Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внутренняя динамика социальных движений



Социальные движения возникают в определенный момент, раз-виваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. По словам классика в этой области Герберта Блумера, «движение должно сфор-мироваться и «сделать карьеру» в том мире, который почти всегда противостоит, сопротивляется или по меньшей мере просто безраз-личен к нему». Сначала рассмотрим внутреннюю динамику социальных движений, а затем обратимся к внешней динамике, т.е. к влиянию социальных движений на более широкое социальное целое, в рамках которого они действуют. Это две стороны процесса, который можно назвать «двойным морфогенезом» социальных движений.

Во внутренней динамике движения мы предлагаем различать че-тыре главные стадии: возникновение, мобилизацию, совершенство-вание структуры и завершение.

1. Все социальные движения возникают в определенных истори-ческих условиях, в пределах исторически заданной структуры. Эта последняя создает запас ресурсов и возможностей, служит сокровищ-ницей идей, на основе которых движение формулирует собственные кредо, идеологию, цели, выявляет своих врагов и сторонников, обо-сновывает свое видение будущего. Движение осмысляет существую-щие взгляды, производит их отбор, меняет акценты, соединяет во взаимосвязанную систему и, естественно, добавляет к этой основе нечто новое. Кажущаяся новизна никогда не бывает абсолютной. Так, революционные движения не изобретают свои лозунги, боевые при-зывы, представления о лучшем мире, а заимствуют их. Скажем, неко-


торые свои мысли Маркс позднее развил в целостную теорию рево-люционного прошлого. <...> Что касается прежней нормативной струк-туры, то она часто служит как бы негативной основой движения, тем, что противопоставляется или отрицается. Правила, ценности, институты, роли установленного нормативного порядка критикуют-ся, высмеиваются, им бросают вызов. Одни движения концентрируют свое внимание на нормах, квалифицируя их как недостаточные, не-адекватные или несоответствующие средства для достижения новых целей. Другие сосредоточиваются на ценностях, которые также рас-сматриваются как неправильные. По мнению Смелзера, когда у дви-жений, «ориентированных на нормы», появляется сильная оппози-ция в виде контрдвижений, если эти движения подавляются или бло-кируются властями, то происходит постепенное расширение целей и качественное изменение требований, что ведет к возникновению «цен-ностно-ориентированных» движений. «Солидарность» в Польше и дру-гие освободительные движения в Восточной Европе отлично иллюст-рируют данный феномен. Постоянная радикализация требований в значительной мере явилась результатом тупого сопротивления око-павшейся политической элиты. Прежняя организационная структура взаимодействия выполняет другие функции. Она образует поле, кото-рое в равной степени сдерживает и облегчает движение. Сеть комму-никаций, существующая в обществе, имеет решающее значение для вовлечения в движение новых субъектов. Обсуждая «ключевую роль коммуникационной сети как благодатной почвы, из которой может произрасти новое движение», Фриман приводит в качестве примера женское освободительное («феминистское») движение.

Ассоциации или сообщества, объединяющие людей по религиоз-ному либо этническому принципу (клубы, церкви, этнические груп-пы, патриотические общества и т.д.), ускоряют мобилизацию и вов-лечение новых индивидов и групп в социальные движения. Так, орга-низационная структура движения за гражданские права в США была заимствована у сети сегрегационных колледжей, женских клубов, га-зет, местных объединений и мелкого бизнеса. «Черная церковь обес-печила движение музыкой и риторикой, она укрепляла дух его участ-ников». Аналогичную роль играли католическая церковь, неформаль-ные кружки и ассоциации оппозиционного характера (например, Комитет защиты рабочих в самом начале зарождения «Солидарности» в Польше в 80-х годах). Большое значение имеет и так называемая «структура политических возможностей» (ассоциации, местные адми-нистративные центры, сотрудничающая политическая элита и т.д.).

Наконец, мы подходим к последней теме — структуре социальных неравенств, иерархий богатства, власти и престижа. Вытекающие от-сюда противоречия и конфликты между классами, стратами и т.д. ча-сто оказываются фактором первичной мотивации. Иерархическая диф-ференциация насущных интересов приводит к напряженности, уси-


лению недовольства, что побуждает людей присоединяться к движе-ниям протеста или реформаторским движениям. Те, у кого нет ника-кой надежды на успех, кто лишен доступа к ресурсам, составляют «человеческий материал» социальных движений; они быстро отзыва-ются на дризывы и легко включаются в действия, нацеленные на структурное перераспределение привилегий и поощрений.

Условия и напряжения, существующие в рамках структуры, не-обходимы, но не достаточны для возникновения движения. В следую-щей фазе процесс должен переместиться в область социального со-знания. <...>

Когда социальная напряженность соединяется с ее общим идео-логическим осознанием, тогда ситуацию можно считать созревшей для возникновения движения.

В подобных ситуациях роль инициирующего фактора чаще всего играет незначительное событие, с которого начинается «карьера» дви-жения. Такое событие поднимает уровень осознания, создает преце-дент героического противодействия, провоцирует открытое выраже-ние поддержки и раскрывает широкий диапазон оппозиционного кон-сенсуса (прорывая «плюралистическое незнание», когда никто не представляет, сколько еще людей разделяют это недовольство и сколько действительно готовы присоединиться к действию). Оно также служит проверкой решительности властей или ее отсутствия. В случае с Розой Парке, которая отказалась занять место в той части автобуса, что пред-назначалась для чернокожих пассажиров, конфликт, выросший из маленького инцидента, разросся в одно из наиболее мощных соци-альных движений в американской истории — движение за гражданс-кие права негров. В другом случае, когда пожилая рабочая Анна Ва­-лентинович была уволена с верфи имени Ленина в Гданьске в 1980 г. по политическим мотивам, рабочие встали на ее защиту, и в течение нескольких дней набрало силу самое мощное политическое движение в современной европейской истории — «Солидарность».

2. Инициирующее событие закрывает начальную стадию «карье-ры» движения, т.е. фазу возникновения. Далее следует фаза мобилиза-ции. Первая волна рекрутирования включает тех, кто наиболее подвер-жен влиянию условий, против которых направлено движение, кто луч-ше всех воспринимает его центральную идею, наиболее точно понимает и оценивает (интеллектуально, эмоционально, морально и политичес-ки) его причины. Такие люди присоединяются к движению по убежде-нию, считая, что оно и есть тот инструмент, который необходим для осуществления общественных преобразований. По мере того как движе-ние растет и набирает силу, к нему подключаются те, кто просто ищет смысла в жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и кучки циничных крити-канов, которые присоединяются к движению в надежде на материаль-ные выгоды в случае его победы. На этой, второй, волне люди вступа-ют в движение скорее из сочувствия, а не по убеждению. Не удиви-


тельно, что различные мотивы включения в деятельность движения служат причиной появления и разных видов связей, удерживающих людей в его структуре. Среди них есть и активисты, и последователи, и просто попутчики, и даже «свободные наездники», отдаленно сим-патизирующие ему, надеющиеся, что победа принесет выгоды и им. Такая, подобная луковице, структура становится особенно очевид-ной, когда движение сталкивается с неприятностями, подавляется или терпит поражение. В этих случаях внешние слои отпадают первы-ми. Активисты остаются и иногда позднее возрождают движение.

Однако простого привлечения в собственные ряды новых «рекру-тов» недостаточно, необходимо мобилизовать людей на коллектив-ные действия. Изучение социальных движений доказывает, что здесь огромное значение имеют харизматические лидеры: Иисус Христос, Будда, Магомет, Мартин Лютер Кинг, Лех Валенса, Вацлав Гавел и многие другие. Они сплачивают своих сторонников, заражают их сво-им энтузиазмом и вдохновляют на героические поступки. Руководя действиями людей, лидеры укрепляют и собственное положение. Та-ким образом, делается первый шаг к возникновению внутренней диф-ференциации и иерархической структуры движения. <...>

3. Это открывает следующую стадию в развитии движения: струк-турное совершенствование, которое проходит долгий путь от просто-го объединения людей до полностью сформировавшейся организации. Различаются четыре подпроцесса внутреннего морфогенеза.

(A) Сначала наблюдается постепенное возникновение новых идей, верований, кредо, «общего словаря надежды и протеста». Со време-нем некоторые движения развивают свое собственное, особое миро-восприятие.

(Б) Затем наступает институциализация новых норм и ценнос-тей, регулирующих функционирование движения и обеспечивающих критерии для критики внешних условий. Такова главная идея теории Тёрнера о «возникающих нормах». Следует заметить, что внутренние нормы и ценности могут также регулировать отношения с оппонента-ми, определяя «репертуар точек зрения» или тактику борьбы, которая предписывает, что дозволено, а что запрещено в обращении с оппо-нентами и противниками движения. Таким образом, во внутренней нормативной структуре движения различаются «этика солидарности» и «этика борьбы».

(B) Следующий подпроцесс — возникновение новой внутренней организационной структуры: новых взаимодействий, отношений, со-единений, обязательств. То, что Цюрхер и Сноу называют обязатель-ствами, применимо mutatis mutandis (с некоторыми изменениями) к любым другим межличностным связям в движении: «Этот феномен возникновения и взаимодействия должен быть развит самим движе-нием». «Конечный эффект построения внутренней структуры заклю-чается в появлении полностью оформленной организации социаль-


ного движения» (ОСД), определяемой как «формальная организация, которая идентифицирует свои цели и предпочтения социального дви-жения, или контрдвижения, и пытается достичь их». Например, дви-жение за гражданские права негров в США породило несколько орга-низационных форм: Конгресс расового равенства, Национальная ас-социация за прогресс цветных, Южная христианская конференция лидерства, Студенческий координационный ненасильственный ко-митет и т.д. «Солидарность» включает в себя Гражданские комитеты, «Сражающуюся Солидарность», Независимую ассоциацию студентов, «Сельскую Солидарность» и т.д.

(Г) Наконец, набирает силу еще один подпроцесс — появление (выкристаллизовывание) новых подходящих структур, новой иерар-хии зависимости, доминирования, лидерства, влияния и власти. Оп-тимальный эффект достигается, несомненно, при «слиянии индиви-дуальных интересов и общественных целей», когда участие в движе-нии удовлетворяет потребности его членов и в то же время вносит вклад в намеченные социальные изменения.

Можно выделить две типичные последовательности морфогене-тических процессов в зависимости от происхождения движения. Ког-да оно возникает «лавинообразно», спонтанно («снизу»), принимая форму взрыва недовольства и возмущения, начало обычно заклады-вается из простых взаимодействий. Участники бунтов, манифестаций и т.д. создают зачаточную форму организационной структуры. Потом движение обретает идею — иногда привнесенную извне, иногда за-имствованную из более ранней доктрины, а иногда сформулирован-ную харизматическим лидером. Затем, когда складываются этика со-лидарности и этика борьбы, постепенно вырабатывается специфи-ческая нормативная система. Наконец, внутреннее разделение между лидерами, последователями, рядовыми членами, симпатизирующи-ми, случайными попутчиками и «свободными наездниками» кристал-лизуется в подходящую (соответствующую) структуру.

Если же движение возникает «сверху» (такая ситуация изучается сторонниками школы мобилизации ресурсов), то оно обычно начина-ется с радикальной критики настоящего и указания на конкретные лич-ности или группы, которые блокируют путь к будущему. Затем наступа-ет институциализация нового нормативного порядка, определяемого идеологией, что осуществляется организаторами движения и подкреп-ляется санкциями его руководства. На этой основе среди членов движе-ния возникают новые модели взаимодействия, более постоянные связи. Наконец, кристаллизуется дифференциация возможностей внутри дви-жения (хотя и непостоянный, но все-таки реальный доступ к источни-кам, которые оно контролирует), при этом четко разделяются ведущая элита и рядовые члены, участники и симпатизирующие.

<...> Различные подпроцессы внутреннего морфогенеза движения не обязательно протекают гармонично. Зачастую одни из них чрезмер-


но развиваются за счет других, давая жизнь различным патологиям. Так, слишком сильное увлечение идеологией приводит к утопизму, прагматизму или фундаментализму. Слишком большое внимание ин-ституциализации нормативной структуры ведет к чрезмерной регуля-ции, а акцент на тесное и интенсивное взаимодействие членов движе-ния легко вырождается в фракционность, протекционизм, выдвигает на первый план при занятии высших постов личностные критерии. Диф-ференциация возможностей, насущных интересов или жизненных шан-сов среди участников движения нередко порождает олигархию и сме-щение целей, особенно если задачу сохранения самого движения лиде-ры ставят выше задач по реализации его начальной программы. <...>

4. Краткий комментарий к последней стадии «карьеры» движе-ния — его завершению. Есть два варианта. Один — оптимистический: движение побеждает, и таким образом устраняются причины, поро-дившие его (raison d'etre), деятельность его свертывается, и оно рас-падается. Другой — пессимистический: движение подавляется, терпит поражение или исчерпывает потенциал своего энтузиазма и посте-пенно приходит в упадок, не добившись победы. Но ситуация может быть двоякой. Иногда полный успех движения приводит к досрочному достижению цели и к его быстрому распаду, провоцируя ответный удар противодействующих сил. Завоевания движения могут быть утра-чены, если больше нет сил для их поддержания. Это то, что некото-рые лидеры называют «кризисом победы». В других случаях неудача помогает обнаружить слабые стороны, выявить тех, кто действитель-но поддерживает движение, уничтожить его противников, перегруп-пировать силы, поймать врагов «на мушку» и, пересмотрев тактику движения, оживить его в новых формах. Такую ситуацию можно на-звать «победой поражения». Именно это случилось с подавлением дви-жения «Солидарности» в Польше в конце 80-х, что привело к его окончательной победе в 1989 г.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.