Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ.



Сравнительное правоведение — отрасль (раздел) правоведения (юридической науки), изучающая правовые системы различных государств путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Сравнительно-правовой метод исследования начал применяться ещё в глубокой древности. Например, Платон сравнивал законы различных греческих полисов. Аристотель, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации, собрал, сравнил и проанализировал «конституции» 158 греческих и варварских городов. В то же время древнеримские юристы подобных исследований не проводили, поскольку были убеждены в несомненном превосходстве своих законов над всеми прочими, «варварскими» законами.

Дальнейшее развитие сравнительно-правовой метод получил в Новое время. Во Франции Шарль Монтескье в своем труде «О духе законов» прибег к сопоставлению различных правовых систем и на предложениях относительно причин различий между этими системами строил свое понимание права. В Германии идею о сравнении правовых систем первым выдвинул Лейбниц.

Однако в качестве самостоятельной научной дисциплины сравнительное правоведение оформилось только во второй половине XIX века. Важнейшими событиями для развития новой науки стали основание французского Общества сравнительного законодательства (1869 г.) и проведение 1-го Международного конгресса сравнительного права (1900 г.).

С начала ХХ века кафедры сравнительного правоведения стали появляться в университетах Франции и некоторых других западных стран. После Второй мировой войны возникает много периодических изданий, посвященных сравнительно-правовым исследованиям. Так, в 1949 г. в Париже основан Международный журнал сравнительного права (Revue internationale de droit comparé).

Что же касается России, то В дореволюционной России значительное внимание сравнительно-правовому методу и изучению иностранного законодательства уделяли П. Г. Виноградов, Н. П. Загоскин, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич. Однако, превращение сравнительного правоведения в отдельную научно-правовую дисциплину в России произошло только с начала 1990-х годов. Существовавшие до этого идеологические установки препятствовали объективному сопоставлению различных правовых систем и конструктивному обмену правовым опытом, что в значительной степени лишало проводившиеся в СССР сравнительно-правовые исследования практического значения. Несмотря на это, в советский период издавались крупные научные работы, посвященные сравнительному праву (например, Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975). Ценнейшим источником по сравнительному правоведению стал изданный в СССР в 1967 г. русский перевод монографии Рене Давида «Основные правовые системы современности». К советской школе можно отнести современного узбекского ученого-компаративиста международного уровня А. Х. Саидова, большинство трудов которого издается на русском языке

Произошедшая после распада СССР полная смена основ государственно-правового устройства страны, строительство совершенно новой правовой системы и обращение в этой связи к зарубежному законодательному опыту вызвали необходимость форсированного развития в России науки сравнительного правоведения. Один за другим стали выходить в свет не только общие курсы сравнительного права, но и специализированные работы по сравнительному конституционному, гражданскому, уголовному и трудовому праву.

Значительный вклад в развитие российского сравнительного правоведения в современный период вносят такие учёные, как М. Н. Марченко (автор ряда учебных пособий), Ю.А. Тихомиров (автор учебного курса сравнительного права), И.Д. Козочкин (зарубежное уголовное право), Л.Р. Сюкияйнен (исследования мусульманского права), Б.А. Страшун (сравнительное конституционное право), В.Н. Додонов (сравнительное уголовное право), А.А. Малиновский (сравнительное уголовное право), В. В. и Л. В. Бойцовы, Е.Н. Трикоз, В.Е. Чиркин и многие др.

При самостоятельном изучении темы 1: «Понятие, история, функции, методология сравнительного правоведения. Классификация основных правовых систем современности» необходимо знать, что термин «сравнительное правоведение» имеет троякое значение: метод, наука, учебная дисциплина. Сравнительное правоведение как метод является одним из важных научных средств изучения правовых явлений. Благодаря применению сравнительного метода становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах современности. Сравнительное правоведение как наука – это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством книг, брошюр, статей, научных докладов. Как наука, сравнительное правоведение имеет следующие цели: 1) научно-познавательную; 2) практико-прикладную; 3) учебно-воспитательную. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высших учебных заведениях. В сжатом виде можно выделить три основные позиции, раскры­вающие значение сравнительного права. Оно полезно для изучения истории права и его философского осмысления, для национального права, для взаимопонимания народов и создания лучших правовых форм отношений, складывающихся в международном общении.

Предмет сравнительного правоведения:

— методологические проблемы сравнения в праве.

— сопоставительное изучение основных правовых систем современности.

— традиционное «сравнительное законодательство», т.е. сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам, преимущественно на уровне и в рамках отраслей права;

— так называемое функциональное сравнение и некоторые другие социологически ориентированные виды сравнительно-правовых исследований;

— историко-сравнительное изучение права.

Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Названные термины охватывают национальные правовые системы. В современной юридической литературе также даются неодинаковые определения правовой системы, и почти каждое из них имеет свое «рациональное зерно». Это объясняется, прежде всего, тем, что правовая система – сложное и многогранное социальное явление. Какое-либо одно определение не может исчерпать характеристики всех ее свойств. Тем не менее, хотя бы относительное, единство во взглядах на категорию «правовая система» необходимо.Правовая система – понятие широкое. Оно, наряду с институциональной структурой права (системой права), включает в себя ряд других компонентов правовой жизни общества, те правовую доктрину, идеологию и юридическую практику и тд.

При самостоятельном изучении темы 2: «Общая характеристика Романо-германской правовой семьи и стран, входящих в Романо-германскую подгруппу . Общая характеристика правовой системы Англии и США» необходимо знать, что Романо-германская правовая семья имеет длительную историю. Она связана с правом Древнего Рима, но более чем тысячелетняя эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму концепцию права и правовой нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системы как бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоим образом не являются его копией. Последнее тем более верно, что многие их элементы имеют иные источники, нежели римское право. В настоящее время романо-германская правовая семья рассеяна по всему свету. Она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию. Эта экспансия объясняется частично колонизацией, частично – теми возможностями, которые дала для рецепции юридическая техника кодификации, общепринятая романскими правовыми системами в XIX веке. Новейшее развитие законодательства в некоторых из стран, вызванное, в частности, экономическим сотрудничеством с западными странами, обнаруживает тенденцию к сближению Романо-германской семьи с системой Китая, Японии, Индонезии, некоторых стран Африки. Но эта тенденция затронула лишь некоторые отрасли права. Широкое распространение данной семьи и сама техника кодификации мешают увидеть элементы единства, связывающего эти различные правовые системы, которые на первый взгляд носят сугубо национальный характер и полностью отличны одна от другой.

Что же касается английского права, то следует знать, что во-первых, английское общее право в отличие от романо-германского права развивалось не в университетах, не учеными-юристами, не доктринально, а юристами-практиками. Отсюда некоторая стихийность и необозримость правового массива, отсутствие рациональных начал и строгой логики в его построении. Страны семьи общего права не восприняли римское право, в котором главенствующее положение отведено праву гражданскому. Следовательно, в этих странах нет деления права на публичное и частное. Но существуют исторически сложившиеся общее право и право справедливости, что отражается на системе рассмотрения дел в судах. Английскому праву не свойственна строгая отраслевая классификация, хотя базовые отрасли получили устойчивое развитие. Наоборот, для англо-американского общего права характерна развитость юридического процесса, на основе которого и развиваются материальные отрасли права. Во-вторых, нормы общего права рождались при рассмотрении королевскими судами конкретных дел, поэтому они менее абстрактны и рассчитаны на разрешение конкретных споров, а не на установление общих правил поведения на будущее. Таким образом, для правовой семьи общего права не характерна кодификация. В-третьих, в странах англо-американской правовой семьи процветает судебный прецедент. Нормы права создаются судьями при вынесении решений по конкретным делам. В-четвертых, между судебным прецедентом и сложившейся судебной практикой нельзя ставить знак равенства. Прецедент в отличие от судебной практики, т.е. суммарного результата рассмотрения конкретных дел, создается отдельно вынесенным судебным решением, которое вправе принимать лишь высшие судебные инстанции.

При самостоятельном изучении темы 3: «Общая характеристика религиозных и традиционных правовых семей: мусульманская правовая семья, Индусское право, правовые системы стран Дальнего Востока, Африканская правовая семья» необходимо знать, что по-арабски исламское право — шариат. Оно представляет собой совокупность норм или правил, извлеченных из божественных откровений, которым обязан следовать верующий мусульманин, если он хочет правильно исполнять свой религиозный долг. Сказанное показывает кардинальную разницу между исламским и западным правом. Исламское право есть результат божественного откровения и вследствие этого не опирается на авторитет какого-либо земного создателя права. Основным источником исламского права является Коран — собрание религиозных изречений пророка Мухаммеда, которые считаются божественными откровениями. Он появился через несколько лет после смерти Мухаммеда. В основном в нем собраны заповеди общего порядка об этике правоверного поведения, которым не хватает точности и конкретности юридических норм. Знаменитый ученый Аш Шафия (умер в 820 г.) сформулировал учение «четырех корней» исламского права, благодаря которому юристы получили единый, раз и навсегда установленный метод судопроизводства. Согласно этому учению, первый «корень», разумеется, Коран; второй «корень» — сунна как воплощение боговдохновенной практики пророка, которая имеет решающее значение для толкования и разъяснения заповедей Корана; третий «корень» — иджма, то есть единое мнение всей исламской общины, неспециалистов и юристов по какому-либо вопросу исламского учения об обязанностях правоверных; четвертый, и последний, «корень» — принцип суждения по аналогии «кияс», то есть применение соответствующих норм, сформулированных в Коране, сунне или иджме, к новым аналогичным случаям.

Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.

Правовые системы стран Дальнего Востока коренным образом отличаются от рассмотренных выше правовых семей и групп. Согласно дальневосточной традиции, общественные отношения являются частью естественного порядка. Это мнение, которое можно найти в учении конфуцианства, помогает понять, почему на Дальнем Востоке так мало значения придают праву и разрешению споров в судах. Очевидно, что конфуцианство не могло быть очень расположенным к нормам права или к их принудительному исполнению в судах. Так как всякое право предусматривает простую и упорядоченную схематизацию и формализацию отношений в жизни, оно не учитывает всех многообразных факторов, связанных с социальным положением сторон. Еще меньше могло одобрить конфуцианство установление юридических прав посредством судебного решения.

Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права, распространенные на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен. После колонизации Африки в XIX в. здесь распространились правовые системы колониальных держав: французская - во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийская - в Конго, португальская - в Анголе и Мозамбике, английская - в колониях Англии. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права. Причем обычное право постепенно вытеснялось и ограничивалось. Та же тенденция к вытеснению обычного права сохранилась и после завоевания африканскими государствами независимости. Современный этап развития африканской правовой семьи по-прежнему характеризуется “правовой многослойностью”, причем достаточно большое влияние на развитие африканских национальных правовых систем оказывают нормы международного права.

При самостоятельном изучении темы 4: «Сравнительно-правовой анализ влияния правового обычая и роли судебной практики в романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах» необходимо знать, что паровой обычай - исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами. Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений. Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Судебная практика- этодеятельность судов по применению законов при разрешении конкретных дел, а также определённая тенденция разрешения судами отдельных категорий дел с учётом вступивших в законную силу решений судов, прежде всего судов высшей инстанции. Судебная практика способствует единообразию в применении законов судами. Судебная практика играет важную роль в совершенствовании законодательства, так как в процессе применения законов судами проверяется эффективность действующих норм, выявляются пробелы, противоречия и прочие недочёты действующего законодательства.В ряде буржуазных государств судебная практика рассматривается как источник права, создаёт новые нормы (например, в форме прецедента). Это означает, что при решении конкретного дела суд может сослаться на решение аналогичного дела, опубликованное в официальном сборнике судебной практики.

 

При самостоятельном изучении темы 5: «Сравнительно-правовой анализ значения законов и роли правовой доктрины в романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах» необходимо знать, что закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выра­жающий государственную волю по ключевым вопросам общест­венной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, прин­ципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное раз­витие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преоб­разований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс. В различных правовых системах законы, как источники права, имеют неодинаковое значение.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение. По общему правилу любая доктрина делится на официальную, создаваемую на национальном уровне или наднациональном (например - экспертные заключения), и научную, создаваемую в университетах и иных профессорских объединениях. Как и богословские доктрины, правовая доктрина, как правило, подкреплена авторитетом традиции. Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англо-саксонской правовой семьи. Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или судебным прецедентом. Такими доктринами являются, например, труды Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765), Коука («Правовые институты Англии», 1628), Фостера («Решения королевских судов», 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др. В романо-германской правовой семье правовая доктрина потеряла своё былое правовое значение. Например, в Российской Федерации источником права она не признаётся. В то же время компетентные научные труды, толкование законодательства (к примеру, научные комментарии Конституции, федеральных законов) могут являться своего рода вспомогательными началами для должностных лиц и государственных органов, применяющих нормы права.

При самостоятельном изучении темы 6: «Европейское право и сравнительное правоведение» необходимо знать, что Европейское право – совокупность правовых норм, включающая в себя европейское интеграционное право, правовые нормы, обеспечивающие функционирование европейской системы защиты прав человека, а также иные правовые нормы европейских международных договоров. Под первым понимается в первую очередь право Европейского союза. Под вторыми - право Совета Европы. В науке принято двоякое понимание понятия Европейское право. Оно понимается как в широком смысле так и в узком. В широком смысле понимается, как правило, правовое регулирование отношений в Европе, охватывающих организацию и деятельность практически всех международных организаций действующих на европейском континенте, всю совокупность экономических, социальных, политических, научных и культурных отношений. Тем самым это право и России и других европейских стран. В данном случае Европейское право понимается как региональная часть права международного. В узком смысле Европейское право – это Право Европейского союза. Право которое распространяет сферу своего действия только на территорию стран участниц Европейского союза.

Целью самостоятельной работы магистрантов является полное усвоение учебного материала, развитие навыков научной и учебной работы, формирование потребности постоянного самообразования по следующим формам:

-самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа с учебниками и дополнительной учебной литературой;

- подготовка и написание докладов, рефератов;

- подготовка к зачету с оценкой.

Успешное изучение дисциплины зависит от посещаемости занятий, на которых раскрывается логика изучаемого предмета, приемы и принципы его познания.

Большое значение в самостоятельной работе магистранта имеет повторение, оно не только воспроизводит учебный материал, но и организует дальнейший процесс обучения. Систематическое повторение помогает восприятию новых сведений, формированию ассоциативных связей и образов.

Важную роль играют учебная литература, монографические научные исследования. Они являются важными источниками получения знаний. Рекомендуется читать учебник Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М.: Проспект, 2011, а также учебник Саидова А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2009г. перед каждым семинаром. При подготовке к последующим семинарам и зачету с оценкой повторное чтение учебной литературы позволяет акцентировать внимание на вопросах для самоконтроля и выделить главное.

При работе над курсом целесообразно придерживаться следующего порядка. Прежде всего, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом программы, установить круг вопросов, подлежащих изучению. Затем следует приступать к чтению учебной литературы.

Одновременно с работой над учебной литературой необходимо обращаться к дополнительной литературе.

Самостоятельная работа магистрантов включает подготовку к семинарским занятиям. На семинарских занятиях магистранты обсуждают предложенную заранее тематику, а также сообщения, рефераты, доклады. При подготовке к семинару необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебной, научной и периодической литературы, подготовить реферат или доклад. Для более четкого усвоения и запоминания содержания конкретных тем полезно составлять конспекты ответов, подготавливаемых к каждому из семинарских занятий.

Доклад посвящен определенной теме, включает ее развернутый анализ, аргументацию и выводы, в которых проводятся итоги исследования проблемы, отмечаются спорные, решенные и не изученные вопросы.

Реферат представляет собой краткое изложение научной работы, результатов изучения научной проблемы, представленное в письменной форме или в форме публичного выступления. Как правило, реферат имеет научно-информативное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов.

Написание доклада (реферата) начинается с определения темы и подбора литературы. Методика выполнения письменных работ изложена в рекомендациях, имеющихся в библиотеке Ростовского филиала РАП.

Итоговой проверкой знаний магистранта является зачет с оценкой. В течение сессии, в ходе интервалов между зачетами необходимо повторить и систематизировать изученный материал. Преследуя перечисленные цели, необходимо: готовиться к зачету с оценкой систематически, в течение всего семестра; по мере приближения к зачету с оценкой усиливать подготовку к нему; в ходе подготовки распределять вопросы к зачету с оценкой на первые дни, последний день подготовки желательно использовать для повторения курса в целом; самостоятельно подготовить конспекты по вопросам к зачету с оценкой.

Для успешного изучения дисциплины «Сравнительное правоведение», обучающиеся должны организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы, исходя из сведений, приобретённых в ходе изучения основной литературы, отслеживать публикации в периодических изданиях.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Предмет сравнительного правоведения.

2. Сравнительное правоведение в системе юридических знаний.

3. Сравнительное правоведение и изучение зарубежного права.

4. Сравнительное правоведение как метод международно-правовой унификации.

5. Социальные причины и теоретические предпосылки появления сравнительного правоведения.

6 .Историко-философское направление сравнительного правоведения.

7. Французская компаративистская школа.

8 .Сравнительное правоведение в России.

9. Становление сравнительного правоведения в Англии и США.

10. Сравнительное правоведение в первой половине XX в.

11. Взаимодействие правовых систем в современном мире.

12. Соотношение внутринациональных и межнациональных правовых норм.

13. Классификация основных правовых систем мира.

14. Основные методы сравнительного правоведения.

15. География распространения английского общего права.

16. Основные тенденции в развитие современного английского права.

17. Особенности правовой системы США.

18. Источники и система права в странах романо-германской правовой семьи.

19. Значение и место кодификации в странах романо-германской правовой семьи.

20. Особенности формирования буржуазного права во Франции.

21. Источники мусульманского права.

22. Своеобразие основных институтов мусульманского права.

23. Источники индусского права.

24. Социально-экономические, исторические, культурные предпосылки возникновения правовой системы в латиноамериканских стран.

25. Рецепция римского права в Японии.

26. Особенности правовой системы в скандинавских станах (на примере одного из государств).

27. Европейское право: понятие и источники.

28. Европейский союз. Влияние кодекса Наполеона 1804 г. на процессы становления и кодификации гражданского права в буржуазных странах.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ:

1. Теория синтеза 2-х культур – римской и варварской (германской) как доминирующего фактора государства в Западной Европе.

2. Рецепция римского права в Западной Европе.

3. Влияние Кодекса Наполеона 1804г. на процессы становления и кодификации гражданского права других стран.

4. Роль французского права в США.

5. Формирование политической системы Японии в XX в.

6. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права.

7. Роль английского общего права и его модификация в США.

8. Судебное правотворчество и доктрина прецедента а США.

9. Роль Верховного Суда США в развитии конституционных доктрин прецедентного права.

10. Истоки и эволюция общего права и права справедливости в Англии.

11. Английская и американская системы права: черты сходства и различия.

12. Роль религиозной идеологии и традиций в праве стран Востока.

13. Влияние византийского права на страны южной и восточной Европы.

14. Специфический характер источников права Индии.

15. Особенности развития восточных государств – Китая, Индии, Японии.

16. Отображение в праве Китая борьба двух идейных течений легизма и конфуцианства.

17. Особенности становления теократической монархии у арабов.

18. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана.

19. Правовая система ЮАР.


ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: Учеб..- 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Проспект, 2011.*

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2009.*

3. Хашматулла Бехруз. Сравнительное правоведение. М., 2008.

 

Дополнительная:

1. Аляутдинов Ш. Мусульманское право. Первый и второй уровни. СПб., 2011.

2. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

3. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

4. Бернам У. Правовая система Соединенных Штатов Америки. М., 2006.

5. Бернард Дж. Вайсс. Дух мусульманского права. СПб., 2008.

6. Боботов С.В., Жигачёв И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1977.

7. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002.

8. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

9. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Панорама современных правовых систем. // Юридический мир. 2002. № 8.

10. Бойцова В.В., Бойцова Л.В., Бланкенбург Э.Э. и др. Правовая система Нидерландов. М., 1998.

11. Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Будущее сравнительного права: Возможности двадцать первого века. // Юридический мир. 2002. № 4.

12. Боронбеков С. Основные ценности ислама – объекты охраны шариата. // Государство и право. 2003. № 2.

13. Ван дер Берг Л.В. Основные начала мусульманского права. М., 2005.

14. Введение в право Европейского Союза: учебное пособие / ред: С. Ю. Кашкин. – М.: Эксмо, 2005.

15. Володина Н.В. Теологическая система государства и права: системно-правовой анализ современной исламской модели. // Современное право. 2005. № 12.

16. Газье А., Талапина Э.В. Публичное право Франции и России: пересечения и параллели.// Правоведение. 2003. № 3.

17. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2001.*

18. Дженнингс Э. Английское право. Источники права. Судопроизводство. М., 1947.

19. Егоров А.В. К истории понятия сравнительного правоведения / А.В. Егоров // Государство и право.-2009.-№3.-с.91-97.*

20. Жаклинский А., Рёрихт А. Введение в немецкое право. М., 2001.

21. Жидков О.А. История государства и права стран Латинской Америки. М., 1967.

22. Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002.

23. Зайчук О.В. Правовая система США (историко-теоретический анализ). Киев, 1992.

24. Ислам классический: энциклопедия. М. – СПб., 2005.

25. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1988.

26. Косарев А.И. Англосаксонская и романо-германская форма буржуазного права. Калинин, 1977.

27. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

28. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права: В 2 т. Т.2. М., 2011.

29. Максимова А.А. Прецедент как один из источников английского права.// Государство и право. 1995. № 2.

30. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. М., 2008.

31. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2008.

32. Миронов З.Х. Адат и Шариат в Российской правовой системе. Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М., 2002.

33. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987.

34. Орлов А.Г. Законодательные органы стран Латинской Америки. М., 1982.

35. Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М., 2008.*

36. Пахман С.В. История кодификации гражданского права. М., 2004.

37. Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998.

38. Рейнстайн М. Предмет и задачи сравнительного правоведения. // Очерки сравнительного права./ Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981.

39. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.

40. Савельев В.А. Германское гражданское уложение. М., 1993.

41. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986.

42. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. М., 1997.

43. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978.

44. Тихонов Л.А. Система источников права в буржуазных странах Латинской Америки. // Источники права. М., 1985.

45. Туманов В. А. Сравнительное правоведение. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2005.

46. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.). М., 2006.

47. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х тт. М., 1998.

48. Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман «правом личного статуса». СПб., 2000.

49. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

50. Штатина М.А. Возникновение и развитие административного права в странах Латинской Америки. // Правоведение. 2000. № 1.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ:

1. Понятие сравнительного правоведения.

2. Предмет и объект сравнительного правоведения.

3. Соотношение сравнительного правоведения с другими юридическими

науками: теорией права, историей государства и права, социологией права,

философией права, международным правом, отраслевыми юридическими

науками.

4. Функции сравнительного правоведения.

5. Сравнительное правоведение как метод и как научная дисциплина. Место и роль сравнительного правоведения в системе юридического образования.

6. Теория сравнительно-правового метода.

7. Основные виды исследований: диахронное и синхронное сравнение,

внутреннее и внешнее сравнение, микро- и макросравнение, нормативное и

функциональное сравнение, различные уровни сравнения в зависимости от

объектов исследования.

8. Понятие правовой системы.

9. Критерии классификации основных правовых систем современности.

10. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения.

11. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки

возникновения романо-германской правовой семьи.

12. Источники романо-германской правовой семьи.

13. Основания выделения правовых систем скандинавских стран в

самостоятельную правовую семью: история развития, система источников

права, унификация и гармонизация законодательства.

14. Основания выделения правовых систем Латинской Америки в

самостоятельную правовую семью: историческое развитие, система

источников права, сочетание рецепции и модернизации права.

15. Становление правовой системы Японии: особенности японского

правопонимания, рецепция континентального права, влияние

американского права.

16. Социально-экономические, исторические и культурные предпосылки

возникновения англосаксонской правовой семьи.

17. Источники и система права в странах англосаксонской правовой семьи.

18. Правовая система Англии: формирование английского общего права и понятие “справедливости” в английском праве.

19. Основные исторические этапы в развитии английского права.

20. Своеобразие основных правовых институтов Англии.

21. Правовая система США: особенности формирования правовой системы США.

22. Источники американского права.

23. Мусульманское право: социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения.

24. Источники мусульманского права.

25. Своеобразие институтов и отраслей мусульманского права.

26. Правовые системы современных стран Востока.

27. Индусское право: социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения.

28. Источники индусского права.

29. Правовые системы стран Дальнего Востока: социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения.

30. Общая характеристика дальневосточного права на примере правовой

системы Китая.

31. Африканская правовая семья: социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения.

32. Источники африканского права, роль обычая.

33. Современные правовые системы африканских стран.

34. Правовой обычай в период становления и развития романо-германской правовой системе.

35. Правовой обычай в период становления и развития англосаксонской правовой системе.

36. Правовой обычай в период становления и развития мусульманской правовой системе.

37. Судебная практика в период становления и развития романо-германской правовой системе.

38. Судебная практика в период становления и развития англосаксонской правовой системе.

39. Судебная практика в период становления и развития мусульманской правовой системе.

40. Законы в период становления и развития романо-германской правовой системе.

41. Законы в период становления и развития англосаксонской правовой системе.

42. Законы в период становления и развития мусульманской правовой системе.

43. Правовая доктрина в период становления и развития романо-германской правовой системе.

44. Правовая доктрина в период становления и развития англосаксонской правовой системе.

45. Правовая доктрина в период становления и развития мусульманской правовой систем.

46.Европейское право, как наука и дисциплина. Понятие, содержание.

47. Зарождение и развитие идей европейского единства.

48. Европейские сообщества: Европейское объединение угля и стали; Европейское экономическое сообщество; Европейское сообщество по атомной энергии.

49. Европейский Союз: истоки, области сотрудничества.

50. Европейские институты: Европейский парламент; Европейский Совет; Суд Европейских Сообществ и другие институты.


* Имеется в библиотеке Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

 

* Имеется в библиотеке Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.