Программа представляет собой ежедневные циклы занятий, имеющих определенную структуру, включающую:
1) групповой сбор (место и время, когда дети вместе играют, обсуждают новости и идеи, планируют перспективу и конкретный день);
2) работу в центрах активности (выполнение игровых и учебных дел по собственному плану и заданию педагогов);
3) итоговый сбор (подведение итогов на основе анализа и самоанализа, а также обсуждение перспектив).
Содержание работы с детьми строится по принципу тематических проектов. Достижения всегда индивидуальны и вместе с тем отражают коллективную динамику. Подобная технология работы позволяет детям:
приобрести умение общаться в различных социальных ситуациях;
планировать и организовывать деятельность индивидуально и в команде;
осознанно выбирать вид деятельности и выстраивать свои действия;
рефлексировать результаты этой деятельности;
использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата;
приобретать систему актуальных знаний и практико-ориентированных умений.
Эти качества и умения, получаемые ребенком на первых образовательных ступенях, становятся основаниями для того, чтобы человек был готов активно и самостоятельно учиться в течение всей жизни.
В программе «Сообщество» выделяются разделы, раскрывающие содержание экологического образования детей. Так, в главе «На открытом воздухе» отмечается, что пребывание на воздухе обогащает любые занятия понятиями о цветах, запахах, звуках, тактильными ощущениями. Ребенок устанавливает непосредственную связь с природой, его чувства обостряются. Пребывая на воздухе, дети узнают, на что способно в разных условиях их тело. Пребывание на воздухе способствует воспитанию умения ценить красоту окружающей природы.
Выращивание растений в течение лета дает ребенку пример причинно-следственных отношений, знание закономерностей роста, названий новых орудий труда, растений, цветов и форм. Дети учатся наблюдать и анализировать ситуации. Природные взаимодействия несут в себе вопросы, отвечая на которые, ребенок развивается интеллектуально. Природное окружение способствует развитию воображения и креативности. Игра помогает понять мир.
В зоне спокойных занятий дети участвуют в посеве семян и наблюдают за ростом растений — прекрасная познавательная практика для ребенка.
Детям надо прочувствовать все состояния природы. Стимулируется познавательная активность. Воспитатель должен замечать, чем дети интересуются, задавать открытые вопросы, подсказывать слова и выражения.
Наряду с запланированными занятиями по естествознанию, входящими в программу, следует помнить, что все находящееся за пределами помещения есть предмет естествознания. Воспитателям предлагается понаблюдать с детьми, как во время дождя вода стекает в канаву. Экспериментировать и наблюдать, стимулировать исследовательскую деятельность детей. Использовать рулетку или метр, увеличительное стекло, банки (для сбора насекомых), бинокли, веревки и книги доступного для детей научного содержания.
Садоводство, экскурсии, прогулки рассматриваются в программе как прекрасный способ исследовать окрестности.
Глава «Естествознание» раскрывает особенности организации деятельности детей в Центре естествознания. Дети пытаются понять мир с помощью наблюдения и экспериментирования. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Научное исследование легко вписывается в концепцию программы. Эффективный способ индивидуализации и усиления познавательной деятельности — организация в группе научных станций.
Воспитателям даются рекомендации по организации Центра исследовательской активности. В нем предусматривается:
место для постоянной выставки, где дети могут организовать мини-музей, разместить различные коллекции, отдельные экспонаты, небольшой зоопарк и т.п. Понадобится маленький стол, подставка или симпатичная коробочка для демонстрации таких вещей, как раковины, кристаллы, перья птиц или крылья бабочек;
место для часто используемых научных материалов, таких как магниты, увеличительные стекла, разноцветные колесики, призмы. Полки должны быть снабжены пояснительными картинками и словесными обозначениями, чтобы дети могли брать материалы и самостоятельно класть их на место;
место для растений у солнечного окна, где дети могут поливать и ухаживать за растениями в горшках, самостоятельно выращивать их из семян. Материалы и оборудование, которые находятся в постоянном пользовании, хранят в коробках с соответствующими доступными обозначениями.
В программе даются рекомендации по организации музея группы. В нем могут быть собраны камешки, перья, листья, зубы, семена, ракушки, кора, меха, ткани, насекомые и др. Важно предоставить возможность для действия с предметами, проводить наблюдения, сравнения, классификации, выдвижения гипотез и обсуждения.
Можно организовать музей семян, в котором собраны любимые семена или семенные коробочки при участии каждого ребенка. Дети способны классифицировать семена по размеру, цвету, фактуре и форме. Они могут раскладывать семена с грубой структурой на кусочки наждачной бумаги и помещать гладкие семена на кусочки писчей бумаги. Разноцветная бумага удобна для классификации семян в соответствии с их цветом.
Особое внимание в программе «Сообщество» уделяется исследовательской деятельности.
Например, в работе с детьми могут исследоваться следующие основные представления, связанные с водой:
испарение;
необходимость воды для поддержания жизни большинства растений;
возможность / невозможность смешиваться с разными жидкостями;
впитываемость воды некоторыми материалами;
необходимость воды в виде дождя или снега для питания ручьев и рек.