Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения

Сравнительный анализ традицинной программы Т.Г. Рамзаевой по русскому языку

с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения

Сравнение проводилось по следующим параметрам:

· цели

· задачи

· виды речевой деятельности

· структура программ

· содержание

· требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

Целями обучения русскому языку по программе «Школа 2100» являются:

1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);

2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.

В стандарте 2 поколения также две цели обучения русскому языку, но одна из них названа познавательнойи предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения; вторая – социокультурная, обеспечивает формирование коммуникативных компетенций как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

 

(Все дополнения и изменения в примерной программе выделены.)

Задачи программ также похожи:

 

«Школа 2100» Стандарты 2 поколения  
1. Развитие патриотического чувства к родному языку (осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры); Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
2. Осознание ребенком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой; Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
3. Формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; Пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
4. Формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке; Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объема;
  Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

Отличие в том, что в одной из задач стандартом предусмотрено развитие мышления и воображения школьников, пробуждение познавательного интереса к языку.

 

Виды речевой деятельности, предусмотренные программами, одинаковы.

 

Это слушание, говорение, чтение, письмо. Разница в том, что осознание цели и ситуации устного общения, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание - в стандарте 2 поколения формируются на уроках русского языка, а в программе «Школа 2100» - на уроках риторики.

Программа стандартов 2 поколения предусматривает 3 варианта примерных программ. 1 вариант ориентирован на обучение в школе с русским (родным) языком. Рассмотрим структуру программ:

- на обучение грамоте в обеих программах отводится по 207 часов;

- на изучение систематического курса в программе «Школа 2100» отводится 545 часов, а в стандартах 2 поколения -560 часов;

- в программе «Школа 2100» курс русского языка представлен разделами «Слово», «Предложение и текст»; «Состав слова» и «Лексика» - сквозные темы всего курса;

- на повторение отводится 41 час;

- систематический курс в стандарте 2 поколения содержит разделы «Фонетика и графика», «Состав слова», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация» и занимает 560 часов, из них резерв – 68ч;

- развитие речи в программе «Школа 2100» осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:

1. количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов;

2. развитие и совершенствование грамматического строя речи (наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов);

3. развитие связной устной и письменной речи (овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста;

4. развитие орфоэпических навыков и интонационных умений;

- в содержании курса стандарта 2 поколения выделен отдельный раздел «Развитие речи», на изучение которого отводится 102 часа; раздел предусматривает работу по следующим направлениям:

1. осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

2. практическое овладение диалогической формой речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового и учебного общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

3. текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте; заглавие текста; последовательность предложений в тексте;

4. план текста; составление планов к данным текстам; создание собственных текстов по предложенным планам; типы текстов: описание, повествование, рассуждение;

5. знакомство с жанрами письма и поздравления;

6. знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения;

Таким образом, содержание и виды работы на уроках развития речи в обеих программах одинаковы. Отличие в том, что некоторые вопросы практического овладения диалогической формой речи в программе «Школа 2100» изучается на уроках риторики;

Рассмотрим отличия в систематическом курсе:

- разделы «Фонетика» и « Графика» встандарте 2 поколения предусматривают установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными гласными; в словах с непроизносимыми согласными;в программе «Школа 2100» соотношения звукового и буквенного состава слова в таких словах не устанавливается;

- раздел «Состав слова» в стандарте не знакомит учащихся с понятием основы слова, а в программе «Школа 2100» такое понятие дается;

- в разделе «Морфология» программы стандарта 2 поколения при изучении темы «Имя существительное» наблюдается различение падежных и смысловых вопросов, а при изучении темы «Имя прилагательное»:

- рассматривается изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -им, -ья, -ов, -ин;в программе«Школа 2100» изучаются безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

- при знакомстве с предлогами по-разному формулируется функция предлогов: в примерной программе стандартов предлог служит для образования падежных форм имен существительных и местоимений,а в программе «Школа 2100» - для связи слов в предложении;

- в программе стандарта 2 поколениярассматривается значение и употребление в речи наречий,а в программе «Школа 2100» наречие не изучается.

- при знакомстве с разделом «Синтаксис» в программе «Школа 2100» наблюдаетсяпропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи, знакомство со знаками препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот,в программе стандарта 2 поколения предложения с прямой речью не рассматриваются.

- в разделе орфография программы стандарта не рассматривается написание слов с двойными согласными на стыке корня и суффикса, приставки и суффикса (длинный, рассказ), перенос этих слов, а рассматриваются случаи правописания двойных согласных в корне (группа, класс). В программе «Школа 2100» изучаются все перечисленные случаи правописания двойных согласных.

В остальном содержании курса русского языка наблюдается полное совпадение программ.

В содержании требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу наблюдается различный подход:

- в программе «Школа 2100» привычные нам знания, умения и навыки. Перечислять их я не буду, а стандарты 2 поколения определяют общиетребования к результатам начального образования и называют их планируемыми результатами освоения программ начальной школы.

 

Например:

к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

· достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература), анализировать и обобщать ее;

· умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

· умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

· cформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

Кроме этого в стандарте 2 поколения планируемые результаты освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку отнесены к трем группам.

 

Личностные результаты

( - осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью),




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.