Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическое старение



 

«Полученные нами данные указывают на то, что старение является индивидуальным процессом. Исследования методом поперечных срезов показывают значительный регресс многих физиологических переменных в течение жизни, все же межличностные различия очень велики. По некоторым переменным восьмидесятилетние люди показывают в среднем такие же хорошие результаты, что и пятидесятилетние. Процесс старения протекает специфически не только у каждого человека, но и у различных органов этого человека» (Shock, Greulich, Andres & Costa, 1984, S. 327). Эта цитата формулирует основной вывод «Балтиморского лонгитюдного исследования нормального старения» (Baltimore Längsschnittstudie über normales Altern).Данное исследование хотя и выявило типичные для пожилого возраста отклонения отдельных физиологических и биохимических переменных (например, снижение функциональных резервов органов, снижение общей витальности, повышение артериального давления, повышение концентрации холестерина, снижение толерантности к глюкозе, изменения мускулатуры, падение содержания минералов в костях, помутнение хрусталика, ухудшение слухового восприятия высоких частот), но показало, что эти процессы могут сильно варьировать. Т. е. типичные для пожилого возраста недостатки очень сильно отличались от человека к человеку. Эта значительная интериндивидуальная вариативность восходит к трем факторам, два из которых предопределяют задачи необходимой интервенции, а именно профилактики и реабилитации:

1) различная генетическая информация;

2) количество, вид и продолжительность воздействия факторов риска и заболеваний в прежние периоды жизни и в пожилом возрасте;

3) вид и степень физической активности в прежние периоды жизни и в пожилом возрасте.

Второй и третий факторы влияния указывают на то, как важен стиль жизни в прежние периоды жизни для здоровья в преклонные годы. Отсюда очевидно, что профилактика должна строиться на интервенционных подходах психологии здоровья,к которым относятся прежде всего следующие:

- доведение до сведения пациента представления о развитии человека как процессе, продолжающемся всю жизнь от рождения до смерти, которое предусматривает личную ответственность за здоровье и самостоятельность в пожилом возрасте;

- информирование о факторах риска и повышение мотивации к их избеганию;

- тренинг и подкрепление поведения, направленного на заботу о здоровье.

Сохранение здоровья и способности вести самостоятельную жизнь в пожилом возрасте — это задача реабилитации.Ввиду того что риск оказаться в положении, требующем помощи или ухода, повышается прежде всего в преклонном возрасте, реабилитация получает особое значение в контексте обслуживания пожилых людей. Результаты одного репрезентативного исследования 20 000 семей в ФРГ продемонстрировали, что 28% лиц в возрасте, превышающем 85 лет, нуждаются в помощи. У этих людей наблюдалось серьезное нарушение инструментальных видов деятельности, которые предполагают наличие сложных сенсомоторных функций. Другие 26% лиц в возрасте 85 лет и старше нуждались в уходе. У них тоже были проблемы с выполнением основных видов деятельности, и они нуждались в повседневной жизни в многосторонней поддержке со стороны окружающих.

Стационарная или амбулаторная реабилитация охватывает разнообразные задачи, относящиеся к сфере нейропсихологии, клинической психологии и экопсихологии. Гериатрический персонал,как правило, состоит из дипломированных психологов, обладающих опытом в следующих трех областях:

1) Нейропсихология. В круг ее задач входят: а) диагностика когнитивных нарушений, нарушений сенсомоторных функций, нарушений речи, а также нарушений поля зрения и способности инструментального оперирования; б) сотрудничество при разработке терапевтических программ (совместная работа со специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами и логопедами).

2) Клиническая психология. К ее задачам причисляют проведение индивидуальных и групповых терапевтических мероприятий с целью содействия совладанию с возникшими заболеваниями и нарушениями функций. Необходимо также консультирование родственников для их ориентации на поддержку самостоятельности и мотивации пациентов.

3) Экопсихология. Ее задача заключается в формировании вокруг пациента такой обстановки, которая соответствовала бы структуре его практических, когнитивных и социальных навыков. Для этого существует широкий спектр вспомогательных технических средств, с помощью которых пожилые люди могут вести самостоятельную жизнь даже при наличии каких-либо нарушений или ограничений (Kruse, 1992).

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.