Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Различные подходы к структуре личности.

Факторы ведущие к образованию группы и эксперимент по поиску минимального группообразующего основания.

В истории соц. псих. выдвигались след. гипотезы о причинах формирования соц. групп.

 

Структура межличностных отношений в малых группах

1. Иерархическая структура связана с проблемой власти подчинения в группе. Она фиксирует соц. статус членов группы. Т.е. кол-во прав и привилегий кот. им предоставляются.

Может быть официальная – на вершинах стоят лидеры (т.е. спонтанно выдвигающиеся члены группы с высоким статусом).

2. Ролевая структура.

Связана с функциональными обязанностями членов группы, горизонтальной, м/б официальной и не официальной. Официальная - закреплена в должностных инструкциях. Не официальная – складывается спонтанно в зависимости от потребностей группы, нет дублирующих ролей, каждый знает свою роль.

 

 

3. Коммуникационная структура

Она фиксирует каналы прохождения информации в группе. Бывает официальная(заявление секретарю, секрктарь подписывает у руководителя и т.д.)

Бывает 2-х принципов: а) по принципу звезды (руководитель знает кому и

а) что говорить) (соответствует авторитетному стилю руководства).

 

б) по принципу колеса (каждый член группы обладает полной информацией и участвует в принятии решения) - демократический стиль

- демократический стиль

 

б) F D Нарушение каналов информации ведет к конфликтам и возникновению

случаев, кот. носят негативный характер и вызывают страх.

С С

Не официальная (незафиксированные каналы общения)

А В

 

4. Пространственная структура , граница группового и индивидуального пространства членов группы, бывают официальная и неофициальная. Ч. продлевает себя на ближайшее физическое пространство, считая его своим (место в аудитории) Официальное (кабинет закреплен за отделом).

Не официальное (в коммунальной квартире не пускают на кухню).

5. Структура психологической дистанции.

Только не формальная. Связана с эмоциональным притяжением друг к другу ( т.е. симпатия и антипатия). Образуются микрогруппы (в коллективе от 7 Ч.)

 

Процесс социализации

(т.е процесс вхождения в общество личности). Процесс вхождения в общество – это усвоение основных социально психологических отношений и норм и ценностей общения в кот. личность живет (тех каналов , по кот. он выстраивает отношения с людьми).

 

Есть 2-а пути социализации:

1. Освоение материальной сферы

 

 

Соц. психология.

Структура соц. образа.

Когнитивный аспект

Соц. перцепц. восприятие Ч. соц. объектов.

В животном мире:

Объект образ сигнал реакция

 

знак символ

Материальное = вещь

Образ принимает символич. сторону

Символ = отношение

Эта симв. сторона вырабатывается только в сообществе

Символ фиксирует структуру отношений, между людьми.

 

 

рис.1.

Символ – продукт культуры, сообщества через симв. перед. идеи сообщества.

Любой образ несет и символ и знак. Укаждого Ч. есть –

- Символич. поле , кот. отражает сознание личности и уровень его развития.

 

Ценностный аспект (аналог эмоц. уживчивости)

Образная сторона связ. с эфф воспр. объекта с т.зр. удовл. потребностей

 

Культурой сообщества заложена оценка объектов окруж. мира с т. зр. такой эфф-ти

 

Созданием сист. ценностей общ-ва всегда заним. элитарные группы (журналисты, сценаристы, модельеры и т.д.)

Система ценностей задае смысл идивид. жизни.

Задача гос-ва воспит. ту сис-му ценностей, кот. бы придавала смысл личному существованию в этом случае личность будет очень хорошо адаптиров. в сообществе и мало того она будет поддерживать ценности сообщества и развивать их.

 

Различные подходы к структуре личности.

1-й подход – конституционно-антропометрический, т.е. измеряют антропологические качества и соотносят их с поведением. Начало 20 в. Кречмер, Шелдон ( раскрыть самостоятельно).

1 стратегия попыток раскрыть структуру.

2. Факторная стратегия - объектом анализа явл. черты личности, кот. зафиксированы в языке (по словарю Ожегова). Выбирают эти черты, составляют опросникина выявление данных черт, затем проводят корреляционный и факторный анализ (Пр.: опросник Айзенка, Кетелла).

3. Блочная стратегия исслед. структуры личности. Когда структура собирается из выделенных, на основе наблюдений в обыденной жизни, блоков. Блоки располагаются по вертикали от биологических до сугубо социальных. Пр. структура личности по Маслоу.

4. Мотивационно динамическая.

Опирается на побудителя активности Ч. Пр. Стратегия Фрейда (ид, эго, супер эго).

 

Отечественные концепции связанные со структурами личности. Одним из первых был Лазурский А.Ф., кот. попытался выделить структуру характера на основе ведущих отношений личности. Выделил 15 групп различных отношений. Отношение к себе\. к вещам, к противоположному полу, религии т.д.

Определил, что интегрирующая сила этих отношений явл. характер. Вслед за ним В.Н. МЯСИЩЕВ (ученик Лазурского) сформулировал, что единство личности определяется 1- направленностью, 2- уровнем развития, 3- структурой, 4- динамикой. Но именно структура опред. целостность и своеобразие развития индивида. Мясищев понимал структуру личности, как особое образование характеризующее целостность Ч. Эта целостность связана с отношением Ч. к себе и окруж. миру. Отношение – то, чем занимается психология. Отношение – оценка происходящего.

Следующий подход – подход Ковалева А.Г. Он выделял в структуре личности психологические процессы, психические состояния, психические сво-ва. Особенно выделял – темперамент, как природное св-во, направленность, как культурно-историческое складывающее св-во, способности, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые св-ва.

Структура личности кот. предложил К.К. Платонов: Структура состоящая из 4-х блоков. Нижний блок – биопсихические свойства (темперамент, половозрастные различия). Социального практически нет . Уровень анализа – психофизиологический. Метод воздействия – это тренировка и повторение.

2-й блок – психические свойства.

Сюда относятся все психические процессы + (воля и эмоции). Здесь поровну примерно биологического и социального. Уровень анализа индивидуально-психологический – способ воздействия упражнение.

3-й блок. – надстраивается еще выше – Опыт – это привычки, умения, навыки, знания. Здесь больше социального. Поэтому уровень анализа – психолого-педагогический.Воздействие ч/з обучение.

4- блок – направленность – сюда входят убеждения, интересы, мировоззрение, склонности, желания Ч. Уровень анализа – социально-психологический. Методы воздействия – ч/з воспитание, ч/з воздействие соц. среды.

 

Подход Ананьева Б.Г. (питерская школа)

Стуктура личности по А. включ. индивидуальные св-ва, соц. свойства.

Индивидуальные делятся на 2-а класса:

- половозрастные,

- индивидуально-типические

Возрастные св-ва – это созревание структур организма (сердечно-сосудистая, пищевая, костно-мышечная).

Половые – половой деморфизм.

Он выделял средииндивидуальные кач-ва – те, кот. относятся к констуционным и неродинамическим. Он подчеркивал, что в структуру личности входят только те св-ва индивида, кот. многократно опосредованы социальными св-ми. Он особовыделял статус и соц. роли, кот. задают и ценностные ориентации личности. Совокупность таких св-в составляют характер, кот. опред. Ч как субъекта отношений. Субъект отношений формируется в процессе перехода интериндивидуальных связей в интра индивидуальные (внутренние). Первичными чертами характера он называл коммуникативные черты (круг коммуникаций делает из Ч. то чем он становится). Иерархическая структура личности на основе диспозиционной концепции Янова.

Диспозиция – предрасположенность, предориентированность.

Выделял 4-е уровня таких диспозиций.

1-й уровень –элементарные, фиксированные установки, кот. формируются на основе витальных потребностей (на уровне биологич. организма)

2-уровень – соответствует соц. фиксированной установке, аттитюду, формир. на основе потребностей в общении, кот. реализуются в малых группах (семья, дружеская компания, коллектив) Аттитюд – соц. установки.

3- й уровень фиксирует общую направленность интересов личности в конкретных сферах проявления активности таких, как работа, досуг, увлечения. Это базовые соц. установки.

4-й высший уровень – сис-ма ценностных ориентаций личности, кот. связана с типом общества, идеологическими, политическими, экономическими принципами.

 

«Я концепция»

2-а аспекта – образ «Я», т.е. представления о тех качествах, кот. индивид обладает.

- само на сколько данные качества выражены в сравнении с др. людьми.

Я концепция служит опред. сис-мой координат в связи с кот. индивид ориентируется в соц. мире.

 

Источники Я- концепции

- отзывы других людей

- сравнение себя с другими, кто не на много отличается по качеству.

- сравнение себя с образами извлеченными из средств массовых коммуникаций.

 

Сво-ва кот. обладает «Я концепция»

1. Стремление к непротиворечивости устойчивости.

2. Стремление к уникальности – быть не похожим на других :

- внешняя

- внутренняя уникальность.

Начинается с внешней уникальности (мешать этому нельзя) дальше оно переходит во внутреннюю уникальность (когда у Ч. возникает внутренняя уникальность, внешняя утрачивается)

Если поступает инф.-ция противоречия «Я концепции», возникают сильные психологические механизмы и явления когнитивного диссонанса, направленные на сохранение «Я концепции»:

- добавляем инф-цию

- снижаем значимость цели

- игнорируем

- принимаем на себя

«Я концепция» - картина себя по отношению к другим , к объективной реальности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.