Какими именно методами и приемами работы в учебном процессе целесообразно пользоваться сегодня? Ответ на этот вопрос надо искать в школе. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространены объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор нужно делать на взаимоотношение учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, чего он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельности постановке проблем, выработке и принятия решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Урок в современной школе отличается использованием деятельностных методов и приемов. Примерами таких методов могут служить: учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Новый подход к образовательному процессу соответствует современному представлению об уроке. Современный можно считать такой урок, где учитель вместе со школьниками на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Только тогда занятие становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. Ученик не может не понимать то, до чего додумался сам.Именно такие уроки позволяют сегодня реализовать новые образовательные стандарты.
В основе современного урока должно быть и развивающее обучение. Развивающий урок направлен на создание условий, в которых ученик чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на современном уроке. Направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий.
Традиционный урок
Современный урок
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока, использует учебник и методические рекомендации
Учитель:
· Пользуется специальным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемом обучения;
· Использует учебник и методические рекомендации, интернет – ресурсы, материалы коллег;
· Обменивается конспектами с коллегами
При репродуктивных формах основные этапы урока заключаются в объяснении и закреплении учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Урок посвящается самостоятельной деятельности обучающихся
Главная цель деятельности учителя – успеть выполнить все, что запланировано
Учитель должен организовывать деятельность детей по поиску и обработке информации; по обобщению способов действия; по постановке учебной задачи и т.д.
При формулировке задания учитель использует такие способы, как «решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните» и т.д. Эти задания нельзя считать творческими
Необходимо использовать новые формы задания: «проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте» и т.д.
Фронтальная форма работы
Преобладание преимущественно группой или индивидуальной работы школьников.
Возможность одновременного проведения урока в нескольких классах (например, дистанционно), или проведения урока двумя педагогами (совместно с учителями информатики, психологии и предметниками), или с поддержкой тьютора, или в присутствии родителей обучающихся
Родители пассивно участвуют в образовательном процессе. На родительских собраниях они знакомятся с деятельностью своих детей, слушают лекции психологов, беседуют с педагогами
Родители имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может происходить при помощи Интернета
Для демонстрации достижений школьников педагоги устраивают выставки работ обучающихся
Презентации своих достижений устраивают сами обучающие: при организации элементов выставки в классах и холлах, в информационно – образовательной среде школы, размещение материалов в сети Интернет. Большую роль в этом процессе отводят учебному пространству учителя
Результаты обучения имеют преимущественно предметный характер
Школьники должны демонстрировать не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные достижения.
Должно идти непрерывное формирование портфолио школьников, где будет фиксировать учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя:
· Оценка промежуточных результатов обучения;
· Использование оценок обучающихся;
· Формирование адекватной самооценки