Чтение текста учебников, работа со словарями и справочниками, работа с конспектом лекций, подготовка ответов на контрольные вопросы и задания лекции. Изучение основной и дополнительной литературы по теме занятия (см. список основной и дополнительной литературы по дисциплине),
3-5 неделя
(5 семестр)
5/10
Тема 2. Основные психологические теории и их влияние на социально-педагогическую практику.
Социально-педагогический аспект проблемы консультирования. Позиция А. Маслоу, У.Бандуры. Обсуждение вопроса. Подготовка к письменному опросу (работа с конспектами лекций, учебными пособиями, периодическими изданиями и др.).
6-7 недели
(5 семестр)
7/10
Тема 3. Основы социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска.
Тезаурус понятий
Составить тезаурус понятий:клиент, конгруентность, консультант, конфликтные ситуации, личностные проблемы, оптимизация социальных связей, педагогические методы, принципы консультирования, семейное консультирование, социальные связи, социальное консультирование, стратегии консультирования, формы психотерапии с позиции социально-педагогического консультирования, этапы консультирования (указать автора).
Вопросы для подготовки к самотестированию
а. Дайте определение понятию «семья».
б. Перечислите этапы становления семьи.
в. Перечислите и обоснуйте кризисы семейных отношений
Теоретическое обоснование вопросов:
1. Понятие и формы психогенной школьной дезадаптации (ПШД).
2. Факторы риска в младшем школьном возрасте.
3. Критерии основных вариантов неблагоприятного развития младших школьников («хроническая неуспеваемость», школьная тревожность и т.д.).
4. Рекомендации по коррекции нарушений развития в младшем школьном возрасте.
Раздел 2. Социально-педагогическое консультирование семьи и ребенка
8-10 недели
(5 семестр)
7/10
Тема 1. Общие принципы социально-педагогического консультирования в семье словарь по теме
1.Составление тезауруса понятий: безоценочное отношение, беседа, гуманизация, групповое консультирование, диалог, индивидуальное консультирование, индивидуальная профессиональная перспектива, клиент, конгруэнтность, консультант, конфликтные ситуации, личностные проблемы, оптимизация социальных связей, педагогические методы, принципы консультирования, профессиональное воспитание, семейное консультирование, социальные связи, социальное консультирование, стратегии консультирования, трудная жизненная ситуация, формы психотерапии с позиции социально-педагогического консультирования .
2. Кейс «Виды запросов учащихся» (представление и анализ актуальных проблем учащихся).
11-12 недели
(5 семестр)
5/10
Тема 2. Подростковый кризис и его особенности
1.Подготовка к обсуждению вопросов тем: «Проявления подросткового кризиса: психологический и социально-педагогический аспекты», « Формы подросткового кризиса: пути выхода. Направления в консультировании учащихся переживающих подростковый кризисс и их родителей (работа с предложенной литературой, интернет-сайтами).
2.Составление пакет диагностических методик «Выявление кризисов в жизни подростков».
3.Самодиагностика, разработка содержания фрагмента СПК на основании полученных данных.
13-14 недели
(5 семестр)
5/10
Тема 3. Психологическая и социально-педагогическая поддержка детей и подростков с особыми потребностями
Подготовка к обсуждению вопросов темы и следующих проблем:
1.Категория детей с особыми потребностями. Теоретические подходы к оценке состояния родителей детей с особыми потребностями. 2.Модель переживания тяжелой утраты.
3.Стресс и адаптация.
Составление кейса социально-педагогических технологий, применяемых при вышеперечисленных проблемах.
15-16 недели
(5 семестр)
5/13
Тема 4. Особенности консультирования подростков группы риска
1.Подготовка к обсуждению вопросов темы «Система взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных ситуаций» (самостоятельный подбор литературы).
2.Разработка программы по проблеме организации взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных ситуаций (проблема на запрос СПК на выбор). Разделы программы: основополагающие идеи, содержание и организация взаимодействие семьи и школы, формы и методы деятельности консультатнта, 3.Подготовка к презентации программы (работа в микрогруппах).
Раздел 3. Социально-педагогическое консультирование детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
1-2 недели
(6 семестр)
5/10
Тема 1. Основные направления и актуальные проблемы социально-педагогического консультирования учащихся.
1.Подготовка к обсуждению вопросов темы «Конструктивное разрешение кризисных ситуаций» (самостоятельный подбор литературы).
2.Подготовка и апробация вариантов ролевых игр, упражнений и психодрам (на выбор). Супервизия.
3.Подготовка к тестированию/самотестированию (работа с конспектами лекций, учебными пособиями, периодическими изданиями, интернет-ресурсами и др.).
3-5 недели
(6 семестр)
5/14
Тема 2. Социальная работа с детьми, пережившими насилие
Составить схему коррекционной программы по работе с детьми, пережившими насилие.
Составить тезаурус основных понятий данной темы.
6-7 недели
(6 семестр)
5/10
Тема 3. Особенности социально-педагогического консультирования социальных сирот
1.Изучить акцентуации характера, особенности проявления агрессивного поведения, уровня депрессии у социальных сирот (протоколы диагностики с обобщенным заключением прилагать).
2.Подготовка к самотестированию и выполнение теста.
Раздел 4. Социально-педагогическое консультирование детей и подростков в кризисных ситуациях
8-9 недели
(6 семестр)
5/10
Тема 1. Методика работы социального педагога с различными категориями семей.
Подготовка и анализ ситуаций по СПК родителей учащихся ОУ, школ-интернатов, лицеев, гимназий.
Представление методов и приемов консультирования (работа в творческих малых группах, презентация и защита наработок).
10-11недели
(6 семестр)
5/10
Тема 2. Социально-педагогическая поддержка детей и подростков, переживших кризис утраты
Расширить содержание лекций на основе изученных источников литературы.
1. Понятия «СП консультирование», «психологическая и СП коррекция», «СП просвещение» и «психотерапия». Тождество и различия этих понятий.
2. Место и содержание возрастно-психологического консультирования среди видов помощи.
3. Содержание понятий «клиент», «заказчик» и «пользователь» информации.
4. Структура процесса консультирования.
Обозначить наиболее типичные причины кризисов (учитывая возрастные этапы). При помощи литературных источников выявить психологические, социальные и биологические предпосылки кризисного поведения.
12-13 недели
(6 семестр)
5/10
Тема 3. Особенности посттравматического стрессового расстройства
Расширить содержание лекций на основе изученных источников литературы.
1.Понятия «тревога», «страх», «стресс», «депрессия». Реакции на стрессовое расстройство.
2.Особенности интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы в период посттравматического стрессового расстройства.
3.Особенности консультирования при посттравматическом стрессовом расстройстве.
Раздел 5. Социально-педагогические проблемы детей и подростков и особенности их консультирования
14 неделя
(6 семестр)
5/10
Тема1. Особенности социально-педагогического консультирования по проблеме суицида
Продумать и провести педагогический консилиум по основным социально-педагогическим проблемам учащихся.
Составление тезауруса понятий.
15 неделя
(6 семестр)
5/10
Тема 2.Профессиональное консультирование
Подготовка методического портфеля к публичной защите.
Система профориентации.
Основные направления.
Потребности и мотивы профориентации.
Этапы консультирования.
Раздел 6. Стратегии помощи в процессе консультирования
16 неделя
(6 семестр)
5/10
Тема 1.Социально-педагогическое консультирование подростков в местах лишения свободы
-Особенности субкультуры мест лишения свободы.
-Психологические эффекты заключения в местах лишения свободы. Влияние заключения на психику заключенного.
Расширить содержание лекций на основе изученных источников литературы.
17 неделя
(6 семестр)
5/10
Тема 2 .Социально-педагогическое консультирование детей и подростков с аддиктивным поведением
Социально-педагогические особенности работы с зависимыми людьми: алкогольная, наркотическая, компьютерная, трудовая зависимость.
Расширить содержание лекций на основе изученных источников литературы.Составление тезауруса понятий
18 неделя
(6 семестр)
5/10
Тема 3. Особенности социально-педагогического телефонного консультирования
Понятие телефонного консультирования. Развитие телефонного консультирования в России.
Этический кодекс телефонного консультанта. Основные механизмы телефонного консультирования.
Проанализировать телефоны доверия Иркутской области: организация, предоставляющая услуги, запросы.
ИТОГО:
94/187
а) основная литература:
1.Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи: уч.пособ. /О.А.Коряковцева.- М.: Владос, 2008.
3. Инновационный менеджмент в образовании: метод.рек. / Н.В.Шишарина.- Иркутск:ИГПУ, 2009.
4.Холостова Е.И.Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие [ЭБС «КНИГАФОНД»]/Е.И. Холостова.- : Дашков и К, 2012 г.
5. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» [ЭБС «КНИГАФОНД»]/М.И.Рожков.- М: ВЛАДОС, 2008 г. б) дополнительная литература:
1.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб: Речь, 2010.- 400с.
2. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушением интеллектуального развития. [Текст] / Н.П. Коняева. –М .:Владос, 2010.- 200с
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.Немов Р.С. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / Р.С. Немов. – М. : Академия, 2007. - 320 с.
2.http://www.rusunisw.ru/index.html – Официальный сайт Союза социальных педагогов и социальных работников.
3. Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам.
http://allbest.ru/libraries.htm
4. Сайт педагогической библиотеки.
http://pedlib.ru/
5. Главный портал Министерства образования и науки РФ «Российское образование»