1.Формирование у студентов представлений о школе как открытой системе.
2.Развитие у студентов способности аналитически мыслить в контексте обсуждаемой проблемы.
Методы работы: дискуссия.
Форма работы: групповая.
Задание:
1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:
- какова на Ваш взгляд роль образования в социальном становлении ребенка?
- дифференцированное обучение: за и против.
-выявите специфику социального воспитания в воспитательных системах: «вольдорфская педагогика», «глобальное образование» (Р.Хенви, М.Боткин), «педагогика общей заботы ( И.П.Иванов, А.В.Караковский) и др.
2.На основе материалов, собранных при выполнении этого задания, составьте портфолио по изучаемой теме.
Процедура работы:
- используя учебную литературу изучить сущность процессов, образование обучение, социальное воспитание, воспитательная система;
- найти сходство и отличие в подходах к организации данных процессов у выше указанных авторов;
- попытаться представить суть данных процессов в схематичном виде;
- на основе материалов, собранных при анализе процессов образование, обучение, социальное воспитание, воспитательная система составить портфолио.
Тема.3. Конфессии в социальном воспитании и развитии личности
Задачи:
1.Формирование представлений об особенностях конфессионального воспитания
2. Способствовать развитию аналитических способностей студентов
Методы работы: дискуссия, метод конструирования теорий.
Форма работы: групповая.
Задание:
1.Выделите функции религии в обществе и обозначьте в них социально-педагогические аспекты.
2.Выявите ценностно-нормативные системы принятые в различных конфессиях
3.Покажите особенности влияния конфессиональных ценностно-нор мативных систем на поведение, стиль жизни, а также стратегию адаптациии и обособления личности в социуме.
4.На основе материалов, собранных при решении этих задач составьте портфолио по данной теме.
Процедура работы:
- используя несколько учебных источников( словари, учебная литература ),изучить сущность понятий религия, конфессия, ценностно нормативная система ;
- подготовить структурно-логические схемы указанных выше понятий;
- на основе материалов, собранных при решении этих задач, составьте портфолио по этой теме.
Тема. 4. Мое представление о социальной педагогике как области научного знания и практической деятельности.
Задачи:
1.Осмысление содержания учебного курса.
2.Рефлексивный анализ учебно-практической деятельности студента.
Методы работы: проблемно – поисковый.
Форма работы: индивидуальная работа.
Задание:
1.На основе собранных материалов при изучении каждой предыдущей темы сформировать портфолио в соответствии со следующими требованиями:
- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента;
- наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц), списка литературы (оформленного по госту);
- соответствие содержания оглавлению;
- резюмирующая часть;
оценка студентом собственного портфолио по следующим критериям: 1)наличие целеполагания, 2)соответствие целеполагания содержанию разделов, 3)сильные и слабые стороны портфолио.
Тестовые задания.
(Тестовые задания применимы для проведения следящего, рубежного, итогового и отсроченного контроля за самостоятельной работой студентов. Они представленны двумя вариантами 16 заданий каждый. Результаты итогового тестирования являются основанием для зачета по дисциплине).
Социальная педагогика
1 вариант
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать правильный ответ
S: Социальная педагогика это:
-: наука о воспитании, обучении и развитии человека
+:наука, направленная на изучение социального воспитания человека, которое осуществляется на протяжении всей жизни человека
+: сфера практической деятельности, направленная на поддержку, защиту, помощь людям, нуждающихся в этом.
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать не правильный ответ
S: Объектом социальной педагогики является:
-: ребенок
-: пожилой человек
+: человек
-: клиент
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать не правильный ответ
S: К методам социально-педагогического исследования не относятся:
-: наблюдение
-: беседа
-: анкетирование
-: интервьюирование
-: тестирование
+: организация помощи семье
-: анализ работ воспитанников
-: эксперимент
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать правильный ответ
S: Что определило развитие социально- педагогической теории и практики в России в последние десятилетия?
-: прогресс науки и техники
-: повышение роли социального воспитания в общественной жизни
+: общественный кризис, потребность государства в помощи нуждающимся
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Понятие «норма» и отклонение от «нормы» в социальной педагогики
I: - Указать правильный ответ
S: Что понимается под движущей силой социального развития человека?
-: это сила, которая заставляет двигаться вперед
+: противоречия между имеющимися у субъекта возможностями и требованиями, предъявляемыми к ней ( со стороны педагога, воспитателя, общества и т.д.)
+: противоречия между знаниями, которыми владеет человек и методами воплощения их в жизнь.
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Понятие «норма» и отклонение от «нормы» в социальной педагогики
I: - Соответствие между возрастом и ведущей деятельностью ребенка.
S: . Расставьте в правильном порядке виды ведущей деятельности ребенка
L1: младенческий
L2:ранний возраст
L3:дошкольник
L4:младший школьник
L5:подросток
L6:ранняя юность
R1: непосредственно-эмоциональное общение
R2: предметно-манипулятивная деятельность
R3: .ролевая игра
R4: учебная
R5: интимно-личностное общение
R6: учебно-профессиональная
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Понятие «норма» и отклонение от «нормы» в социальной педагогики
I: - Указать правильный ответ
S: Психические отклонения включают в себя:
-: нарушение зрения
-: нарушение слуха
+: нарушение эмоционально-волевой сферы
+: умственная отсталость
-: нарушение опорно-двигательного аппарата
+: нарушение речи
+: задержка психического развития.
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальное воспитание и социализация личности
I: - Указать правильный ответ
S: Метод социального воспитания это:
-: направление в воспитании ребенка
-: условия организации государством воспитательных действий по отношению к членам общества
+: путь, способ решения задач социального воспитания
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальное воспитание и социализация личности
I: - Указать правильный ответ
S: Перечислите основные факторы социализации
+: микрофакторы
+: мезофакторы
-: деятельность учителя
+: макрофакторы
-: личностные качества
+: мегафакторы.
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальное воспитание и социализация личности
I: - Указать правильный ответ
S: Расположите в правильной последовательности этапы социализации человека
индивидуализация, идентификация, персонификация.
1: идентификация
2: индивидуализация
3: персонификация.
V1: Жизнедеятельность институтов социального воспитания.
V2:
V3: Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка.
I: - Указать правильный ответ
S: Выделите основные элементы качественной характеристики субкультуры ребенка.
+: восприятие ребенком окружающей среды
-: настроение
+: речь – язык ребенка
-: восприятие
+: душевное состояние и переживание
+: самопроявление
-: воля
+: отношения и взаимоотношения
+: поведение, действия, поступки.
V1: Жизнедеятельность институтов социального воспитания.
V2:
V3: Средства массовой информации в социальном развитии и воспитании человека.
I: - Указать правильный ответ
S: Выберите из указанных основные функции СМИ
+: общественно-политическая
-: развитие речи
+: воспитание
-: формирование коммуникативной культуры
+: информационная
+: обучение и просвещение
+: художественно-репродуктивная
-: рефлексивная
+: художественно-продуктивная (реклама, теле-шоу и др.)
+: развлечение.
V1: Жизнедеятельность институтов социального воспитания.
V2:
V3: Пенитенциарная педагогика как аспект социально-педагогической деятельности
I: - Указать правильный ответ
S: Выберите основные направления в воспитательной работе с осужденными
+: правовое
+: трудовое
-: направление
+: нравственное
+: физическое
-: полурежимное
+: санитарно-гигиеническое воспитание
-: сотрудничество
+: активизация самовоспитания
V1: Жизнедеятельность институтов социального воспитания.
V2:
V3: Детские и молодежные объединения и организации
I: - Указать правильный ответ
S: Из представленной классификации выделите группы социально-положительной направленности
-: хиппи
-: панки
+: культурной самодеятельности
-: криминальные
V1: Педагогические проблемы социализации человека
V2:
V3: Социально-негативное (девиантное) поведение как социально-педагогическая проблема
I: - Указать правильный ответ
S: Девиантное поведение это:
-: проявление индивидуального начала в поведении личности
-: поведение не признаваемое в условиях какого-либо социального института
+: система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать правильный ответ
S: Рабочий стол социального педагога это:
-: стол, за которым работает социальный педагог
-: круглый стол
+: совокупность материалов законодательно-правового, нормативного и методического характера
2 вариант
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать правильный ответ
S: К методам исследования в социальной педагогике не относится:
-: наблюдение
-: беседа.
+: пример
-: социометрия
+: метод мозгового штурма
-: эксперимент
-: анализ работ воспитанников
+: наказание
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать правильный ответ
S: К функциям социальной педагогики не относится:
-: информационная
-: воспитательная
+: карательная
-: консультативная
-: защиты и представления интересов клиента
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности.
I: - Указать правильный ответ
S: Принципами социальной педагогики являются:
+: культуросообразности
+: гуманизма
+: природосообразности
-: демократического централизма
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Понятие «норма» и отклонение от «нормы» в социальной педагогике
I: - Указать правильный ответ
S: Выделите виды социальных отклонений
+: сиротство
-: отклонения в получении общего образования
+: отклоняющееся поведение
-: отклонения в получении профессионального образования
-: нарушения эмоционально-волевой сферы
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Понятие «норма» и отклонение от «нормы» в социальной педагогике
I: - Указать правильный ответ
S: К педагогическим отклонениям относятся
-: безнадзорность
+:отклонения в получении образования
-: правонарушения
+:отклонение в получении профессионального образования
-: бродяжничество
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальное воспитание и социализация личности
I: - Указать правильный ответ
S: Метод социального воспитания это:
-: направление в воспитании ребенка
-: условия организации государством воспитательных действий по отношению к членам общества
+: путь, способ решения задач социального воспитания
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальное воспитание и социализация личности
I: - Указать правильный ответ
S: Социализация это:
-: обучение ребенка навыкам общения
-: усвоение правил и норм социальной жизни ребенком
+:развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.
V2:
V3: Социальное воспитание и социализация личности
I: - Указать правильный ответ
S: К механизмам социализации не относится:
+: адаптация,
+: индивидуализация,
-: воспитание
+: интеграция,
-: развитие
V1: Социальная педагогика как отрасль интегративного знания.