В литературе приводятся разные методы регистрации стрессовых реакций (Cohen et al., 1995). Они бывают одномерными или многомерными и могут проводиться в виде опросников собственной оценки или интервью. Содержательно они распространяются, среди прочего, на самочувствие (Sölva, Baumann & Lettner, 1995), специфические стрессовые эмоции (например, гнев и т. д.), состояние здоровья (Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996), вплоть до клинических симптомов и синдромов (например, шкалы тревоги, депрессии; Stieglitz & Baumann, 1994) или диагнозов (МКБ-10; DSM-IV).Наряду с инструментами, регистрирующими эмоциональные реакции, имеют значение и методы регистрации стрессовых реакций в других плоскостях (например, амбулаторный мониторинг физиологических и психофизиологических реакций; см. Fahrenberg & Myrtek, 1996). Для детального ознакомления см. главу 7 и соответствующие главы по классификации и диагностике нарушенных функций, паттернов функционирования и межличностных систем.
Совладание со стрессом
Методы, относящиеся к совладанию со стрессом, можно описывать по различным параметрам (обзор см. Rüger, Blomert & Förster, 1990; Westhoff, 1993; Stieglitz & Baumann, 1994; примеры методов см. в табл. 17.4).
Таблица 17.4. Некоторые немецкоязычные методы регистрации совладания со стрессом
Fragebogen zur Erfassung des Umgangs mit Belastungen im Verlauf (Опросник для регистрации взаимодействия с перегрузками/ стрессами в процессе этих перегрузок/ стрессов (UBV)), (Reicherts & Perrez, 1993)
Опросник собственной оценки
Ways of Coping Checklist (WCCL), (список видов копинга) Folkman и Lazarus (Westhoff, 1993)
Опросник собственной оценки
Прошлое: 1 реальное стрессовое событие
Общие
64/2 (например, 5-8 шкалы; копинг, ориентированный на проблему и на эмоции)
Streßverarbeitungsfragebogen (Опросник переработки стресса (SVF))*, Jahnke, Erdmann и Kallus (Westhoff, 1993)
Опросник собственной оценки
Прошлое/настоящее: профиль реальных событий
Общие
114/19 (например, недооценка, разочарованность (Краткая версия: 6 шкал)
Fargebogen zur Erfassung der Formen der Krankheits-Bewaltigung (Опросник для регистрации форм совладания с болезнью (FEKB)), Klauer, Filipp и Ferring (Westhoff, 1993)
Опросник собственной оценки
Прошлое: реальная конкретная болезнь
Болезнь боль
64/5 (руминация [Умственная жвачка.], поиск социальной опоры, защита от угрозы, поиск информации, поиск опоры в религии)
Freiburger Fragebogen zur Krankheitsverarbeitung (Фрайбургский опросник переработки болезни (FKV)**, Mythny (Westhoff, 1993)
Опросник собственной оценки
Прошлое: реальная конкретная болезнь, событие, связанное с болезнью (например сообщение диагноза), или временной промежуток
Болезнь
142/27 (например, поиск информации, дать волю чувствам)
Примечание. Для всех методов указаны надежность и валидность.
* SVF — имеется также версия, относящаяся к ситуациям.
** FKV имеет различные версии (в том числе сокращенная версия в форме сторонней (внешней) оценки).
Приведем некоторые существенные оси измерения.
- Способ регистрации:бумага/карандаш (большинство способов); компьютерный (например, COMES / COMRES,Perrez & Reicherts, 1989, 1996; Fahrenberg & Myrtek, 1996).
- Плоскости данных:помимо регистрации психических компонентов есть также методы регистрации психофизиологических и биологических данных (Fahrenberg & Myrtek, 1996; Cohen et al., 1995).
- Источники данных:очень часто опросники собственной оценки; иногда интервью.
- Временной отрезок оценки:прошлое (особенно стрессовое событие последних 6 месяцев), настоящее (актуальная ситуация), будущее (как бы Вы себя повели?).
- Реальность стрессовой ситуации:гипотетическая стрессовая ситуация (например, совладание с перегрузками в процессе этих перегрузок (UBV),Reicherts & Perrez, 1993); лабораторные ситуации с реальными или снятыми на кинопленку стрессорами; конкретно пережитый повседневный стресс (стресс в прошлом: например, Ways of coping checklist WCCL,Folkman и Lazarux; Westhoff, 1993; стресс в настоящем: например, COMES / COMRES);«усредненная» стрессовая ситуация без какой-либо специфики (например, Опросник переработки стресса SVF,Janke, Erdmann и Kallus; см. Westhoff, 1993).
- Величина выборки поведения:Одно конкретное или гипотетическое событие (например, WSSL);профиль множества событий (например, SVF);популяция поведения (напр., систематическое самонаблюдение повседневного поведения с помощью компьютерного дневника COMES / COMRES).
- Специфичность сферы:общие стрессы (например, SVF);стресс из-за болезни или боли (например, Опросник для регистрации форм совладания с болезнью FEKB,Klauer, Filipp и Ferring; Опросник по переработке болезни FKV,Mythny; Westhoff, 1993).
- Индивидуальный или интериндивидуальный копинг. Большинство методов подразумевают индивидуальное стрессовое переживание и поведение (например, SFV, WCCL, COMES / COMRES).Для диадического стресса и соответственно совладания со стрессом у партнеров Боденманн (Bodenmann, 1995) разработал и метод лабораторного наблюдения, и опросник. Для измерения семейного стресса и совладания исследователи до сих пор сосредоточивались в основном на критических семейных событиях типа макрострессоров, причем часто опрашивались только родители. Перре, Бергер и Вильгельм (Perrez, Berger & Wilhelm, 1998) в дополнение к COMES / COMRES-методам предложили такой метод компьютерного самонаблюдения за стрессовыми переживаниями и совладанием со стрессом в семьях, при котором все члены семьи (старше 13 лет) семь раз в день по плану выборок времени и событий регистрируют с помощью компьютера признаки своего собственного и чужого поведения. Запись отражает как стрессовое событие, так и индивидуальное и интериндивидуальное совладание с ним.
- Возраст. Большинство методов предназначено для взрослых. Однако был сконструирован (Seiffge-Krenke, 1989) опросник копинга для молодых людей в возрасте от 12 до 20 лет, который основан на матрице, состоящей из восьми типичных для молодежи гипотетических проблемных ситуаций и двадцати копинг-стратегий.
- Регистрируемые признаки. В зависимости от метода регистрируются стрессоры (вид, длительность, интенсивность и т. д.), признаки оценки (контролируемость, каузальная атрибуция и т. д.), признаки стрессовых эмоций (виды эмоций, интенсивность, длительность и т. д.) и признаки совладания (типы реакций). Для форм совладания обычно имеется несколько шкал (см. табл. 17.4).
Большое число степеней свободы ясно говорит о том, что на уровень исследований влияет и дисперсия методов. До сих пор предпочтение отдавалось опросникам и интервью собственной оценки, которые в конечном счете регистрируют совладание лишь в общем и целом. В последнее время разрабатывались компьютерные методы, более точно и дифференцированно регистрирующие динамику совладания. Можно надеяться, что эти подходы дадут сильный импульс для создания теории.