Семинарское занятие № 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Планы практических (семинарских) занятий
(для студентов заочной формы обучения)
Семинарское занятие № 1. Гражданство Российской Федерации
1. Понятие и конституционные принципы российского гражданства.
2. Основания приобретения гражданства Российской Федерации.
3. Основания прекращение гражданства Российской Федерации.
4. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства.
5. Гражданство детей.
Задания:
Подготовьте рефераты на тему:
1) Гражданство детей (по российскому и зарубежному законодательству).
2) Правовое положение россиян за пределами территории Российской Федерации.
В результате подготовки к семинарскому занятию студент должен суметь ответить на вопросы:
1. Что понимается под гражданством? В чем отличие «гражданства» от «подданства»?
2. В чем заключается содержание принципов единого гражданства, равного гражданства, двойного гражданства?
3. Каковы основания и порядок приобретения российского гражданства?
4. Как проявляется в законодательстве Российской Федерации о гражданстве действие принципов «крови» и «почвы»?
5. Каковы особенности приобретения Российского гражданства для лиц, обладающих статусом беженцев?
6. Раскройте основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и обоснуйте их целесообразность.
7. Каковы, в соответствии с законодательством, основания отказа гражданам в выходе из российского гражданства?
8. Что такое «оптация»?
9. Какие органы государственной власти Российской Федерации ведают делами о гражданстве? Перечислите их полномочия в этой сфере.
Составьте терминологический словарь:
гражданство; подданство; единое гражданство; равное гражданство; двойное гражданство; филиация; принятие гражданства; восстановление гражданства; оптация; выход из гражданства.
Семинарское занятие № 2. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности
1. Особенности экономических, социальных и культурных прав и свобод.
2. Экономические права и свободы.
3. Социальные права и свободы.
4. Культурные права и свободы.
5. Экономические, социальные и культурные обязанности.
Задания:
Подготовьте рефераты на тему:
1) Проблемы реализации экономических, социальных и культурных прав и свобод (конституционно-правовой аспект).
В результате подготовки к семинарскому занятию студент должен суметь ответить на вопросы:
1. Что такое право собственности?
2. Что понимается под правом на предпринимательскую деятельность?
3. Назовите формы принудительного труда.
4. Как соотносятся между собой социальное обеспечение и социальное страхование?
5. Что понимается под правом на жилище?
6. Что понимается под правом на охрану здоровья и медицинскую помощь.
7. Какое образование является общедоступным, доступным и обязательным?
8. Как гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
9. Как понимается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
10. Кто является субъектом экономических, социальных и культурных обязанностей.
Составьте терминологический словарь:
право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на предпринимательскую деятельность; право на социальное обеспечение; право на участие в культурной жизни; право частной собственности; свобода творчества; свобода труда и право на труд.
Семинарское занятие № 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации.
2. Общие черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
3. Особенности правового статуса республик, автономной области и автономных округов.
4. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов РФ.
5. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.
Задания:
Подготовьте рефераты на тему:
1) Развитие договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами.
2) Статус столицы Российской Федерации.
В результате подготовки к семинарскому занятию студент должен суметь ответить на вопросы:
1. Назовите виды субъектов РФ.
2. Дайте классификацию субъектов Российской Федерации в зависимости от их правового статуса.
3. Чем правовое положение республик отличается от статуса иных субъектов Российской Федерации?
4. В чем заключаются особенности правового положения автономных образований?
5. Что понимается под национально-культурной автономией?
6. Назовите правовые основы и порядок принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ.
7. Назовите правовые основы и порядок образования в составе Российской Федерации новых субъектов РФ.
Составьте терминологический словарь:
субъект Российской Федерации; территория субъекта РФ; столица Российской Федерации; административно-территориальное устройство субъектов РФ.