Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДИАЛЕКТИКА ЖЕЛАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ 14 страница



О том, что пациентка была одержима идеями кощунственного, профанирующего характера, я уже говорил. Конечно, религиозная жизнь предстает у страдающего неврозом навязчивости субъекта в виде глубоко видоизмененном, пронизанном симптомами, но в то же самое время, по некоему странному соответствию, религиозная жизнь эта, и в первую очередь жизнь евхаристическая, представляется порой идеально приспособленной для того, чтобы предоставлять неврозу навязчивых состояний то русло, ту форму, в которую он, невроз этот, особенно в религии христианской, столь легко отливается. У меня нет большого опыта в работе с неврозами навязчивых состояний, скажем, у мусульман, но было бы очень поучительно рассмотреть, как они с ситуацией этой справляются, то есть, другими словами, каким образом горизонт их верований, в том виде, в котором он исламом был выстроен, в феноменологию невроза навязчивых состояний оказывается вовлечен. Каждый раз, когда Фрейд имел дело с невротиками, получившими христианское воспитание, - такими, скажем, как Человек с волками или Цено-

образования бессознательного: глава XXVIII

век с крысами, - он обязательно указывал на ту важную роль, которую христианство в развитии и выстраивании их недуга сыграло. Нельзя не отдавать себе отчет в том, что самим символом веры своим христианская религия ставит нас перед поразительным, смелым и даже, мягко выражаясь, бесцеремонным решением, которое состоит в том, что носителем и опорой функции означающего - означающего, действием которого жизнь как таковая отмечена - становится в ней Богочеловек, воплощенная ипостась Божества. Христианский логос, будучи логосол воплощенным, дает всей системе отношений между человеком и речью самое точное разрешение -и не случайно воплотившийся Бог сам нарек себя Словом.

Не следует поэтому удивляться, если именно на уровне этого вечно обновляемого в евхаристии воплощения возникает у нашего субъекта, воплощение это собой заменяя, фаллос как означающее. И хотя в собственно религиозный контекст это означающее, само собою, не входит, не удивительно - если мы правы, конечно, - что возникает оно на этом именно месте.

Понятно, что роль, которую оно на этом месте играет, совсем иная, нежели там, где мы интерпретировали его прежде Тогда, на предыдущем этапе наблюдения за больной, было бы явной натяжкой интерпретировать его функцию под тем углом зрения, под которым мы рассматриваем его вторжение здесь, на уровне симптома.

Когда позднее, на гораздо более продвинутом этапе анализа, субъект признается аналитику: "Я воображала, что топтала голову Христа ногой, и голова эта напоминала вашу", - функция фаллоса вовсе не идентифицируется в этом фантазме, как полагает наш автор, с его, этого фаллоса, обладателем в лице аналитика. Если аналитик и идентифицируется здесь с фаллосом, то происходит это постольку, поскольку в данный конкретный момент истории переноса он воплощает собой для субъекта эффект означающего, отношение к речи, горизонт которой, в силу последствий достигнутой в ходе лечения нервной разрядки, начинает для нее несколько расширятся. Интерпретируя эту идентификацию в терминах зависти к пенису, мы упускаем случай поставить пациентку лицом к лицу с тем, что действительно является в ее ситуации самым глубоким, лишая ее реального шанса обнаружить ту связь, которую некогда, в отдаленном прошлом, установила она между неизвестным, л:, которое, по сути дела, требование Другого в качестве требования смерти и спровоцировало, с одной стороны, и тем болезненным чув-

ЖакЛакан

ством соперничества, что пробудило в ней некогда желание матери, привязанной к далекому, одновременно от ребенка и мужа отчуждавшему ее возлюбленному, с другой. Фаллос, став идентичен с самым глубоким значением, которое Другой для субъекта смог получить, находится здесь на уровне означающего загражденного, похеренного Другого, S(A).

В этой же позиции находится фаллос и в несколько более поздний момент анализа - в момент, когда во внимание уже приняты были многочисленные сновидения, в которых он в этом качестве выступал^. В одном из этих сновидений, для невротиков очень характерных, пациентка сама предстает себе как фаллическое существо - фаллос либо обнаруживается между ее грудей, либо заменяет собой одну из них. Это вообще один из наиболее распространенных фантазмов, которые в анализе можно встретить.

Действительно ли речь здесь идет, как полагает автор, о "желании идентифицировать себя с мужчиной как обладателем фаллоса"? Предположив это, аналитик решается и на дальнейшие спекуляции: "Видя свои груди превращенными в пенис, не обращает ли она тем самым, на мужской пенис ту оральную агрессивность, что направлена была некогда на материнскую грудь?" Конечно, так рассуждать можно. С другой стороны, известно, что фаллосу свойственно в присущей ему форме без конца умножаться. Мы все знаем, что присутствие его бывает, если можно так выразиться, поли-фаллично. Как только фаллосов становится несколько, мы оказываемся, пожалуй, перед своего рода наброском того фундаментального по своему значению образа, что воплощен наглядно в статуях Дианы Эфесской, чье тело буквально струится рядами грудей.

После того, как аналитик проинтерпретировал туфли как эквивалент фаллоса, последовало сновидение, которое, по мнению аналитика, его первые две попытки эту интерпретацию предложить подтверждало: "Я чиню у сапожника свою обувь и поднимаюсь на освещенную голубыми, белыми и красными огнями эстраду, окруженная одними мужчинами, - а мать мною в это время любуется из толпы". Довольно ли будет говорить здесь о PenisneicR He очевидно ли, что отношение к фаллосу здесь совершенно иного порядка? Уже из самого сновидения явствует, что он здесь так или иначе выставляется напоказ, но выставляется не перед обладателями его, не перед другими мужчинами, которые вместе с ней на эстраде находятся и об обсценной подоплеке которых голубые, бе-

Образования бессознательного: глава XXVIII

лые и красные огни более чем красноречиво свидетельствуют, а перед матерью.

Перед нами те компенсаторные фантазматические отношения, о которых я в прошлый раз говорил. Они подразумевают, конечно, демонстрацию силы, но демонстрируется эта сила третьей стороне - стороне, в качестве которой в данном случае выступает мать. Присутствие фаллоса в отношениях субъекта с образом себе подобного, с образом тела, с маленьким другим - вот фактор, чья функция в поддержании психического равновесия нуждается в изучении. Уподоблять ее функции фаллоса в других ситуациях его появления было бы неверно и свидетельствовало бы о вопиющем отсутствии в ориентации истолкования всяких критериев.

К чему, по сути дела, в данном клиническом случае все вмешательства аналитика сводятся? К тому, чтобы облегчить для субъекта осознание нехватки пениса, своего рода по нему ностальгию. Достигается же это тем, что фантазмы субъекта, вопреки фактам, подобную интерпретацию не подтверждающим, удается сосредоточить на фантазме относительно безобидном.

Аналитик изменил для пациентки смысл фаллоса, узаконил его. По сути дела, он научил ее относиться к навязчивым идеям с любовью. Именно это в качестве итога подобной терапии и предстает -навязчивые идеи никуда не деваются, просто больная не испытывает более по их поводу чувства вины. Достигается этот результат путем аналитического вмешательства, нацеленного преимущественно на расплетение ткани фантазмов и расценку их в качестве фантазмов соперничества с мужчиной - соперничества, которое рассматривается как выражение некоей направленной на мать агрессивности, чьи корни в анализе так и не оказываются затронуты.

В конечном итоге подобная деятельность аналитика приводит к тому, что ткань фантазмов от лежащего в ее основе требования смерти полностью отдаляется. Работая таким образом, аналитик санкционирует фантазм, узаконивает его, а поскольку узаконить можно только все сразу, отказ от генитальной реальности довершается окончательно. Поскольку навязчивые идеи субъекта нагружены значением того, что с ним происходит, сполна, то с момента, как он начинает эти идеи любить, мы наблюдаем появление и развитие у него прозрений поистине удивительных.

Я предлагаю вам обратиться к отчету самим, так как для цитирования у меня сегодня больше нет времени. В конце его ясно звучит

ЖакЛакан

тот тон нарциссической экзальтации, которая многими как феномен, наблюдаемый в конце анализа, отмечалась. Но сам автор особых иллюзий на сей счет не питает. "Поло.пси тельный перенос, -пишет он, - приобрел характеристики эдипа с ярко выраженными догенитальными признаками". Заканчивает он с ощущением принципиальной незавершенности, не питая почти никаких надежд на исход, который принято называть генитальным.

Что ему, на мой взгляд, совсем не уда лось разглядеть, так это тесной связи полученных результатов с самим способом интерпретации, целью которой стало в данном случае не столько прояснение требования, сколько его ослабление. Это тем более парадоксально, что на необходимости анализировать агрессивность до сих пор принято обычно настаивать. Не исключено, что термин агрессивность действительно слишком темен и пользоваться им на практике бывает трудно. Гораздо удобнее было бы заменить его, как собственно, и обстоит дело в немецком языке, термином требование смерти. Тем самым указан был бы тот уровень субъективной артикуляции требования, которого, собственно, и надлежит достичь.

Я только что говорил с вами о христианстве. Речь у нас, в частности, зашла о заповедях, и я позволю себе под конец обратить ваше внимание на ту из них, что к числу наименее загадочных никак отнести нельзя. Моральной заповедь эту не назовешь, так как основана она на идентификации. Я говорю о той заповеди, которую христианство артикулирует на горизонте всех остальных - артикулирует в максиме "Возлюби ближнего, как самого себя".

Я не знаю, задумывались ли вы когда-нибудь над ее последствиями. Ведь заповедь эта вызывает множество возражений. Прекраснодушные восстают против нее первыми "Почему как. самого себя? Больше, больше.'" - протестуют они. "А так ли уж мы любим самих себя'." - задаются вопросом люди более опытные. Опыт действительно говорит о том, что мы испытываем по отношению к себе чувства самые противоречивые и, подчас, самые неожиданные. К тому же, с определенной точки зрения, заповедью этой, этим "как самого себя", в сердце любви внедрен оказывается эгоизм. Как может эгоизм служить мерой, показателем, образцом любви? Вот что в этой формуле самое поразительное.

Возражения эти действительно вполне основательны. Убедить-

Образования бессознательного: глава XXVIIJ

ся в этом нетрудно хотя бы лишь потому, что в первом лице ответить на это требование невозможно. Сказать: "Я люблю ближнего, как самого себя", - никому еще не приходило в голову. Стоит это сделать, и шаткость этой заповеди немедленно станет бросаться в глаза. Остановиться на ней, тем не менее, стоит, ибо именно она лучше всего иллюстрирует то, что я только что назвал горизонтом артикулирующей заповедь речи.

Стоит нам артикулировать эту заповедь, отправляясь оттуда, откуда должна она исходить, то есть из места Другого, как она немедленно обернется для нас кругом. Круг этот будет симметричен и параллелен тому, который, как я уже показал вам, лежит в подоплеке позиции Другого на простом уровне первичного требования и выражается формулой "Мертвый, ты тот, для· кого я . . . мертвый". "Как самого себя", на уровне которого заповедь, завершаясь, артикулируется, не будет уже выражением эгоизма. Под "самим собой" будет в ней теперь узнаваться "ты сам" - тот "ты", к которому она, собственно, и обращается. Значение христианской заповеди раскроется нам, если мы продолжим ее теперь следующим образом: да возлюбишь своего ближнего (так), как. тысам есть,на уровне речи, тот самый, кого готов. . . ты есть и, требуя его смерти, ненавидишь, ибо не ведаешь.

Именно здесь, на линии горизонта, совпадает эта заповедь с заветом Фрейда Wo Es war, soll Ich werden.

Другая мудрость, в словах ты ecu это, нас учит тому же самому.

Это и знаменует собою конец анализа: полное и подлинное усвоение себя субъектом в собственной речи.

А это значит, что на том горизонте речи, помимо которого ничего, кроме недоразумений и заблуждений артикулировано в анализе быть не может, субъект признает, наконец, за собой свое место.

2 июля 1958 года

ПРИЛОЖЕНИЯ

;

 

Граф желания

В окончательной своей форме выработанную в ходе семинара и известную под позднейшим названием "граф желания" схему можно найти на стр. 817 Écrits. "Полному графу" предшествуют в этой статье формы, отражающие различные этапы его построения (стр. 805, 808, 815). Мы воспроизводим здесь этот граф в его полной форме.

ЖакЛ-акан

Пояснения к схемам

31 января 1958 года, между одиннадцатым и двенадцатым занятиями, Лакан встретился с небольшой группой своих слушателей. Во время встречи они попросили его пояснить только что введенные им на семинаре схемы. Данное выступление (возможно, представляющее собой ответ на эти вопросы), стенографировано не было. Известно оно лишь по записям Поля Лемуана, содержащих его снабженное рисунками резюме. Именно эти записи, в несколько переработанной форме, я и представляю читателю, с той само собой разумеющейся оговоркой, что как текст самого Л акана или как лекцию данного Семинара рассматривать их нельзя.

.

I. Означающая цепочка

Определение аналитического поля не удастся дать до тех пор, пока мы не станем твердо на ту точку зрения, что именно означающее является структурирующей субъект инстанцией, что именно на нем субъект, как. говорящее существо, зиждется. Другими словами, что человеческий субъект принципиально неотделим от дискурса, точнее - от цепи означающих.

Факт этот в силу механистических или биологических предрассудков зачастую оказывался завуалирован, но психоаналитический опыт с несомненностью свидетельствует в его пользу. Он ясно показывает, что на уровне означающей цепочки как таковой субъект неизбежно включен в бессознательное, представляющее собой Другого, и что без вмешательства кого-то Другого у него к. этапу бессознательному нет доступа.

Тема отца, которая, будучи одной из тем социальной жизни, присутствует одновременно и в ближайшем к. примитивным инстинктам бессознательном, может быть полноценно прослежена лишь в там случае, если мы обратимся к тому означающему узлу, который представляет собой Имя Отца. Означающее это является точкой схождения для значения, прочно связанного с отношением означающей цепочки к себе самой. Если бы дело обстояло не так. Имя Отца не могло бы оказаться включено в какую бы то ни было интерсубъективность. Именно означающая цепочка является тем, что отличает человеческий субъект от животного. У животного интерсубъективность тоже, в определенном смысле, присутствует, но природа интерсубъективности этой совсем иная. В отношении с идентификацией дело тоже обстоит точно так. же:любая система иден-

Образования бессознательного: Приложения

тификации просто немыслима без чего-то такого, что жизни биологической совершенно чуждо и представляет собой не что иное, как означающую цепочку.

Для психоаналитической практики факт этот имеет решающее значение. Не приняв его во внимание, психоаналитик (Буве, в данном случае) поневоле совершает технические ошибки - ошибки, обусловленные тем неоправданно серьезным значением, которое придает он гомосексуальным отношениям между пациентом и аналитиком и, в первую очередь, их воображаемой половой связи (fellation) - термин, звучание которого по-франиуз-ски делает ее неотличимой от связи родственной, наследственной (filiation). Все происходит для такого аналитика на уровне отношений воображаемых, отношений между собственным Я и другг/м с маленькой буквы. Схема L и предназначена как раз показать наглядно, что главное состоит в том, удается ли идущему от большого Другого к субъекту вектору порог этого воображаемого отношения преодолеть.

2. Схема этого года

Схема этого года построена на тех точках, где означающее пристегнуто к означаемому.

Термины, которые я на схеме этой располагаю, играют в ней роль преобразователей. Оригинальность их состоит лишь в том, что они выступают здесь в качестве означающих. Интерес этих терминов заключен не столько в их смысле, который волей-неволей остается темным и даже противоречивым, сколько в соединении их между собою в качестве означающих.

Схема эта сводится, по сути дела, к следующему, воспроизводящему означающую цепочку, рисунку:

Черту, которую вы на этом рисунке видите, я просто-напросто несколько выгибаю.

Означающее всегда оказывает на означающее обратное действие. Что бы мы под означающей цепочкой ни имели в виду, она всегда предполагает наличие фразы. Фраза возникает, когда что-то на уровне означающего, а точнее, все то, что наместо означающего, между началом и препинанием,

ЖакЛакан

Образования бессознательного: Приложения

было произнесено, связывается на уровне означающего в замкнутый контур. Смысл возникает не раньше, чем последнее слово фразы оказывается высказано. Я пояснил это однажды на примере фрсаы из Атали Расина: "Прихожу я в твой храм, чтобы вечность почтить".

Мы вправе, следовательно, отразить это обратное воздействие означающего на нашей схеме. Когда возникает, оказывается достигнутой, точка Р, позади, в точке Р', тоже обнаруживается некоторое приобретение.

На схеме, однако, необходимо отразить и речевое намерение, поскольку дискурс неотделим от конкретной индивидуальности, его воплощающей. Именно этому и служит следующий ее вектор.

Поскольку мы с вами являемся психоаналитиками, в распоряжении нашем имеется тот средний термин, который позволяет включить дискурс в человеческий субъект - я имею в виду термин "желание". Начало свое желание берет на том самом уровне, от которого отправляется означающая цепочка. Все остальное выстраивается, исходя из этого.

Двойственность субъекта находит свое выражение в межсубъектном взаимодействии. Уже с первого лепета своего новорожденный строит вою артикуляцию с помощью матери, которая и научит его впоследствии означающей цепочкой пользоваться. В этом суть схемы и состоит.

:

Перед нами графическое изображение встречи с Другим. Результатом встречи является сообщение. Чтобы сообщение состоялось, достаточно наличия получателя, reciever, и отправителя, sender.

Обозначенное линией схемы обратное действие опирается на вписанное в него желание. Речевая деятельность окалывает на желание артикулирующего речь субъекта воздействие. Осуществляется это воздействие задним числом. Результат вписывается в конечный пункт обратно направлению вектора.

На уровне закороченного контура Aßß'M субъект является просто животным. Всему, что происходит на животном уровне, соответствует на схеме линия ßß. Воображаемое зеркальное противостояние α-a' имеет место именно на этом уровне.

3· По поводу эдипова комплекса

На схеме этой понятным становится и место триады мать-ребенок-фаллос - триады, которую ввел я в прошлом году в связи с перверсиями простейшего типа и, в частности, с фетишизмом. Не имея в своем распоряжении этой схемы, мне было об этом рассуждать нелегко. Существуют - в том числе и в неврозе - отношения, способные установиться на ту сторону эдиповых, но чтобы по поводу ихможно было нечто членораздельное высказать, субъект должен быть выстроен по эдиповой схеме.

Отношение кматери в мужской гомосексуальности выстроено драмой, разыгрываемой между полюсами S a а' А. Понятие фаллической женщины, которым в этих случаях, как правило, пользуются, на деле очень размыто и урокам, которые дает нам анализ, не вполне отвечает. На самом деле речь идет об отношении матери к речи отца. Мать в данном случае оборачивается законом.

Дальнейшие сопоставления показывают значение этой схемы для понимания того, что представляет собой происходящая на исходе эдипа иден-

Жак Лакан

тификация с отцом. Схема позволяет уяснить место парадоксов отношения субъекта к пенису: принадлежности, обязательной для эротизированного объекта, с одной стороны, и носителя фантазматическ.ой угрозы, с другой.

Шмере сочетания этой схемы со схемой отражения кода на сообщение - схемой, которая вводит в рассмотрение интерсубъективность, то есть отношение к Другому не как. к присутствующему, а как к порождению самой речи, - наложение двух на этой схеме представленных треугольников как раз и наводит намыть о значении, которое можно теперь придать термину "идентификация".

Идентификация - это те два дантовых грешника, что, лобзая друг друга в уста, осуждены вечно становиться друг другом.

Образования бессознательного: Приложения

Примечание

Выработанная на протяжении этого семинара схема ("граф желания") получила свою окончательную форму в работе Ниспровержение субъекта и диалектика желания. Работа написана в 1962 году; найти ее можно на pp. 804-818 сборника Écrits.

Первая часть "Образований бессознательного" отсылает нас к написанной в мае 1957 работе.Инстанция буквы (Écrits, pp. 493-528).

В декабре-январе 1957—58 г.. проведя первые семь занятий, Лакан работает над редактирование работы О вопросе, предваряющем всякое возможное лечение психоза (Écrits, pp. 531—583), нашедшей в занятиях по "Логики кастрации" свое отражение.

Во время февральских каникул Лакан редактирует опубликованную в апреле статью Юность Жида (Écrits, pp. 739-764). Отголоски ее отчетливо слышны в четырнадцатой лекции Семинара, открывающей собой раздел ''Значение фаллоса". '

Шесть лекций этой части, равно как и лекция 7 мая, подводят к докладу Значение фаллоса, сделанному Лаканом 9 мая в Мюнхене (Écrits, pp. 685— 695).

И, наконец, последняя часть Семинара велась одновременно с подготовкой доклада Направление лечения и принципы его действенности, произнесенного в Руаомонте в июле (Écrits, pp. 585-645).

Жюдит Миллер, та самая девушка, что в первой части семинара так ловко срамит своего партнера, была первым читателем рукописи и корректуры и сделала множество полезных замечаний, за что я выражаю ей здесь искреннюю признательность.

Я еще раз выражаю благодарность Женни Лемуан. предоставившей в мое распоряжение записи, сделанные на Семинаре ее мужем, покойным Полем Лемуаном. Он вел эти записи начиная с января 1958 года. Лекции первого триместра он, похоже, не посещал; первые семь лекций представлены в его бумагах лишь фотокопиями сделанных для самого Лакана дактилографических записей.

Жак-Алан Миллер

Жак Лакан

Примечание переводчика к гл. 3:

' Прибавляя к восклицанию "А!" (в смысле: ах, вот как!) избыточное конечное ί, девушка превращает задним числом слово comte (граф) в форму слова con (мудак).

 

СОДЕРЖАНИЕ

Структуры остроумия в учении Фрейда

I. ФАМИЛЛИОНЕР ... — 9

Основные моменты предшествовавших семинаров. Witz и его схема. Остроумие в национальных традициях.СапщияДругого. То, что бывает видно лишь когда на него не смотришь.

II. МИЛЛИАРДУРЕНЬ ... — 29

Подстановка, сгущение, метафора. Сраженный. От остроты к оговорке и провалу в памяти. Развалины и метонимические искры. Паразит и его господин.

III. МЕЛИОНЕР ... — 52

От Канта кЯкобсону. То, что в остроте вытеснено. Забвение имени, неудавшаяся метафора. Зов означающего Девушка и граф.

IV. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ ... — 74

Потребность и отказ. Формализация метонимии. Нет метафоры без метонимии. Диплопия Мопассана. Расцеитровка у Фенеона.

V. УХОД СМЫСЛА И СМЫСЛОВОЙ ХОД ... — 95

Узлы значения и удовольствия. Потребность, требование, желание. Благодеяния неблагодарности. Недоразумение и непризнание. Субъективность.

VI. ТПРУ, РОДИМАЯ! ... — 117

Избавить мысль от одержимости темой. Кено рассказал мне одну историю. Машина, наделенная остроумием.Другоймежду Реальным и Символическим. Дух "своего прихода".

VII. ОТКАЗНИЦА ... — 140 Удвоение графа. Смех, воображаемый феномен. Другой в собственном распоряжении. Возвращение к наслаждению у Аристофана. Комическая любовь.

Логика кастрации

VIII. ПРЕДИЗЪЯТИЕ ИМЕНИ ОТЦА ... — 165 Г-жа Панков рассказывает о double bind. Типография бессознательного. Другой в Другом. Психоз между кодом и сообщением. Треугольник, символический и треугольник воображаемый.

IX. ОТЦОВСКАЯ МЕТАФОРА ... — 184 Сверх-Я, Реальность, ИдеалЯ. Разновидности отцовской несостоя-

телмюсти. Деликатный вопрос об Эдипе наизнанку. Фаллос как. означаемое. Измерения Другой вещи

X. ТРИ ТАКТА ЭДИПА ... —205

От Имени Отца к. фаллосу. Ключ к угасанию Эдипа. Быть и иметь. Произвол и закон. Ребенок как субъект-подданный

XI. ТРИ ТАКТА ЭДИПА (II) ... —227 Желание желания. Метонимический фаллос. Обязательства господина ЛаКастра. Injet u adjet. Клиника мужской гомосексуальности.

XII. ОТ ОБРАЗА К ОЗНАЧАЮЩЕМУ Б УДОВОЛЬСТВИИ И РЕАЛЬНОСТИ ... —247 Связь двух начал. Парадокс Винникота. Тупики кляйнизма. От Urbild'« к идеалу. Девушка, которая хочет порки

ХШ.ФАНТАЗМ ПО ТУ СТОРОНУ ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ ... —270 Прочтение работы Бьют ребенка. Иероглиф кнута, закон побоев. Отрицательная терапевтическая реакция. Мучение быть. Пресловутый женский мазохизм.

Значение фаллоса

XIV. ЖЕЛАНИЕ И НАСЛАЖДЕНИЕ ... — 291 Маски женщины. Перверсия Андре Жида. Идеал собственного Я и перверсия. Балкон Жана Жене. Комедия и фаллос.

XV. ДЕВУШКА И ФАЛЛОС ... — 313 Апории Мелани Кляйн. Фаллос, означающее -желания. Теория фаллической фазы. Критика Эрнеста Джонса. Шаг вперед.

XVI. ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ИДЕАЛА ... — 335 КаренХорни и Элен Дейч. Комплекс маскулинности и гомосексуальность. Процесс вторичной идентификации. Мать и жена. Метафора Идеала собственного Я.

XVII. ФОРМУЛА ЖЕЛАНИЯ ... — 3 5 3 Критика представлений о раннем эдипе. Желание и клеймо. О кни-геТотем и табу. Знак языка. Означающее зачеркнутого Другого

XVIII. МАСКИ СИМПТОМА ... _ 370 Его интерпретации и наши собственные. Случай Елизаветы фон Р. Отделение любви от желания. Артикулированное желание артикуляции не поддается. Смех и идентифкация.

XIX. ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ХЕР И ФАЛЛОС ... _ 389 Желание, эксцентричное по отношению кудовлетворению. Набросок графа желании. След, оставленный Пятницей. Aufhebung фаллоса. Кастрация Другого.

Диалектика желания и требования в клинической практике и лечении неврозов

ХХ.СНОВИДЕНИЕ СУПРУГИ МЯСНИКА ... — 411

Желание Другого. Неудовлетворенное желание. Желание чего-то другого. Загражденное желание. Идентификация Доры.

XXI. СНОВИДЕНИЯ "ТИХОНИ" ... — 430 Г-жаДольто и фаллос. Корсаж истерички. Безусловность требования любви. Абсолютное условие желания. Другой, обращенный в объект желания,

XXII. ЖЕЛАНИЕ ДРУГОГО - — 448 Три статьи Мориса Буве. Граф желания. Третье сновидение "тихони". Навязчивые идеи будущего невротика. Опоры желания.

XXIII. ОДЕРЖИМЫЙ НЕВРОЗОМ НАВЯЗЧИВОСТИ И ЕГО ЖЕЛАНИЕ ... — 468 Двуличность желания. Значение фантазма. Садистские сценарии. Разрушение, запрет, подвиг. Значение acting out.

XXIV. ПЕРЕНОС И ВНУШЕНИЕ ... — 489 Три идентификации. По двум линиям. Регрессия и сопротивление. Значимость действия. Их техника и техника наша.

XXV. ЗНАЧЕНИЕ ФАЛЛОСА В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЬЗОВАНИИ — 507 Прочтение схемы. Сведение к требованию. От фантазма к. посланию. Один способ лечения невроза навязчивости у женщин. По ту сторону комплекса кастрации.

XXVI. КОНТУРЫ ЖЕЛАНИЯ ... — 528 Основа интерпретации. Другой Другого. Симптом и кастрация. Дистанция одержимости. Маленькая теория кощунства.

XXVII. ВЫХОД ЧЕРЕЗ СИМПТОМ ... — 547 От речи Другого к бессознательному. Значение регрессии. Что нас отличает от обезьян. Психотик и желание Другого. Невротик и образ другого.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.