Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь определенные педагогические способности. Под педагогическими способностями понимаются определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:
¨ дидактические способности, позволяющие педагогу успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения я, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
¨ экспрессивные способности, позволяющие педагогу найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
¨ перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
¨ организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в аудитории; продуманное использование каждой минуты на занятии, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
¨ суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
· педагогический такт;
· наблюдательность;
· любовь к обучающимся;
· потребность в передаче знаний.
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с учащимися в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
· Педагогический такт предполагает:
· уважение к учащемуся и требовательность к нему;
· развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
· внимательность к психическому состоянию учащегося и разумность и последовательность требований к нему;
· доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
· педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учащимися и др.
Педагогическая наблюдательность - это способность педагога, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. Другими словами, педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.
Педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Это способность к установлению правильных отношений с учащимися, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять и предупреждать конфликтные ситуации.
Организаторские способности также нужны для деятельности педагога, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.
Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
В данное время существует серьезная проблема в развитии педагогических способностей учителей, педагогов, преподавателей. Было бы уместно в государственных масштабах изменить мотивационную составляющую педагогического персонала, ввести обязательную квалификационную аттестацию, подтверждающую не только знания предмета, но и твердые знания педагогической психологии, а так же умения применять данные знания на практике.
Педагог своими действиями на занятии должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между ними.