Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 16 Образование как социальное явление

Глобальные изменения, происходящие в условиях научно-технического прогресса, экономических и политических сдвигов, привели к необратимым изменениям в образовании, к осознанию его особой социальной роли и повышению престижа как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Человечество все явственнее ощущает приоритетную роль образования в решении экономических, социокультурных и экологических проблем.

Основная причина новой ситуации в образовании, порождающая потребность в его реформировании, определилась уже во второй половине XX в. Она связана с научно-технической революцией (НТР), которая создала темпы обновления техники и технологий, формы организации труда, значительно превосходящие темпы смены поколений людей.

Изменяется роль и место образования в обществе, его социальный смысл, характер, цели и задачи, содержание и технологии, отношения участников образовательного процесса, переосмысливается само понятие «образование». В педагогическом сознании до недавнего времени преобладало представление о нем как о процессе и результате обучения. В основе данного представления лежит концепция «энциклопедизма», логика «наукоучения», согласно которой образованный человек – это эрудированный человек, обладающий энциклопедическими познаниями.

Ориентация на образование как восхождение человека по лестнице познания, утвердившаяся в культуре с XVII в., сегодня, по мнению В. Билера, не может быть доминантной. Перед современным человеком стоит множество проблем, решить которые он не в состоянии простым накоплением знаний, умений, норм поведения.

Образованного человека сегодня отличают следующие качества:

- гибкость, развитое мышление, способность быстро реагировать на быстро изменяющиеся социальные и экономические потребности общества;

- толерантность, терпимость, умение понимать и принимать других людей, другие культуры;

- готовность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;

- социальное, психическое и физическое здоровье, способность выдержать темп и насыщенность современного образа жизни;

- духовная развитость, умение гармонизировать свои отношения с окружающей социальной и природной средой.

Образование рассматривается как процесс и результат целостного – физического, интеллектуального и духовного – становления личности, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре.

Изначальный смысл образования заключается в формировании человеком в своем сознании не только образа мира, но и своего собственного образа, пребывающего в движении и возрастании к лучшему, высшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь и не ограничивается обучением. Оно позволяет человеку войти в мир своей и иных культур, услышать голоса представителей этих культур, прочувствовать их ценности, их понимание мира, прислушаться к своему собственному голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре, а следовательно, в жизни. Такова логика образования сегодня.

С этой точки зрения образовательный процесс представляет собой целостный педагогический процесс, в котором обучение является лишь одной из составляющих, одним из средств образования человека. Другими не менее важными составляющими выступают воспитание как специально организованная внеучебная деятельность, а также самообразование.

Новая образовательная парадигма. Пути выхода из кризиса общества связаны прежде всего с совершенствованием образования, с определением его новых ценностей и целей, адекватных средств их реализации. Не случайно появление в ответ на данные запросы новой образовательной парадигмы.

Парадигма – это целостная совокупность идей, ценностей, ведущий подход к объяснению мира, который становится общепринятым в научном сообществе определенной науки или ряда наук (Т. Кун).

Появление новой парадигмы образования связано не только с социальноэкономическими изменениями, оно подготовлено всем ходом развития культуры. Особая роль принадлежит в ее становлении гуманистической философии и психологии (Э.Фромм, Ж.П.Сартр, В.Франкл, Н.Бердяев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Отправная точка зрения данной концепции – признание уникальности, индивидуальности, безусловной ценности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности. Признавая высшей потребностью человека потребность в самореализации, самоактуализации, гуманистические философия и психология видят важнейшее условие их реализации в сохранении и развитии человеком своей уникальности, принятии себя, в осуществлении своего индивидуального личностного выбора как механизма обретения человеком свободы, в возложении на себя ответственности за сделанный выбор. При этом личностный рост и становление человека происходят в партнерстве с другими, в процессе установления гуманных межличностных отношений, основанных на доверии, открытости, любви.

Значительный вклад в развитие идей, лежащих в основе нового подхода к образованию, внесли отечественные психологи: учение о зоне ближайшего развития и роли совместной деятельности в развитии человека (Л.С.Выготский), исследования о функциях личности в жизнедеятельности, о смысловой сфере, о развитии рефлексивных возможностей человека, о глубинных закономерностях его психического развития в процессе учебной деятельности (Л.Н.Леонтьев, Л.И.Анциферова, Л.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.).

Не меньшее значение для появления нового взгляда на цели и ценности образования имели открытия в фундаментальных науках, которые привели к смене общенаучной парадигмы, представлений о законах развития природы и человека. Жестко логизированная и детерминированная картина мира, рассматривающая все явления и события в строгой однонаправленности линейных связей, сменилась представлением о мире как о взаимодействии сложных саморазвивающихся систем, существующих на разных уровнях и объединенных целым рядом нелинейных связей. Обнаружился вероятностный характер явлений, их неоднозначность и неопределенность. Как отмечает один из создателей синергетики И. Пригожин, одномерной, рациональной картине мира был противопоставлен мир спонтанный, хаотический, самоорганизующийся. Понятие «самоорганизация» стало фундаментальной основой новой научной парадигмы, рассматривающей любой многомерный сложный объект как систему, находящуюся в неравновесном состоянии, развитие которой определяется не столько внешними факторами, сколько спонтанно возникающими внутри нее порядком и организацией из беспорядка и хаоса в процессе самоорганизации.

Идеи самоорганизации, саморазвития, самоопределения, самореализации и самоактуализации, провозглашенные синергетикой, гуманистической философией и психологией, оказались особенно востребованными в современной социокультурной ситуации, что определило появление личностно ориентированной парадигмы образования, сущность которой заключается в следующем:

· человек рассматривается как сложная саморазвивающаяся система, признается уникальность и неповторимость каждой личности и траектории ее развития, ее самоценность;

· целевые установки образования смещаются с информатизации личности на создание условий и помощь в развитии и саморазвитии личности в целом. С точки зрения вероятностной модели мира, степень его освоения определяется не столько его познанием, сколько пониманием, т.е. овладением смыслами. Цели и ценности личностно-ориентированного образования заключаются не столько в «наукоучении», усвоении системы знаний и способов деятельности, результатом которого должно стать овладение миром, сколько понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре;

· меняется позиция обучающегося в образовательном процессе, который теперь должен строиться в соответствии с его, обучающегося, потребностями, интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл деятельности, создавать пространство для проявления и развития этих потребностей, интересов, возможностей.

Появление новой парадигмы влечет за собой разработку педагогических концепций личностно ориентированного образования и обучения, вызывает потребность педагогов-практиков в преобразовании своей деятельности на их основе. Однако содержание, которое вкладывается в понятия «личностно-ориентированное образование» и «личностно-ориентиро-ванное обучение», неоднозначно как на обыденном, так и на научном уровне. Существующие концепции личностно ориентированного обучения видят его специфику и отличие от традиционного, предметно-ориентированного, обучения прежде всего в том, что усваиваемые знания и способы деятельности являются не самоцелью, а средством, условием для реализации потребности человека «быть личностью» (А. В. Петровский), для «становления его субъектности», обогащения личностного субъектного опыта (И.С.Якиманская), для реализации «личностных функций» (В.В.Сериков), для становления индивида как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Стремление отождествлять процессы личностно-ориентированного образования и обучения связано с его, личностно ориентированным обучением, «культуросообразным, человекообразующим и жизнеобеспечивающим» характером, направленностью на реализацию прежде всего не дидактических, а воспитательных целей».

Основными характеристиками личностно-ориентированного образовательного процесса становятся, таким образом, его иная целевая направленность и позиции участников: превращение студента в подлинного субъекта учебного процесса, полноценно реализующего в нем свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а преподавателя – в организатора, координатора деятельности студента, в связующее звено между ним и культурой, обеспечивающее вхождение студента в культуру и самоопределение в ней.

Цели и задачи образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру. Это цели, определенные в нормативных государственных документах, в нормативных и теоретических документах системы народного образования, сформулированные в учебных программах и, наконец, заданные в методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.

В прогрессивной педагогике прочно утвердилось положение о том, что к определению целей образования, его содержания и структуры нужно подходить с позиций современной концепции человека.

Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека от рождения до смерти, т.е. изменение его параметров, свойств и качеств во времени.

Решение и постановка целей образования связаны с поиском альтернатив в различных социальных институтах. Этим поиском занимаются социологи, политики, психологи, педагоги, экономисты.

Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования (в12-летней школе), принятой в 2000 г. на Всероссийском заседании работников образования, главная цель общего образования сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в естественных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т.д.).

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, принятой на том же совещании, были также сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития российского общества, а именно:

- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Система образования призвана обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека;

• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

• преемственность уровней и ступеней образования;

• развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

• академическую мобильность обучающихся;

• развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

• подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Обеспечению решения задач образования призвана служить система обучения.

Образование, процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности– одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают образование предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определённые модели учебно-воспитательного процесса.

Особенность культурной преемственности в том, что социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации образования.

В образовании непосредственно бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе художественных образов, нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания, навыки деятельности. Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в системе образования способностей (общее и специальное или профессиональное образование), по уровням и сложности программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее и др.). Представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих аспектов, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Соответственно образование выступает как важная категория целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория для педагогики.

Цели образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом; чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и в конечном счёте совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовании сторон.

В современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как к целям образования. Они как важнейшие его средства обеспечивают полноценное развитие личности и включение её в социально ценную деятельность, предполагающую различные возможности самообразования.

В образовании необходимо соотносить педагогическое руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности – одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями в образовании способны не только замедлить развитие учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искажённую картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодёжи и нанесёт ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.

Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Семиотические и аксиологиические начала с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах.

В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования, отрицающая манипулятивный подход к учащимся. Образование ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманзацию образовательного процесса, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям.

Непрерывность и так называемая поликультурность образования становятся основными принципами образовательной политики. Образование не ограничивается стенами учебных заведений, предполагая слияние учёбы с трудом и досугом людей. Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом и совместно несли необходимые расходы. Обучение в начальной и средней школе приобретает комплексный характер, всё более нацеливается на обеспечение молодежи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями. Развитие систем образования планируется с учётом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями и техническими средствами обучения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.