Как определить способ образования слова и не ошибиться
В1.
Способы словообразования самостоятельных частей речи
Морфологические
Неморфологические
Приставочный:
город → при-город,
огромный → пре-огромный,
кто → ни-кто, не-кто,бежать → про-бежать,
долго → не-долго, как → кое-как.
Переход из одной части речи в другую:
А) прилаг. →сущ.
Мороженое мясо нужно перед приготовлением разморозить. - Дети ели вкусное мороженое.
Б) причастие→сущ.
Отъезжающих пассажиров просят занять свои места. – Отъезжающих просят занять свои места.
В) наречие →предлог
Я оглянулся вокруг (наречие) – Я обошёл вокруг дома (предлог).
Г) деепричастие→предлог
Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) – Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).
Суффиксальный:
стол → стол-ик,
синий → син-еньк-ий,
внутри → внутр-енн-ий,
два → дв-адцать,
пять → пят-надцать,два → дв-оj-е,
перечитать → перечит-ыва-ть, мыть → мыть-ся
Приставочно-суффиксальный:
служить → со-служи-вец,
окно → под-окон-ник,
полярный → за-поляр-j-е,
берег → при-бреж-н-ый,
тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
звонить → пере-зван-ива-ть-ся;
новый → по-нов-ому, давний → из-давн-а
Бессуфиксный:
Син/ий → синь—Ø,
Беж/ать → бег—Ø,
Сложение:
А) целых слов:Диван + кровать →Диван-кровать три + сто → триста;
Б) сложение с соединительной гласной:
лес + степь → лес(о)степь, русский + английский → русско-английский;
В) сложение с суффиксацией: земля + делать → земл(е)дел-ец.
Г) сложение части слова и целого слова:
Медицинский+ институт→мединститут
Д) части слова и части слова:
Юный натуралист →юннат
Е) усечение: специалист → спец,
Ж) сложение букв:
Московский государственный университет → МГУ,
З) сложение звуков:
Высшее учебное заведение →вуз
Морфемный разбор
Как разобрать слово по составу, ничего не упустив
1. Определить часть речи:
1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи
а) Если неизменяемая,значит, нет окончания
Шел, поигрывая ключами.
(деепричастие) неизменяемые части речи, значит,
Он смотрел на нас грустно нет окончания.
б) изменяемая (есть окончание)
в) измени форму слова
Выражение его лица было грустн(о). (каково? — кр. прилаг.) грустн(а), грустн(ы), грустен.
2. Выделить приставки и суффиксы(последовательно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение):
Убегающ(ий) — причастие образовано с помощью формообразующего суффикса -ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью данного суффикса закономерно: играющий — играть, снимающий — снимать); поэтому выделим суффикс -ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать — летать; убегать — бегать) и глагольный суффикс -а- (находится в инфинитиве перед -ть: трог-а-тъ;: сним-а-тъ).
• Непримиримость — приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы -ость- (значение отвлеченного признака или состояния); формообразующий (страдательное причастие) -им-.
• Мечтательн(ый) — приставок нет, суффиксы -н (значение признака), тель- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс -а-.
3. Выделить корень. Помните:
— в корнях слов возможны чередования: друг — друзь(я) — дружб(а) (г/з/ж); расстелить — застила(ю) — постлать (е/и/-);
— суффикс -л- выделяется только в глаголах прошедшего времени: любил, лепила, накопили, кормили. Но в словах люблю, накопление, капля,прилеплю, кормлюи других подобных буква л входит в состав корня.
Как определить способ образования слова и не ошибиться
Помните:чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо определить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой слова, а не с его грамматическим вариантом.
I. Если в слове один корень:
1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приставочный.
— постройка — стройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — приме-няю 2-ю позицию алгоритма: постройка — построить (суффиксальный);
— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» — отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяю 2-ю позицию алгоритма: объявление — объявлять (суффиксальный).
2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -тъ, то способ образования слова — суффиксальный.
— белизна — бел(ый);
— поручение — поруч(ить);
— уходящий — уход(ить).
Помните:
Всегда суффиксальнымспособом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:
— глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.
3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный.
— переносица — нос;
— вчитаться — чита(тъ);
— по-немецки — немецк(ий).
4. Бессуффикснымспособом образуются, как правило, существительные, обозначающие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса: отзыв — отзывать; отбор — отбирать; вздох — вздыхать; приезд — приезжать; синь — синий; ширь — широкий; взрыв — взрывать; подпись — подписывать.