Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

кафедры философии и социологии

АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ КАК СПОСОБ САМОПОЗНАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ.

Е. А. Малаева, студентка каф. физэлектроники, Н. С. Корнющенко-Ермолаева, ст. преподаватель

кафедры философии и социологии

ТУСУР, г. Томск, nskorn@yandex.ru

Современный, быстро меняющийся, мир ставит перед человеком цели, связанные с исканием внешнего успеха, обретения материальных ценностей, удачной карьеры, славы, погоней за удовольствиями. Но лишает его самого главного - внутренней гармонии, духовной независимости, глубоких и продолжительных межличностных контактов. Вовлеченный в мир потребления, массовой культуры, человек забывает заняться самим собой, понять свой внутренний мир. Погоня за призрачными целями разрушает психику человека, приводит к тому, что невроз оказывается главным спутником современного человека на его пути к комфорту и удовольствиям. То, с чем человек не может справиться в жизни, прорывается к нему через мир бессознательного, мир сновидений. Сновидения человека играют значительную, важную роль во всех аспектах человеческого существования, поскольку они его внутренняя суть и конгломерат жизненного и психического опыта. Проблема толкования сновидений всегда будет волновать человека, так как правильная интерпретация сновидений дает ответы на многие важные вопросы. Изучение сюжета сновидения, его персонажей и взаимоотношений между ними в соответствии с правилами анализа драматургического произведения помогает многое понять в самих себе, если не все интересующее, то достаточное для интенсификации трансформационной работы над собой. Таким образом, изучение и исследование ночной психической стороны жизни человека остаётся актуальным и по настоящее время.

Сон и сновидения, всегда интересовавшие людей, стали предметами научных, психологических и физиологических исследований начиная только со второй половины XIX века. Это обстоятельство было связано с интенсивным развитием психологии и физиологии. До начала 50-х годов XIX столетия мало достоверного знали о психической активности спящего человека, о процессах его памяти, мышления, воображения, его переживаниях. Психология XIX века была склонна считать сновидение болезненным процессом, нарушением нормального сна. Здоровый сон - сон без сновидений. Впервые вопрос о толковании сновидений и их роли в психической жизни человека систематически исследовался австрийским врачом и психологом З. Фрейдом. В противовес мнению большинства врачей - психиатров, которые придерживались позиции, что сновидение не является проявлением психического, а вызывается исключительно чувственными и телесными раздражениями, З. Фрейд рассматривает сновидение как продукт деятельности самого сновидящего, как выражение иррационального и асоциального в человеке. «…я вижу, что неправильно рассматривать…сновидение как чисто телесное, психически незначимое явление, возникшее будто бы благодаря изолированной деятельности отдельных групп клеток спящего мозга». [1, 315] Сновидение, с позиции З. Фрейда, имеет цель и смысл, а потому требует анализа и объяснения. Сновидение обладает явным и скрытым содержанием. «…между непонятным и спутанным характером сновидения, с одной стороны, и затруднениями при сообщении скрытых мыслей сновидения – с другой, имеется какая-то интимная и закономерная связь». [1, 317] Задачей сновидящего - раскрыть характер этой связи и понять смысл сновидения. С помощью сновидений изживаются порождаемые жизнью напряжения и конфликты. Сон напоминает регрессию - свободное течение ассоциаций - от последнего случайного впечатления - к ранним и стержневым психическим комплексам. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того "языка", который выработался у данного конкретного человека. Преобразование скрытого содержания в явное осуществляется, как называл это Фрейд, «работой сна», функция которого состоит в кодировании и маскировке содержания бессознательного так, чтобы оно могло достичь сознания. Сон заключается в основном в реализации неосуществленных желаний и потребностей, которые слишком болезненны или сопряжены с чувством вины сновидящего. З. Фрейд обосновывает это утверждение через анализ детских сновидений. К "сонникам", раскрывающим якобы уникальную символику сновидений, Фрейд относился отрицательно, так как каждый человек индивидуален в своих мыслях и переживаниях. Теория Фрейда интересна и полна в своей сущности, но все же, теория сновидений и по сей день остается открытой.

Современные концепции анализа сновидений и их роли в жизни человека строятся преимущественно через критику фрейдовской концепции. Первым психологом, который после З. Фрейда обращается к проблеме толкования сновидений, был К. Г. Юнг. Для К. Г. Юнга сновидение — это нечто трансцендентальное, то есть выходящее за пределы человеческого разума. Оно выполняет функцию связи между сознанием и бессознательным в душевной жизни человека. «… сновидение – странное и чуждое образование, которое характеризуется многими «скверными свойствами», такими, как отсутствие логики, сомнительная мораль, некрасивое обличье, очевидная парадоксальность или даже бессмыслица. Поэтому его охотно бичуют как глупое, бессмысленное и мало ценное». [2, 71] Сновидение, по Юнгу К. Г. - это не компромиссное образование, а компенсаторное, то есть дополнительное, поддерживающее равновесие между сознательными и бессознательными процессами. «… сон совершенно не похож на историю из жизни сознательного разума». [3, 135] Многие кризисные ситуации в жизни человека имеют длительную историю на уровне подсознания. Человек часто не осознает опасности, которая накапливается. Проблема чаще фиксируется на уровне бессознательного, которое подает сигналы человеку через сны. Сны, считает Юнг К. Г., часто предупреждают нас об опасности. «Сновидение фактически занимается здоровьем и болезнью, а поскольку оно черпает всё это – вследствие своего бессознательного происхождения – из подпороговых восприятий, то оно может иногда продуцировать весьма ценные для познания вещи». [2, 75] В отличие от З. Фрейда, К. Г. Юнг считал, что сновидение выполняет предвосхищающую функцию. Оно телеологично, нацелено на будущее.

Проанализировав десятки исследований, посвященных изучению сновидений, американские психологи Фишер и Гринберг пришли к заключению, что хотя учеными получены убедительные свидетельства того, что содержание сновидений имеет психологический смысл, данные, свидетельствующие в пользу проводимого Фрейдом различения между явным и скрытым содержанием сновидения, отсутствуют. Таким образом, хотя большинство современных психологов согласилось бы с общим выводом Фрейда о том, что сновидения сфокусированы на эмоциональных проблемах, они стали бы оспаривать концепцию «работы сновидения», а также положение о том, что сновидения выражают исполнение желания.

Что же такое сновидение, с точки зрения современной психологии как науки, и в какой форме они могут стать объектом изучения?Современная психология считает, что сновидение — это измененное состояние сознания, при котором запомненные образы и фантазии временно смешиваются с внешней реальностью. Сновидение — это то, что рассказывают люди, когда их просят рассказать увиденное во сне.Только в такой объективированной форме сновидение может стать предметом научного изучения. Рассказанное сновидение состоит из слов, а само сновидение — преимущественно из образов. «…сон - это экзистенциальное послание человека самому себе, сообщение о том, кто он такой и какова его жизненная ситуация». [4, 202]

Психолог не может проверить объективность рассказчика, так как независимое наблюдение сновидения невозможно. В настоящее время словесное описание сна сновидцем — единственный объективный материал, подлежащий анализу. Возникает вопрос: какие из сновидений стоит подвергать анализу? Наиболее ценными для анализа оказываются пять основных вида сновидений:

1.Повторяющиеся сновидения. Эти сновидения человек иногда видит с промежутками во времени на протяжении нескольких лет. «Есть случаи, когда люди видят один и тот же сон с раннего детства до глубокой старости. Сон такого рода является попыткой компенсировать какой-либо отдельный дефект в отношении сновидца в жизни; или же он может совершаться вследствие травматического момента, который оставил по себе определенную предвзятость, предубеждение, нанес какой-то вред». [3, 282]

2.Сновидения с продолжением. Этот вид сновидений происходит в течении одной ночи, но имеет продолжения после прерывания сна (внезапных пробуждений).

3.Эмоционально яркие сны. Эти сны сопровождаются сильнейшим эмоциональным волнением как во время, так и после пробуждения. Подобные сновидения могут быть цветными, и сновидящий помнит этот факт.

4. Сны, которые длительное время сохраняются в памяти сновидца. Эти сновидения не отличаются особой яркостью или эмоциональностью, но навязчиво присутствуют в памяти и сновидцу хочется их рассказывать.

5. Сны-кошмары. Кошмаром можно считать любое сновидение, заставляющее человека проснуться с чувством страха. Этот вид снов требует особенно пристального внимания и внутренней духовной работы со стороны сновидца. Сны-кошмары чаще всего вызываются враждой между разными субличностями сновидца. Если удается обнаружить такой конфликт и отыскать пути примирения и удовлетворения противоборствующих сторон, произойдет высвобождение огромной энергии, которая оказывается в распоряжении человека. Чаще всего, человек, видящий кошмарный сон, пробуждается в последнюю минуту «на краю гибели». Представители гештальтпсихологии в этом случае предлагают такой прием: необходимо попробовать досмотреть сон до конца, продолжив в воображении происходившие в нем события.

Итак, с позиции современной психологии сновидение имеет цель и имеет смысл, который порывается через бессознательное в сознание в виде символов. «…символы сна - важные посланники от инстинктивной к рациональной составляющей человеческого разума, и их интерпретация обогащает нищету сознания, так как она учит его снова понимать забытый язык инстинктов». [3, 302] Для того чтобы раскрыть символику своего сна, человек должен создать дневник сновидений. Психологи предлагают заранее расположить блокнот и ручку рядом со своей кроватью. Пробуждение должно быть естественным. Проснувшись, сновидящий должен, по возможности, быстро записать свой сон, поскольку сны обладают способностью быстро забываться. Собрав большую коллекцию записей своих снов, человек находится в гораздо лучшем положении для проведения их анализа и изучения, чем тогда, когда вспоминает лишь некоторые из них. Юнг К. Г. обнаружил, что только при изучении большого объема снов можно идентифицировать регулярно повторяющиеся образы. Именно они несут наиболее важную информацию о личности сновидящего. Последующие сны в некотором смысле являются комментариями и интерпретацией предыдущих. В процессе толкования субъективная значимость образов сновидения устанавливается только с помощью самого сновидца. Каждую примечательную деталь сна можно интерпретировать только при помощи его наитий, т.е. спрашивая, что бы она могла значить, к какой актуальной проблеме относится содержание сновидного эпизода, что стоит за образом или сюжетом. Современные теории толкования сновидений, следуя логике К.Г. Юнга, считают не менее важным прояснение общечеловеческой, архетипической символики сновидения. Среди архетипов, наиболее значимых для толкования сновидений, можно выделить следующие:

1.Персона— это общественное лицо человека, то, как он проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множе­ство ролей, предписанных человеку обществом. По мнению Юнга, у персоны две основные функции: 1) производить впечатление на других; 2) скрывать свое подлинное лицо. Появление снов с персоной говорит о процессе индивидуации – процессе, посредством которого человек становится уникальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом деле. Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах и т.п. явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.

2.Анимаобозначение внутреннего образа женщины в мужчине.

3.Ани­мусбессознательной мужской стороны в женщине.

4.Теньсимволизирует темную, животную сторону человека, его аморальные мысли и чувства, сексуальные и агрессивные желания, те темные стороны конкретного человека и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признавать в себе. В снах эти отвергаемые особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится "черный человек". Однако у тени есть и по­зитивная сторона. Она — источник жизненной силы, творчества, спонтанности. В связи с этим определяется и задача Я — направлять энергию тени в социаль­но приемлемое русло, позитивно использовать ее творческий потенциал. «Человек, который перестает приписывать свою тень ближнему, а открывает ее в себе и примиряется с ней, как мирится с отвергнутым когда-то братом, - такой человек совершает работу великой, всемирной важности». [3, 45]

5.Самость— важнейший архетип в теории Юнга. Он является центром лич­ности, вокруг которого организуются все другие компоненты. Человек ощущает гармонию только в том случае, когда достигается интеграция всех элементов души. Цель человека — полное развитие своей самости.

Нельзя анализировать сновидение, если неизвестны ассоциации видевшего сон. Изучение и практическое использование сновидений таит в себе воистину неисчерпаемые возможности и перспективы. Эта область ещё неизведанных научных путей может привести исследователя к обнаружению и открытию самых сокровенных и труднодоступных тайн человека и даже тайны всего мироздания в целом. Обозначим две основные взаимосвязанные сферы применения сновидений, как средство использования и изучения. Одна из них — научная, исследовательская. Другая принадлежит духовной области, самопознанию, развитию.Целостность и внутреннее здоровье к человеку могут прийти только тогда, когда он принимает все и находит всему положительное разрешение. Сновидения даны человеку не для того, чтобы устрашать его, вынуждая потом оставаться со своим страхом. Они должны мотивируют его иметь дело со всем тем, что он обычно отвергает. Сновидения могут подарить человеку многое: творческие находки, удивительные переживания, умение справляться с трудностями в реальной жизни.

Литература:

1.Фрейд З. О сновидении// З. Фрейд Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. 446с.

2.Юнг К. Г. О сущности сновидения// Юнг К. Г. Эон: Исследования о символике самости. – М.: Академический проект, 2009. 380 с.

3.Юнг К. Г. Функция и анализ снов//Юнг К. Г. Об энергетике души. – М.: Академический проект, 2008. 297 с.

4.Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. – М.: ГроссМедиа, 2007. 340с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.