Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пространство и время в целостной (замкнутой) системе



 

Есть интересный аспект вопроса о времени, которым сейчас интенсивно занимаются физики. Можно ли ввести понятие времени для целостной (замкнутой) системы типа нашей Вселенной, или для любой замкнутой системы? Существует ли объективно история? В настоящее время многие физики пришли к выводу, что нет.

Очевидно, понятие времени можно ввести только в том случае, если возможна классификация событий по причинно-следственным связям (событие A предшествовало событию B и может влиять на него, или событие B предшествовало событию A и может влиять на него, или события A и B никак не связаны). Оказывается, что подобную классификацию можно ввести только в случае открытых систем. Напомню, система является открытой, если есть нечто внешнее по отношению к ней, например, наблюдатель. В открытых системах суперпозиция состояний может переходить в смесь.

В целостной системе ситуация совсем другая. В такой системе имеет место суперпозиция состояний. Это значит, что эксперимент, проведённый в точке A , может мгновенно изменить результаты наблюдений в точке B, находящейся на любом расстоянии от точки A. Поэтому любое событие A путём выбора соответствующей системы отсчёта "может быть сделано" как происходящее до события B и способное влиять на него, или как происходящее одновременно с событием B, или как происходящее после события B, при этом событие Bспособно влиять на событие A . В некотором смысле, всё происходит "одновременно". Понятие времени в этом случае теряет смысл.

Для локального наблюдателя в точке Bизменения результатов эксперимента выглядят как чудо — они не имеют причин, поскольку экспериментатор никак не взаимодействовал с объектом наблюдения, и никакого материального носителя взаимодействия не было. Есть следствие, но нет причины.

Утверждение о "нематериальном" и мгновенном влиянии результатов эксперимента в точке A на результаты наблюдений в точке B несколько лет назад было экспериментально доказано. Интересно, что мысленный эксперимент, близкий к экспериментам, проведённым совсем недавно, провёл ещё Альберт Эйнштейн, пытаясь опровергнуть квантовую механику. Но мир оказался гораздо фантастичнее, чем это представлялось величайшему из физиков.

Чтобы сказанное выше стало понятнее, рассмотрим эксперимент, проведённый в Рочестерском университете Ричардом Манделом с коллегами в середине 90х годов прошлого столетия. Подобные опыты, направленные на проверку т. н. неравенств Белла и исследование квантовой нелокальности, начались в 1981 году с исторического эксперимента группы Алена Аспекта. В настоящее время проведено около сотни подобных экспериментов, и они говорят в пользу нелокальности окружающего нас мира.

Схема эксперимента показана на рис. 4.

 

Лазерный луч с помощью полупрозрачного зеркала расщеплялся на два пучка, а затем каждый из пучков направлялся на так называемый нелинейный кристалл, т. е. преобразователь частоты, способный расщеплять квант света (фотон) на два дочерних кванта. Закон сохранения энергии при этом, конечно же, выполняется: энергия каждого из дочерних квантов вдвое меньше энергии материнского кванта. Например, если падает лазера с длиной волны 405 нм (зелёного цвета), то на выходе из кристалла будут два луча с длиной волны 810 нм (красного цвета), энергия каждого кванта которых вдвое меньше энергии кванта в исходном луче. Затем, с помощью системы зеркал, делалось так, что каждая из этих двух пар фотонов интерферировала между собой, примерно так, как интерферировали компоненты суперпозиции в нашем опыте с рассеянием электронов на двух щелях. Результаты наблюдения интерференционной картины фиксировались детекторами Д1-Д2 для первой пары фотонов, и детекторами Д3-Д4 — для второй пары.

Как известно, любая частица, обладающая ненулевым спином, в том числе фотон, характеризуется поляризацией, т. е. проекцией спина на направление движения. Фотоны могут обладать двумя состояниями поляризации, отвечающими двум возможным проекциям спина — вдоль и против направления движения. Вид поляризации света определяет плоскость колебаний электрического поля электромагнитных волн, и существуют так называемые анализаторы (специальные кристаллы), способные пропускать кванты только с определённой поляризацией. Поскольку различные состояния поляризации находятся в состоянии суперпозиции, то с помощью такого кристалла можно выделять те или иные её компоненты. Если подобный кристалл поставить по ходу одного из лучей, и вращать его относительно оси луча, то интерференционная картина будет меняться из-за изменения соотношения между компонентами суперпозиции. Итак, Ричард Мандел пространственно разнёс два пучка на достаточно большое расстояние, и начал менять помощью анализатора соотношение между компонентами суперпозиции на одном из них (нижнем на рис. 4). В силу его манипуляций с анализатором интерференционная картина на этом пучке менялась. Второй пучок он вообще не трогал! Но интерференционная картина, наблюдаемая на этом втором пучке, точь-в-точь повторяла интерференционную картину на пучке, с которым экспериментировал Мандел. И картина эта менялась мгновенно, в то же самое время, когда менялась картина на первом пучке. И это притом, что никаких "объективных" причин для изменения картины на первом пучке просто не было! Ведь человек в этом случае никак не взаимодействовал с объектом наблюдения, и никакого материального носителя взаимодействия между пучками не было!

Выходит, квантовый объект каким-то невероятным образом узнавал, что происходит с другим объектом, удалённым от него на значительное расстояние (сейчас проведены эксперименты с расстоянием между парами фотонов 10 км). Это явление обычно называют квантовыми корреляциями. Квантовые корреляции — неотъемлемое свойство сцеплённых (перепутанных) состояний. Напомним, что сцеплённые состояния частиц означают наличие связи каких-то характеристик этих частиц после их взаимодействия, и эта связь куда более жёсткая, чем следует из классических представлений. Если частицы когда-то провзаимодействовали, то в замкнутых системах связь между ними будет сохраняться всегда, и она будет мгновенной, на каком бы расстоянии друг от друга они не находились. Если с помощью анализатора или другого устройства мы определяем состояние (напр., поляризацию) одной частицы из пары, то состояние второй частицы тоже становится определённым! И вести себя эта частица будет теперь иначе, чем до измерения, проведённого с первой частицей! Это утверждение справедливо всегда для замкнутых систем, а в случае открытых систем связь между частицами будет сохраняться до тех пор, пока суперпозиция состояний не превратится под влиянием окружения в смесь.

Это похоже на то, как если бы сталкивались два шара, чёрный и белый, при этом область их столкновения не наблюдаема, и мы не знаем, какой куда полетит. Для квантовых частиц не будет так, как подсказывает здравый смысл: каждый шар изначально белый или чёрный, мы только не знаем его цвет. Вылетевшие шары будут вести себя как "серые", т. е. в каждом из них будет присутствовать суперпозиция белого и чёрного, и это проявляется в эксперименте. Но так будет происходить только до тех пор, пока мы не определим цвет одного из шаров. Если мы определили его цвет как чёрный, то другой немедленно перестаёт вести себя как серый, и начинает проявлять себя в эксперименте как белый, на каком бы расстоянии он не находился!

Теперь представим, что возле одного из пучков находится Вася, который проводит эксперименты, а возле другого — Петя, который не знает о существовании Васи. Для Пети изменение результатов эксперимента на его пучке выглядит как чудо, чудо в самом мракобесном понимании! Ведь Петя ничего не делает со своим пучком, все условия эксперимента остаются постоянными, а интерференционная картина по совершенно непонятным причинам меняется! То он видит "белые" шары, то "серые", то "чёрные". А никаких причин для изменения картины Петя не найдёт, как бы он не старался. Для него это выглядит так, как будто есть следствие, но нет причины.

Похожую схему установки можно использовать и для "мгновенной" передачи информации между Васей и Петей, для этого лишь необходимо, чтобы они согласовали свои действия. Собственно говоря, никакой "передачи" информации не происходит, информация просто распределена между подсистемами, а Вася и Петя в ходе подобного эксперимента имеют доступ к единому нелокальному объекту. Само собой, для мгновенного обмена информацией необходимо сначала где-то создать запутанные пары фотонов, и как-то переслать им. На сегодняшний день, использование оптоволоконных технологий позволяет сохранить запутанность фотонов на расстояниях до нескольких сотен километров, это пока создаёт предел для реализации устройств мгновенной квантовой связи. Но это чисто технический вопрос, рано или поздно он будет решён, и уже сейчас интенсивно обсуждаются вопросы создания глобальных систем квантовой связи. Можно помечтать и о создании "квантовых консервов" — устройств, в которых когерентность состояний тех или иных объектов не разрушается достаточно долго, и которые можно будет просто брать с собой.

Часто спрашивают: не противоречит ли возможность мгновенной передачи информации теории относительности? Нет, не противоречит. Теория относительности говорит о пределе в виде скорости света на скорость движения материальных объектов, и скорость передачи взаимодействия между ними. Это совершенно справедливо для локальных (классических) объектов. В случае же пар фотонов в запутанном состоянии нет никакого взаимодействия между ними, нет никакой передачи информации между ними, они просто остаются единым объектом, как бы далеко друг от друга не находились. Это грань реальности, которая выходит за рамки теории относительности.

Давайте теперь вообразим, что Вася находится возле нас, а Петя, вместе со своей установкой — возле звезды, расстояние до которой миллион световых лет. То есть Петя поставил свои эксперименты миллион лет назад, а до Васи только сейчас долетел свет из расщеплённого пучка, и он начал свои эксперименты с ним. Что же будет? Будет то же самое: эксперименты Пети изменят результаты экспериментов Васи, который, может быть, уже давным-давно умер, и даже успел опубликовать их результаты. Ведь определение Петей состояния фотонов определяет свойства Васиных фотонов, и результаты у того меняются, вне зависимости от расстояния между ними.

А что происходит, когда мы наблюдаем свет далёких звёзд? Или наблюдаем температурные неоднородности и поляризацию реликтового излучения, которое возникло задолго до возникновения первых звёзд и галактик? Совершенно верно, мы меняем состояние далёкого прошлого Вселенной, а стало быть, меняем историю! Получается парадоксальный вывод: история — это то, что создаётся проводимыми сейчас наблюдениями! И не только человека, но и любого объекта (об этом позже). Истории, как объективной реальности, независимой от наблюдателя, не существует.

Если кто хочет ближе ознакомится с этой темой, ищите ссылки на сильный и слабый антропный принцип, теорему Белла, квантовые корреляции. Думаю, что в журнале Scientific American должны быть обзоры по этим вопросам.

Замечу, что опыты по исследованию квантовых корреляций во многом оказались возможными потому, что физики научились приготавливать сцепленные состояния с известными характеристиками. Сцеплённые состояния образуются всегда, но найти метод приготовления того типа связи, который необходим для эксперимента, было очень непросто, этому научились не так давно. Этим и объясняется, почему опыты, задуманные ещё Эйнштейном, удалось провести только сейчас.

Рассмотрим теперь подробнее, как сказывается наличие квантовых корреляций на вопросе о наличии времени в замкнутых системах. Как я уже говорил, понятие времени можно ввести только в том случае, если возможна классификация событий по причинно-следственным связям (событие B предшествовало событию B и может влиять на него, или событие Bпредшествовало событию A и может влиять на него, или события Aи B никак не связаны). Схематично такая классификация событий показана на левой половине рис. 5. На этом рисунке по оси абсцисс отложена пространственная координата события в лабораторной системе отсчёта (ЛСО), а по оси ординат — время в этой системе. Если объект в ЛСО покоится, то он будет описываться вертикальной линией, отвечающей движению во времени. Если же объект движется с постоянной скоростью, то он будет описываться наклонной линией, величина наклона которой зависит от скорости движения объекта.

 

Штриховыми линиями на рис. 5 показано движение объекта, двигающегося с максимально возможной скоростью передачи физического взаимодействия — скоростью света. Эти линии, отвечающие распространению света в различных направлениях, образуют конус, внутри которого располагаются события, до которых может дойти физическое взаимодействие из точки A . Таким образом, событие в точке A может повлиять на событие в точке B , поскольку до него может дойти взаимодействие из точки A , и не может повлиять на событие C , поскольку скорость физического взаимодействия для этого недостаточна. Таким образом, событие A предшествует событию B , и может повлиять на него, а события A и C с классической точки зрения никак не связаны.

В случае не связанных между собой событий A и C , можно показать, пользуясь формулами специальной теории относительности, что в некоторых системах отсчёта событие C будет предшествовать событию A , а в некоторых — происходить после него. Качественно это можно проиллюстрировать следующим образом. В ЛСО, как это видно непосредственно из графика, событие A предшествует событию C.Выберем систему отсчёта ракеты, летящей в ЛСО вправо с достаточно большой скоростью. Эта система отсчёта схематично показана синими осями на правой части рис. 5, она как бы "повернулась" относительно лабораторной системы в сторону движения ракеты. Нетрудно видеть, что проекция события C на ось времени (пусть это будет событие D) лежит до события A. То есть в системе отсчёта ракеты событие D предшествует событию A. Имейте, правда, в виду, что аналогия между преобразованием Лоренца и вращением декартовой системы координат, которую мы только что использовали, не всегда корректна: в первом случае мы имеем дело с вращениями в пространстве Минковского, а во втором — с вращениями в евклидовом пространстве. Но для нашего случая эта аналогия вполне годится.

Представим теперь, что события B, C и Dявляются квантово-коррелированными, как это имело место для пар фотонов в опытах Мандела (пусть событие D квантово-коррелировано с событием C в системе отсчёта ракеты). В этом случае понятие причинно-следственной связи для наших событий ввести нельзя! Ведь если в одной системе отсчёта событие B происходит после события Aи может являться его следствием, то событие D — событие, коррелированное с событием B квантовым образом, предшествует событию Aи может влиять на него! Два разных наблюдателя видят движение времени в противоположные стороны! И среди этих наблюдателей нет более "правильного", поскольку все инерциальные системы отсчёта абсолютно равноправны. В некотором смысле, всё происходит одновременно, и всё влияет друг на друга, хотя слово "одновременно" не совсем подходит. Скорее, любое событие происходит и раньше любого другого, и позже него. Никакой очерёдности событий нет! Понятие времени в этом случае со всей очевидностью теряет смысл!

Содержание последнего раздела можно выразить короче. Физическим системам нельзя приписать (по крайней мере всегда) характеристики как объективно существующие и независимые от проводимых измерений. Другими словами, характеристики объекта "создаются" наблюдателем, вне акта наблюдения состояние любого объекта во многом является неопределённым. Частицы, образованные когда-то в одном акте, остаются в замкнутой (целостной) системе единым объектом, вне зависимости от того, на каком расстоянии они находятся, и как давно произошло их разделение. Такие объекты находятся в целостной системе везде и нигде. В целостной системе понятия времени и пространства, причины и следствия теряют смысл. Похоже, что система типа нашей Вселенной — и есть такой объект. НАШ МИР НЕЛОКАЛЕН. Парадоксы квантовой механики, корпускулярно-волновой дуализм и т. д. могут быть выведены именно отсюда, из НЕЛОКАЛЬНОСТИ. В чистом запутанном состоянии Вселенной в целом есть всё, что есть, всё, что было, и всё, чего не было. Там есть и то, чего там нет!

Так что получается, что мы с вами, Будда и Эйнштейн находимся одновременно и здесь, и везде, и нигде! Не знаем мы об этом потому, что локализуем себя, неосознанно фиксируя определённое состояние окружающего мира. А фиксируем состояние этого мира мы только из-за того, что для нашего ума вокруг слишком много значимого, слишком много того, к чему он привязан, и в результате в нашем восприятии мира доминируют наиболее энергетически сильные классические корреляции.

 

Сознание. Что это?

 

Если спросить психолога, что такое сознание, то, скорее всего, мы услышим что-то типа: сознание — это деятельность сознательной части психики. Это то, что может быть вербализовано или осмыслено. Но такое определение — чисто негативное, оно только разграничивает сознание и подсознание, но ни в малейшей степени не отвечает на вопрос, что такое сознание. Давайте сейчас расслабимся и позволим себе пофантазировать на эту тему.

Сознание какого-либо объекта (формы), как мне сейчас представляется, это прежде всего способность РАЗЛИЧАТЬ, т. е. записывать в процессе декогеренции в своём состоянии информацию, достаточную для выделения тех или иных компонент суперпозиции в векторе состояния окружения. Согласно такому определению, сознание может быть приписано любому объекту, оно будет только различаться по своим свойствам. На каком-то уровне может возникнуть возможность управлять распределением энергии внутри собственной структуры, на каком-то — возможность самоосознания.

Любой объект делает своей структурой и активностью реальность реальностью, выделяя её как совокупность локальных объектов. Мы даём миру его Бытиё, и сами создаём границы между собой и миром. То, что нам кажется обстоятельствами, это на самом деле наш способ сборки мира, установления границ в нём.

Как мы уже делали применительно к себе, рассмотрим систему, состоящую из двух подсистем: наблюдателя и окружающую его Вселенную. Вместе с остальной частью Вселенной он образует замкнутую систему. Наблюдатель, благодаря своим системам восприятия и хранения информации, так или иначе способен различать какие-то из компонент суперпозиции. Как уже говорилось, в такой трактовке наблюдателем может быть любой объект. Наблюдателем может быть, например, камень, или собака, или устройство, регистрирующее распад атома или прохождение частицы через детектор.

Нетрудно видеть, что мир для каждого наблюдателя — субъективен, он определяется только теми системами восприятия и хранения информации, которые в нём присутствуют. "Восприятие" в данном контексте означает просто способность объекта записывать в себе информацию, достаточную для разделения компонент суперпозиции в окружающем мире.

Можно говорить о различных уровнях проявленного Сознания, которые отличаются друг от друга способностью выделять те или иные компоненты суперпозиции в полном векторе состояния и тесно связанной с этим степенью осознаваемости Сознания. Можно говорить о восприятии и Сознании минералов, растений, животных, человека и Сознании Будды. Всё существующее в природе осознаёт себя на том уровне, на котором оно существует. Сейчас я постараюсь, очень коротко, рассказать об этом.

Опять же, рассмотрим камень и окружающую его Вселенную. Может ли камень столь же эффективно разделять компоненты суперпозиции окружающего его мира, как это делает человеческое Сознание? Конечно, нет. Но какие-то компоненты из суперпозиции он выделяет, и записывает в себе информацию о состояние окружения.

В силу этого время для камня течёт, хоть и исключительно медленно. Субъективный ход времени определяется скоростью создания объектом окружающей его реальности, или, другими словами, темпом разделения компонент суперпозиции из вектора состояния окружения. Ведь, как мы помним из предыдущего, если в системе сохраняется когерентность состояний, то времени в ней нет.

Если вы когда-то были под наркозом, то знаете, что несколько часов там проходят как один миг. Так вот, для камня мигом являются миллионы, если не миллиарды, лет. У минералов практически отсутствует сознание и осознавание себя. У них нет возможности управления декогеренцией окружения и появляющейся в силу наличия этой возможности свободы, а взамен есть железные законы классической физики, причины и следствия.

В животных и растениях уже присутствует неосознаваемое Сознание, которое может разделять значительно большее количество компонент квантового вектора состояния окружающей Вселенной. Здесь уже есть случайность, есть возможность управления потоками энергии внутри системы, и связанная с этим свобода, как неосознаваемая пока ещё возможность сборки различных миров, осуществляемая за счёт управляемой декогеренции, т. е. выделения тех или иных компонент суперпозиции. В этом мире течёт время. В целом в нём доминирует причинно-следственная связь.

На человеческом уровне Сознания появляется возможность самоосознания, возможность осознания работы своего ума, систем восприятия, и управления потоками энергий внутри тела. Отсюда, потенциально, человек свободен. Однако в человеке, как правило, доминирует сознание ума, т. е. осознавание мира через представления о нём. Ум — это очень высокий уровень Сознания по сравнению с камнем. Но, одновременно, в силу обусловленности ума окружением, представлениями о себе и т. д., возникает и тотальная бессознательность, тотальная зазомбированность, тотальная роботизированность, о которой мы не раз говорили (на сайте www.simoron.dax.ru по этому поводу говорится в статье "Пять вечеров"). В силу этого, для абсолютного большинства представителей вида homo sapiens течёт время, и доминирует причинно — следственная связь. Но человек, поскольку способен к осознанию работы своего ума, систем восприятия и управлению потоками энергий, потенциально может находиться на всех уровнях Сознания, в том числе и на таком, где нет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных связей.

Наконец, последний и высший уровень Сознания характеризуется осознанием Сознания самоё себя. Это осознавание себя как нерождённое сознание, т. е. сознание в чистом виде, предшествующем идентификации с объектом.

Человек осознает работу своего ума и систем восприятия, их роль в создании иллюзорного феноменального мира. Он способен осознанно выделять те или иные компоненты суперпозиции, и способен не выделять никаких компонент вообще. Он выходит за рамки этого иллюзорного мира, выходит за пределы ума и эго, выходит к Целому. Теперь он и Целое — одно и тоже. Мир в тебе, а ты в нём.

Этого нельзя понять, ибо тут нечего понимать, но это можно привнести в жизнь. Мистики говорят об этом состоянии, как о тотальной погружённости в Бога. В этом состоянии нет я, есть просто Сознание, которое не имеет границ, названий и форм. Это Сознание Христа, Будды, Кришны, Лао-цзы. Для тебя больше нет времени, нет пространства, нет причин и следствий. Ты пребываешь в вечности под названием здесь и сейчас, в состоянии единства между собой и миром, всеохватывающего понимания и радости. В этом состоянии у тебя миллионы возможностей, как поступить, но нет вопроса о выборе. Он очевиден. Правда, в вечности пребывает и камень, и маленький ребёнок. Но в отличие от камня или ребёнка, ты теперь полностью осознаёшь это. Последнее утверждение, впрочем, уже неверно, потому что осознавать нечего… и некому. Сознания Будды не существует, потому что не существует самого Будды! Человек вернулся домой. Теперь он — живая Истина и живой Бог. Он цветение саккуры, которой ещё нет…. Он — Никто. И он — всё.

 

Вопросы и ответы

 

Гость : — Согласен. Получается, что есть система, частью которой мы являемся, мы ее изучаем, становимся целым, после — снова разделение и игра. Это и есть беконечное самопознание. Человек — Будда — человек — Будда — ….

Андрей: — Михаил, насколько я представляю, многие прозвучавшие выводы построены на основании наблюдения над элементарными частицами. Насколько это может быть справедливо для макроскопических тел?

— Теория запутанных состояний и теория декогеренции формулируется не в категориях частиц, а в категориях систем и подсистем, содержащих любое число частиц. Сейчас проведены первые опыты по квантовым корреляциям в системах, содержащих макроскопическое число частиц.

Перенос же выводов этих теорий на все окружающие нас системы, конечно же, является гипотезой.

Татьяна: — Михаил, мне почему-то кажется, что божественность, или просветление возможно, но не просто так — взамен ты должен заплатить определённую цену. Ты должен избавиться от боли, радости, счастья, горя, желаний, фантазий…. Получается, что у тебя вообще не будет ничего того, что связано с чувствами. И мыслей с вопросами, кстати, тоже не будет — зачем, ты и так все видишь и знаешь. Зачем мне эта пустота! Это ведь неинтересно. Интересно только тогда, когда значимо!

— Тань, следи, кто тобой сейчас управляет, откуда идёт твой вопрос! Пустота для обычного человека звучит, как опустошенность. Ум ведь жаждет иллюзий, жаждет иллюзорной жизни, и воспринимает всё в тех границах и представлениях, в которых живет. А состояние Просветления выходит за рамки любых представлений. Ум никогда не вместит этого. Просветлённый человек проживает всё, что только возможно в этом мире. Он присутствует всюду, даже в гневе и страхе, блаженствуя, удивляясь и радуясь. Его никак нельзя назвать безучастным, бесчувственным или всезнающим. Скорее, наоборот — он весел, лёгок, игрив и очень любознателен. В нём покой, радость, любовь и смех, — хотя внешне это может выглядеть как угодно. А насчёт пустоты, так пустота в состоянии Просветления есть, но это не означает отсутствие чего-либо. Это пустота Дао. Пустота для Мастера — это отсутствие несвободы, отсутствие зависимости, это состояние ничем не занятого и необусловленного сознания. Она ничем неотличима от наполненности, но наполненности без зависимости. И ещё. Ум — это не есть состояние жизни. Ум — это состояние выживания. Ум никогда не сделает тебя счастливой. Счастье — это состояние присутствия в чём-то, сопричастности чему-то без зависимости, это состояние не-ума, т. е. владения умом без зависимости и отождествления с ним.

Елена: — Михаил, а Вы стремитесь достичь это высшее состояние Сознания?

— Скорее нет, чем да. Если вы к этому будете стремиться, вы никогда его не достигните. Усилия тут скорее не нужны, чем нужны. Я так просто живу, и всё.

Сергей: — Михаил, а можно ли предсказать, что ждёт наш мир в будущем. Будет ли то, что называют "концом света"?

— В качестве гипотезы, описывающей возможный конец света, можно рассмотреть следующий сценарий.

Сейчас, когда человек всё более и более отчуждается от себя, от своей жизни, его психика фрагментирована, разные её части, подобно лебедю, раку и щуке, тащат человека в разные стороны. Это означает нарастающий конфликт и напряжённость между различными частями психики, и рост напряжения в структуре "Я".

Из физики известно, что при достаточном градиенте энергии виртуальные состояния становятся реальными, локальными, "классическими".

При каком-то пороговом значении напряжённости возможен фазовый переход, когда подавленные сознанием образы, желания, страхи, архетипы коллективного бессознательного и т. д. материализуются, и подавленные Страхи, Ужасы, Вожделения, Бесы станут такой же реальностью, как и та, которая нас сейчас окружает.

И в древних книгах, как известно, говорилось, что перед "концом света" будет множество знамений. Знамения — это локальная материализация "сновидческих" образов и прочих структур "тонкого" мира.

Это происходит и сейчас (например, мироточение икон), только в не очень заметных масштабах (пока)

А когда случиться глобальный фазовый переход, каждый получит в реале то, о чём думает на самом деле, получит материализацию тех мыслей и образов, которые в нём наиболее энергетически проявлены.

Большинство получит материализацию своих страстей (бесов), которые будут их удовлетворять, вплоть до полного распада. Кому-то это будет мучительно (материализация страхов и т. д.), кому-то — приятно. Кому-то — мучительная смертушка, кому-то — лёгкая и приятная эвтаназия.

Верующие получат по вере своей, кто-то из них увидит "второе пришествие", а кого-то будут искушать до скончания веков бесы. Но даже для увидевших "второе пришествие" и попавших в "рай" это будет лишь отсрочкой, выигрышем времени.

Из общих соображений квантовой физики можно ожидать, что в дальнейшем все подсистемы Вселенной ждёт обратный переход из локального (классического) в чисто-квантовое (запутанное, нелокальное) состояние. В Веданте подобное состояние Вселенной называется периодом Великой Пралайи, когда не существует ничего проявленного, включая пространство и время.

Реально спасутся лишь те, кто осознал своё бытие вне материальных форм, и сформировал самоосознающую себя структуру, способную быть таковой даже в чистом запутанном состоянии.

Им, по всей видимости, уготовано стать одними из Богов, ибо подобная структура в принципе способна создавать своё пространство событий, свою классическую реальность.

Итак, цепочка проста: ускорение технологического развития — > рост отчуждённости от жизни и себя, рост напряжённости в структуре "Я" — > фазовый переход (материализация "тонких" миров), именуемый по традиции концом света.

Александр: — В эзотерической и психологической литературе я часто встречаю термин "осознавание", он часто звучал и сегодня. Я понимаю его как наблюдение, свидетельствование. Это так?

— Почти. Только это не только наблюдение, это РАЗЛИЧЕНИЕ, то есть выделение отдельных компонент чего-то. Применительно к нам это видение своих реакций, видение составляющих переживания, составляющих восприятия, это возможность ИССЛЕДОВАТЬ его. Это просто понимание того, что сейчас происходит вокруг тебя и с тобой. Именно происходит, происходит с твоим участием, а не "случается" с тобой. Для осознавания нужно быть внимательным ко всему, что с вами происходит. Например, если вас оскорбили — увидеть, какие мышцы и где напрягаются, как меняется дыхание, на какой мысли (типа — "так со мной нельзя. И с другими людьми — тоже. Я должен воспитать тебя. Сейчас ты получишь!") сужается наш ум. Исследовав своё переживание, увидев его, мы теряем зависимость от объекта, его вызвавшего. Мы попадаем в тот неизменный центр, который не затрагивает никакое периферическое движение, — которое идёт, нисколько не меняя нашего состояния.

В освоении наблюдения, свидетельствования есть немало маленьких тонкостей. Часто человек говорит "я наблюдаю", а на деле он не наблюдает, а фиксирует какие-то события или свои состояния. Так происходит, когда человек целенаправленно что-то делает, и видит несоответствие происходящего с тем, что он хочет. Эти несоответствия фиксируются, и ощущаются как озабоченность или беспокойство. Понаблюдайте, пожалуйста, за своим дыханием — я помолчу минутку. Кто заметил, что его дыхание изменилось? (большинство поднимают руки). Вот то-то и оно. Если дыхание изменилось, это была фиксация, а не наблюдение. Для наблюдения, свидетельствования необходима высокая степень незаинтересованности в происходящем. Имейте в виду, что у нас есть привычка — если мы на что-то смотрим, нам сразу хочется что-то с этим сделать. А делать ничего не надо — надо просто наблюдать. Чтобы не происходило, самого наблюдателя это никак не касается. Именно отсюда и рождается знание ситуации нутром.

Есть ещё одна типичная ошибка в освоении свидетельствования. Свидетельствование не предполагает отстранённости от собственных мыслей и эмоций, как это многие думают. Оно предполагает любую степень вовлечённости — полностью на ваше усмотрение. Это именно то состояние, когда абсолютный покой и сильнейшие эмоции и переживания находятся в состоянии суперпозиции, существуя одновременно и проявляясь вовне осознанно, целиком по вашему усмотрению.

Способность к осознаванию — имманентное свойство всего сущего, которое проявлено, как уже говорилось, на разных уровнях. Осознаём мы и телом, и умом, и всеми органами чувств.

Обычный человек осознаёт себя лишь частично, он осознаёт происходящее благодаря уму. Ум — только часть сознания, сознание на уровне ума. Именно эта часть решает, что хорошо для нас, а что плохо, что надо делать, а что нет, и пытается контролировать наше поведение. Но контроль в ситуациях, требующих спонтанного действия, невозможен, — хотя в ситуациях, не требующих ничего кроме болтовни, жестикуляции или известного алгоритма поведения, ум с этой задачей вполне справляется. Мы можем решить не гневаться, не тревожится, не скучать, не ругаться с тёщей, быть счастливыми и благодушными, расслабленными и естественными, не курить, делать утром зарядку, и что? За этими решениями нет силы. Ум — самая бессильная часть нашего сознания. Ум может решать, но у него нет силы воплотить в жизнь свои решения. Почти вся сила и энергия находится в подсознании, и реальное осуществление всех наших действий осуществляется именно подсознанием. Эта часть имеет энергию — но она полностью слепа, она не может решать. Мы сознательно принимаем те или иные решения, но исполняет их наше бессознательное.

Ум пытается контролировать работу подсознания, но полный контроль невозможен: часть (сознание ума) не может контролировать целое. И возникает конфликт между нашей сознательной и бессознательной частью, конфликт между мыслью и желанием, мыслью и действием. Вы можете пытаться усилить контроль над своими желаниями и действиями, но чем более вы в этом преуспеете, тем более искусственными, шизофреничными, фальшивыми и лицемерными вы станете. Вы будете искать и примерять к себе всевозможные роли и маски, — и в конце концов потеряете своё подлинное бытие.

Выйти из этого конфликта можно двумя путями. Первый — это убрать контроль ума, и превратится в целостное, но бессознательное животное. Способов тут немеряно, и алкоголь — только один из них. Второй — сделать бессознательное сознательным, осознать его. И осознать работу ума. Нужно увидеть и пережить внутренние конфликты, осознать их — это и откроет дорогу сознательному, сознательному на гораздо более высоком уровне, чем сознание ума. Именно этот путь прошли Будда и Христос, Лао-цзы и Бодхидхарма… Возможность же перепрограммировать ум так, чтобы уменьшить конфликты между ним и бессознательным (этим занимаются многие направления психологии, НЛП и т. д.) — это только отсрочка, заметание мусора под ковёр, ведь человек всё равно остаётся бессознательным по отношению к этим видоизменённым программам.

В процессе осознавания бессознательное растворяется в сознательном, в этом исчезает наша обусловленность внешним и автоматизм реакций. Мы становимся более свободными и цельными, внутри у нас всё меньше и меньше конфликтов. В пределе мы осознаём себя не как тело, не как ум, не как совокупность представлений о себе, а как Сознание, которое было, есть и будет всегда.

К слову сказать, очарование опасности и риска в том и состоит, что нет времени на размышление, мы вынуждены действовать сразу, спонтанно. В эти моменты вместо мысленной жвачки происходит осознавание себя в спонтанности, вне ума… и мы потом долго вспоминаем эти моменты как моменты подлинной жизни. Подлинная жизнь — это жизнь в спонтанности, вне контроля представлений, которые стали барьером между нами и миром. И мы на занятиях, как вы заметили, часто требуем такого выполнения упражнений, чтобы оценивающий ум не успевал включиться, зафиксировать что-то, стать барьером. Поэтому многие симоронские техники, типа отыгрыша меток или работы в отражениях, дают практически мгновенный эффект за счёт снятия фиксаций ума, идущих от представления о значимости тех или иных объектов. А когда мы не цепляемся за что-то внешнее, умирает всё то, что НЕ ТЫ, и мы мало-помалу попадаем в центр Сознания. Так и обеспечивается постепенное движение от бессознательности к осознанности — если, конечно, правильно этим пользоваться. А правильно — это значит просто исследовать, осознавать себя, не стараясь чего-либо получить, привязать что-то к каким-то ожиданиям, причинам и следствиям.

Хочу также, на всякий случай, сказать, что мы вовсе не призываем отказаться от ума или чего-то ещё. Речь идёт об отказе к привязанности и обусловленности ими, от отождествления с ними.

Вопрос ведь простой, — или ты владеешь своими представлениями, или они владеют тобой. Или ты имеешь знания, или знания имеют тебя. Либо ты ешь курочку, либо курочка ест тебя:)

Дмитрий : Михаил, а не происходит ли так, что квантовое рассмотрение справедливо для маленьких масштабов, а для обычных, привычных для нас, оно переходит в классическое, и никаких особенностей, о которых ты говорил, в привычном для нас мире нет?

— Действительно, при выполнении некоторых условий, а именно — малость изменения потенциальной энергии на масштабах длины волны де Бройля, — уравнения КМ переходят в уравнения классической физики, и уравнения движения макроскопических тел возникают как предельный переход уравнений КМ (т. н. теорема Эренфеста).

Это вовсе не значит, что квантовых свойств в "привычном для нас мире" нет. Например, спектр излучения Солнца, как и лампочки, как и атома водорода, описывается исключительно квантовыми формулами, а самый обычный магнит своему существованию обязан исключительно квантовым эффектам.

Но дело даже не в этом. Основной квантовый дуализм, это не дуализм "волна-частица", как считалось вплоть до 80х годов прошлого века, а дуализм "локальность-нелокальность". Этот дуализм существует для всех тел, всех частиц. Сейчас я, как локальный объект, стою перед вами. А как квантово-нелокальная структура присутствую "везде и всегда".

Валентина : — Михаил, а существует ли Вселенная без наблюдателя?

— Без наблюдателя мир и существует, и не существует. Любая замкнутая система находится в чистом запутанном состоянии, и в ней нет никаких локальных, классических объектов. Локальные (классические) объекты существуют только для подсистем (наблюдателей), обменивающихся между собой энергией.

Мы всегда можем (формально) выделить в мире какой-то объёкт (подсистему), и этот объект + оставшаяся часть Вселенной и образуют замкнутую систему, в которой сохраняется когерентность состояний. Вот этот объект и является наблюдателем, он способен при взаимодействии разделять компоненты вектора состояния в оставшейся части Вселенной. Этих наблюдателей — бесконечное множество, но их, в некотором смысле, нет — есть только целостная система, а наблюдатели существуют только друг для друга. Каждый наблюдатель создаёт свой собственный мир, но другие наблюдатели также принимают в этом участие. Так что Вселенная существует и благодаря нам с вами!

То, о чём мы сегодня говорили — во многом игры ума, игры ума на уровне представлений квантовой физики, многие из которых, правда, подтверждены экспериментально. Иногда эти игры ума полезны, за них некоторым даже платят деньги.

А не являются играми от ума свидетельствования мистиков. Будда просмотрел миллионы иллюзорных миров. Мистики сходятся, что существует только Единое. Это много тысяч лет назад было сформулировано в знаменитом высказывании "Это — ТО". Единое называют по разному, чаще всего, в последнее время, его зовут Сознание. Мы называем его ЧЗС Вселенной в целом.

Валентина : — Михаил, а почему же все люди воспринимают мир примерно одинаково, если мир каждого наблюдателя, как ты говоришь, субъективен?

— Хороший вопрос. Поскольку органы восприятия и накопления информации об окружающем мире у людей в целом довольно похожи, и имеют обычно дело с объектами с высоким уровнем классических корреляций, то и миры, в которых оказываются люди, тоже довольно похожи. Однако причина иллюзии "объективности" мира не только в этом. Она в тех фиксациях нашего внимания, которые социально обусловлены, она в общей системе понятий, которым пользуется человечество, и постоянном внутреннем диалоге почти каждого из нас. Эти причины и фиксируют точку сборки практически всех людей в очень близкой позиции, не позволяя большинству людей смотреть на мир из других участков спектра сознания.

Многие слышали о возможности двигать точку сборки, собирая таким образом самые различные миры вокруг себя. Я читал подобные описания у Кастанеды и Мареза, а так же сам, в порядке эксперимента, не раз попадал на полосы звериного восприятия. Мир там выглядит совсем иначе. Также, данные этнопсихологии и психологии первобытных племён говорят о том, что даже особями вида homo sapiens мир воспринимается очень по-разному.

Александр: —Михаил, а можно ли сказать, что такое физическая смерть, и что нас ждёт после неё?

— Попробую (улыбается).

Как мы уже говорили, любой объект представляет совокупность взаимодействующих квантовых полей, отличающихся энергией взаимодействия с окружением. Та часть полей, которая наиболее сильно взаимодействует с окружением, характеризуется низкой степенью запутанности, и переходит в проявленное, локальное, классическое состояние. А та часть полей, которая взаимодействует с окружением слабо, характеризуется высокой степенью запутанности и остаётся в нелокальном, суперпозиционном состоянии.

Между этими уровнями бытия могут быть все промежуточные звенья, отличающиеся по энергии взаимодействия, — и, стало быть, по степени запутанности и нелокальности. Для каждого "звена" из этой цепочки существует своё пространство событий, со своей метрикой пространства и времени, где и реализуется его Бытиё.

Напомню, что в "этом мире" измерения (наблюдения) мы проводим не над всеми квантовыми полями, а только над теми, которые характеризуются достаточно сильной энергией взаимодействия с другими полями, т. е. с электромагнитным излучением, атомами, молекулами и т. д. В результате этих измерений мы, к примеру, видим ствол дерева, осязаем его, чувствуем запах и т. д.

По школьной привычке многие считают, что физические поля возникают как результат взаимодействия "плотной" материи, — электронов, атомов, ядер и т. д. То есть вещество первично, а поле вторично. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, что с разрушением материальной формы ВСЕ поля, соответствующие данному объекту исчезают. Это не так, вещество и элементарные частицы точно так же могут быть описаны как возбуждения квантовых полей (т. н. представление вторичного квантования). Эти два способа описания совершенно равноправны, иногда удобнее использовать первый способ, иногда — второй. По большому счёту, любая материальная структура, включая элементарные частицы, возникает как результат декогеренции окружением квантового нелокального состояния.

То есть, когда какой-либо объект "умирает" в материальном мире, мы можем лишь сказать, что характеристики "плотной" части квантовых полей данного объекта существенно меняются. Квантовые поля, характеризуемые меньшей энергией взаимодействия, остаются вне нашего инструментального наблюдения.

Из общих соображений квантовой теории информации и теории декогеренции можно сказать, что в этих полях может храниться значительная часть информация о жизни объекта, и они могут сохраняться неизмеримо дольше, чем его материальная форма, ибо гораздо слабее взаимодействуют с окружением. Измерения с использованием эффекта Кирлиан подтверждают это, — например, если обрезать часть живого листа, то кирлиановское изображение долгое время будет показывать целый лист.

Конечно, в этих полях записывается не вся информация, а некое её усреднение. Процессы, идущие с большой скоростью, присущей более "плотным" полям в силу большей энергии взаимодействия, не могут оставить след в более "тонких" слоях. Это похоже на то, как кинокамера, снимающая костёр, записывает только информацию о форме, цвете и яркости огня, но не способна записывать координаты и импульсы всех молекул и атомов, участвующих в процессе.

Без сомнений, эти "тонкие" поля могут, хоть и слабо, взаимодействовать с тем, что мы называем материальным миром, т. е. с "плотными" полями, характеризуемыми большой энергией взаимодействия и высоким уровнем классических корреляций. И способны как передавать ему обратно накопленную информацию, так и взаимодействовать с другими образованиями, в том числе и более "тонкими", отдавая что-то им и получая что-то от них.

Если и эти поля "погибнут" в результате взаимодействия со своим окружением — найдутся ещё более слабо взаимодействующие поля, в которые запишется часть информация из этих. Они будут ещё более нелокальны. И тоже будут взаимодействовать — и с более "грубыми" по отношению к ним полями, и с более "тонкими", и себе подобными.

В цепочки таких полей есть предел, который мистики называют Единым и Нерождённым, а мы называем чистым запутанным состоянием Вселенной в целом.

То есть, мы имеем два полюса: с одной стороны, существующее вне времени и пространства полностью запутанное состояние, квантово-коррелированное со всем сущим и способное проявиться в классическом состоянии в произвольном месте и времени (в терминологии мистиков — Нирвана, Бог, Сознание). С другой стороны, — сильно взаимодействующие поля с высоким уровнем классических корреляций и причинно-следственных связей (Дьявол, Разделённость, Сансара), проявляемые локально, в определённом месте и времени. Эволюция "сансарических" структур во многом предопределена историей их возникновения, этот детерминизм на востоке часто называют Кармой.

В любом случае, любая материальная или полевая структура одной своей стороной, через квантовые корреляции и более нелокальных соседей повёрнута в сторону связи всего со всем (Богу, полностью квантово-коррелированному состоянию), а другой стороной, через классические корреляции, повёрнута к разделённости, миру детерминизма, изолированности и борьбы. Эти силы всюду и везде абсолютно уравновешены, и каждый волен сам выбрать, в какую сторону ему идти.

Так что, в некотором смысле, можно сказать, что мы никогда не рождались и никогда не умрём:) Рождается и умирает только наша часть, отвечающая наиболее быстрой и энергетически насыщенной части бытия.

Осознать это может только человек. Каждому пласту квантовых полей отвечает свой уровень сознания (т. е. способности различать и записывать в себе информацию об окружении), но только у человека есть возможность прямого контакта со всеми из них. И возможность увидеть своё подлинное бытиё, бытиё вне рождения и смерти тела, ещё при жизни.

Однако вопрос Александра, как я понимаю, был задан более конкретно, — что мы увидим и почувствуем после смерти. Это большая тема, в двух словах её не раскроешь. Интересующиеся могут обратиться к описаниям Эммануила Сведенборга, Тибетской книги мёртвых или Роберта Монро. Только имейте в виду, что очень много определяется культурной средой, в которой человек жил, и соответствующими стереотипами. С этих позиций, нам наиболее близки описания Роберта Монро, сделанные им в "Далёких путешествиях". Хотя наиболее точное описание, на мой взгляд, — правда, применительно к культурной среде средневекового Тибета, — дано в "Тибетской книге мёртвых".

Добавлю, что тот слой посмертного бытия, в котором мы окажемся, "выберут" привязки нашего сознания, и энергия этих привязок. Мы будем подобны шарику, помещённому в раствор соли переменной плотности, и шарик зависнет там, где его плотность (=энергия привязок) совпадёт с плотностью раствора. А каждый там увидит своё, уже в зависимости от ментальных и прочих стереотипов.

Каждый, в некотором смысле, попадёт в "рай", и получит то, о чём мечтал, — только кому-то это будет радостью, а кому-то мучением. Например, в нижних слоях (что-то типа чистилища) человек будет видеть предмет своего вожделения, но удовлетвориться не сможет, ибо тела нет, и насыщение не наступает. И это мучение будет продолжаться до тех пор, пока привязки не будут прожиты, и человек не откажется от них.

Впрочем, каждый сам может прикинуть, какие привязки у него наиболее сильны, и где он окажется. Советую прожить и отказаться от этих привязок "ещё при этой жизни", — там, в посмертии, всё происходит гораздо медленнее. На всякий случай подчеркну, что я совсем не имею в виду отказ от удовольствий, я имею в виду отказ от привязанности к ним и обусловленности ими. Только когда человек становится рабом своих удовольствий, они могут стать разрушительными.

Нам выпал Козырной Туз, что мы родились людьми, а как им распорядиться, исключительно дело каждого.

Марина: — А с чем мы сталкиваемся во снах? Вещие сны — это тоже проявление нелокальности "тонких миров"?

— Во снах мы сталкиваемся с тем уровнем реальности, на котором активно наше сознание во время сна. Напомню, что в "обыденной" реальности мы имеем дело с сильно взаимодействующими структурами, характеризуемыми низкой степенью запутанности, и высоким уровнем классических корреляций, — чем и объясняется похожесть наблюдаемой всеми реальности в "дневном" сознании. Во сне же сознание перемещается на восприятие более слабых по энергии взаимодействия структур, и здесь уже велика доля суперпозиционных, нелокальных состояний. Поэтому общей реальности здесь нет, а есть лишь большой набор потенциально возможных "картинок", которые мы можем видеть. Аналогичная ситуация имеет место и в посмертном бытии, но там сознание свободно от влияния процессов, связанных с физиологической деятельностью тела.

Видимый во сне набор "картинок" определяется как плотностью энергии того уровня реальности, на котором активно наше сознание, так и избирательной активностью самого сознания, "извлекающего" в процессе взаимодействия с окружением те или иные сюжеты. Обычно этот выбор происходит неосознанно, однако во время осознанных сновидений ты можешь "проснуться во сне" (зная, что спишь), и тогда сознание берёт контроль за своей деятельностью. В этом случае появляются удивительные возможности выбора той реальности, в которой ты находишься. Ты можешь создавать те или иные миры вокруг себя, свободно путешествовать по ним, встречаться с кем хочешь, искать необычные приключения. Для этого надо не так уж и много: "проснуться" во сне, и понять, что ты это можешь. Те, кто с этим сталкивался, знают, насколько это впечатляет. Я, наверное, недели две ходил под впечатлением после своего первого осознанного сновидения.

Любители осознанных сновидений и астральных путешествий часто даже считают, что путешествуют по различным "объективно существующим" мирам, и рисуют всевозможные карты и схемы. Это почти так при путешествиях в наиболее "плотных" слоях сновидческого пространства, где степень запутанности низка, высок уровень классических корреляций, и реальности, видимые различными наблюдателями, "похожи". Однако, в менее плотных слоях карты почти бесполезны, ибо сновидческие и посмертные миры по сути являются твоими ментальными проекциями, и возникают в ходе управляемой или неуправляемой декогеренции суперпозиционного состояния окружения в ходе взаимодействия с твоим сознанием, как самоосознающей себя структурой. Конечно же, чем на более "тонких" пластах реальности ты находишься, тем больше у тебя возможностей для творчества в плане создания окружающей реальности. Как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны:)

Во снах, как осознанных так и нет, мы имеем дело со структурами, характеризуемыми большей степенью запутанности, нежели в "дневной" жизни. В силу их нелокальности в них может содержаться информация как о прошлых, так и будущих событиях. Если речь идёт об "овладении технологией" вещих снов, то стоит отметить, что необходимо уметь не только попасть на тот уровень реальности, где информация об этих событиях "уже есть", но и перезаписать эту информацию на более "плотные" слои сознания, на которых происходит пробуждение. С настройкой на будущие события и их планированием в ходе снов еженощно сталкивается любой из нас, но мало кто помнит об этом поутру. Как и приснившихся ему 7–8 снов.

И — хочу предупредить. Не следует "управлять" сновидениями. Управлять ими в какой-то момент кажется просто, только это простота матроса Железняка, заявляющему Учредительному собранию: "караул устал". Дню — дневное, ночи — ночное. Лучшее, на мой взгляд, — это сознательно и полностью отдаться стихии сна, зная, что ты спишь.

Марина: — Михаил, а если приснился вещий сон, можно ли каких-то событий из него избежать?

— Конечно. Для этого необходимо лишь растворить свою роботизированность, — например, осознанно проиграв это событие или свои опасения наяву, — и перейти на другую линию течения событий. Желательно проиграть не формально, а пропустить через себя Поток.

Чуть поясню. Поток — это когда "Остапа понесло", и ты играешь не от себя, не от своих представлений о ситуации, а от некой пробудившийся в тебе внеличностной силы, испытывая при этом радость реализации и насыщенность жизни. Только пребывание в Потоке по настоящему трансформирует человека и сценарий его жизни. Можно даже не отыгрывать сон — даже кратковременное вхождение в любой Поток, отличный от привычного, способно трансформировать сценарий жизни.

Александр: — Михаил, а эгрегоры, бесы и т. д. — это всё тоже можно рассматривать как объекты тонкого мира, которые мы создаём своими мыслями?

— Да, совершенно верно. Наиболее сильные эгрегоры создаются на тонком плане реальности, когда много людей думают в одном направлении, и при этом мысли имеют мощную эмоциональную энергетическую поддержку. Подобные эгрегоры способны к достаточно автономному существованию и могут оказывать заметное влияние на "плотный" мир. Каждый из нас взаимодействует с множеством эгрегоров разного уровня, только редко у кого это взаимодействие происходит осознанно. Имейте в виду — любому эгрегору для выживания нужны неравнодушные к нему люди, а вовсе не только сторонники. Борясь с эгрегором, вы его только укрепляете своей энергией. Если вы заметили, что попали под влияние какого-то из них и хотите выйти, — просто уходите, улыбаясь и никак к нему не относясь.

Что же касается "бесов", то я никогда не сталкивался с ними как с проявлением хорошо организованной злой воли. Более того, организованная "злая воля" представляется мне на тонком плане невозможной. Скорее, бесы, — это сгустки нашей жизненной энергии, это продолжение наших страстей на тонком плане, — особенно страстей, которые нацелены на что-то одно. В некоторых случаях подобные "бесы" имеют достаточно автономное существование.

Также, "бесами" можно назвать и достаточно примитивные структуры тонкого плана, питающиеся исходящими от нас потоками "грубых" энергий, — такими как гнев, ревность, ненависть, одержимость той или иной идеей, страх и т. д., и даже иногда умеющими провоцировать эти чувства, стимулировать свой источник корма. Они выполняют позитивную функцию, "поедая" избыточные потенциалы энергии, — хотя, конечно, могут доставлять своему "кормильцу" определённый дискомфорт. Подобные избыточные потенциалы обычно возникают из-за конфликтов между различными частями нашей психики, когда одно желание вступает в конфликт с другим, или при различных драматических обстоятельствах. Наши чувства вообще являются важным источником энергии на тонких планах существования, и мы чем-то напоминаем баранов, которых разводят, чтобы иметь достаточно шерсти. Однако, у каждого из нас есть возможность искать проход к свободе и пройти через него.

Изгнать подобных бесов у того или иного человека возможно и иногда даже довольно легко, только обычно это не имеет никакого смысла. Свято место пусто не бывает, и через непродолжительное время всё возвращается на круги своя. Правда, за это время человек иногда может что-либо понять, и почувствовать вкус к другой жизни. По настоящему избавиться от паразитирующих на нём бесов может только сам человек, через рост осознанности.

Феликс: — Михаил, а связана ли как-то гипотеза множественных вселенных Эверетта с той концепцией, о которой ты рассказывал?

— Правильнее говорить о многомировой интерпретации квантовой механики, а не о гипотезе множественных вселенных. Согласно концепции Эверетта, каждая из компонент суперпозиции описывает целый мир, и ни одна из компонент не имеет преимущества перед другой.

С математической точки зрения, это просто другая формулировка квантовой механики. Если обычно задают вопрос, с какой вероятностью произойдёт то или иное событие, то в интерпретации Эверетта вопрос ставят чуть иначе: с какой вероятностью наблюдатель попадает в тот или иной мир? В этой интерпретации реализуются ВСЕ возможные исходы любого события, в то время как в традиционной интерпретации — только один, и мы можем предсказать только вероятность этого исхода. На вопрос о том, как происходит селекция возможных альтернатив (радиоактивное ядро распадётся через час или через секунду) в традиционной интерпретации квантовой механики нет ответа, её даёт теория декогеренции: в совокупной системе, содержащей и измерительный прибор, и наблюдателя, отражены все возможные альтернативы измерения, и только дальнейшее взаимодействие наблюдателя с окружением выделяет (для него) одну из них. В интерпретации Эверетта ответ другой: реализуются все исходы, только в разных мирах. А число миров, в которых произошло то или иное событие, пропорционально его вероятности.

Воззрения, о которых сегодня шла речь, можно перевести и на язык многомировой интерпретации квантовой механики. Например, создание того или иного "субъективного" мира будет просто означать попадание в один из бесчисленных эвереттовских миров.

На мой взгляд, перспективы концепции Эверетта в нынешнем виде ограничены. Она классична в том смысле, что подменяет нелокальность квантового мира на совокупность классических миров. Единственный плюс этого в том, что облегчается восприятие некоторых идей квантовой механики.

Гость: — Михаил, а какой в этом всём смысл? Где Будда? Он растворился в каждом из нас?

— Принц Гаутама и Иисус из Назарета давно умерли, — а Будда и Христос никогда нас не покидали. Первые имена — имена индивидуальностей, вторые — синонимы Сознания.

Целое рождает разделённые структуры, игру и противоречия между ними.

А затем эти структуры возвращаются в Целое, и оно получается уже "другим".

В квантовой механике существует утверждение о том, что полное знание о состоянии всей системы недостаточно для такого же полного знания о состоянии её частей. Так что, проходя через игры, проходя через разделённость и возвращаясь к Целостности, мы приносим ей в дар Знание.

Будда — тот, кто вернулся. Теперь он — в нас, мы — в нём.

Это только один из возможных ответов.

Вопрос такой: с точки зрения системы или скорее системы стоящей над ней, какая у нее может быть цель?

— Я процитирую любимого мной Рам Дасса, "Зерно на мельницу". Я не могу ответить лучше:)

«Почему все это началось? Почему мы оставили Бога, прежде всего?»

Этот вопрос — вопрос последний, и ответ Будды на этот вопрос был таким: «Это не ваше дело». И это не шутливый ответ. Он заявляет, что ваш субъектно-объектный ум не может знать ответ на этот вопрос. Это ответ, которым вы можете быть, а не знать, так как для того, чтобы это знать, вы должны были стать тем, с чего это возникло, но вы этим не являетесь, поскольку вы задаете этот вопрос. Это один из тех абсурдов, на которые вы ловитесь. Есть дюжина разных ответов, и все они в равной степени реальны и нереальны. Вы можете сказать, что Бог принял форму, чтобы познать самого себя, что он должен был разделиться, чтобы себя узреть. Или же можно сказать, что поскольку на ином уровне реальности времени нет, то ничего и не произошло. Это тоже реальный ответ. Все это — обоснованные ответы на том или ином уровне реальности. Всякий уровень имеет свой ответ на этот вопрос, но, поистине, вопрос этот непознаваем, пока вы не вышли за пределы своих уровней, потому что любой ответ, который вы даете, просто питает ваш ум с того или иного уровня, и все они лишь относительно верны. Сейчас все это звучит так, будто это вопрос неподходящий. Вы продолжаете спрашивать, но ответа не получаете. Я имею в виду — не только от меня, вы просто не получите ответа.

Валерий : — Михаил, спасибо за интереснейшую лекцию. А есть ли какая-нибудь литература по этой теме?

— По квантовой механике хорошей популярной литературы на русском языке я не знаю. Могу порекомендовать фейнмановские лекции по физике, особенно главы 37, 38, с хорошим введением в неё, и подробным описанием двухщелевого эксперимента. Современному состоянию и концептуальным вопросам квантовой теории посвящён обзор W.H. Zurek, "Decoherence, einselection, and the quantum origins of the classical", Rev. Mod. Phys. 75, 715 (2003), архивную версию которого можно свободно скачать, http://xxx.lanl.gov/abs/quant-ph/0105127. Связи квантовой и мистической картин мира посвящён прекрасный сайт Сергея Доронина, http://physmag.h1.ru/, который очень советую посетить. Как и форум на этом же сайте.

По теории относительности есть великолепная книжка Э. Тейлора, Дж. Уилера "Физика пространства-времени". Она читается, как сказка! Многие вопросы о связи квантовой физики и восточных учений затронуты в книжке Ф. Капры "Дао физики", но многие физические теории, на которых базировался Капра, к настоящему времени устарели. Да и копает Капра не слишком глубоко, на уровне внешнего сходства. О параллелях между квантовой физикой и психологией имеется хорошая книга Р. Уилсона "Квантовая психология", могу также порекомендовать статью М. Б. Менского в Успехах Физических Наук, № 6 за 2000 год. Вопросы трансформации и трансценденции сознании освещены в книгах Мастера Сии "Найти Потерянный рай" и "Трансформация сознания" и, особенно, "112 способов умереть" (они есть на сайте http://www.sia.com.ua/). Также, рекомендую книгу Экхарта Толле "Сила момента сейчас". Совершенно восхитительные сутры Будды и Патриархов Дзен можно найти на сайте http://klein.zen.ru/. А информация о нашей версии системы Симорон есть на сайте http://simoron.dax.ru .

Только имейте в виду, что читать всё это совершенно необязательно. Всё, что нужно знать, вы и так знаете. В том смысле, в каком ветер "знает", куда ему дуть, а вы "знаете", как дышать, есть и пить.

 

В заключение, мне очень приятно выразить признательность и благодарность Сергею Доронину и другим участникам форума "Физика Магии", общение с которыми сыграло неоценимую роль в появлении обновлённой версии данной статьи.

Михаил Заречный

zarechny@hotbox.ru, http://www.simoron.dax.ru/

апрель 2001 года.

Дополнено — февраль 2004.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Звёздочкой (*) в тексте отмечены цитаты Сергея Доронина с форума "Физика Магии", http://physmag.h1.ru/cgi-bin/forum.cgi

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.