Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО.



 

1. Социально-психологическая характеристика офицерской семьи.

2. Пути преодоления конфликтов в семье.

 

 

В последнее время внимание исследователей в области семьи стало перемещаться от общетеоретических проблем, охватывающих наиболее обобщенные положения, к более локальной обстановке. Как правило это социологические исследования, затрагивающие общие признаки по одному из выбранных оснований. Так появились работы, описывающие семьи студентов, рабочих, т.е. семьи, выделенные по профессиональной тематике.

Перед ВС со всей необходимостью встает проблема исследования

семей военнослужащих. Выделение данной группы семей, представление их в виде объекта, на мой взгляд является правомерным. Опре-


· 2 -

 

деление такого объекта исследования объясняется тем, что предло-женная группа объединена четко выраженным профессиональным признаком - а именно, принадлежностью одного из членов семьи к кадровой службе в ВС, и что их представительство в достаточной степени велико. Немаловажным доводом постановки семьи военнослужащего как объекта соц. исследования, является все возрастающая потребность во всестороннем исследовании самих ВС и прежде всего их кадрового состава.

Уже в первом приближении к рассматриваемому объекту необходимо учитывать более жесткую, а как следствие и более глубокую де-терминированность семьи военнослужащего со стороны его профессиональной деятельности. Это определяется специфическими особенностями профессии военного, которые всесторонне регламентирующая законодательными актами.

Последние 10-15 лет примечательны сравнительно интересными исследованиями семьи военнослужащего в таких областях, как педагогика и психология, где были разобраны вопросы формирования семьи и подготовки курсантов к вступлению в брак. (см. канд. дис. Минко Н.И. “Воспитание коммунистического отношения к созданию семьи у курсанта.”, М., ВПА, 1976 г., с.223.)

Прямой же, вполне обоснованной и научно описанной позиции для соц. исследования создано не было, и сама проблема продолжала оставаться в тени, и сегодня изучение этой проблемы становится реальной потребностью. Это обусловлено большой значимостью с од-ной стороны и малоизученностью с другой.

По-видимому будет правомерным исследование семьи в/служащего в рассмотрении взаимосвязи с профессиональной деятельностью. Этим собственно и будет определяться как метод исследования, так и со-держательная часть. Это же определит и предмет исследования нашего объекта. Это позволит глубже вскрыть специфику изучаемого объекта, выделить то особенное, что ему присуще. При этом весьма важным и интересным является рассмотрение проблемы воздействия семьи на профессиональную деятельность.

Рассматривая проблему воздействия профессиональной деятель-

ности на семью, необходимо привести результаты следующих соц.

исследований. Это то, что 90 проц. семей в/с живет в военных го-

родках и гарнизонах в отдаленных местностях, часто не связанных


· 3 -

 

развитой инфраструктурой данной местности, а определенной целесо-образностью выполнения боевой задачи. В результате чего 33 проц. жен в/с не работают в силу отсутствия рабочих мест, 15 проц. работают не по специальности. За 10-15 лет службы семья перемещается 4 и более раз к новому месту службы, в результате чего оказывается в новой социальной среде и вынуждена приспосабливаться. Рабочий день военнослужащих не регламентируется и составляет в среднем 340-360 часов в месяц, что приводит к явно недостаточному вниманию к семье, сказывается на формировании иных ролевых характеристик членов семьи и даже ведет к деформации некоторых функций.

Начиная с 1983 года социологические и соц.-психологические исследования семей офицерского состава проводились в частях и подразделениях Московского, Ленинградского, Киевского, среднеазиатского ВО, на Тихоокеанском флоте, Балт. флоте, а так же в училищах г.г. Благовещенска, Калининграда, Коломны, Ленинграда, Рязани.

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦЕРСКОЙ СЕМЬИ.

Взаимовлияние семьи и воинской службы обусловлено целым рядом причин, вытекающих из задач и целей военно-профессиональной деятельности офицера по защите Родины. Принадлежность военного человека к тому или иному Виду ВС, характер его служебной дея-тельности, дислокация частей и подразделений, их мобильность, прямая связь с боеготовностью - все это отражается на характере внутрисемейных отношений и на функционировании семьи.

Особенности функционирования семьи офицера.

СЕМЬЯ - это малая социальная группа, необходимость которой обусловлена потребностью обжества в физическом и духовном воспро-изводстве населения. Из брачных, на первый взгляд, глубоко личных отношений, вытекают последствия далеко не личные, а общественные.

Семья офицера, выполняя в основном те же социальные функции, что

и любая другая семья, испытывает большое влияние специфики


· 4 -

 

в/службы, что находит отражение в ее соц.-псих. особенностях:

Во-первых: патриотическая напрвленность, постоянная готов-ность семьи офицера подчинить свою жизнь , свою судьбу высоким требованиям, предъявляемым службой в ВС;

Во-вторых: необходимость неоднократной адаптации при переездах к новому месту службы, связанной со сменой природных, клима-тических, бытовых, социальных условий, что вызывает большие пси-хологические, физические нагрузки офицера и его семьи;

В-третьих: психологический дискомфорт, стрессы и конфликты, вызываемые нередко отсутствием жилья, возможностью трудоустроиться жене офицера, добиться места в детском учреждении, недостаточной медицинской помощью и т.д.

В-четвертых: дефицит общения офицера с семьей, жестким рег-ламентом времени, что неблагоприятно отражается на психологичес-ком климате семьи, воспитании детей, порождает неудовлетворен-ность потребностей членов семьи во внимании, заботе и т.д.

В-пятых: зависимость сплоченности офицерской семьи от высоких нравственно-психологических качеств жен офицера;

В-шестых: особая ценность и значимость для офицера домашнего очага в силу того, что служебная деятельность его исключительно напряженная, требующая полной самоотдачи для поддержания боеготовности, порой с риском для жизни.

Важнейшей естественно-биологической функцией семьи и прямым назначением является продолжение человеческого рода. Ради этой цели собственно и возник институт семьи. Однако сейчас продолжается падение рождаемости в стране. Видимо в силу этого, а так же специфики службы, семьи офицерского состава дают суженное, часто простое воспроизводство населения.Исследования прошлых лет показали, что семьи старшего офицерского состава имеют в среднем менее 2,5 детей на супружескую пару, что обеспечивает простое воспроизводство. Жены молодых офицеров предпочитают иметь, как правило, не более двух детей. Ориентация на 3 и более детей встречается крайне редко. По данным прошлых лет на 1000 - 1044 ребенка. В настоящее время ситуация остается прежней: 1-2 ребенка на семью. Только пять процентов оп-рошенных выразили желание иметь 3 и более детей.Значение репродуктивной функции семьи определяется и ростомлюдских ресурсов как одного из компонентов военного потенциала


· 5 -

 

страны. Суженное воспроизводство - следствие - недостаточность призывного контингента. Все это приводит к изменению национального состава армии, влияет на проблемы обучения, воспитания, подбора кадров и т.д. Т.о. проблема становится государственной и оказывает прямое влияние на оборонную мощь страны.

Доказано, что только нравственно здоровая семья обладает такой системой передачи социальной информации, которая позволяет ребенку осваивать ее с максимальной быстротой и полнотой.

Успешное выполнение офицерской семьей функции социализации новых поколений зависит так же от общего характера внутрисемейных отношений, от педагогической и психологической подготовки супругов к выполнению родительских ролей. Исследования показали, что основная масса офицерских семей успешно справляется с этой функцией.

Свидетельством этого является:

· более высокая успеваемость в школе детей военнослужащих по сравнению с другими;

· более активное участие в общественной работе. Однако, есть и исключения. Т.о. семьи военнослужащих играют весьма значитель-ную роль в нравственном воспитании подрастающих поколений.

 

Хозяйственно-производственная функция семьи офицера включает:

· ведение домашнего хозяйства;

· соблюдение бюджета;

· трудовую занятость членов семьи; и другие соц.-бытовые стороны деятельности семьи.

 

Сейчас социальные вопросы все более выходят на первый план.

Острейшая проблема - жилищная. Нет таких гарнизонов, где бы она не стояла. Редкая семья военнослужащего не проходит через наем квартиры, что наносит серъезный ущерб бюджету. Да и квартиру найти непросто. А дефицит жилья по ВС в среднем 10-12 процентов, а по иным гарнизонам треть семей не имеет квартиру. И это в основном молодые семьи. Отсутствие крыши над головой не способствует укреплению семьи.

В соединениях МВО, ЛВО, БФ, где проводились исследования -

1/3 также не имеет квартир, более 60 проц. нуждаются в улучшении


· 6 -

 

жилищных условий. Только 18 проц. опрошенных полностью удовлетво-рены жильем. Поэтому 80 проц. офицеров указывают на причину ссор в семье - жилищно-бытовую неустроенность. Выход из этой проблемы один - необходимо в масштабах ВС разработать и осуществить прог-рамму жилищного строительства для семей в/с.

Нет квартиры - нет прописки, а значит, практически нет работы. Исследования прошлых лет показывают: что около 1/3 жен офицеров остается вне сферы общественного труда. Анкетный опрос 1989 года показал, что в Сухопутных войсках по специальности устроены лишь 29 проц. из числа опрошенных жен офицеров, ВВС - 26 проц., ВМФ - 37 проц.

Отсутствие бытовых услуг (в большом городе их насчитывается

· 800, а в гарнизоне и 8 не наберешь), удаленность торговых точек и других предприятий в значительной мере увеличивает объем хо-зяйственной деятельности семьи офицера, это требует высокой коо-перации ее членов в процессе совместного функционирования.

Умение семьи офицера хорошо организовать свою деятельность является важнейшим условием ее стабильности. И наоборот - неумение ведет к напряженности семейных отношений и даже является одной из причин разводов в среде в/с.

Существует еще один важнейший вид жизнедеятельности семьи - организация досуга. Но на нем я подробно останавливаться не буду, так как его не представляет труда раскрыть.

Необходимо только отметить, что около 90 проц. опрошенных офицеров указали на необходимость увеличения времени для проведения досуга в составе семьи, т.к. на службе он проводит по 12 - 14 часов в сутки. Выходные имеют по 2-3 в месяц - об этом заявили 39 проц. опрошенных в СВ, в ВВС - 53 проц., ВМФ - 45 проц. Подводя итоги, можно сказать, что имеют в месяц от одного до трех выходных дней в СВ - 81 проц., ВВС - 80 проц, ВМФ - 93 проц.

Пути решения проблемы очевидны:

· больше самостоятельности;

· решить проблему жилья;

· решить проблему хоз.-бытовых и детских

учреждений, и т.д. Рекреативная (отдых) функция осуществляется

путем восстаговления физических сил, израсходованных в процессе

служебной деятельности. Как показал опрос офицеров в одной изчастей, несущих БД: после смены 16 проц. офицеров чувствуют себя


· 7 -

 

хорошо; 45 проц. - удовлетворительно; 9,9 (т.е. каждый десятый) до заступления на дежурство испытывает сильную физическую и мо-ральную усталость. Хорошее самочувствие отмечают 50,6 проц.; от-личное - 24,7 проц.. Т.о. почти четверти офицеров не удается восстановить свои силы после службы, что вызывает необходимость изыскивать дополнительные возможности для отдыха.

На сегодняшний день не удовлетворены организацией досуга более 60 проц. опрошенных офицеров. Сказывается отсутствие свободного времени. Поэтому в течении года офицер читает: в среднем 3-4 художественных произведения, 4-5 раз бывает в кинотеатре. Более 50 проц. офицеров не посещают Дома офицеров, 4 проц. бывают в нем несколько раз в год или не чаще 1 раза в месяц.

Отсутствие времени на собственное развитие может привести к существенному снижению уровня общей культуры офицерских кадров и ослаблению их положительного влияния на подчиненных.

Т.о. семья представляет собой сложную систему самых разнообразных связей, от количества, а главное, от качества которых зависит ее прочность. Чем большим числом связей соединены между собой члены семьи, чем крепче соединяющие их узы, тем стабильней и жизнеспособней семья.

Однако известно, что семья как ячейка общества развивается диалектически, через присущие ей противоречия, которые могут носить скрытый характер или переходить в открытую форму ссоры и разногласия. Противоречия в семье обычно носят локальный характер и отражают неумение супругов или членов семьи адекватно воспринимать происходящие изменения в составе и структуре семьи, в отдельных семейных функциях. Для того, чтобы помочь супругам в стабилизации их отношений необходимо знать механизм функционирования семьи, причины возникновения семейных конфликтов, пути их преодоления.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ.

Стабильность брака и конфликтность в семье - две стороны одной и той же проблемы. Оптимальный путь стабилизации семейных отношений - это умение преодолевать конфликтные ситуации, возникновение которых обусловлено как индивидуальными особенностями супругов, так и их неадекватными представлениями друг о друге.


· 8 -

 

Взаимоотношения супругов, как и их семейное взаимодействие в целом труднодоступны для исследования. Концепция стадий жизненного цикла семьи позволила провести социально-психологический анализ взаимоотношений, проследить динамику развития офицерской семьи, а также выявить основные проблемы, которые она должна решать в определенные, наиболее важные периоды своего функционирования, чтобы оставаться жизнеспособной. Периодизация браков была проведена по продолжительности семейной жизни:

· 0-1 год = совсем молодые;

· 1-3 = молодые;

· 3-5 = средние;

· 5-10 = зрелые;

· 10-15 и более = пожилые.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.