Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные стили и направления в садово-парковом искусстве

1.Дополнение природного ландшафта ис­кусственными элементами. Развиваются пар­ки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах и т.п.), вводятся искусственные элемен­ты, например искусственное формирование ре­льефа — геопластика.

2.Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природе и в городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, ма­гистрали, мосты, каналы и т. п.

3. Разработка озелененных территорий спе­циального назначения (создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аквапарков и т. п.). Появляются сады и парки однофункциональные — тематические.

4. Введение в практику садово-паркового ис­кусства искусственных пространств, разме­щаемых на крышах различных сооружений или в интерьерах, натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом площадей под озеленения устраиваются сады на крышах, а из-за климати­ческих условий — под крышами.

5. Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта).В городах, с их урбанизированной средой обитания, появляются уголки «естествен­ной» природы.

6. «Экономия» ландшафта, или эстетизм ландшафта, — стремление максимально осво­бодить ландшафт от застройки, размещая необходимые сооружения под землей. Большая часть помещений закрыта сверху газоном, цве­тами, открыта лишь та часть здания, где необхо­дим солнечный свет. Обычно он проникает в него через специальные заглубления и озелененные световые дворики, которые не видны со сторо­ны. При помощи загущенных зарослей, распола­гаемых по периферии сада, посетитель избавля­ется от урбанизированного фона. «Сращивание» парков с крупными транспортными узлами, тор­говыми центрами, выставочными помещениями, спортивными сооружениями.

7. Создание мини-парков.Такие парки, а точ­нее сады, применяются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как выражение не­разрывности человеческой культуры и природы.

8. Расширение стилевых направлений (суп­рематизма, авангардизма, инновационности и пр.). Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создава­емых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются найти «вдохновение» в прошлом ис­кусстве садов и парков, часть идет по пути экс­периментов, иногда неожиданных.

9. Использование возможностей традици­онных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т. п. В сад или парк вво­дятся интересные композиционные и художе­ственные решения из традиционных и новых ма­териалов.

10.Взаимопроникновение восточных, евро­пейских, американских принципов и методов. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации или созерцания. В моде Фэн-Шуй и сады, устро­енные по такому принципу, а на Востоке расши­ряется применение европейских и американских приемов композиции садов и парков.

11.Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парков и садов про­изводственных предприятий — зеленых участ­ков для отдыха служащих и рабочих). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превра­тить весь участок, принадлежащий той или иной фирме или ведомству, в «сплошной» ландшафт с парковым или «природным» обликом. Озеле­няется все — не только участки между здания­ми, но и крыши, и большая часть стен, которая скрыта либо высокими деревьями, либо верти­кальным озеленением, автодороги и автостоян­ки, инженерные коммуникации.

12.Возврат к традициям прошлых эпох — создание благоустроенных внутренних дворов (патио), «зеленых» крыш, применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом искусстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципам патио, стриженые формы используются как в об­ширных парках, так и в садах при коттеджах, эфе­мериды популярны зимой в новогодние праздни­ки.

13.Развитие теории «аттракциона», т. е. «сочетание несочетаемого»; «все наоборот»; «эффект рамки»; «эффект отражения»; «рас­чет на удивление». Эта теория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, празднич­ные, фестивальные, экскурсионные программы, шоу-бизнес, рекламу и пр. В садово-парковом ис­кусстве рассматривают резкие, контрастные со­поставления различных материалов, ярко окра­шенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окруже­нию, символика, «анимация» в ландшафте, отра­жение от зеркальных стен зданий и пр.

 

КАНТРИ

Очень редко владельцы участков задумывают стилизацию территории под изысканный английский садик с топиарной стрижкой или японский сад камней. Не подходят для стандартных шести соток и богатые традиции русских усадеб, плохо приживаются на российской почве модернистские изыски модных ландшафтных дизайнеров.

Прародителями современных кантри-садов были небольшие коттеджные садики, где владельцы домов выращивали пряные травы, цветы для украшения интерьеров и овощи.

В прошлом веке сады в стиле кантри испытали на себе массу различных модных влияний и новшеств, которые адаптировали их к меняющимся условиям окружающей среды и популярным тенденциям ландшафтного дизайна. Сады в стиле кантри — это, прежде всего, место для отдыха, а не участок с картофельным полем и овощными грядками. Убранство такого сада должно выглядеть максимально естественно, как будто цветочные композиции созданы не человеком, а самой природой.

Стиль кантри или, иначе говоря, "деревенский" - наиболее свободный и демократичный вариант из всего многообразия ландшафтных решений. Это сад для тех, кому нравятся крупные, яркие цветы на клумбах, цветущие плодовые деревья, нарядные грядки с овощами, незамысловатая садовая мебель, естественные материалы садовых дорожек.

Традиционный русский сад в деревенском стиле хорошо знаком каждому из нас. Здесь за деревянной оградой посажены яблони, груши, иногда лещина, принесенная хозяином из леса.

Сад кантри цветет с весны до поздней осени - в этом его особенная прелесть. Желательно отдать дань самым первым образчикам таких садов в Европе, посадив в нем пряные растения и сделав хотя бы небольшой декоративный огород.

Весьма удачным решением станет разделение декоративного огорода на отдельные участки с помощью невысоких плетней и деревянных шпалер.

Однако стиль кантри - это не только плодовые деревья, яркие пышноцветущие растения, красивые красные перцы, помидоры, грядки салатов, зеленных культур и весьма графичные тыквы. Это своего рода царство аксессуаров. Самые распространенные элементы, часто называемые "американизмами" - это колеса от телеги, соломенные чучела и декоративные статуэтки. Их не должно быть много, иначе сад будет выглядеть чрезмерно перегруженным деталями, ненастоящим. Гораздо большую прелесть ему придадут красиво сделанный колодец, яркая скамейка у входа в дом, мощеная терраса, увитая девичьим виноградом, или беседка в укромном уголке.

Очень уместно смотрятся в деревенском саду цветочные растения или декоративные овощные культуры в жестяных емкостях - прохудившихся ведрах, бидонах, лейках.

Дорожки, связывающие различные зоны сада, не должны быть прямыми. Их плавные изгибы расширят пространство сада, а за каждым поворотом может поджидать сюрприз. Весьма уместны здесь дорожки из гранитного отсева. И вообще оптимальный материал для дорожек в деревенском саду - натуральный камень.

Вариантов водоемов для сада кантри не так уж много. Это может быть пруд в деревенском стиле, с заросшими камышом берегами, либо же совсем уж небольшой водоемчик, созданный из деревянного корыта или кадушки.

 

МОДЕРН

Модерн (от фр. moderne – новейший) – стилевое направление в европейской архитектуре XIX-XX вв., известное также под термином арт-нуво. Отвергнув стилевые догмы прошлого (барокко, классицизм), создатели модерна нашли источник вдохновения в живой природе. Для стиля характерны символичность, ярко выраженная индивидуальность, ритмичность и плавные линии планировки, единство конструктивного и художественного начал, многообразие форм, применение каркасных конструкций и новых строительных материалов.

Модерн соединил европейские и восточные художественные традиции. В сравнении с восточными садами содержит меньшее количество элементов, небольшой набор растений, возможно использование аксессуаров, но количество их минимально.

Пейзажная на первый взгляд планировка подчинена центричной композиции. Развитие планировки «по спирали», типичное для модерна, подчеркивается чередой открытых пространств, расходящихся от дома.
Основной планировочный прием – принцип подобия. Композиция с одним мотивом обыгрывается во множестве различных вариаций. Например, за домом разбивается пруд с кувшинками, и его же рисунок используется в витражном оформлении окон.

В саду миниатюрного размера можно наблюдать отказ от осевых перспектив в планировке, зато более уместно использование террас. Характерно устройство подпорных стенок, а также плотных живых изгородей, позволяющих четко разграничить зоны и скрыть неэстетичные виды. Свободная планировка часто соседствует с абсолютно четкими регулярными элементами. Все части и структуры сада функциональны и удобны. Сад в стиле модерн – это участок, четко разделенный на зоны, в котором удобство и функциональность всегда преподаны в контексте изящного планировочного решения.

Растения, древесные или травянистые, ценятся прежде всего за оригинальную архитектонику кроны и необычную окраску листвы, а не за пышное цветение. Использование фигурно стриженых деревьев роднит модерн с регулярным стилем. Модерн предписывает простые геометрические формы.

Важнейший элемент стиля — линия, четкость форм и линий. Излюбленная геометрическая фигура стиля модерн – плавная дуга. Изгибы дорожек, газонов, краев лужаек, берегов водоема плавные, но очень четкие, создают приятные для глаз зрительные картины. Линии и формы элементов сада и растений всегда простые, хорошо просматриваемые.

Контраст — не менее существенная особенность модерна. Контраст горизонталей и вертикалей, газона и мощения, света и тени, цветовых сочетаний. Тонкие отношения между растением и растением, а также между материалом и растением строятся на контрасте форм и текстуры.

Для сада в стиле модерн очень характерно присутствие экзотических и редких растений, а главным объектом внимания – предметом любования – является особая форма цветка, листа, необычная форма кроны или извилистый ствол дерева. Здесь довольно ограниченный ассортимент растений. Их в саду немного, но размещение тщательно продумано. Подбираются растения с плотной и четкой структурой.

Из лиственных форм предпочтительны породы с крупными и оригинальными по окраске листьями. Деревья с красивым рисунком ветвей располагаются по отдельности (солитерами) или небольшими группами. Кроме того, желаемый эффект помогут создать высаженные деревья с плакучей или зонтикообразной формой кроны: привитые формы ивы, рябины, вяза или березы

Типично использование приставных культур – по краям дорожек или на границах функциональных зон часто устанавливались кадки со штамбовыми растениями. Часто обыгрывается сочетание плодовых деревьев с хвойными.

Необходимый штрих – разбивка цветников, преимущественно миксбордеров. Именно здесь царят во всем своем великолепии цветы, ставшие символами модерна – маки, пионы, ирисы, лилии, нарциссы. Постоянно меняющиеся в своем непрерывном цветении, миксбордеры, словно змейка, извиваются между яркой зеленью газона и темно-зеленым фоном кустарников.

Из кустарников основоположники модерна выбрали рододендрон, гортензии и розы.

Лианы являются также неизменным атрибутом стиля модерн, как живые, так и в виде декоративных элементов фасада, мебели, забора, калитки, фонарей. Вполне уместны вьющиеся и ползучие растения, характерные для флореальной пластики и росписей модерна: девичий виноград, клематис, хмель, вьюнок, ипомея, душистый горошек, настурция, тыква и кабачки. В общую картину прекрасно вписываются плетистые розы, способные создавать причудливые криволинейные узоры.

Цветовые сочетания в садах этого стиля самые разнообразные. Главное не в преобладании того или иного тона, а в общем впечатлении изысканности и утонченности. Яркие и неожиданные комбинации цветов могут сосуществовать в разных частях одного сада, соседствуя с нежными розовато-лиловыми и белыми цветами. Типичен «союз» желтого с голубым. Для фона, фасадов используются «разбеленная» палитра, естественные природные цвета.

Для малых архитектурных элементов – беседок, скамеек, ограды и фонарей, деталей декора дома – характерно использование кованого ажурного металла с типичным для модерна растительным орнаментом. Из других характерных декоративных элементов можно упомянуть перголы и тоннели, увитые растениями.

Некая принадлежность сада к этому стилю может достигаться введением силуэтов насекомых, птиц, гибких женских фигур (русалок) в детали малых форм. Для архитектуры модерна очень характерно использование витражей с растительными мотивами.

Охотно используется вода: идеальная зеркальная поверхность пруда, отражающая строгие композиции, уместна также, как и легкомысленный ручеек, бегущий по камням, и фонтан, создающий торжественную атмосферу.

Для сада, оформленного в стиле модерн, специалисты сегодня рекомендуют большой ассортимент современных строительных материалов. Для мощения и дорожек используется природный камень, брусчатка, тротуарная плитка. Плиточное покрытие может быть однотонное, «природного» оттенка, а может быть выложено орнаментом с чередованием светлых и темных цветов. С помощью разноуровневых площадок, выложенных из деревянного садового паркета, можно интересно обыграть перепады высот рельефа.

 

ФЬЮЖН

Сведущие люди называют стиль фьюжн самой актуальной тенденцией в музыке, кулинарии, дизайне интерьера, ландшафта… - в общем, во всём. Это направление вкратце определяют как соединение несоединимого: старого и нового, Востока и Запада, высокого искусства и китча. Английское слово "fusion" переводится как "слияние", или "сплав". Если говорить о внешних формах, то фьюжн предполагает сочетание, казалось бы, несочетаемого (или считавшегося таковым), неординарные решения, выходящие за рамки общепринятого и привычного.

Игра на контрастах задает тему многим современным ландшафтным проектам. То, что раньше считалось неуместным, сегодня культивируется и считается остро модным. Эта тенденция затронула все сферы ландшафтного строительства - выбор строительного и посадочного материала, элементов декора и т.п.

Уходит в прошлое российская традиция частных плодовых садов, однако, по-прежнему используются плодовые деревья, но лишь как один из элементов ансамбля. В современных садах яблони гармонично соседствуют с бонсайными соснами, традиционные вишни с можжевельником, а смородина со спиреями. В стиле фьюжн модный цветник похож на коллаж.

Но вот с цветом необходимо экспериментировать осторожно. Классические сочетания остаются образцом для подражания, однако, многие все-таки ведут игру на подборе "контрастных" видов. Благородная розовая роза соседствует с серебряной полынью.

Ландшафтный дизайн в стиле fusion открывает бесконечный простор для фантазии. Экспериментируя и создавая неповторимый колорит, всегда опирайтесь на Ваши чувства стиля и меры - это непреложные спутники совершенства любого ландшафта. Этот стиль превращается в стремительно набирающее популярность направление современного дизайна, ведь он обещает неслыханную ранее свободу.

Фьюжн предлагает всё, не отрицая ничего.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.