Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекция 22. Понятие и своеобразие функционирования психологии классов



Социальные классы — это большие, организованные группы людей, занимающие строго определенное место в системе экономических и общественных отношений конкретного социума (государства).

Сущность класса и его психологии.Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил. Их существование связано с исторически определенными способами производства. Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.

Социальный класс является одним из главных субъектов общественных отношений, и именно под его непосредственным влиянием развиваются взаимодействие, взаимоотношения и общение людей, формируются их настроения и мотивация, социальное самочувствие и удовлетворенность (или неудовлетворенность) своей жизнью и положением в обществе.

Психология социального класса — форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его взгляды, убеждения, чувства, настроения, традиции и некоторые другие элементы.

Изучение особенностей классовой психологии должно базироваться на важнейшем методологическом положении об


обусловленности общественного сознания общественными отношениями. В любом классовом обществе отношения между его субъектами, т.е. объективные условия жизни составляющих его людей, неоднородны. При этом наиболее принципиальные, глубокие и резкие различия в положении людей обусловлены их принадлежностью к различным социальным классам. Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики социальных классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать:

1) детерминанты классовой психологии;

2) основу ее образования.

Если в качестве детерминант психологии социального класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики его представителей.

Своеобразие психологии социального класса.На характер классовой психологии значительное влияние оказывают историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, из которой пополняется данный класс, психология других классов, особенности национальной психологии. Психология класса также формируется под воздействием его идеологии, если она имеется, и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, и прежде всего господствующих.

В классовом обществе общественное сознание существует и функционирует в форме сознания классов, т.е. субъектом реально проявляющегося здесь сознания выступает не общество в целом, а классы, составляющие структуру данной общности. По этой причине для правильного понимания содержания классовой психологии необходимо знать, что представляет собой сознание класса, т.е. исторически обусловленный уровень осознания членами социального класса своего положения в системе существующих общественных отношений, а также


своих классовых потребностей и интересов. Понятие «сознание класса» характеризуется тесным переплетением политико-психологических и идеологических элементов.

Сознание класса — продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу и возможностей их существования, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Генетически сознание класса представляет собой феномен, производный от обыденной, повседневной классовой психологии — от того непосредственного, стихийного, эмоционально окрашенного и во многом случайного психологического отражения социально-экономических, политических и других условий бытия класса, которое формируется как результат освоения индивидом совокупного опыта класса, личного жизненного опыта его представителей и их общения между собой. Различающиеся условия бытия разных социальных классов порождают в первую очередь различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей. В своей совокупности они складываются в специфические, частично осознаваемые, частично не осознаваемые психологические особенности, общие для большинства представителей класса.

Именно в общности психических черт, типичных для членов класса, и выражается реальность классовой психологии. Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом (в частности, приобретая более строгие и рациональные формы, например, в виде ценностных ориентации, вырастающих на основе потребностей и мотивов действия), составляют содержание сознания класса.

Развитие сознания класса в более конкретном выражении, подразумевающем индивидов представителей класса, объединенных в одну из составляющих класс реальных (малых) групп, включает в себя три условно выделяемых уровня:

• типологический, при котором представители класса опознают себя и друг друга по внешним признакам и фиксируют свою внешнюю схожесть, но отсутствует сознание единства и общности интересов;

• идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности, связанной общими условиями жизни и деятельности, а также потребностями и интересами;


• уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.

Продвижение по данным уровням связано с объективными и субъективными факторами. К объективным факторам обычно относятся: соотношение между собой (в рамках социальной структуры общества) различных больших и малых групп, членом которых одновременно является представитель класса; интенсивность внутригрупповых, особенно межличностных, коммуникаций, их соотношения с межгрупповыми и надгрупповы-ми коммуникационными процессами; уровень социальной мобильности группы, возможность перехода изданной труппы в другие. Субъективные факторы характеризуются развитостью групповой организации (наличие классовой партии, профсоюзов и т.п.); способностью к созданию группой своей общности («закрытые», с сектантским типом сознания, и «открытые» группы); наличием и развитостью групповой идеологии.

В основе классовой психологии лежат потребности и интересы класса. Из этого следует, что противоположность классов выражается прежде всего в противоположности их потребностей и интересов, что обусловливает, с одной стороны, тенденцию внутриклассового сплочения, а с другой — межклассового размежевания. Отражая отношения собственности через потребности и интересы, любой класс или межклассовая группа формирует (соответственно своему месту в системе общественного производства и социальной роли) целую надстройку других социально-психологических явлений: чувств, настроений, привычек, традиций и т.д.

Психология социального класса выступает как выражение духовной общности его интересов, взглядов, представлений, чувств. На низшем уровне эта общность выражается в сходстве социально-психологических характеристик представителей класса, отражающих общность условий их бытия и социального положения. На более высоком уровне она определяется осознанием представителями класса своей принадлежности к нему и отличием себя от других, т.е. принадлежащих к иному образованию. Самым высоким уровнем духовной общности представителей класса является классовая солидарность, характеризующаяся единством убеждений и действий, взаимопомощью и поддержкой членов класса и основывающаяся на


общности классовых интересов, их готовность к совместным действиям во имя этих интересов, достижения целей класса. Классовая солидарность формируется не сразу, не вдруг, а в процессе достаточно длительного развития класса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.