом, то обычно мы попадаем в свое «слепое пятно» — непроработанное место в своей семейной системе, и не знаем, что делать дальше. И тут у нас, по сути, два выхода. Первый выход (назовем его «честным»): остановить работу, сказав клиенту, что мы не знаем, куда идти дальше, и сделать для себя вывод о необходимости собственной личностной терапии. Но, к сожалению, зачастую мы идем по другому пути — руководствуясь в основном ложным посылом о том, что мы «должны оправдать ожидание клиента». Ведь мы прошли обучающий семинар, прочитали кучу книг по расстановкам и просмотрели не одно видео! Мы знаем, что может произойти, у нас есть «схема» и набор «универсальных разрешающих фраз», которые завершат ситуацию и приведут к всеобщему катарсису! И мы начинаем «насиловать» поле, или даже не поле, так как это не очень-то в наших силах, а клиента или его заместителя. И мы просим их сказать некие разрешающие фразы, услышанные нами на семинарах и увиденные в видеофильмах. Заместителям или клиенту трудно произносить эти слова, ведь важные чувства не были прожиты. Но мы настаиваем, укоризненно смотрим на них и все-таки мотивируем клиентов проговорить «правильные» слова, а в пределе — насильно ставим их на колени перед «предками»…
К чему это в итоге приводит? Мы не будем сейчас рассматривать, как такой подход действует на наших клиентов. Посмотрим, как это действует на нас. Тут как раз и начинается зона повышенного риска для терапевта: как для профессионала, так и для человека, ведь расстановка — это особый метод терапии, и развитие ситуации практически невозможно просчитать. Мы можем лишь быть внимательны и смиренны перед тем, что проявляется. А любое наше стремление к результату (такому, как мы стремимся, по форме) обычно к нему не приводит.
Если мы все же начинаем насильно приводить клиента к «результату», то это имеет свои последствия: 1. Так как мы относимся к системе клиента без уважения и считаем, что можем что-то в ней «исправить», то, следовательно, берем на себя больше, чем можем унести, входя в чужую родовую систему.
2. Клиент не берет на себя ответственность, а передает ее нам. А мы, в свою очередь, «спасая» клиента, рано или поздно становимся жертвой — то есть человеком, виноватым в том, что переживает и чувствует клиент после расстановки.
И в дальнейшем нам уже нужно разбираться со всеми этими последствиями, к которым нас привело желание помочь и спасти.
Что же делать? Про необходимость личностной терапии уже говорилось выше. В том, что она необходима, думаю, никого не нужно лишний раз убеждать. Возможно, особое внимание стоит обратить на причины возникновения «спасательских» синдромов в вашей структуре личности. А самое главное — это развивать осознанность: осознанное присутствие в каждое мгновение расстановочного процесса. Инструментарием для этого может служить масса методов, описанных в литературе: от применения телесных якорей до медитативных практик.
А теперь обратим свой взор на опытных расстановщиков. Какие риски существуют здесь? Надо сказать, что я с большим уважением отношусь к коллегам, занимающимся нашим непростым и любимым делом, и я не претендую на объективность в данной статье: все выше- и нижесказанное лишь мое частное мнение.
Итак, мы — опытные расстановщики и прошли огонь, воду и медные трубы. Особенно медные трубы! Мы знаем, что такое феноменологический подход, не понаслышке. Мы провели уже десятки, если не сотни расстановок. И вот тут может скрываться первая ловушка: мы видим тот, как нам кажется, «конечный результат», к которому нужно прийти клиенту. Допустим, клиенту нужно в итоге прийти к своей матери. Но! Перед тем как туда попасть, ему необходимо пройти определенные шаги, прожить чувства, и не факт, что это произойдет за одну или две расстановки. Возможно, потребуется личностная терапия, чтобы были прожиты и интегрированы результаты того, что проявилось в родовом поле. Но мы-то знаем, куда все идет и, не обращая внимания на чувства клиента здесь и сейчас, «подталкиваем» его к матери. Если вовремя не заметить этот феномен и не остановиться, то он незаметно перерастает в «синдром мессии», когда мы начинаем ощущать себя учителем — человеком, знающим законы, не побоюсь этого слова, Мироздания! Нам кажется, что мы видим-слышим-чувствуем иначе, чем другие (шире и масштабнее), и, соответственно, стремимся оказать помощь тем, кто так не чувствует.
Нам искренне хочется поделиться этой радостью обладания возможностями, причем, если не понимают, как это прекрасно, значит, «осчастливить» принудительно. Раз мы видим у человека проблему, нам непременно необходимо помочь ему от нее избавиться. Таким образом, сама возможность видения дает нам право вмешательства. И как только мы поднимаем голову в позицию «я выше (больше, умнее, знающе) тех, кто ко мне приходит», — все! Считайте, ловушка захлопнулась, и мы уже не столько помогаем, сколько вредим. Я не говорю сейчас о наших клиентах, в первую очередь мы вредим самим себе. Вместо того чтобы расширять свое восприятие, раздвигать рамки своего эго, мы их тщательно себе выстраиваем.
А раз мы учителя, наставники и вообще стоим немного выше всех остальных, что начинает происходить с нашей душой, с нашими чувствами, нашими желаниями? Все это теперь подвержено строгой цензуре! И мы не разрешаем себе проживать те чувства, которые мы считаем «негативными» для себя, ведь мы должны быть чисты и прозрачны, как горный хрусталь истинного знания! Как следствие, с этого момента мы закрываем глаза не только на свои табуированные эмоции, но и на эмоции клиента. Ведь главное — донести до его сознания свет Истины, не так ли? В итоге зачастую в расстановке мы не идем в то место, где много непрожитых чувств, в основном «негативных», так как мы не готовы смотреть на них ни внутри себя, ни вокруг. А ведь в этом месте и есть основная боль и основной ресурс системы.
Конечно, для опытных расстановщиков существует множество профессиональных рисков, связанных с накопленным стрессом и усталостью. Думаю, в целом они похожи на синдромы профессионального выгорания, описанные в специальной литературе. Там же дана масса рекомендаций по предотвращению и преодолению этих процессов. Но мне видится, что описанный выше «синдром мессии» является достаточно специфичным в контексте профессиональных рисков именно для терапевтов- расстановщиков.
Что же делать? Что может нам помочь и как по- хорошему обходиться с этим феноменом в своей практике?
Думаю, главное, что может нам помочь, — это принятие того факта, что мы никого не исцеляем. Что это в принципе невозможно! Никто, при всей своей уникальности, никто, кроме Сущего, не обладает возможностью вылечить, исцелить. Мы всего лишь инструменты в руках чего-то Большего. И помочь мы можем ровно настолько, насколько исцеляющийся готов к этому. По сути, речь идет о смирении. Смиренно принять тот факт, что мы никому не помогаем, что наши возможности ограниченны, и на самом деле мы делаем то, что любим, и помогаем этим в первую очередь себе самим. А между нами и клиентом есть лишь процесс взаимообмена энергий.
Можно заметить, что профессиональные риски для опытных и начинающих расстановщиков сходятся в одной точке на разных спиралях профессионального развития. А именно — в точке наличия у терапевта намерения помочь (научить) клиента. Именно здесь я вижу основной пласт профессиональных и личностных особенностей терапевтов, ведущих к появлению и накоплению профессионального стресса.
В заключение хочу искренне пожелать себе и всем коллегам получать удовольствие от работы и осознанно и смиренно принимать те уроки, которые преподносит нам жизнь через наших клиентов.
СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ПЕРВОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА"СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ"