Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНА УКРАИНЫ «ОБ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ» И ЗАКОНА УКРАИНЫ «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ»

Согласно ст. 2 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058-IV (далее – Закон № 1058), система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней:

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования;

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования;

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения.

Солидарная система базируется на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплат, пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда.

В отличие от Закона Украины от 05 ноября 1991 г. № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1788) Законом № 1058 предусматриваются субъекты солидарной системы:

Застрахованные лица (члены их семей и другие лица) – физические лица, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию и уплачивают (платили) и/или за которых уплачиваются или уплачивались в установленном Законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Страхователи – работодатели и другие лица, которые в соответствии с настоящим Законом уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Пенсионный фонд (далее ПФ) – орган, осуществляющий руководство и управление солидарной системой; проводит сбор, аккумуляцию и учет страховых взносов, назначает пенсии и подготавливает документы для ее выплаты, обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, помощи на погребение, осуществляет контроль за целевым использованием средств ПФ, решает вопросы, связанные с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах, осуществляет административное управление Накопительным фондом и другие функции, предусмотренные настоящим Законом и уставом ПФ.

Уполномоченный банк – банк, который проводит свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и осуществляет расчетно-кассовые операции со средствами ПФ.

Предприятия, учреждения, организации (далее организации), осуществляющие выплату и доставку пенсий.

Кроме того, Законом № 1058 предусмотрено предоставление не только пенсий, но и социальных услуг за счет средств ПФ.

Согласно ст. 9 Закона № 1058 предусмотрены следующие виды пенсионных выплат и социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

Как видно, деление на трудовые и социальные пенсии отменено. Кроме того, в Законе № 1058 нет пенсии за выслугу лет.

К социальным услугам, предусмотренным настоящим Законом, относится помощь на погребение пенсионера. В случае смерти пенсионера лицам, осуществившим его погребение, выплачивается пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии, которую получал пенсионер на момент смерти.

ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Разделом III Закона № 1058 обусловлены пенсии по возрасту в солидарной системе.

Лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет. Как видим, возрастной ценз для мужчин остался неизменным, для женщин увеличился на 5 лет, и введен новый термин – страховой стаж – период (срок), в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование согласно законодательству, действовавшему ранее, и/или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно этому Закону и за который уплачены страховые взносы.

Размер пенсии по возрасту предусмотрен ст. 27 Закона № 1058. Важно отметить, что данным Законом, в отличие от Закона № 1788, он рассчитывается согласно приведенной формулы:

П = Зп х Кс, где: П – размер пенсии, в гривнях;

Зп – заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со ст. 40 Закона № 1058, из которой исчисляется пенсия, в гривнях;

Кс – коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со ст. 25 Закона № 1058.

По желанию застрахованного лица часть размера пенсии по возрасту за период страхового стажа, приобретенного до дня вступления в силу настоящего Закона, может быть определена в соответствии с Законом № 1788.

Максимальный размер пенсии не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Кроме того, Законом № 1058 четко определен порядок расчета минимального размера пенсии по возрасту. Расчет связан с наличием страхового стажа. Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35, а у женщин – 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Отдельно урегулирован вопрос минимального размера пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда», и работникам, занятым полный рабочий день под землей обслуживанием указанных лиц, которые отработали на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7, 5 лет для женщин по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному КМУ – он устанавливается в размере 80% средней заработной платы шахтера, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

Важно, что за каждый полный год страхового стажа свыше 35/30 лет пенсия по возрасту увеличивается на 1%, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту.

Следует отметить, что, в отличие от Закона № 1788, Законом № 1058 предусмотрено повышение размера пенсии по возрасту в случае отсрочки времени ее назначения, что стимулирует более поздний выход на пенсию.

Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту, но после достижения пенсионного возраста изъявило желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия по возрасту назначается с учетом страхового стажа на день обращения за назначением пенсии с повышением размера пенсии по возрасту на такой процент: на 0,5% – за каждый полный месяц страхового стажа в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев, на 0,75% – за каждый полный месяц страхового стажа в случае отсрочки выхода на пенсию на срок свыше 60 месяцев.

Женщинам, которые родились в период по 31 декабря 1961 г., после выхода на пенсию устанавливается повышение ее размера на 2,5% за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста.

Назначение и выплата пенсий по возрасту на льготных условиях, предусмотренных ст. 13 Закона № 1788, будет осуществляться согласно отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды. До введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды лицам, имеющим право на такой вид пенсии, они будут назначаться по нормам Закона № 1058 в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины № 1788.

Согласно Заключительным положениям Закона № 1058 временно, до принятия соответствующего закона, имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту:

– Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), диспропорциональные карлики – после достижения мужчинами 45 лет, женщинами – 40 лет и при наличии у мужчин не менее 20, а у женщин не менее 15 лет страхового стажа;

– Инвалиды по зрению I группы – слепые и инвалиды с детства I группы – после достижения мужчинами 50 лет, женщинами – 40 лет, при наличии у мужчин не менее 15 лет страхового стажа, а у женщин не менее 10 лет страхового стажа;

– Женщины, родившие пятерых или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, и матери инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста – по достижении 50 лет и при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. По выбору матери или в случае ее отсутствия, если воспитание пятерых или более детей или ребенка-инвалида осуществлялось отцом, ему назначается досрочная пенсия по возрасту после достижения 55 лет и при наличии не менее 20 лет страхового стажа;

– Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава ОВД, участвовавшие в боевых действиях, а также ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга, жены (мужья), если они не вступили в новый брак, и родители военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава ОВД, которые умерли (погибли) в период прохождения военной службы (выполнения служебных обязанностей) или после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга, – после достижения мужчинами 55 лет, женщинами – 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25/20 лет.

Следует отметить, что в вышеперечисленных случаях пенсии финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины.

Кроме того, в заключительных положениях Закона № 1058 указано, что в случае, если лицо имеет право на получение пенсий в соответствии с законами Украины «О государственной службе», «О Национальном банке Украины», «О дипломатической службе», «О службе в органах местного самоуправления», «О прокуратуре», «О статусе народного депутата Украины», «О судоустройстве и статусе судей», «О судебной экспертизе», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», «О государственной поддержке СМИ: и социальной защите журналистов», Таможенного кодекса Украины, Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины и настоящим Законом, назначается одна пенсия по его выбору. При этом разница между размером пенсии, на который имеет право лицо в соответствии с указанными законодательными актами, и размером пенсии из солидарной системы в соответствии с настоящим Законом финансируется за счет средств Государственного бюджета Украины.

В случае, если лицо имеет право на получение пенсии в соответствии с Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» и настоящим Законом, назначается одна пенсия по его выбору, при этом разница между размером пенсии, на который имеет право лицо в соответствии с указанным Законом, и размером пенсий из солидарной системы в соответствии с настоящим Законом финансируется за счет средств, направленных из источников, определенных Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности».

Со дня вступления в силу Закона № 1058 при назначении пенсий в соответствии с законодательными актами, указанными в двух предыдущих абзацах, заработная плата для исчисления пенсии учитывается в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка.

ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Разделом IV Закона № 1058 обусловлены пенсии по инвалидности в солидарной системе.

Статья 30 Закона № 1058 предусматривает назначение пенсии по инвалидности в случае наступления инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства) при наличии предусмотренного страхового стажа. В отличие от Закона № 1788, пенсия по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания назначается согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности».

Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности, по сравнению с Законом № 1788, для инвалидов I группы ограничивается 10 годами, а для инвалидов II и III групп – 14 годами.

Единственная льгота относительно наличия страхового стажа, предусмотренного Законом № 1058, – если инвалидность наступила в период прохождения срочной военной службы, то пенсия по инвалидности назначается лицу независимо от наличия страхового стажа.

Законом № 1058 предусмотрено следующие размеры пенсии по инвалидности: инвалидам I группы – 100% пенсии по возрасту, II группы – 90% пенсии по возрасту, III группы – 50% пенсии по возрасту (Законом № 1788 размеры пенсии по инвалидности исчисляются в процентном отношении к заработку).

Кроме того, необходимо отметить, что Законом № 1058, в отличие от Закона № 1788, не предусмотрены надбавки к пенсии по инвалидности. Но, согласно Заключительным положениям, такие надбавки будут временно, до принятия соответствующего закона, выплачиваться согласно Закону № 1788.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.