Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Далее наступает следующий этап иностранного усыновления — судебный.

В первую стадию можно также отнести учет детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению.

Первый этап иностранного усыновления начинается с учета иностранных граждан, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Республики Казахстан. Данный учет усыновителей-иностранцев осуществляется на основе Правил об учете иностранных граждан, желающих усыновить (удочерить) детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 17 июня 1999 г.

Согласно этим правилам иностранные граждане, желающие усыновить (удочерить) детей — граждан Республики Казахстан, обращаются в уполномоченные органы РК — органы опеки и попечительства — через загранучреждения Республики Казахстан. Иностранные граждане должны предоставить: письменное заявление о желании усыновить ребенка; справку-разрешение от местных органов страны пребывания о личных и нравственных качествах потенциальных родителей, разрешающую усыновление детей и подтверждающую наличие условий в будущей семье для нормального развития, воспитания и образования ребенка; справку о финансовой состоятельности; справку о семейном положении; медицинскую справку о состоянии здоровья; справку о наличии или отсутствии судимости. При рассмотрении ходатайств могут быть востребованы и другие документы. Так, при различном гражданстве кандидатов в усыновители им необходимо дополнительно получить разрешения компетентных органов обоих государств на усыновление, а также разрешение на въезд и жительство усыновляемого ребенка в странах супругов. При этом будет достаточно, если данное разрешение на усыновление, а также на возможный въезд и жительство ребенка, гражданина Республики Казахстан, будет исполнено в виде гарантийного письма государственного органа, ведающего вопросами усыновления. Все документы, предоставляемые иностранными гражданами, должны быть при необходимости легализованы в установленном порядке и представлены вместе с заверенным переводом на государственный или русский язык. Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне пределов Республики Казахстан по законам иностранных государств в отношении граждан Республики Казахстан или иностранных лиц, принимаются судами Республики Казахстан при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором Республики Казахстан. Под консульской легализацией понимается придание законной силы — засвидетельствование консулом своей подписью и печатью подлинности подписей на любом акте или документе, составленном в пределах его консульского округа и утвержденного местными властями2.

При приеме документов от иностранных граждан консульское должностное лицо в обязательном порядке проверяет соответствие заявителей условиям, указанным в статьях 76, 79, 80 и 81 Закона Республики Казахстан «О браке и семье».

Все полученные материалы загранучреждения направляют в двух экземплярах в Департамент консульской службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан для дальнейшего препровождения в органы опеки и попечительства. Один экземпляр документов по усыновлению хранится в загранучреждениях Республики Казахстан. При получении ответа из органов опеки и попечительства о возможном усыновлении (удочерении) ребенка загранучреждения выдают визы заявителям для въезда в Республику Казахстан и оформления усыновления. Непонятным в связи с этим представляется положение, закрепленное в п. 6 Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 г. № 1197. В нем указывается, что основанием для выдачи виз являются приглашения принимающих сторон3. О каком приглашении может идти речь в данном случае?!. Это, по меньшей мере, некорректно по отношению к усыновляемому ребенку4.

Учет лиц, иностранных граждан, желающих усыновить (удочерить) детей — граждан Республики Казахстан, ведется в отдельном журнале, в который заносятся сведения об усыновителях (удочерителях), об их материальном и финансовом положении, адрес их проживания, дата поступления и отправления материалов по усыновлению в органы опеки и попечительства.

После приезда в Казахстан иностранцы, претендующие на усыновление, обязаны лично выбрать ребенка, не менее двух недель иметь с ним непосредственные контакты в месте постоянного проживания ребенка. Также следует указать, что иностранцы, претендующие на усыновление, обязаны лично ознакомиться с документами усыновляемого ребенка, подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии его здоровья. Также они имеют право получать подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников.

После определения ребенка, подлежащего усыновлению, орган опеки и попечительства направляет запрос в центральный орган в области образования для подтверждения факта нахождения данного ребенка на централизованном учете.

Далее наступает следующий этап иностранного усыновления — судебный.

Согласно статье 77 Закона «О браке и семье» рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным законодательством. Ранее в действующем Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан (далее ГПК РК) не было отдельной главы, посвященной усыновлению. Суды рассматривали дела данной категории на общих основаниях5. На практике суды испытывали определенные затруднения по процедуре, в частности по обязательному участию тех или иных лиц (кроме органов опеки и попечительства), проведению процесса в закрытом заседании, по оформлению резолютивной части решения и т.д. В связи с этим в 2001 г. действующий ГПК РК был дополнен главой 36–1 «Производство по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка».

Стадия возбуждения производства по делу об усыновлении начинается с подачи заявления. Согласно статье 317–1 ГПК РК заявление об усыновлении несовершеннолетнего ребенка подается гражданами, желающими его усыновить, в районный и приравненный к нему суд по месту жительства (нахождения) ребенка. Однако вопреки указанному требованию процессуального закона на практике встречаются нарушения данной нормы. Так, отдельные суды принимают заявления иностранцев об усыновлении детей, находившихся в детских домах или домах ребенка на территории другого административного района, допуская тем самым нарушение принципа подсудности.

Заявление об усыновлении должно отвечать требованиям статьи 317–2 ГПК РК. В нем должны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей, место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличие у него братьев и сестер; обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей об усыновлении ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Также иностранные усыновители должны предоставить справку о финансовой состоятельности, семейном положении, состоянии здоровья, личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемую агентствами, осуществляющими такие услуги на основании государственных лицензий.

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка. Данное заключение орган опеки и попечительства готовит в соответствии с п. 12 Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам.

В соответствии со статьей 317–4 ГПК РК дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя), представителей органов опеки и попечительства, а также прокурора. Поэтому даже если у заявителя есть представитель, уполномоченный вести дело в суде, это не освобождает самого усыновителя от обязанности явиться в суд.

В процессе судебного рассмотрения дела суд должен выяснять следующие обстоятельства. В соответствии с п. 2 статьи 76 Закона «О браке и семье» дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении трех месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. Централизованный учет детей осуществляется в соответствии с Правилами организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 1999 г. № 13466.

Таким образом, изучив судебную практику, можно сделать вывод, что факт нахождения ребенка на централизованном учете подтверждается лишь справкой начальника управления воспитательной работы и интернатных учреждений Министерства образования и науки о том, что ребенок состоит на централизованном учете, с указанием даты и номера. Суды ограничиваются наличием такой справки и более не проверяют требуемые законом три месяца нахождения ребенка на централизованном учете, по истечении которых ребенок может быть передан на международное усыновление.

Между тем к Правилам организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, имеется приложение — анкета ребенка, в которую заносятся все сведения о нем, в том числе о состоянии здоровья, родителях, о братьях и сестрах, других родственниках. Анкета ребенка заполняется с момента постановки на первичный учет и в дальнейшем передается для постановки на региональный и (далее) на централизованный учет, однако судами она не истребуется и не проверяются вышеуказанные обстоятельства.

Определением Казыбекбийского районного суда № 2 г. Караганды от 21 января 2003 г. заявление граждан США Фэрчайлда Филиппа Брайана и Фэрчайлд Ребекки об усыновлении Малаканова Дмитрия 2002 г.р. (13 марта) оставлено без движения в связи с непредставлением данных о нахождении ребенка на централизованном учете и предложено устранить указанные недостатки. В судебном заседании супруги Фэрчайлд и представители органа опеки и попечительства сами просили оставить заявление без рассмотрения, поскольку нет данных о постановке ребенка на централизованный учет. Между тем в материалах дела имеется заключение органа опеки и попечительства о возможности усыновления вышеуказанными лицами Малаканова Дмитрия. Определением этого же суда от 24 января 2003 г. заявление было возвращено без рассмотрения.

Изложенное свидетельствует о том, что органы опеки и попечительства и главный врач Дома ребенка предложили ребенка на усыновление иностранным гражданам, не удостоверившись в наличии данных о постановке ребенка на централизованный учет и истечении трех месяцев со дня постановки на такой учет.

Одним из условий усыновления детей иностранными гражданами является непосредственный контакт с ребенком не менее двух недель, о чем прямо сказано в статье 76 Закона «О браке и семье». В Правилах передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам также указано, что иностранцы обязаны иметь с ребенком непосредственные контакты (личное знакомство с ребенком, его привычками, вкусами, особенностями характера; прогулки, игры) не менее двух недель в месте постоянного проживания ребенка, с соблюдением требований режима согласно положению соответствующего воспитательного, лечебно-профилактического учреждения, в присутствии представителя органа опеки и попечительства и в случаях необходимости — переводчика. Поскольку соблюдение двухнедельного срока контакта является требованием закона, суды должны проверять это обстоятельство. Однако в большинстве случаев суды ограничиваются справкой главного врача Дома ребенка или детского дома о том, что заявители имели двухнедельный контакт. Например, в материалах дела по заявлению граждан США супругов Барнс об усыновлении Горохова Евгения 1996 г.р. (04 сентября) и Сайфутдинова Рината 2000 г.р. (18 ноября), рассмотренного Качирским районным судом Павлодарской области, имеется справка детского дома о том, что заявители общались с детьми с 18 июля 2003 г., а заявление в суд подано 30 июля 2003 г., т.е. до истечения 14 дней, решение суда вынесено через день после подачи заявления — 01 августа 2003 г. т.е. на четырнадцатый день.

Представляется правильной практика тех судов, которые выясняют этот вопрос путем истребования данных о дате прибытия иностранцев и регистрации их в миграционной службе, выясняют у заявителей, каким образом происходило общение с ребенком, чем он им понравился. Заявители в доказательство общения с ребенком представляют фотографии, свидетельствующие о контакте с фиксированной датой.

Отдельными судами ставится вопрос: как исчислять двухнедельный контакт? Необходимо выдержать этот срок до подачи заявления в суд либо достаточно истечения этого срока на день вынесения решения судом первой инстанции, вправе ли апелляционная инстанция признать наличие двухнедельного контакта с ребенком на день рассмотрения дела в апелляционной инстанции, если при рассмотрении дела судом заявитель не имел контакта с ребенком? Исходя из смысла п.3 статьи 76 Закона «О браке и семье» и последовательности изложения порядка усыновления следует, что иностранец, претендующий на усыновление, должен иметь непосредственный контакт с выбранным им ребенком не менее двух недель до подачи заявления в суд.

Очень важным в рамках судебного разбирательства об установлении усыновления является рассмотрение вопроса о том, действительно ли до момента передачи сведений о ребенке иностранцам эти дети предлагались казахстанским усыновителям. Согласно п. 2 статьи 76 Закона «О браке и семье» дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам только в случае, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории РК, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Из смысла данной нормы закона следует, что ребенок может быть отдан на иностранное усыновление лишь в случае, если не представилось возможным передать его не только на усыновление гражданам Республики Казахстан, но и передать под опеку (попечительство) и патронатное воспитание. Касательно данного вопроса директора домов ребенка и детских домов указывают на то, что ребенок не был востребован гражданами Казахстана на усыновление, о чем также указывается и в заключениях органов опеки и попечительства. Судами не проверяется, не выясняется — предлагался ли данный ребенок не только на усыновление гражданам Казахстана, но и на воспитание, а если предлагался, то когда и кому, по какой причине ребенок не был передан на воспитание либо не усыновлен, каким образом указанные обстоятельства оформляются7?

Суд, рассмотрев дело об усыновлении по существу, выносит решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении полностью или только в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка. В связи с этим необходимо отметить, что статьей 237 ГПК РК предусмотрен перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, в который не входят дела об усыновлении. Вместе с тем статья 238 ГПК РК предусматривает право суда обратить решение к немедленному исполнению с учетом особых обстоятельств. По данной категории дел возможно обращение решения к немедленному исполнению исходя из интересов усыновляемого ребенка, исключительных обстоятельств, касающихся его жизни и здоровья.

По данному вопросу Пленумом Верховного суда Республики Казахстан в п.19 Постановления № 17 от 22 декабря 2000 г.«О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъяснено, что при наличии исключительных обстоятельств в соответствии со статьей 238 ГПК РК по просьбе заявителя суд может обратить решение к немедленному исполнению, изложив мотивы, по которым пришел к выводу о необходимости немедленного исполнения решения суда (например, требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения или оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка). Однако несмотря на требования закона и вышеуказанное разъяснение, суды повсеместно обращают решение к немедленному исполнению, при этом исходя не из интересов ребенка, а из интересов иностранцев (необходимо срочно вернуться на работу, истекает срок визы и др.). При этом отдельные суды не выносят определений, а указывают на немедленное исполнение прямо в решении, тогда как эта категория дел не предусмотрена статьей 237 ГПК РК.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.