♪ Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы, но при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.
♪ Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).
♪ Музыкальная предметно-развивающая среда должна содержать как консервативные(уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
♪ Музыкальная предметно-развивающая среда должна быть динамична.
♪ Музыкальная предметно-развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней были представленывсе виды музыкальной деятельности (восприятие, детское исполнительство, детское музыкальное творчество, музыкально-образовательная деятельность).
♪ Должны быть созданы условиядля активного взаимодействия детей с любымипособиями и инструментами.
♪ Музыкальные мини-центры должны быть удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
♪ Оформление музыкальных мини – центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.
♪ Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка.
♪ Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении.
♪ Мини-центры должны быть оформлены в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.
♪ Самое главное требование: компетентность взрослого, его доброжелательность и заинтересованное отношение к детям.От этого зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной предметно-развивающей среде.
Основные причины «невостребованности» музыкального уголка
У старших дошкольников
1. Статичность и однообразие материалов. Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в музыкальном уголке, или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования. Например, запрет на перемещение музыкальных инструментов с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материалов делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности.
2. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в уголке в палках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в музыкальном уголке альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для восприятия зрительного ряда также не привлекают внимания детей к объектам этой тематической зоны.
3. Прямой словесный («Положите на место металлофон, вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной самостоятельной деятельности
Длительность пребывания всех детей группы
в той или иной зоне, % общего пребывания в группе
Игровой уголок (куклы, транспорт, строитель)
45,8
Рабочая зона
20,9
Изобразительный уголок
10,2
Бытовое пространство
9,0
Дидактический уголок
5,6
Театральная зона
4,0
Книжный уголок
2,4
Физкультурный уголок
1,5
Музыкальный уголок
0,3
4. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности.
Глушкова Г., Мусиенко С. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – с. 107 – 112.