Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 22 Педагогические способности

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь определенные педагогические способности. Под педагогическими способностями понимаются определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

¨ дидактические способности, позволяющие педагогу успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения я, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

¨ экспрессивные способности, позволяющие педагогу найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

¨ перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

¨ организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в аудитории; продуманное использование каждой минуты на занятии, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

¨ суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

· педагогический такт;

· наблюдательность;

· любовь к обучающимся;

· потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с учащимися в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

· Педагогический такт предполагает:

· уважение к учащемуся и требовательность к нему;

· развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

· внимательность к психическому состоянию учащегося и разумность и последовательность требований к нему;

· доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

· педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учащимися и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность педагога, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. Другими словами, педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Это способность к установлению правильных отношений с учащимися, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять и предупреждать конфликтные ситуации.

Организаторские способности также нужны для деятельности педагога, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

В данное время существует серьезная проблема в развитии педагогических способностей учителей, педагогов, преподавателей. Было бы уместно в государственных масштабах изменить мотивационную составляющую педагогического персонала, ввести обязательную квалификационную аттестацию, подтверждающую не только знания предмета, но и твердые знания педагогической психологии, а так же умения применять данные знания на практике.

Педагог своими действиями на занятии должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между ними.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.