Основной упор этой модели в Delphi делается на максимальном использовании кода. Это позволяет разработчикам строить приложения весьма быстро из заранее подготовленных объектов, а также дает им возможность создавать свои собственные объекты для среды Delphi.
Delphi использует структурный объектно-ориентированный язык (Object Pascal). После запуска Delphi в верхнем окне горизонтально располагаются иконки палитры компонент. Из этой палитры компонент можно выбирать компоненты, из которых можно строить приложения. Компоненты включают в себя как визуальные, так и логические компоненты. Такие вещи, как кнопки, поля редактирования - это визуальные компоненты; а таблицы, отчеты - это логические.
Интегрированная среда программирования Delphiпозволяет сравнительно легко и быстро создавать законченные приложения Windows. Поэтому она получила название RAD (Rapid Application Development — среда быстрой разработки приложений).
Запуск DelphiЧтобы начать работу надо сделать двойной щелчок на пиктограмме Delphi, означающей среду программирования.
Вид экрана после запуска Delphi несколько необычен: вместо одного появляются три окна: главное окно, окно формы и окно инспектора объектов
Основной экран системы программирования Delphi включает следующие элементы: 1.Строка заголовка. 2.Главное меню системы программирования. 3.Панели инструментов. 4.Список объектов. 5.Инспектор объектов. 6.Окно формы. 7.Окнокода.
Delphi – это среда визуального программирования на основе языка Object Pascal.
10. Алфавит языка Object Pascal включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова.
Буквы - это буквы латинского алфавита от а до z и от А до Z , а также знак подчеркивания “_”. В языке нет различия между заглавными и строчными буквами алфавита, если только они не входят в символьные и строковые выражения. Цифры - арабские цифры от 0 до 9. Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 значений обозначаются арабскими цифрами 0... 9, остальные шесть - латинскими буквами а ... f или а ... f. Специальные символы Object Pascal - это следующие символы: + - * / = , ' . : ; < > [ ] ( ) { } " @ $ # К специальным символам относятся также следующие пары символов: < > , < = , > = , : = , ( * , * ) , ( . , . ) , / / . В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария. Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые символы в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Зарезервированные слова имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.
12. Подпрограммы - это специальным образом оформленные фрагменты программы. Особенностью подпрограмм является их значительная независимость от остального текста программы. Подпрограммы являются средством структурирования программ, т.е. расчленения программ на ряд во многом независимых фрагментов. Структурирование неизбежно для крупных программных проектов, поэтому подпрограммы используются в Delphi-программах очень часто. В Object Pascal есть два сорта подпрограмм: процедуры и функции. Функция отличается от процедуры только тем, что функция имеет выходной результат определенного типа.
8. Создайте новый проект (File | New | Application) – делфи создаст для вас новую, пустую форму.Перетащите на форму компоненту Memo c вкладки Standart.
Перетащите с панели компонент кнопку (Button) с вкладки Standart. Активизируйте её, кликнув по ней мышкой. Теперь нажмите F2, вы увидите, как окно Object Inspector станет активно. В этом окне можно изменять свойства компонентов, такие как например заголовок (Caption).
В поле, напротив надписи OnClick щёлкните 2 раза мышкой (mouse1) и делфи создаст процедуру-обработчик TForm1.Button1Click.
Теперь осталось сохранить проект: File | Save Project As…
Delphi 5 позволяет сохранять сведения о том, какие окна среды разработки открыты, и где именно на экране они расположены. Таких конфигураций может быть создано и сохранено несколько, при этом имеется возможность выделить отдельную конфигурацию, которая будет автоматически загружаться в режиме отладки и выгружаться при выходе из него. Создаваемое в среде Delphi приложение состоит из нескольких элементов, объединённых в проект. Состав проекта (.расширение имени файла – элемент проекта): -DPR – файл, содержащий код проекта; -DFM – описания форм; -PAS – модули форм и отдельные модули, не связанные с формой; -DOF – параметры проекта; -RES – описание ресурсов.
DPR является центральным файлом проекта и представляет собой собственно программу. Просмотреть или внести изменения в код этого файла можно с помощью пункта меню “View Source” меню “Project”.
Файл описания формы .DFM является ресурсом Delphi и содержит характеристики формы и её компонентов. Обычный способ управления осуществляется с помощью Конструктора формы (окно, которое мы первым видим на экране и на которое помещаем компоненты) и Инспектора объектов, где управляем свойствами и реакциями на события. Но при необходимости мы можем вручную вносить изменения в код файла, для этого нужно вызвать команду “View as Text” контекстного меню формы.
Файл модуля формы .PAS содержит код описания класса формы.
Файл ресурсов .RESсодержит компоненты, являющиеся ресурсами Windows:-пиктограммы;-растровые изображения;-курсоры.
Для установки параметров проекта используется окно Project Options из меню Project. В этом окне можно задать главную форму приложения, задать справочный файл или сменить пиктограмму приложения (проекта).
В процессе компиляции проекта создается готовый к использованию файл, которым может быть приложение (ЕХЕ) или динамически загружаемая библиотека (DLL).
9. Delphi — это среда разработки приложений под Windows, поэтому изначально для любого разрабатываемого приложения автоматически предлагает окно (форму), для которой уже созданы два файла с описанием и модулем.
Простейшее приложение создается автоматически каждый раз в начале работы над новым проектом и является отправной точкой для дальнейшей работы. Это приложение имеет минимум того, что нужно любому приложению, выполняемому в среде Windows.
При конструировании приложения разработчик добавляет к простейшему приложению новые формы, управляющие элементы, а также новые обработчики событий.
Пользовательский интерфейс приложения составляют компоненты, которые разработчик выбирает в Палитре компонентов и размещает на форме, т. е. компоненты являются своего рода строительными блоками. При конструировании интерфейса приложения действует принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get— «что видите, то и получаете»), и разработчик при создании приложения видит форму почти такой же, как и при его выполнении.
Компоненты являются структурными единицами и делятся навизуальные (видимые) и невизуальные(системные). К визуальным компонентам относятся, например, кнопки, списки или переключатели, а также собственно форма. Так как с помощью визуальных компонентов пользователь управляет приложением, их также называют управляющими компонентами или элементами управления. Именно визуальные компоненты образуют пользовательский интерфейс приложения.
К невизуальным компонентам относятся компоненты, выполняющие вспомогательные, но не менее важные действия, например, таймер Timerили набор данных Table (компонент Timer позволяет отсчитывать интервалы времени, а компонент Table представляет собой записи таблицы базы данных).
При создании интерфейса приложения для каждого компонента выполняются следующие операции:
- выбор компонента в Палитре компонентов и размещение его в форме;
- изменение свойств компонента.
Разработчик выполняет эти операции в окне Формы, используя Палитру компонентов и Инспектор объектов. При наведении на каждый компонент указателя мыши отображается всплывающая подсказка с информацией о его назначении.
Функциональность приложенияопределяется реакциями на возможные события. Для этого разрабатывают процедуры, которые вызываются при наступлении соответствующих событий.
11. Программа, написанная в среде Delphi при помощи языка Object Pascal, всегда состоит из нескольких модулей. Как минимум таких модулей должно быть два. Один модуль всегда является головной программой и имеет название program. Прочие модули играют вспомогательную и зависимую от головной программы или от других модулей роль и называются unit. Минимально структурированная программа имеет один модуль program и один модуль unit. Серьезные программы помимо модуля program могут содержать до нескольких десятков авторских модулей unit и большое количество ссылок на фирменные или разработанные как самим автором, так и другими разработчиками модули unit.
Программа всегда начинает работу с модуля program, активизируя функционирование одного или нескольких зависимых модулей unit. Те в свою очередь могут активизировать другие модули unit и т.д.
Исходный программный текст каждого модуля составляется на языке Object Pascal и помещается в отдельный файл, который всегда имеет расширение .pas. Текст модуля program имеет расширение .dpr.
В языке Паскаль любая переменная характеризуется своим типом. Под типом в понимается множество значений, которые может принимать переменная и, как следствие, множество операций, допустимых над переменной.
Базовыми в системе типов являются простые типы. Составные типы по определенным правилам строятся из простых. Ссылочные типы образуются из любых других типов. Составные и ссылочные типы можно считать некоторыми правилами для построения более сложных типов из более простых. Ограниченные типы формируются из простых типов путем сужения их области допустимых значений. Первичными в иерархии типов являются стандартные скалярные типы, представляющие традиционные в языках программирования множества значений (целые, вещественные, символьные, булевские) и их модификации, учитывающие архитектурные особенности аппаратуры.
Процедурные типы в некотором отношении расширяют традиционное понятие подпрограмм, позволяя обращаться с подпрограммами как с переменными.
Самой важной инструкцией для управления выполнением программы является условный оператор if. Именно он отвечает за выполнение (или невыполнение) того или иного варианта кода в зависимости от условий. Оператор if используется совместно с ключевым словом then, а в том случае, когда предусмотрен альтернативный вариант выполнения - еще и с else.
Оператор выбора case удобен в тех случаях, когда необходимо проверить 1-2-3 варианта. При большем числе получается слишком громоздкая и неудобная для восприятия конструкция из множества вложенных инструкций
Оператор цикла с параметром for обычно применяют в тех случаях, когда количество возможных повторов известно заранее. Чтобы иметь возможность сделать циклы более гибкими, используют специальные операторы - break и continue. Оператор break позволяет завершить цикл досрочно, а оператор continue - выполнить только часть операторов в теле цикла, перейдя к его следующей итерации.
Директивы компилятора - это указания компилятору на выполнение каких-либо действий. Все директивы компилятора делятся на: -глобальные; -локальные. Глобальные директивы компилятора действуют на весь компилируемый файл. Локальные директивы действуют от места их появления до появления отменяющей директивы.