Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел I. Что такое манипуляция сознанием.



С. Кара-Мурза.

Манипуляция сознанием.

Оглавление

Введение. 3

Раздел I. Что такое манипуляция сознанием. 5

Глава 1. О чем идет речь. 5

Глава 2. «Анатомия и физиология» манипуляции сознанием. 11

Глава 3. Демократия, тоталитаризм и манипуляция сознанием. 21

Глава 4. Основные доктрины манипуляции сознанием. 34

§ 1. Технология манипуляции как закрытое знание. 34

§ 2. Учение о гегемонии Антонио Грамши. 37

§ 3. Психологическая доктрина. 41

§ 4. Социодинамика культуры. 47

Раздел II. Главные мишени манипуляторов сознанием. 48

Глава 5. Оснащение ума: знаковые системы. 48

§ 1. Язык слов. 49

§ 2. Язык образов. 56

§ 3. Иные знаковые системы. 60

Глава 6. Мышление: его типы и оснащение. 64

§ 1. Логическое мышление. 64

§ 2. Ассоциативное мышление. Метафоры. 72

§ 3. Стереотипы. 76

Глава 7. Чувства. 81

§ 1. Эмоциональное воздействие как предпосылка манипуляции. 81

§ 2. Западный страх. 84

§ 3. Страхи холодной войны. 89

§ 4. Страхи и тип культуры. 91

§ 5. Страх терроризма. 95

Глава 8. Воображение, внимание, память. 100

§ 1. Воображение и поведение. 100

§ 2. Общество спектакля. 106

§ 3. Манипуляция вниманием. 109

§ 4. Манипуляция и воздействие на память. 110

Глава 9. Мифы общественного сознания: большие проекты манипуляции. 113

§ 1. Черные мифы. 114

§ 2. «Светлые» мифы Запада: евроцентризм. 116

Раздел III. Манипуляция сознанием и общественные институты. 125

Глава 10. Массовая культура и ее институты. 125

§ 1. Толпа и ее искусственное создание. 125

§ 2. Разрешение аморальности. 129

§ 3. Захват и присоединение аудитории. 132

Глава 11. Общественные институты. 134

§ 1. Школа — производство человека массы. 134

§ 2. Наука как инструмент манипуляции сознанием. 140

Глава 12. Средства массовой информации. 147

§ 1. Цели, образ действия и место в культуре средств массовой информации. 147

§ 2. Средства массовой информации: манипулятивная семантика и риторика. 154

Глава 13. Телевидение. 160

§ 1. Свобода сообщений — цензура — манипуляция сознанием. 160

§ 2. Пещерные люди ХХ века. 162

§ 3. Телевидение как технология разрушения сознания. 164

§ 4. Телевидение и создание реальности. 167

§ 5. Телевидение и манипуляция сознанием в политике. 171

§ 6. Сопротивление общества. 174

Раздел IV. Манипуляция сознанием в ходе разрушения советского строя. 177

Глава 14. Успех манипуляции сознанием в годы перестройки. 177

§ 1. Перестройка: главные удары по системам защиты от манипуляции. 177

§ 2. Холодная война и идейное разоружение советского человека. 181

§ 3. Опытный факт: сдвиг в настроении рабочих. 187

§ 4. Опытный факт: манипуляция в законодательстве. 188

Глава 15. Объективные предпосылки для успешной манипуляции сознанием советского человека. 191

§ 1. Урбанизация и голод на образы. 191

§ 2. Возрождение сословности в позднем советском обществе. 195

§ 3. Тоталитаризм источника сообщений. 199

§ 4. Контролируемое бедствие как условие успешной манипуляции. 200

Глава 16. Общественное сознание в СССР и его уязвимые стороны. 204

§ 1. Стереотипы исторического материализма и подрыв гегемонии советского строя. 204

§ 2. Незнание общества, в котором живем. 213

§ 3. Художественное воображение и уязвимость советского человека. 217

Глава 17. Воздействие на оснащение ума. 223

§ 1. Манипуляция словами и образами. 223

§ 2. Размывание и подмена понятий. 229

§ 3. Подмена имени и предмета. 235

§ 4. Пример ложного имени: либерализм. 238

§ 5. Манипуляция числом и мерой. 242

Глава 18. Воздействие на мышление в акциях по манипуляции. 250

§ 1. Перестройка и разрушение логического мышления. 250

§ 2. Аутизм интеллигенции. 256

§ 3. Создание некогерентности (несоизмеримости частей реальности). 264

§ 4. Учебная задача: когерентны ли рассуждения экономистов?. 268

§ 5. Утрата меры и некогерентность мышления. 274

Глава 19. Отключение памяти и нравственности. 277

§ 1. Историческая память. 277

§ 2. Краткосрочная память и манипуляция в политике. 278

§ 3. Разрушение символов. 282

§ 4. Манипуляция образом труда и безработицы. 288

§ 5. Разрушение ядра нравственности. 295

Глава 20. Кухня манипуляции сознанием: испытанные на нас приемы. 301

§ 1. Прямая ложь. 301

§ 2. Не прямая ложь, а умолчание. 304

§ 3 . Умолчание цели, цены и сроков изменений. 309

§ 4. Ложная мудрость. 316

§ 5. Волшебная флейта перестройки: фильм «Город Зеро» как учебная задача. 320

Глава 21. Метафоры и стереотипы перестройки. 323

§ 1. Метафоры оппозиции. 323

§ 2. Стереотип антигосударственности. 333

§ 3. Ролевые стереотипы: «государство-эксплуататор». 335

§ 4. Стереотип «льготы и коррупция номенклатуры». 338

§ 5. Стереотип «обделенного народа». 341

§ 6. Стереотип «преступного мышления». 347

§ 7. Канализирование стереотипов: фильм С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». 350

§ 8. Страх голода в манипуляции сознанием. 356

Глава 22. «Мягкие» черные мифы о советском строе. 360

§ 1. Подготовка к отказу от советского хозяйства. Экономические мифы. 360

§ 2. Миф о советской милиции. 361

§ 3. Миф о технологическом риске. 364

§ 4. Экологический миф. 367

Глава 23. Место телевидения в манипуляции сознанием. 370

Глава 24. Учебные задачи: разбор черных мифов. 380

§ 1. Миф о черносотенцах и его активизация в конце ХХ века. 380

§ 2. «Проект Ленина» — путь к гибели?. 386

Глава 25. Маленькие учебные задачи. 403

Глава 26. Блестящие операции по манипуляция сознанием. «Государственный переворот» августа 1991 г. 416

§ 1. Предыстория августовского переворота. 417

§ 2. Фактология «путча». 420

§ 3. История «ареста» Горбачева. 423

§ 4. «Переворот» и КПСС. 425

§ 5. Модели объяснения событий. 427

§ 6. Основные результаты «путча» и Августовской революции. 431

§ 7. Процесс против «заговорщиков». 432

§ 8. Фактор страха в политике после августа. 434

Заключение. 436

Введение.

Мы — свидетели и участники событий космического масштаба. На глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блока человеческого мира — Запад и Восток. После первого удара в ХХ веке Россия, уже в облике СССР, возродила свои главные черты, вновь обрела свое лицо (правда, умывшись кровью). Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться одна из опор всего человеческого общежития. В перестройку втягивается, с нарастающим ужасом, весь мир.

По всему видно, что смута надолго, и нас ждут еще невероятные приключения. Слегка переделав знаменитую фразу Хрущева, можно сказать: «Нынешние поколения советских людей не соскучатся до самой смерти». И, в отличие от предсказания Никиты Сергеевича, этот прогноз, похоже, сбудется. Тем более, что продолжительность жизни при таком веселье быстро сокращается.

Чтобы, сводя счеты с жизнью, не было мучительно стыдно за наделанные нами глупости, полезно нам порассуждать: что же произошло? Почему же мы хотели как лучше, а получилось не как всегда, а как и в страшном сне не приснится. Ведь до сих пор вкладчики банка «Чара» жалуются друг другу: «Просыпаюсь с надеждой: все это был сон. Не мог же я, такой умный и хитрый, отнести и отдать все мои сбережения жуликам. Добровольно!». Нет, все это — не сон. Да и «Чара» — мелочь. Вернее, не мелочь, а та капля воды, в которой отразилась вся эта перестройка, реформа, демократия и что там еще было у фокусника под шляпой.

Думаю, страсти уже немного остыли, и порассуждать мы можем с пользой и даже со смехом (иногда нервным, но уже не истерическим) — все вместе. И жертвы нашей эпохальной аферы, и те, кто в ней, как ему кажется, сумел поживиться. Таких все меньше, но они есть. Да и не любит человек выглядеть простофилей, вот и хорохорится — я теперь банкир, а я менеджер.

Может быть, наши рассуждения еще успеют помочь нам самим в нашей жизни, наверняка помогут нашим детям — кашу придется расхлебывать им. Да и для истории, для потомков хочется оставить свидетельства очевидцев хоть с какими-то попытками осмысления. А то мы сегодня читаем разные версии о том, что произошло с русскими в начале XVII века, а понять трудно. Что это за Смута такая? Почему поверили ворам и жалким проходимцам, даже на русский престол посадили? Почему воеводы наперебой спешили сдать города ничтожным силам удивленных авантюристов, а казаки кинулись грабить русские города?

И потом, люди мы в основном неверующие (свечки и крестики — это не совсем то), но у большинства свербит тайная мысль: придется ведь ответ держать перед нашими мертвыми. Спросит меня отец, не пришедший с войны: «Чего вы там намудрили? Объясни, мы тут все гадаем, понять не можем». Надо же готовиться, нашим предкам речь Горбачева под нос не сунешь: вот, мол, этими истинами увлеклись. У них мышление было не новое, а здравое.

Начнем же понемногу разматывать ниточку, восстановив в памяти историю так, чтобы понять: какими чудодейственными средствами нас убедили сделать все то, что мы сделали. Ведь наворочали мы дел немало, и без всякого кнута и пряника — с энтузиазмом и даже восторгом. Сейчас, задним умом, кое-кто очень крепок. Иные даже хвалятся: я знал! я предупреждал! Эти люди общей картины не меняют.

Во-первых, таких умных было очень немного. Почитайте хотя бы выступления Лигачева, нашего консервативного буки. Тех же щей, но пожиже влей. А иные предупреждали вроде бы верно, но в такой нарочито нелепой форме, что, похоже, их предупреждения писались в ведомстве А. Н. Яковлева. Вспомним хоть письмо Нины Андреевой. Конечно, писала она сама и искренне, ведомство А. Н. Яковлева только подбирало такие перлы и «по оплошности» пускало в печать.

Наконец, в каждом обществе людей (и даже в каждом стаде) есть сколько-то прирожденных строптивцев, природных диссидентов. Они всегда ворчат и противоречат. Возьмите хоть Солженицына. Мало кто сумел столько сделать для уничтожения советского строя. Наконец, уничтожили, сделали все, как он просил — опять недоволен. Нет, вы убейте, но так, чтобы было красиво. Чтобы покойничек был розовеньким и улыбался. Думаю, таких вечно недовольных считать свидетельством устойчивости нашего национального разума нельзя.

Так что примем как факт: некая влиятельная и организованная часть человечества (в которую приняты и кое-кто из наших земляков) каким-то образом добилась, чтобы наше общество в целом, почти 300 миллионов человек, не считая «союзников», активно действовало по программе, приносящей огромные выгоды этой группе и огромный урон нам самим. Сегодня, когда важный этап этой программы завершен и результат налицо, это можно принять действительно как факт и больше на нем не останавливаться. Потери и приобретения известны и очевидны, они подсчитаны и обнародованы в мировых бухгалтерских книгах, буквально написаны на роже счастливых политиков.

Что бы там ни говорили крепкие задним умом скептики, если считать, что мы — народ (то есть, единое тело с надличностным разумом), то пора признать, что наша народная мудрость почему-то дала осечку. Мы коллективно заглатывали одну приманку за другой, пока нас не подвели к крючку и не вытянули на разделочную палубу. Правда, и сегодня есть такие, которые, уже лежа на этой палубе, кричат: «Я этого хотел и не могу поступиться принципами! Да здравствует товарищ Чубайс!». Но это — тонкие натуры, их особенно жалко.

Так вот, давайте разберем, что это была за приманка, как ее готовили и с какими словами ею помахивали у нас перед носом. Потому что то, что с нами сделали, называется скучным термином: манипуляция общественным сознанием. По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории. В ходе ее подготовки и выполнения сделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важное знание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике и экологии. Прежде чем начать решающие действия в России, были поставлены «острые» (часто исключительно кровавые) эксперименты над многими народами и получено ценное знание по этнографии и антропологии. Мир изменился не только из-за краха СССР. Сама невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием множества народов земли изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты. И особенно культурный слой человечества, читателя и телезрителя.

Успех манипуляции сознанием народов СССР и прежде всего русского народа (по словам Даллеса, «самого непокорного народа») опасно вскружил голову политикам-победителям и их экспертам. Сегодня пресса полна торжествующими воплями о принципиальной возможности полного контроля над поведением человека, причем с очень небольшими затратами. С другой стороны, множество тех, кто посчитал себя жертвами манипуляции, впали в уныние и уверовали в какое-то тайное оружие, разработанное КГБ или ЦРУ (или совместно), в какие-то психотропные средства, с помощью которых коварные политики «зомбируют» людей. Ясно, что вера в мистическую силу противника парализует волю к сопротивлению. Так что «создание» этой веры (путем слухов, статей, «обличений» и «признаний») — само по себе есть важное средство манипуляции общественным сознанием.

Люди, независимо от их идеологии и политических пристрастий, делятся на два типа. Одни считают, что, в принципе, человек — это большой ребенок, и манипуляция его сознанием (разумеется, ради его собственного блага) просвещенным и мудрым правителем — не только допустимое, но и предпочтительное, «прогрессивное» средство. Например, многие специалисты и философы считают, что переход от принуждения, тем более с применением насилия, к манипуляции сознанием — огромный шаг в развитии человечества.

Другие считают, что свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и ошибочный) — огромная ценность. Эта категория людей отвергает законность и моральное оправдание манипуляции сознанием. В пределе, считает физическое насилие менее разрушительным (если и не для индивидуума, то для рода человеческого), чем «зомбирование», роботизация людей.

Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека. Значит, спорить о том, какая из этих позиций правильнее и лучше, бесполезно. Это все равно что спорить, что важнее — душа или тело. Рационально и даже логично можно рассуждать о том, какие последствия для общества и личности повлечет за собой превращение той или иной идеальной позиции в политическую доктрину. Влияет ли на жизнь человека воплощение этой доктрины в жизнь линейно — или это влияние имеет критические пороговые уровни. То есть, допустима ли «манипуляция в разумных пределах» или признание ее как оправданного средства управления означает перескок в качественно иное общество.

Поэтому в книге, которая предлагается читателю всего лишь как основа, матрица для диалога, мы постараемся избежать обвинений и оценки идеалов. Будем говорить о делах — их можно и нужно оценивать с позиций совести, поскольку они затрагивают жизнь людей. Но и скрывать свои установки бесполезно и даже вредно, это же не агитпроп. Вербовать в свою веру не нужно, гораздо важнее создать очаг диалога в нашем расколотом обществе. Поэтому предпочитаю предупредить, что книга написана с позиций неприятия манипуляции и общественным, и личным сознанием. Я уверен, что на этом пути, который, конечно же, обеспечивает удобства и комфорт, человека ждет беда. Истощение бытия и угасание всего рода человеческого, включая касту жрецов, сидящих у пульта манипулирующей машины.

Но это — личное, об этом лучше читать у Достоевского. Мы же поговорим о вещах явных и осязаемых — о той технологии манипуляции сознанием, которая сложилась в наше время и которая была применена против «совка», против меня и моих сограждан.

Раздел I. Что такое манипуляция сознанием.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.