Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Латиноамериканская правовая семья



Данная правовая семья приобрела черты устойчивой общности примерно в пределах последнего столетия. Существовавшие ранее обычаи и традиции древних народов, населявших материк, постепенно видоизменялись и ограничивались сильным правовым влиянием колонизаторов. Испанское правовое воздействие в особенности, равно как внешняя роль институтов и норм континентального права, нашло выражение в кодификации по образцу французского Гражданского кодекса. Приобретение в начале XX в. независимости Мексикой и другими странами влило в их правовые системы идеи суверенитета, регулирования социальных прав трудящихся.

Последнее полстолетия знаменуется для этих государств интенсивным развитием законодательства. Но векторы влияния меняются. В сфере публичного и особенно конституционного права более ощутимо влияние принципов американского права, в сфере частного – континентального права.

Усиливается надгосударственное региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия стремится к интеграции с народами региона с целью образования Латиноамериканского содружества наций.

Примечательно отражение сильных функций государства в экономической и иных сферах, стремление ограничить капиталистические монополии (Конституция Мексики 1917 г.). Государство характеризуется как гарант социальной справедливости.

Еще более явственно эта тенденция отражена в Конституции Бразилии 1988 г., в которой выделены разделы об экономическом и

1 См.: Волков А. М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991.


7. "Кочующие" правовые семьи 139

финансовом строе, в частности нормы о вмешательстве государства в экономическую сферу только в случаях "национальной безопасности или публичного интереса". Есть разделы о социальном порядке и охране окружающей природной среды, об основах градостроительной политики.

И все же в корнях латиноамериканского права видны исконные народные взгляды и обычаи, которые дают свой "подсвет" правовым процессам. Например, сами аргентинцы признают, что находят свое подобие скорее в гаучо, чем в военном, и этим отличаются от североамериканцев и многих европейцев. Для аргентинцев государство абстракция, оно безлично, и они чувствуют себя индивидуумами, а не гражданами, несущими обязанности. Нередко похищение общественного даже не кажется преступлением, ибо оно ничье (Хорхе Луис Борхес).

Как видно, переплетение правовых взглядов и норм в латиноамериканском праве весьма причудливо, и это затрудняет его "одномерный" прогноз.

7. "Кочующие" правовые семьи

Стремительное и масштабное правовое развитие в современном мире приводит к появлению еще одной правовой семьи – "кочующей". Ее появление и устойчивое существование объясняется все более тесным взаимовлиянием всех вышеназванных правовых семей, с одной стороны, переплетением звеньев правовых семей и элементов других правовых образований. Нити правовых связей и воздействий становятся все более разветвленными, тонкими и подчас даже невидимыми. Их обнаружение требует немалых усилий, но и без них невозможно понять, как совмещаются на территории одного или ряда государств все "правовые силы", действуют те или иные правовые образования.

Примечательно, что происходящее ускоренное и масштабное передвижение людей, национальных групп по территориям многих государств (учащиеся, рабочие, эмигранты, беженцы, переселенцы и др.) сопровождается привнесением в национальную правовую систему государств, где они проживают, новых моментов. Их связи с традиционной национальной правовой культурой не обрываются, а сохраняются.

Естественно, что носителями и представителями "кочующих правовых семей" являются люди, которые попадают как в орбиту правовой системы соответствующего государства, так и своей более обширной правовой семьи – континентальной, мусульманской и т. п.

Примеры типологии правомерного и неправомерного поведения, когда внешнее следование государственным институтам и нормам не столько сопровождается, сколько иногда ослабляется своего рода социально-психологическим противостоянием национальных групп, дают нам Канада с франкоязычным Квебеком, фламандские


140 Глава V. Правовые семьи

и валлонские регионы – общины в Бельгии, Калмыкия и Татарстан в России, области Таджикистана. Внешнепризнанные конституционные и иные концепции, правовые взгляды, юридические акты, судебные процедуры оказываются как бы опустошенными изнутри. Носители "кочующих правовых семей" отличаются от коренных жителей, граждан страны проживания:

а) сильным влиянием соответствующей коренной правовой семьи и национальной культуры;

б) своеобразным правопониманием, "образами права" и толкованием закона;

в) структурой и уровнем правового воспитания и правовой культуры;

г) специфическим выбором правовых приоритетов.

Сказанное относится не только к гражданам других национальностей, сохраняющих устойчивую правовую связь со своей "юридической родиной". Формирование и устойчивое существование во многих странах землячеств, национальных автономных районов, национально-культурной автономии свидетельствует об "островках" другой правовой культуры, которые могут мирно уживаться с государством их проживания. Но случаются и конфликты.

Поток беженцев и мигрантов в разных регионах мира придает еще большую остроту данной проблеме.

Есть, конечно, и "макро-кочующие семьи", которые даже поглощают или преобразуют национально-правовую систему, оставляя в ней традиционные "островки". Так, профранцузкая правовая система Сенегала не изменила норм брачного права, в частности многоженство присуще стране издавна.

Как видно, "юридические чужестранцы" становятся заметными фигурами на территории многих государств, поскольку национальная однородность их населения становится все более относительной. Речь идет скорее всего о неформальном правовом влиянии, которое через его носителей оказывают другие правовые семьи. Нельзя его не учитывать как в процессе правотворчества, так и особенно в процессе правоприменения.

 

Глава VI. Правовые системы в федеративных и межгосударственных объединениях

Еще один "круг" сравнительного правоведения – сопоставление правовых систем в государственных и межгосударственных объединениях. Выделение его объясняется общими и специфическими моментами правового развития не только в федеративных государствах, но и в различных объединениях государств. Здесь существует сложный правовой комплекс, включающий несколько слоев:

а) законодательство собственно федерации;

б) право институтов межгосударственных объединений, сочетающее в себе акты и нормы разной юридической силы (обязывающие, рекомендательные, ориентирующие и др.);

в) национальное законодательство государств – участников объединений или законодательство субъектов федерации;

г) договорный массив, охватывающий двусторонние и многосторонние договорные отношения государств или субъектов федерации;

д) общие международно-правовые принципы и нормы;

е) особые средства согласования и сближения внутригосударственных правовых образований (подробно они рассмотрены в гл. IV).

Сопоставляемые правовые системы имеют, как видно, более сложную структуру. Для пояснения мы даем их анализ на примере СНГ, ЕС и Совета Европы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.