Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция человека, мыслителя



77] Это четвёртая из наших бесед за прошедший месяц и, может быть, благодаря им мы смогли получить представление об одном из лежащих в основе эволюции фундаментальных принципов, действие которого можно увидеть в Солнечной системе.

Давайте кратко повторимся, чтобы подойти к предмету сегодняшнего разговора с чётко сформулированными положениями. Из предыдущих лекций мы поняли, что наша интерпретация природных процессов неизбежно предполагает тройную концепцию, включающую в себя такие аспекты, как жизнь и субстанция, и их тесное взаимодействие через интеллект, проявляющийся как тот или иной вид сознания. Это взаимодействие в итоге даст совершенное выражение (посредством материи) сознательной цели живой сущности, обитающей внутри формы. Я хочу подчеркнуть, что пытаюсь изложить вам гипотезу и предположение, которое может иметь в себе зерно 78] истины и некоторым из нас кажется наиболее логичным объяснением тайны Вселенной. Мы видели, что тремя составляющими великого Целого являются Дух, или Жизнь, проявляющаяся через другой аспект, называемый субстанцией, или материей, и использующая ещё один аспект, который мы называем интеллектом. В постепенном синтезе этих трёх аспектов Божества можно увидеть эволюцию сознания.

Далее мы перешли к более техническому обсуждению субстанции в целом, рассматривая не различные вещества или элементы, но понятие изначальной субстанции, обратившись, насколько возможно, к тому, что сэр Уильям Крукс назвал «протилом», имея в виду основу того, что осязаемо, или объективно. Мы рассмотрели атом и узнали, что согласно последнему определению это, в действительности, силовая, или энергетическая, единица, состоящая из положительного электрического заряда, энергетизирующего ряд отрицательных частиц. Мы выяснили, что крошечный атом химика и физика в целом имеет ту же структуру, что и Солнечная система, проявляет подобную же активность и управляется аналогичными законами. Мы отметили, что в нём имеется центральное солнце и электроны, вращающиеся вокруг этого солнца по своим чётко определённым орбитам, и отметили, что химические элементы отличаются друг от друга 79] только количеством и расположением этих электронов вокруг центрального положительного заряда. Отсюда мы перешли к исследованию души, или психэ, атома и узнали, что учёные признают то, что атомы обладают качеством, проявляют признаки ума, или интеллекта, и способны различать и выбирать.

А дальше наш разговор стал больше похож на сказку. Мы сопоставили человеческое существо и атом и выявили их схожесть. Выяснилось, что человек притягивает к себе и удерживает в сфере своего влияния материю различных своих тел – ментального, эмоционального и физического – совершенно так же, как центральная фокусная точка атома удерживает вращающиеся вокруг неё электроны. Оказалось, что эту идею можно развить дальше, и мы обратили внимание на планету, отметив подобие её природы природе человеческого атома и первичного атома субстанции, только планета является выражением жизни, проявляющейся через сферическую форму и реализующей разумный замысел. И в завершение мы рассмотрели Солнечную систему как космический атом, энергетизируемый жизнью Логоса.

Таким образом, мы получаем четыре вида атомов:

Во-первых, атом физика и химика.

Во-вторых, человеческий атом, или человек.

80]В-третьих, планетарный атом, энергетизируемый Планетарным Логосом, или Небесным Человеком.

В-четвертых, солнечный атом как форму проявления Солнечного Логоса, или Божества.

Если наша фундаментальная концепция верна, если в нашей гипотезе есть зерно истины и если наше представление об атомах, из которых состоят элементы, имеет под собой правильную основу, то атом следует признать жизнью, сознательно действующей через форму. Тогда, пожалуй, можно будет показать, что человек тоже представляет собой жизнь, или энергетический центр, проявляющийся через свои тела; затем можно будет показать, что и планета является средством выражения ещё большего энергетического центра; а далее, по закону аналогии, когда-нибудь, возможно, будет доказано, что за материальной природой стоит Бог, или центральная Жизнь, Сущность, сознательно функционирующая через Солнечную систему.

На последней лекции мы затронули ещё одну фазу проявления. Изучая сам атом, мы говорили о его взаимодействии с другими атомами и об образовании при их взаимном сцеплении групп, или сочетаний, атомов. Другими словами, мы говорили о том, как атом встраивается в разные формы в разных царствах природы и узнали, что в процессе эволюции атомы сами притягиваются к бóльшим центрам, становясь, в свою очередь, 81] электронами. Таким образом, каждая форма представляет собой совокупность меньших жизней.

Затем мы очень кратко коснулись различных царств природы и проследили развитие души в каждом из них. Мы уже предполагали наличие у атома интеллекта, или способности различать, и обнаружили в построении форм минерального, растительного и животного царств начало проявления того, что понимаем как чувствительность, которая представляет собой зачаточную эмоцию, или чувство, – отражение любви на физическом плане. Таким образом, в атоме демонстрируется один из аспектов тройственной природы Бога, интеллект, а через форму проявляется любовь, или качество притяжения. Кроме того, можно сказать, что в двух этих аспектах божественной жизни третье лицо Логоической Троицы взаимодействует со вторым, и мы видим интеллектуальную активность божества, или аспекта Святого Духа, действующего в согласии со вторым аспектом, или Сыном, Который создаёт формы. Об этом интересно сказано в Притчах Соломона, где Мудрость (представляющая в Ветхом Завете аспект Христа) взывает, и, указывая, что Христос был с Богом прежде всякого творения, говорит, что «когда полагал основания земли: тогда я 82] была при Нём художницею».[11] Ученикам стоит внимательно прочитать эту главу в связи с рассматриваемыми здесь идеями, уделяя особое внимание точности перевода.

Перейдём же к нашей сегодняшней теме – эволюции человека, мыслителя. Мы увидим, что в случае человека вступает в действие ещё один аспект божественности. Браунинг в «Парацельсе» очень интересно трактует рассматриваемый нами предмет, излагая его в следующих строках:

«Так Он (Бог) царит во всём:

В ничтожнейших началах жизни

И в человеке, венце всей этой схемы бытия,

Являющем собою совершенство этой сферы жизни,

Чьи части прежде были

Разбросаны по миру проявленья,

Моля объединить их воедино.

Неясные фрагменты,

Что собраны должны быть в чудное единство,

Несовершенства, полнящие мирозданье

И ожидающие нового творенья,

Соединились в точке, словно призмою лучи,

И проявили свойства человека».

 

Обнаружив, таким образом, два божественных аспекта в атоме и форме, мы найдём более совершенную тройственность у человека. Нам говорят, что человек создан по образу Божию, поэтому мы предполагаем увидеть в нём отражение 83] тройственной природы Логоса. Он должен задействовать интеллект, демонстрировать любовь и проявлять волю. Давайте рассмотрим определения человека из словарей и других обычных источников. «Нормативный словарь» даёт нам крайне бессодержательное определение: человек это «отдельный представитель рода человеческого», а затем приводит длинное перечисление предполагаемой этимологии слова «человек» (англ. «man») во всех известных языках, которое заканчивается утверждением о сомнительности многих из перечисленных примеров. По-моему же, лучшим определением этого слова является то, которое относит его этимологию к санскритскому корню «ман», обозначающему того, кто мыслит. Исключительно простое и понятное определение приводит в одной из своих книг г-жа Безант: «Человек – это существо, в котором высший дух и низшая материя связаны интеллектом». Человек, таким образом, представляется как существо, в котором сходятся все три направления эволюции: дух, материя и связующий интеллект; как тот, кто объединяет в себе «Я», «не-Я» и отношения между ними и как познающий, познаваемое и знание. В чём состоит назначение интеллекта, или знания? Его назначение, несомненно, состоит в том, чтобы приспосабливать материальную форму к потребностям пребывающего внутри неё духа, дать мыслителю в теле возможность разумно использовать это тело для достижения определённой цели, и, конечно же, 84] позволить центральной энергетизирующей единице конструктивно управлять своим негативным аспектом. Все мы – сущности, одушевляющие форму и с помощью интеллекта пытающиеся использовать эту форму для достижения определённой цели, существующей в сознательной воле истинного «Я».

Много объясняющее и сочетающееся с нашими сегодняшними рассуждениями определение человека можно найти в одной очень древней оккультной книге, настолько древней, что дату её написания установить невозможно. Согласно этому определению человек это «Жизнь и жизни». Мы видели, что атом – это жизнь, проявляющаяся посредством малых сфер, центром которых она является. Мы также видели, что каждая форма в минеральном, растительном и животном царствах представляет собой совокупность жизней. А теперь мы можем подняться на следующую ступень великой лестницы эволюции и увидеть, что человек есть логическое следствие, вырастающее из этих более ранних ступеней развития. Сначала первичная субстанция, энергия, по природе своей наделённая интеллектом; затем атомная материя, своей разнообразной активностью образующая сочетания элементов; далее форма – скопление атомов, и так до обитателя этой формы, которому присущи не только активный интеллект, притяжение и любовь, но и целенаправленная воля. Этот внутренний «обитатель» овладел формой, когда она достигла некоторой степени готовности и когда составляющие её 85] жизни развили способность откликаться на определённые вибрации. Теперь он использует её и в сфере собственного влияния повторяет работу атома материи, однако проявляет себя не одним, не двумя, а тремя путями. Поэтому человек воистину носит в себе то, что христианин назвал бы «образом Божьим». Ибо – и это должно быть очевидно всем мыслящим людям – единственный путь познания Бога для нас пролегает через изучение Его природы, или Его психических качеств. Мы знаем Бога как интеллект, мы знаем Его как любовь, или великую силу притяжения Солнечной системы, и мы знаем Его как великую волю, или намерение, лежащее в основе всякого проявления. В каждом Священном Писании мира Божество изображается в этих трёх аспектах и описывается как проявляющееся через природу этим тройственным образом.

Эволюция субстанции – это постепенный рост, который со временем дополняется медленным выявлением внутреннего субъективного качества жизни Бога, демонстрирующего суть Его природы. Сначала проявляется один аспект, затем медленно выявляется другой, и, наконец, третий; венчает этот процесс появление изумительного завершённого их сочетания – человеческого существа. Человек синтезирует и сочетает эти три аспекта, объединяя их в себе. Он заключает в себе всю сумму божественных свойств, которые пока, правда, большей частью находятся в зачаточном состоянии. В своём эволюционном 86] цикле он должен повторить те же процессы, которые проходит обычный атом. Вначале атом поглощён своим внутренним движением и лишь позднее притягивается к другим атомам для того, чтобы объединиться и слиться с ними в группу; так и человеческий атом должен найти своё место в более обширной форме.

Итак, рассмотрим, как протекает процесс эволюции у человека. Мы видели, что в человеке сходятся три направления и что он представляет собой точку синтеза, где пока доминирует один аспект – аспект интеллекта, только начинает ощущаться второй аспект – аспект любви-мудрости, и в самом зародыше находится высший аспект – духовная воля.

Почти все мы воспитаны на вере в так называемое «грехопадение человека». Сегодня мало кто верит в историю падения, как она излагается в третьей главе Книги Бытия; большинство из нас считают этот рассказ аллегорическим. Но что за оккультная истина лежит в основе этого любопытного рассказа? Дело в том, что истина о падении духа в материю была сообщена младенческому уму человека иносказательно. Процесс схождения трёх аспектов протекает двойственным образом. Мы наблюдаем падение в материю сущности, центральной жизни, воплощение духа, а затем 87] выход этой жизни, или духа, из материи в более совершенном виде и обогащённой всем тем, что она получила благодаря использованию формы. Экспериментирование с материей, пребывание в форме, энергетизация субстанции, изгнание из Эдемского сада (то есть, оттуда, где нет возможностей для необходимого развития) и скитания блудного сына на чужбине суть различные этапы развития, иносказательно описанные в христианской Библии, в ходе которых человек обнаруживает, что является не формой, а тем, кто использует форму. Он – интеллект, а, значит, создан по образу третьего Лица Троицы; он – любовь, и когда-нибудь станет совершенным проявлением аспекта любви Божества и вместе со своим старшим Братом, Христом, в ответ на просьбу: «Господи! покажи нам Отца» сможет сказать, что «видевший Меня видел Отца»,[12] потому что Бог есть Любовь; и, наконец, через него проявится высший аспект, воля Бога, и он будет совершенным, как совершенен Отец его Небесный.[13]

Эволюция человека повторит три этапа эволюции субстанции: этап атомной энергии, этап групповой связанности и этап конечного синтеза. На начальных стадиях человеческой эволюции, которые можно назвать атомным этапом, человек постепенно понимает, что является 88] самосознательной единицей с собственной индивидуальностью. Этот этап хорошо известен всем, кто занимался воспитанием детей. Он характеризуется тем, что ребёнок постоянно повторяет: «мой, моя, моё». Это этап присвоения, не допускающий мыслей о других. Дети намеренно и предусмотрительно наделены естественным эгоизмом. Это этап постепенного осознания отдельного существования и всё более интенсивного использования человеческим атомом собственной внутренней атомной силы. Маленький человек восстаёт против навязываемой опеки тех, кто стремится уберечь его, и считает себя вполне самодостаточным. Это можно наблюдать как у индивида, так и у расы.

Но с течением жизни человек переходит на более высокий и совершенный этап, где он узнаёт, что в его группе есть определённые отношения, а у него есть обязанности, и что вместе с другими отдельными атомами он должен выполнять определённые функции. Начинает проявляться групповое сознание. Так человеческий атом находит своё место в группе, в большем целом, в которое он входит, и начинает проявляться аспект любви. С атомного этапа человек перешёл на этап групповой связанности.

Позднее наступает этап, когда человек начинает сознавать, что помимо его обязанностей по отношению к группе существует и нечто большее. 89] Он сознаёт, что является частью великой универсальной жизни в основе всех групп, а не просто обычным атомом и не только частью группы; он сознаёт, что после того, как его индивидуальность слилась с группой – хотя и не исчезла при этом, – группа должна слиться с сознанием той великой Индивидуальности, которая синтезирует все группы в Себе. Так он подходит к последнему этапу интеллектуального постижения божественного единства.

Эта тройственная идея кратко выражена в Библии интереснейшей фразой, когда Иегова говорит Моисею, символизирующему человечество: «Я есмь то, что Я есмь».[14] Разделив эту фразу на три части, вы получите то, что я пыталась объяснить вам сегодня. Во-первых, атомное сознание, Я ЕСМЬ, во-вторых, группа – Я ЕСМЬ ТО. Это осознание себя не просто отдельной индивидуальностью, не только сосредоточенной на себе единицей, не только самосознательной сущностью, но чем-то бóльшим. При этом обретается понимание, позволяющее человеку жертвовать собственной индивидуальностью ради служения группе и достигать слияния своего сознания с сознанием группы. О таком сознательном единении мы пока практически ничего не знаем. А затем последует ещё более значительный этап, когда из недостижимого идеала и мистической концепции утверждение Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ превратится в реальность, и человек во всей своей полноте осознает себя выражением универсальной жизни, 90] а само групповое сознание вольётся в сознание Совокупности всех групп.

Мы полагаем и надеемся, что быстро приближаемся к завершению атомного этапа и что сфера нашего влияния и интересов не ограничена нашими атомными пределами, и мы становимся (используя известный теперь термин) радиоактивными. Когда это произойдёт, мы больше не будем заключены в собственной скорлупе и узких рамках своей индивидуальной жизни, но начнём излучать и контактировать с другими атомами, приближаясь, таким образом, ко второму этапу, этапу притяжения.

Но какая же цель стоит перед каждым из нас? Какова цель тех различных атомов, которые мы изучаем? В одном из древних Писаний Востока говорится, что целью атома субстанции является самосознание. Какова же, тогда, цель человеческого атома, который уже самосознателен, индивидуализирован и управляет собой посредством собственной воли? К чему ещё он должен стремиться? А просто расширять своё сознание, чтобы включить в него сознание большей жизни, или существа, в теле которого он сам является клеткой. Наше физическое тело, например, состоит из неисчислимого количества меньших жизней, или атомов, каждый из которых отделён от соседних, отличается от них свойственными лишь ему функциями и 91] образует сферу, в которой удерживает ещё более мелкие сферы, или электроны.

Мы видели, что человек – это положительный заряд, удерживающий множество атомов, или меньших жизней, энергетизируемых им и объединяемых в связные формы. Во время смерти, когда аспект духа удаляется, форма разрушается и распадается, а эти малые сознательные жизни, выполнив своё назначение, рассеиваются. Сознание атома в теле человека – это совершенно не то, что сознание самого человека, и понять это не сложно. Если мы допускаем, что человек – лишь клетка в большей сфере, то разве нельзя допустить существование сознания, которое по отношению к человеку является тем же, чем сознание самого человека является по отношению к отдельной клетке его тела? Не ожидает ли нас впереди достижение большего сознания в том же смысле, как и атом субстанции может однажды достичь человеческого сознания? Не это ли имел в виду Браунинг, говоря: «И человечество сотворено из всех людей отдельных; история закончится их синтезом». Здесь он выдвигает концепцию большего Человека, который синтезирует в себе все меньшие единицы, или является их совокупностью. Может быть, этим синтезом служит та великая Жизнь, или планетарная Сущность, Которая является источником нашего планетарного проявления и являет Собой совокупность группового сознания. Я полагаю, что как самосознание составляет цель всех 92] дочеловеческих форм жизни, а групповое сознание, или сознание Небесного Человека, составляет цель человека, так и для самого Небесного Человека тоже должна быть цель, которая для Него может состоять в развитии сознания Бога. Так для Него начинается борьба за развитие сознания Солнечного Логоса.

Итак, от простейшего атома до самого Божества можно проследить единство сознания. И перед нами открывается прекрасная картина и широчайшие возможности. Это демонстрирует жизнь Бога в её тройственном проявлении и постоянно расширяющемся сознании. Мы видим её сначала пребывающей в атоме субстанции, затем расширяющейся посредством формы и достигающей одной из своих кульминационных точек в человеке. Мы видим, как в своём эволюционном движении она достигает планетарного сознания, объединяющего в себе все сознания на планете Земля. А далее мы видим, как она развивается в ту фундаментальную Жизнь, которая синтезирует все планетарные эволюции в своей великой сфере, Солнечной системе. Обобщая, мы получаем четыре вида интеллектуальной активности, которые можно определить как сознание, самосознание, групповое сознание и сознание Бога и которые проявляются в атомах четырёх видов: химическом атоме и всех атомных формах, человеческом атоме, планетарном атоме и, 93] наконец, всеохватывающем солнечном атоме. Дочеловеческие виды жизни одушевляют все атомные формы от атома субстанции до высших животных; человеческая жизнь, мыслитель, одушевляет человеческий атом; Небесный Человек одушевляет планетарный атом; великая Жизнь Солнечной системы, Которую христианин называет Богом, или Логосом, одушевляет солнечный атом.

Вот как выражает эту мысль о постепенном расширении сознания человека в нечто более великое и вмещающее Браунинг:

«Когда-нибудь всё человечество достигнет совершенства,

Которое определёно человеку,

Ведь его творенье свою имело цель.

Но в совершенном человеке возникает

Стремленье к Богу. Предсказанья предвещали,

Что к достиженью близок человек; и возникали у него

Священные предчувствия, и символы, и лики

Из будущего чуда, что грядёт,

К которому стремится в вечном цикле жизнь.

Переступает человек природные свои ограниченья

И обретает новые надежды и заботы, что быстро вытесняют

И радости его, и огорченья; он перерастает

Понятья узкие хорошего, плохого, что увядают

Перед безмерной жаждою добра, в то время, как покой

Растёт внутри него всё больше.

94] Такие люди и сейчас есть на земле –

Невозмутимые среди несовершенных,

Которые должны быть ими спасены и к ним присоединиться».

 

 

 


ЛЕКЦИЯ V

Эволюция сознания

97] На прошлой неделе мы рассмотрели – конечно, весьма недостаточно – эволюцию человека, мыслителя, временного обитателя тел, использующего эти тела во время цикла эволюции. Мы увидели, что он является итогом всех предшествующих ему эволюций. К изучению эволюции человека нас подвели две лекции, в которых мы сначала коснулись субстанции, или атомной материи до построения из неё формы, и крошечного атома до включения его в состав какого-либо средства выражения, или проводника. А затем мы говорили о построении форм посредством великого закона притяжения, заставляющего атомы собираться вместе, соединяться в определённом порядке и вибрировать в унисон, в результате чего и образуются формы, или совокупности атомов. Мы увидели, что атомная субстанция представляет один аспект Божественности, Божества, центральной Силы, или энергии, Солнечной системы, проявляющейся как аспект интеллекта, и увидели также, что в формальном аспекте природы проявляется другое качество Божества, качество любви, или притяжения, связующая сила, дающая 98] форме целостность. Далее мы перешли к человеку и отметили, что в нём сходятся все три божественных аспекта, и признали человека центральной волей, которая проявляется через форму, состоящую из атомов, и демонстрирует три качества Бога: интеллект, любовь-мудрость и волю, или могущество.

От материального аспекта проявления, который был предметом нашего разговора в предыдущих лекциях, мы переходим сегодня к рассмотрению сознания внутри формы. Мы поняли, что атом можно рассматривать как центральную жизнь, проявляющуюся через сферическую форму и проявляющую качество ума. Но и человеческий атом можно рассматривать как центральную положительную жизнь, использующую форму и демонстрирующую вышеперечисленные качества. А далее мы пришли к выводу о том, что если наша гипотеза об атоме верна и человека можно рассматривать как атом, то эту исходную концепцию можно распространить и на планету и утверждать, что в планетарном атоме заключена великая Жизнь, проявляющаяся через форму, демонстрирующая свои особые качества и осуществляющая свой определённый замысел. Эту же концепцию мы приложили к великой сфере Солнечной системы и к пребывающему в ней Божеству.

Итак, мы будем говорить о сознании и немного изучим эту проблему, обратив 99] внимание на реакцию жизни внутри формы. И если я смогу дать вам ещё несколько основных понятий, продолжающих нашу тему, то положу ещё один камень в возводимую нами конструкцию.

Слово «сознание» («consciousness») происходит от двух латинских слов: соn – «с» и scio – «знать» и буквально означает «то, что мы знаем». В словаре вы найдёте приблизительно такое определение: это «состояние осведомлённости» или состояние восприимчивости, способность откликаться на стимулы, ощущать контакты, синхронизироваться с вибрацией. Все эти фразы можно включить в любое определение сознания, но сегодня я хочу выделить определение из «Нормативного словаря», как раз то, которое я процитировала. Просматривая большинство книг по данному предмету, средний мыслящий человек, скорее всего сочтёт их слишком путаными из-за приводимых в них многочисленных классификаций сознания и состояний осведомлённости, в которых можно совершенно запутаться. Сегодня мы только коснёмся трёх видов сознания, которые назовём Абсолютным сознанием, универсальным, или всеобщим, сознанием и индивидуальным сознанием. На самом деле из этих трёх видов сознания сколь-нибудь ясное определение можно дать лишь двум.

100] Среднему мыслящему человеку практически невозможно постичь абсолютное сознание. В одной книге оно определяется как «такое сознание, которое включает в себя и всё, что есть, и всё, что может быть», и охватывает всё, что могло происходить, происходит и может произойти в будущем. Вероятно, это и есть абсолютное сознание и, с точки зрения человека, это сознание Бога, Который включает в Себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Каково же, тогда, универсальное сознание? Его можно определить как сознание, мыслящее в понятиях времени и пространства, сознание, для которого актуальны местопребывание и последовательность событий, или, в действительности, групповое сознание, сама группа, образующая большее или меньшее целое. И, наконец, индивидуальное сознание можно определить как ту часть универсального сознания, которую способна воспринять и постичь отдельная единица.

Чтобы понять эти неопределённые выражения – абсолютное, универсальное и индивидуальное сознание, – я постараюсь привести некоторые пояснения. В предыдущих лекциях мы увидели, что атом в человеческом теле следует считать малой сущностью, крохотной наделённой интеллектом жизнью, активной, микроскопической сферой. Если мы примем эту маленькую клетку за точку отсчёта, она поможет нам получить представление об этих трёх видах сознания 101] с точки зрения атома и человека. Для крохотного атома в человеческом теле индивидуальное сознание – это его собственная вибрирующая жизнь, его внутренняя активность и всё, что имеет к нему непосредственное отношение. Универсальным сознанием по отношению к этой маленькой клетке можно считать сознание всего физического тела, если рассматривать его, как совокупность, включающую в себя этот атом. А абсолютным сознанием по отношению к атому можно считать сознание мыслящего человека, энергетизирующего данное тело. Для атома оно представляет собой нечто столь далёкое от его внутренней жизни, что практически неизвестно и непостижимо для него, однако это сознание подчиняет своей воле и форму, и атом в этой форме, и всё, что к ним относится. Остаётся только перенести эту мысль на человека, посмотреть на него как на атом, или клетку, в теле великой Сущности, и развить данную концепцию о трёх видах сознания подобным же образом. А теперь нам стоит опуститься на землю и рассмотреть более практические вопросы, нежели абсолютное сознание.

Западная наука постепенно приходит к выводу, давно сделанному эзотерической философией Востока, о том, что сознание следует считать присущим не только животному и человеку. Нужно признать, что оно распространяется на растительное и минеральное царства, а венцом эволюционного 102] роста сознания в трёх низших царствахследует считать самосознание. Невозможно за столь короткое время, какое имеется в нашем распоряжении, провести это увлекательнейшее исследование развития сознания в животном царстве и в растительном, а также его проявления в царстве минеральном. Подобное исследование позволило бы нам узнать, что даже минералы проявляют признаки сознательной реакции на возбудитель и признаки усталости и что минерал можно отравить и даже убить почти так же, как можно убить человека. Наличие у растений сознания признаётся всё шире, и публикуются очень интересные статьи на эту тему, открывающие широкий диапазон мнений. Как мы видели, единственное, что можно с уверенностью сказать об атомной субстанции, это то, что она обладает интеллектом, то есть способностью различения и выбора. Это основная особенность сознания, проявляющегося через минеральное царство. В растительном царстве проявлено другое качество – зачаточная сенситивность, или чувствительность. Это царство откликается иначе, чем минеральное. В животном царстве обнаруживается третья реакция: животное демонстрирует не только чувствительность гораздо в большей степени, чем в растительном царстве, но и признаки интеллекта, или зародыша ума. Инстинкт признаётся за всеми животными единицами, а 103] само слово (instinct) происходит от того же корня, что и слово «побуждать» («instigate»). Когда в какой-либо животной форме возникает способность откликаться на побуждение, это свидетельствует о начале проявления зародыша ума. Во всех этих царствах существуют различные градации и виды сознания, а у человека мы видим уже первые признаки самосознания, или того, что позволяет ему осознавать себя отдельным существом, движущей силой в теле, тем, кто познаёт посредством этих оболочек. На это давно указывают на Востоке, а «эзотерическая философия учит, что все живёт и обладает сознанием, но не все жизни и сознания подобны человеческим»; она обращает особое внимание на то, что «целые пропасти существуют между сознанием атома и цветка, сознанием цветка и человека, сознанием человека и Бога». Как говорит Браунинг: «Но в человеке вновь возникает стремленье к Богу». Человек ещё не Бог, но становится Богом, проявляет образ Божий, и когда-нибудь это проявление будет совершенным. Через объективное он стремится к демонстрации субъективной, божественной, тройственной жизни.

Метод эволюционного развития сознания человека является лишь повторением на более высоком витке спирали двух этапов, которые мы отмечали в эволюции 104] атома: этапов атомной энергии и групповой связанности. В настоящее время человечество проходит атомный этап проявления, ведущий к ещё не достигнутой цели – групповому этапу.

Для тех из нас, кто хоть как-то интересуется способностью осознавать и имеет обыкновение отмечать то, что происходит вокруг, очевидно, что у людей есть разные уровни ментальности и разные типы сознания. Есть люди энергичные, живые, замечающие всё вокруг, тонко чувствующие, следящие за течением мысли в различных областях человеческой активности и ничего не упускающие. А есть люди, как будто пребывающие во сне, которых, кажется, ничто не интересует; всё проходит мимо их сознания, они инертны, слабо реагируют на внешние возбудители и умственно пассивны. Это заметно и у детей: одни реагируют очень быстро, а других мы называем глупыми. Но дело вовсе не в том, что одни глупее других, просто всё определяется внутренним этапом эволюции ребенка, числом его воплощений и длительностью периода развития сознания.

Давайте теперь рассмотрим два этапа – этап атома и этап формы – и проследим развитие сознания человека, не забывая, 105] что в человеческом атоме заключено всё то, что было обретено на предыдущих этапах в трёх низших царствах природы. Стать человеком можно, лишь пройдя громадный эволюционный процесс в этих царствах и собрав его плоды. Человек начинает своё развитие, уже имея в латентном состоянии всё, что было достигнуто в трёх низших царствах. Он обладает самосознанием и имеет перед собой чёткую цель: достижение группового сознания. Для атома субстанции целью было достижение самосознания, для человека же целью является более великое Сознание и более широкий круг осведомлённости.

Атомный этап, который мы сейчас рассматриваем, представляет особый интерес потому, что именно этот этап проходит сейчас бóльшая часть человечества. Этот этап включает период (весьма необходимой) сосредоточенности на себе, цикл, в течение которого человека волнуют лишь его собственные дела и то, что интересно только ему; он интенсивно живёт собственной жизнью и вибрационно откликается только на касающиеся его проблемы. Долгое время в прошлом и даже сейчас (так как я не думаю, что многие из нас обидятся, если назвать их не достигшими совершенства, или пока не достигшими цели) мы, в большинстве своём, были и остаёмся слишком эгоистичными; происходящее в мире волнует нас только по следующим причинам: либо оно представляет интерес для ума, либо способно растрогать наши сердца, либо из-за нашей нелюбви к неприятностям, либо когда мы просто следуем моде. Но 106] несмотря на интерес ума, наше внимание в подавляющей степени фокусируется на том, что касается нашей собственной жизни. Мы проходим атомный этап и всецело поглощены своими личными проблемами. Понаблюдайте за толпами на улицах большого города, и везде вы увидите людей, находящихся на атомном этапе, занятых лишь собой и собственными делами, ищущих удовольствий и желающих только развлечений и лишь изредка занятых тем, что касается группы. Это необходимый и защитный этап, очень важный для каждого отдельного представителя человечества. Понимание этого, несомненно, сделает всех нас терпимее к нашим братьям и сёстрам, которые так часто раздражают нас.

Но каким образом мы развиваемся на атомном этапе и после него? На Востоке многие века процесс эволюции считается двойственным. Человека учат, что он эволюционирует и развивает осведомлённость сначала посредством пяти чувств, а позже через развитие способности различения наряду с беспристрастностью. Здесь же, на Западе, мы прежде всего акцентировали пять чувств и не говорили об огромной важности различения. Наблюдая за развитием младенца, вы увидите, например, что обычно он развивает пять чувств в 107] определённой последовательности. Сначала развивается слух: ребёнок поворачивает голову в сторону шума. Затем следует осязание: ребёнок начинает всё ощупывать своими ручками. Далее пробуждается зрение. Я не хочу сказать, что ребёнок не видит или рождается слепым, как котёнок, но нередко проходит несколько недель, прежде чем он начнёт сознательно смотреть и узнавать то, что видит. Зрение было у него с самого рождения, но не было осознания видимого. Так же обстоит дело и с большими расширениями сознания и реализациями, которые предстоят современному человеку. В этих первостепенных, или основных, чувствах – слухе, осязании и зрении – мы видим интересную аналогию и связь с тройственным проявлением Божества, «Я», «не-Я» и взаимоотношениями между ними. «Я» оккультно слышит и реагирует на вибрацию, сознавая себя. Оно познаёт окружающий мир и его материальность через осязание, но только когда включается зрение, или сознательное распознавание, устанавливается прочная связь «Я» и «не-Я». Есть ещё два чувства, которые помогают «Я» контактировать с миром, это вкус и запах, но они не имеют такого значения для интеллектуального раскрытия, как три вышеупомянутых. Посредством этих пяти чувств мы осуществляем все возможные контакты на физическом плане, благодаря им мы учимся, растём, познаём и развиваемся, и благодаря им же 108] развиваются все важнейшие инстинкты. Эти чувства выполняют важную защитную роль, так как не только позволяют нам контактировать с окружающей средой, но и защищают нас от неё.

Раскрыв интеллект и расширив сознание посредством этих пяти чувств, мы переживаем кризис, и в действие вступает ещё один фактор – различение с помощью ума. Я имею в виду способность различения самосознательной единицы. Я говорю о том сознательном выборе, который демонстрируем мы с вами и к которому вынуждены будем прибегнуть, когда под действием эволюции научимся отличать «Я» от «не-Я», реальное от нереального, жизнь в форме от самой формы, познающего от познаваемого. В этом и состоит вся цель эволюции: достижение сознания истинного «Я» через посредство «не-Я».

Мы проходим длительный период, или цикл, многих жизней, в течение которого отождествляем себя с формой и настолько объединяемся с «не-Я», что не видим между собой и им никакой разницы, будучи всецело поглощены преходящим и непостоянным. Такое отождествление с «не-Я» и является причиной всех страданий, неудовлетворённости и печали в этом мире, тем не менее, следует помнить, что именно благодаря 109] этой реакции «Я» на «не-Я» мы неизбежно учимся и в итоге вырываемся из непостоянного и нереального. Цикл такого отождествления с нереальным соответствует этапу индивидуального сознания. Так же как атом субстанции оказывается в конце концов в какой-либо форме и пополняет своей жизненностью большее целое, так и человеческий атом в результате эволюционного развития сознания должен достичь точки, где осознает своё место в большем Целом и примет на себя часть ответственности в рамках групповой активности. Очень многие люди приближаются сегодня к этой стадии. Как никогда прежде, люди сознают сейчас разницу между реальным и нереальным, между постоянным и непостоянным. Боль и страдания помогают им понять недостаточность «не-Я», и они ищут вовне и внутри себя то, что наиболее полно отвечало бы их потребностям. Люди стремятся понять самих себя, найти царство Божие внутри себя, и через «Ментальную Науку», «Новое Мышление» и изучение психологии они придут к определённым осознаниям, которые будут бесценны для рода человеческого. Это говорит о быстром приближении к этапу формы и о переходе от атомного этапа к чему-то бесконечно лучшему и великому. Человек начинает 110] ощущать вибрации той большей Жизни, в теле Которой он подобен атому, и постепенно, всё более сознательно откликается на Её зов и ищет каналы возможного понимания этой большей Жизни, Которую он ощущает, но пока ещё не знает. Проявив в этом достаточную настойчивость, он обязательно найдёт группу, к которой относится, и тогда переместит центр своего внимания. Он уже больше не будет ограничен узкими атомными рамками, через которые он перешагнёт, но станет сознательной, активной и мыслящей частью большего целого.

Но как же происходит такая перемена? На атомном этапе развитие происходило посредством пяти чувств и способности различения. Этап, на котором человек пробуждается к групповому осознанию и становится сознательным участником активности группы, включает две составляющих: медитацию и ряд посвящений. Говоря о медитации, я имею в виду не то, что обычно подразумевается под этим словом: состояние пассивного восприятия, или транса. Подлинная суть медитации почти не понимается в настоящее время, и немало так называемых медитаций вполне укладываются в общую формулу, которую не так давно кто-то сформулировал так: «Я закрываю глаза, открываю рот и жду, что произойдёт». Настоящая же медитация 111] требует самого напряжённого участия ума, строжайшего контроля за мыслями и состояния, которое не является ни пассивным, ни активным, но совершенно уравновешенным. Полезным и просвещающим будет размышление над словами одного из Восточных Писаний о человеке, практикующем медитацию и преуспевающем в ней: «Маха Йогин – это великий подвижник, средоточие высшего совершенства, достигнутого суровым аскетизмом и абстрактной медитацией, дающими безграничные возможности, способность творить чудеса, приносящими высшее духовное знание и в конце концов – единение с великим Духом Вселенной». Здесь единение с групповой жизнью показано как результат медитации, и иного пути достижения нет.

Истинная медитация (предварительные стадии которой составляют концентрация и следование какому-либо направлению размышления) для разных людей различается. Человек религиозный, мистик, будет фокусировать внимание на жизни внутри формы, на Боге, на Христе или на том, в чём воплощён его идеал. Человек деловой, профессионал, который в своё рабочее время всецело сосредоточен на непосредственных делах и всё внимание отдаёт проблеме, 112] которую должен решить, тем самым учится медитировать. Позже, подойдя к более духовному аспекту медитации, он увидит, что самый трудный отрезок пути уже пройден. Человек, читающий трудную книгу и напрягающий всю силу и способности своего мозга в попытках постичь написанное между строк, тоже медитирует в меру своих возможностей в данное время. Я говорю об этом, чтобы мы не падали духом, поскольку в нынешнем цикле о медитации нам приходится читать книги. Каждая из них передаёт какой-то аспект истины и может нести большую пользу, но ни одна не является универсальной для всех людей. Нужно найти собственный метод концентрации, собственный подход к тому, что заключено внутри нас, и изучить вопрос медитации применительно к самому себе.

Здесь я хотела бы сделать одно предостережение. Избегайте тех школ и методов, которые сочетают формы дыхательных упражнений с медитацией, обучают различным асанам и концентрации внимания на физических органах или центрах. Следование этим методам – путь к катастрофе, и помимо физических опасностей и риска помешательства и нервных расстройств это поглощение формой, которая представляет собой ограничение, а не духом, который есть жизнь. Этот путь не приводит к цели. 113] Для большинства из нас истинной медитации, о которой лишь немногие знают достаточно, должна предшествовать умственная концентрация, дающая контроль над умом и способность мыслить чётко и не отвлекаясь на посторонние предметы. Истинная медитация, о которой я не могу говорить здесь подробно, приведёт к явному изменению поляризации, откроет перед человеком возможности для обретения опыта и установления контактов, которых он и представить себе не мог, и позволит ему найти своё место в группе. Он уже не будет ограничен рамками собственной жизни, но начнёт добиваться её слияния с бóльшим целым, а вместо личных эгоистических интересов направит своё внимание на проблемы группы. Он перестанет тратить время на культивирование собственной индивидуальности и будет стремиться к постижению той великой Индивидуальности, частью Которой является. Именно это, в действительности, и начинают в той или иной степени делать все продвинутые люди. Как бы плохо ни осознавал это обыватель, но великие мыслители, такие как Эдисон и другие, находят решение своих задач путём медитации. Глубокая концентрация, постоянные размышления, напряжённое внимание в интересующем их направлении мышления дают им результаты и позволяют черпать вдохновение и силы из внутренних резервов и 114] нести плоды с высших уровней ментального плана на благо группе. Когда мы достигнем определённых результатов, практикуя медитацию, когда интерес к самим себе мы заменим групповым интересом, когда наши физические тела будут развитыми, сильными и чистыми, когда наши эмоциональные тела будут управляться нами, а не нашими желаниями, а ментальные тела из наших хозяев превратятся в наши инструменты, тогда мы и узнаем истинный смысл медитации.

Вступив благодаря медитации в контакт с группой, к которой он относится, и потому неуклонно развивая групповое сознание, человек может пройти то, что называют рядом посвящений. Эти посвящения представляют собой просто расширения сознания, которые осуществляются с помощью Тех, Кто уже достиг цели, отождествился с группой и является сознательной частью тела Небесного Человека. Благодаря Их помощи и поддержке человек постепенно приближается к достигнутой Ими реализации.

Сегодня к теме посвящения всюду проявляется огромный интерес, при этом явно переоценивается его церемониальный аспект. Следует помнить, что каждое значительное раскрытие сознания уже представляет собой посвящение. Каждый следующий шаг на пути осознания – это посвящение. 115] Когда атом субстанции вошёл в состав формы, это стало для него посвящением. Он познал иной тип силы, и диапазон его контактов расширился. Когда сознание растительного царства растворилось в сознании царства животного, и жизнь из более низкого царства перешла в более высокое, это было посвящением. А расширение животного сознания до сознания человеческого существа стало следующим великим посвящением. Вступление в каждое из четырёх царств представляет собой посвящение, или расширение сознания. Сейчас человечество стоит на пороге пятого, или духовного, царства, вход в которое тоже является определённым посвящением, что очевидно всем, кто с пониманием читает Новый Завет. Во всех перечисленных случаях посвящения принимаются с помощью Тех, Кто уже знает. Таким образом, в эволюционной схеме нет больших разрывов между царствами и между состояниями осознания, но происходит процесс постепенного развития сознания, в котором принимал и будет принимать участие каждый из нас. Если мы будем помнить о такой универсальности посвящения, у нас будет более правильное отношение к нему. Всякий раз, когда мы узнаём что-то новое об окружающем нас мире и пополняется наш умственный багаж, – это посвящение крошечного масштаба. Всякий раз, 116] когда раздвигается наш горизонт и мы начинаем видеть и мыслить более широко, – это посвящение, и в этом заключается ценность самой жизни и величие нашей благоприятной возможности.

Я хотела бы обратить особое внимание на то, что каждое посвящение является плодом самостоятельных усилий. Тот конечный этап, когда мы получаем определённую помощь из внешних источников, достигается не потому, что некие Великие Существа страстно желают помочь нам и приходят к нам в стремлении развить, возвысить нас. Этот этап становится результатом проделанной нами самими необходимой работы, и ничто не может помешать его наступлению, потому что это наше право. Уже достигшие могут и обязательно будут помогать нам и поддерживать нас, но Их руки будут связаны, пока мы не выполним свою часть работы. Ничто из того, что мы делаем для увеличения своей полезности миру, ни единое усилие по построению лучших тел, по достижению самоконтроля и оснащению своего ментального тела не пропадает даром. Всё это пополняет тот собираемый нами общий итог, который когда-нибудь приведёт нас к великому откровению, и каждое наше усилие – каждого часа и дня – увеличивает поток энергии, которая принесёт нас к посвящению. Слово «посвящение» («initiation») означает «войти в». Это просто означает, что посвящённым является тот, кто сделал первые шаги в духовном царстве и получил первые духовные откровения, каждое из которых есть ключ к ещё большему откровению.

 


ЛЕКЦИЯ VI

Цель эволюции

119] Называя данную лекцию «Цель эволюции», я не чувствую никакой уверенности, поскольку понимаю, что могу изложить вам одни только предположения, основанные на моём воображении. И это естественно, так как конечный ум не в состоянии точно постичь план Божества. Всё, что мы можем, это изучить историю прошлого, проанализировать нынешнее положение вещей и установить, насколько возможно, тенденции развития человечества и природы, а затем логически вывести различные этапы и стадии. На основе собранных фактов и знаний мы можем построить гипотезу о возможной цели, но не более того.

Как я уже говорила в первой лекции, в наших беседах об эволюции мы, в общем-то, рассматриваем предположения и возможности. Что-то мы определённо знаем, а что-то устанавливаем по ходу, ведь даже 120] научные выводы, например, те, о которых так много говорили и на которых настаивали ещё сорок лет назад, уже не считаются бесспорной истиной, не используются и не отстаиваются с таким упорством, как прежде. Наука сама с каждым годом убеждается в относительности своих знаний. Чем больше человек постигает и узнаёт, тем шире раздвигается его горизонт. Сейчас учёные пытаются проникнуть на тонкие планы материи, то есть в сферы недоказанного, и мы должны помнить, что ещё совсем недавно наука не признавала их существования. Мы выходим за границы того, что называется «твёрдой материей», в те сферы, которые подразумеваются, когда мы говорим об «энергетических центрах», «отрицательной и положительной силе», «электрическом явлении», и при этом всё в большей степени акцентируется качество, а не то, что называется субстанцией. Чем дальше мы заглядываем вперёд, тем более объемлющими становятся наши предположения, и чем настойчивее мы будем пытаться объяснить телепатические, психические и прочие феномены, тем глубже сможем проникнуть в пока ещё субъективные и подсознательные сферы и тем настоятельнее будет для нас необходимость выражаться в категориях качества или энергии.

Если мы сможем объяснить то, что необычно и пока необъяснимо для нас, и удостовериться в реальности оккультного, 121] то окажемся в почти парадоксальном положении. Субъективное будет постепенно становиться для нас объективным.

Тема, к которой я хочу перейти теперь, касается нас самым непосредственным образом: это достижение человеком того группового сознания, которое является его целью, и последовательные расширения его малого сознания, пока оно не вместит то великое сознание, которое включает его в себя. Вы помните, что, объясняя разницу между самосознанием, групповым сознанием и сознанием Бога, я указала, что маленький атом субстанции в физическом теле – крохотная централизованная жизнь, входящая в состав человеческой формы, – соответствует самосознанию человека; что жизнь физического тела, рассматриваемая во всех его аспектах как единое целое, для этой маленькой независимой ячейки является тем же, чем для нас является групповое сознание; и что сознание реального человека – насыщающей сущности, заключённой в тело, – для этого атома то же самое, что для нас сознание Бога, необъяснимое и столь же далёкое. Распространив эту концепцию атома в нашем теле и его отношения к человеку, мыслителю, на человеческий атом как ячейку в ещё большем теле, мы увидим радикальное отличие между этими тремя типами сознания.

122] Очень интересная аналогия просматривается между эволюцией атома и человека (а, значит, и планетарного Божества, и Солнечного Логоса) в процессе раскрытия обоих. Мы видели, что атом имеет собственную атомную жизнь и что каждый атом субстанции в Солнечной системе сам напоминает маленькую солнечную систему с положительным центром, или центральным солнцем, и вращающимися вокруг него по своим орбитам электронами, составляющими отрицательный аспект. Такова внутренняя жизнь атома, его центрированность на себе. Мы также отмечали появление нового направления в исследовании атома – изучение его радиоактивности; становится очевидным, что во многих случаях происходит активное излучение. Невозможно сказать, куда приведёт это открытие, так как изучение радиоактивных веществ ещё только начинается и о них известно мало. В физической науке благодаря открытию радия произошла настоящая революция, и чем больше узнают учёные, тем очевиднее становится (и это признают они сами), что мы стоим на пороге величайших открытий и глубоких откровений.

В эволюции и развитии человека одинаково чётко прослеживаются два этапа. На раннем, или атомном, этапе все интересы человека заключаются в нём самом, в его собственной сфере, а сосредоточенность на себе является законом 123] его существования, необходимой защитной стадией эволюции. Он абсолютно эгоистичен и поглощён прежде всего собственными делами. Затем следует этап, на котором его сознание начинает расширяться, его интересы постепенно выходят за рамки его маленького мира и он начинает чувствовать группу, к которой относится. Этот этап можно сравнить с этапом радиоактивности. Теперь он является не только центрированной на себе жизнью, но начинает оказывать определённое воздействие на окружающих. Он отвлекает своё внимание от личной эгоистической жизни и ищет для себя больший центр. Из атома он постепенно превращается в электрон и попадает под влияние той великой центральной Жизни, Которая удерживает его в сфере Своего влияния.

Если это так, то аналогичные этапы должны быть и в жизни планетарного Божества, что могло бы объяснить различные пертурбации и события на планете. Нередко происходящее в мире мы объясняем человеческой активностью. Мировую войну, скажем, часто называют результатом ошибок и порочности человека. Возможно, это и так, потому что экономические условия и человеческие амбиции должны были сыграть немалую роль в её разжигании. Но, может быть, её причиной частично явилась и реализация замысла 124] великой центральной Жизни, сознание Которой нам пока недоступно и Которая имеет собственные планы, цели и идеалы и, возможно, тоже экспериментирует с жизнью. В Своих более широких масштабах на Собственном высоком уровне этот планетарный Дух учится жить, учится контактировать и тоже расширяет Своё сознание. Он проходит Свою школу так же, как мы с вами – свою. То же самое можно сказать о Солнечной системе и о величинах такого масштаба, какие вообще не умещаются в наши представления. Возможно, происходящее в Солнечной системе отчасти является следствием реализации планов Божества, или Логоса, той центральной Жизни, Которая являет Собой энергетизирующий источник всего сущего в Солнечной системе. Этого я в точности не знаю, но здесь заключено интересное направление для размышлений, и наши предположения не принесут никакого вреда, если в результате мы расширим своё видение, станем терпимее, мудрее и большими оптимистами.

Рассмотрев этапы активности и радиоактивности эволюции всех атомов в Солнечной системе, давайте рассмотрим возможные пути развития сознания человеческого атома. Мне хочется сконцентрироваться именно на человеческом сознании, потому что человеческая эволюция является центральной в Солнечной системе. Когда соединяются три аспекта божественной 125] жизни – вечно сущая жизнь, или дух, материальная форма, или субстанциональный проводник, и фактор интеллектуальной активности, – достигаются особые результаты. Мы увидим постепенное проявление сознания того или иного вида, развитие психического качества, влияние субъективной жизни на материальную форму, использование формы для определённых целей и обретение живущей в ней сущностью определённых свойств. Истинная природа центральной жизни – будь то Бог или человек – проявится во время жизненного цикла, солнечного или человеческого. Это верно и для вас, и для меня, и, вероятно, для Планетарного Логоса, а если для Него, то и для Солнечного Логоса.

Давайте попробуем проследить, насколько возможно, пути развития атомов четырёх известных нам видов – материального, человеческого, планетарного и космического. Одним из первых и важнейших достижений будет появление сознательного отклика на каждую вибрацию и способность к контакту, то есть способность реагировать на «не-я» на каждом плане. Позвольте мне пояснить это на примере. В этом городе я могу пойти в те районы, где живёт малообеспеченная часть населения, и собрать аудиторию из чернорабочих и необразованных людей, чтобы повторить им всё то, что говорила сегодня вам, но не получить при этом никакого отклика. Но я могла бы говорить с ними и так, 126] как говорила десять лет назад, строго придерживаясь Евангелия, и получить быструю ответную реакцию. Дело здесь не в правильном или неправильном подходе, а лишь в различном отклике на контакт и вибрацию у людей различного уровня развития и склада, находящихся на различных этапах эволюции. Это просто означает, что некоторые люди ещё проходят стадию, когда их можно пронять эмоциональным обращением и направить на путь собственного спасения, пока они находятся на раннем этапе атомного развития. Следующий этап, включающий в себя предыдущий, позволяет, тем не менее, откликаться на более интеллектуальное обращение и отличается определённым интересом к дискуссиям, подобным нашим, что даёт возможность исследовать такие вопросы, которые касаются, например, группы. Но оба этапа одинаково необходимы.

Можно сказать об этом иначе. Мы можем встретить великих людей, удивительных мужчин и женщин, которые не произведут на нас никакого впечатления. Мы пройдём мимо, не распознав их и не получив от них того, что они могли бы дать нам. Две тысячи лет назад в Палестине так случилось с Христом. Почему? Потому что мы ещё не слишком зрелы, чтобы реагировать на них. Нам пока не достаёт того, что позволило бы сознавать, или чувствовать, их особую вибрацию. 127] Я где-то слышала (и полностью согласна с этим), что если бы Христос вернулся на землю и ходил бы, как когда-то, среди людей, то мог бы прожить всю Свою жизнь день за днём среди нас, и мы не заметили бы ничего особенного, что отличало бы Его от других добрых и бескорыстных людей, которых мы знаем. У нас ещё не выработана способность откликаться на божественное в своём брате. Мы, как правило, видим лишь плохое и грубое и в основном замечаем лишь промахи наших братьев. Мы пока остаёмся бесчувственными к лучшим людям.

Ещё одним достижением будет способность сознательно функционировать на всех планах бытия. Сейчас мы сознательно функционируем на физическом плане и очень немногие могут так же сознательно функционировать на следующем, более тонком плане, который называется астральным (хотя это слово мне очень не нравится, так как не передаёт истинной сути того, что обозначает), или планом эмоциональной природы, на котором человек активен вне своего физического тела в часы сна или сразу после смерти. Очень немногие люди могут функционировать на ментальном плане в полностью пробуждённом сознании, и ещё меньше людей – на плане духовном. Одна из целей нашей эволюции состоит в том, чтобы достигнуть сознательного функционирования – с полным и непрерывным осознаванием – на физическом, эмоциональном и ментальном планах. Это великое достижение, 128] и когда-нибудь мы обязательно добьёмся этого. И тогда мы будем знать, что делаем каждый час, а не только пятнадцать-шестнадцать часов в сутки. В настоящее время мы не сознаём, где находится истинная мыслящая сущность во время сна. Нам ничего не известно о её активности и о среде её обитания. Но когда-нибудь мы будем использовать каждую минуту каждого часа.

Ещё одна цель эволюции является троичной и заключается в достижении нами координации цели, или воли, любви и энергии. Пока этого нет. Сейчас мы видим постоянное и значительное проявление энергии интеллекта, но крайне редко встречаются люди, жизнь которых подчинена некому центральному замыслу, которому они неуклонно следуют и который, в свою очередь, вдохновляется и побуждается любовью, проявляющейся через интеллектуальную активность. Но близится время, когда наше сознание настолько расширится и активизируется, что мы станем радиоактивными. Тогда мы будем реализовывать определённую цель, которая станет следствием любви, и решать свою задачу с помощью интеллекта. Разве не это делает Бог? На нынешнем этапе развития мы несомненно обладаем интеллектом, но у нас пока слишком мало любви. У нас есть немного любви к тем, с кем мы общаемся и кого встречаем, и чуть больше – к 129] семье и близким друзьям, но мы практически ничего не знаем о групповой любви. Однако если великие идеалисты человечества говорят нам о групповой любви, то это, всё же, означает, что мы достигли стадии, на которой можем в какой-то мере откликаться на неё, и ощущаем, что групповая любовь – это то, что мы хотели бы претворить в жизнь. Полезно помнить, что чем больше мы размышляем в этих безусловно альтруистических направлениях, тем больше будет у нас шансов создать нечто действительно ценное и в долгом и напряжённом труде развить зачатки истинного группового сознания, до которого нам пока ещё очень далеко.

Мы могли бы рассмотреть и другие достижения, которые ждут нас в процессе эволюции. Однако они пока так далеки, что практически непостижимы для нас и требуют особого типа ума, хотя бы отчасти способного мыслить абстрактно. На одной из таких стадий мы сможем преодолевать ограничения пространства и времени, и нашим сознанием станет, например, сознание группы во всех частях планеты, и мы сможем так же легко контактировать с сознанием друзей в Индии, Африке или где-нибудь ещё, как если бы они были здесь. Расстояние и разлука больше не будут препятствием для общения. Признаки этого можно заметить в способности некоторых людей к телепатии и психометрии.

Неплохо провести некоторое время в мечтах о движении к этой далёкой цели, представляя себе достижения 130] Логоса через миллиарды лет, но сейчас нам гораздо важнее получить представление о ближайших перспективах и о том, что может ожидать нас в процессе эволюции в следующие несколько тысяч лет. Давайте немного поразмышляем об этом. Как мы знаем, в мире существуют три основных линии мышления: научная, религиозная и философская. Что они дают нам? Научная линия связана со всем, что касается материи, вещественного аспекта проявления, и рассматривает то, что объективно, материально, осязаемо и зримо, то есть, то, что можно проверить. Религиозная мысль имеет дело с жизнью внутри формы, с возвращением духа к своему источнику, со всем, что может быть обретено благодаря использованию формы, и рассматривает субъективную сторону природы. В философской мысли мы видим то, что я назвала бы использованием интеллекта вечно сущей жизнью для приведения формы в полное соответствие требованиям этой жизни. Давайте в этой связи рассмотрим некоторые достижения, которых можно ожидать в ближайшем будущем, помня при этом, что всё, что я говорю, должно лишь навести вас на размышления и ни в коем случае не является догмой.

Для большинства мыслящих людей очевидно, что начав 131] изучение радиоактивности, наука вплотную подошла к раскрытию природы силы, заключённой в самом атоме. Вполне вероятно, что скоро мы будем использовать энергию атомной материи для всех мыслимых целей, для выработки тепла и света и сделаем её тем, что я назвала бы движущей силой всего, что создаётся в мире. Может быть, кто-то знает, что эта сила была почти открыта в Соединённых Штатах пятьдесят лет назад человеком по имени Кили, но ему не позволили донести это до людей из-за риска, которому человечество могло подвергнуться при этом.[15] Люди пока слишком эгоистичны, чтобы можно было доверить им атомную энергию. Это открытие будет, вероятно, сопровождать развитие группового сознания. И только тогда, когда человек станет радиоактивным и сможет работать ради группы и мыслить в категориях группы, он будет способен безопасно и мудро использовать скрытую в атоме энергию. В природе всё тонко взаимосвязано и ничего нельзя открыть и использовать раньше времени. Только тогда, когда человек станет бескорыстным, ему можно будет доверить эту колоссальную мощь. Тем не менее, я верю, что мы можем ожидать огромных достижений науки в понимании атомной энергии.

Параллельно эволюции человека можно ожидать и покорения человеком воздуха. В Солнечной системе есть великая вибрационная сфера, или план, который в некоторых оккультных книгах 132] называется интуитивным планом, а в восточной литературе – буддхическим планом, и который символизируется воздухом. В той мере, в какой благодаря развитию интуиции человек сейчас начинает проникать на этот план, в той же мере и наука начинает открывать пути покорения воздуха, и так же, как будет расти и развиваться интуиция человека, так же будет расти и развиваться его способность контролировать воздух. Ещё одно достижение, о котором можно упомянуть (и которое уже получает некоторое признание), это способность видеть в более тонкой материи. Во всём мире рождаются дети, способные видеть больше нас с вами. Я говорю о том, что имеет сугубо материальную основу и связано с физическими глазами. Я имею в виду эфирное зрение, позволяющее видеть в тонкой материи физического плана, в так называемом эфире. Большая и интересная работа проделана в этой связи калифорнийскими студентами и учёными. Доктор Фредерик Финч Стронг провёл очень ценные исследования в этой области и утверждает, что способность эфирного зрения – это нормальная функция физического глаза. Но что означает развитие этой способности? Оно означает, что науке придётся пересмотреть свои взгляды на тонкие планы. Если в ближайшие сто лет обычный мужчина или женщина сможет видеть такие аспекты и формы 133] жизни, которые до сих пор считались воображаемыми, мы раз и навсегда разобьём тот грубый материализм, которого так долго придерживались. А если то, что сейчас незримо, будет признано в какой-либо области, то кто скажет, насколько мы продвинемся со временем? И, опять-таки, вся эволюция имеет тенденцию к синтезу. Углубляясь в материю, тяготея к материализму, мы видим разнородность, а возвращаясь к духу, мы будем приближаться к единству, которого можно ожидать в мире религии. Уже сейчас дух терпимости ощущается гораздо сильнее, чем всего лишь пятьдесят лет назад, и быстро приближается то время, когда всеми будет признано великое фундаментальное единство, лежащее в основе всех религий, а также то, что каждая вера является необходимой частью великого Целого. Такое осознание будет сп




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.