Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное мифологическое мышление

В предыдущем разделе было показано, что мифологическое не является архаичным типом мышления: оно свойственно и современному человеку. Точно так же как и древний грек, современный человек использует чувственно-образный опыт, который был сформирован под влиянием культурной среды, для понимания окружающего мира и решения насущных задач. Функции мифологического мышления с тех пор практически не изменились. Однако развитие культурной среды привело к накоплению и трансформации образного опыта. Одни мифы погибли, превратились в сказки и аллегории, другие мифы появились.

Если вспомнить, что культурная среда развивается по закону структурно-функциональной дифференциации, то можно предположить, что таким же образом развиваются и мифологические системы. Чем сильнее социальная дифференциация в обществе, тем ярче должны быть выражены различия образного опыта разных социальных групп и, соответственно, сильнее отличия соответствующих мифологических систем.

Характерной чертой нашего времени является принадлежность современного человека к множеству социальных групп (семья, работа, религиозные, политические, спортивные, просветительские объединения, также объединения по интересам и др.). Для каждой социальной группы как правило характерны какие-то мифы. Растущая дифференциация социальных структур приводит к появлению весьма пестрой картины мифов и связанных сними мифологических образов.

Грезы наяву, чудесные видения могли наблюдать люди ранних культур во многом, как мы знаем, благодаря свойствам эйдетической памяти. Современным же людям чудеса преподносятся в непосредственно-чувственном виде, развиваются фабрики и технологии грез. Мифологические образы существуют в культурной среде благодаря развитию информационных технологий, влиянию средств мультимедиа и масс-медиа. Системы виртуальной реальности в состоянии сделать современные мифы видимыми, слышимыми и даже осязаемыми. Степень их достоверности, чувственности выросла многократно по сравнению с мифами древней Греции.

Представим теперь структуру мифологического мышления современного человека. Как уже было сказано, эта структура во многом определяется местом человека в обществе, уровнем его образования, социальным статусом, а также культурной средой, в которой он существует. Многочисленные информационные источники, дают ему чувственный опыт реального единичного факта, который в мифологическом сознании человека сразу же превращается в общую закономерность.

Развитию современного мифологического мышления способствуют многочисленные ситуации, в которых:

· возникает необходимость срочного ответа,

· существуют неразрешимые противоречия между имеющимися знаниями и существующим опытом.

Наряду с этими условиями должны присутствовать и субъективные факторы такие как:

· желание найти решение проблемы во что бы то ни стало,

· волевое стремление оправдать поступки, подтвердить точки зрения, идеи, концепции и т.п.

· абсолютная внутренняя уверенность в правильности найденного решения.

Проблемные ситуации, стимулирующие появление мифологического мышления могут возникнуть в любых областях человеческой деятельности, при решении различных типов задач: от бытовых до сугубо научных. Покажем это на примере основных типов мифов, которые характерны для современного человека.

 

Религиозные мифы.

Любая религия решает задачи, связанные с сохранением души человека, ее пребыванием в вечности, за временными рамками, ограниченными рождением и смертью. В абсолютности религиозного восприятия мира любые знания являются недостаточными. Непознаваемые сущности в религии не могут восприниматься непосредственно. Тем не менее, практически любая религия предполагает наличие установленных ритуалов, а также чувственных посредников, с помощью которых эти сущности постигаются. В качестве посредников чаще всего выступают религиозные символы. Они позволяют верующему возбуждать мифологические образы, чувственно переживать различные религиозные состояния (молитвы, покаяния, единения с Богом и т.п.). «Церковный символ - это не "условный знак" того, что он изображает. Церковный символ таинственно содержит в себе то, что он изображает…»[6].

Важно подчеркнуть, что знание религиозных догматов и ритуалов, формальное следование им, абстрактно-логические богословские рассуждения никак не могут заменить живого религиозного опыта, в процессе которого решаются насущные человеческие задачи, связанные с жизнью и смертью.

Научные мифы.

Научное мышление принципиально отличается от мифологического тем, что должно базироваться на совокупности строго логических рассуждений. Это мышление опирается не на чувственный опыт, а на обобщенные вербальные построения. Здесь неприемлемы: неоднозначность, логические противоречия. Основные понятия, теоремы, законы имеют четкие формулировки. Закон исключения третьего всегда выполняется. Казалось бы научное мышление является полной противоположностью мифологического мышления. Однако, приглядимся повнимательнее к структуре научных знаний. В самой ее основе всегда можно найти базовые понятия, принципы, концепции, подходы, которые не определяются, поскольку считаются интуитивно понятными либо очевидными. В геометрии — понятия точки, прямой, плоскости, информатике — информация, в физике — вещество. Как отличие в системе базовых понятий, таки отличие в концепциях дают науке разные мифологические фундаменты для дальнейших строгих научных построений, в результате которых образуется система научных знаний в определенной области. Интересно, что в зависимости от мифологической основы, к науке может складываться некоторое личностное отношение, выражающееся эмоционально. Ярким примером является следующий фрагмент:

«Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Мир не имеет границ, т. е. не имеет формы. Для меня это значит, что он — бесформен. Мир — абсолютно однородное пространство. Для меня это значит, что он — абсолютно плоскостен, невыразителен, нерельефен. Неимоверной скукой веет от такого мира. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Что это как не черная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то и другое все-таки интереснее и теплее и все-таки говорит о чем-то человеческом. Ясно, что это не вывод науки, а мифология, которую наука взяла как вероучение и догмат. Не только гимназисты, но и все почтенные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь тоже можно любить и почитать. Дыромоляи, говорят, еще и сейчас не перевелись в глухой Сибири. А я, по грехам своим, никак не могу взять в толк: как это земля может двигаться? Учебники читал, когда-то хотел сам быть астрономом, даже женился на астрономке. Но вот до сих пор никак не могу себя убедить, что земля движется и что неба никакого нет. Какие-то там маятники да отклонения чего-то куда-то, какие-то параллаксы...

Читая учебник астрономии, чувствую, что кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома и еще готов плюнуть в физиономию. А за что?»[2, стр.45]

Как мы видим, появление новых научных представлений, концепций базовых, связанное со сменой мифологической основы является болезненным и сложным явлением для личности. Происходит своего рода переворот в сознании. Но такой переворот закономерен. Известно, что в процессе развития знаний в различных отраслях науки рано или поздно наступает кризис. Вспомним, хотя бы кризис физики в начале XX века, связанный с расширением знаний о микромире или, сопровождавшие историю человечества кризисы, связанные с пониманием устройства вселенной. Основной причиной этих кризисов является несоответствие опытных данных и теоретических построений. Где нужно искать основную причину данных несоответствий, если логика научных рассуждений и выводов была безупречна? Конечно, в первичных интуитивных понятиях, общей концепции, которые, как мы выяснили, являются научными мифами.

Профессиональные мифы

Профессионал смотрит на мир через призму практической деятельности. Составным элементом любой практики является чувственно-образный опыт, эмоциональные переживания успехов и неудач. Накопленный опыт приводит к тому, что называют профессиональной интуицией или профессиональным чутьем. Это чутье переживается как истина, отсюда идут все профессиональные суждения и поступки. Любой профессионал занимается мифотворчеством в своей области. Мифы распространяются через публикации различного вида, а также путем непосредственной передачи от коллеги к коллеге или от учителя к ученику. В последнее время существенную роль в распространении профессиональных мифов стал играть Интернет. Чтобы в этом убедиться достаточно проанализировать содержание многочисленных форумов, посвященных решению каких либо технических проблем, например проблеме web-дизайна.

Там можно часто встретить суждения типа «хороший дизайн» или «плохой дизайн», подкрепленные только впечатлениями участников обсуждения. Очевидно, что у этих участников в памяти есть некоторый мифологический образ хорошего или плохого дизайна, а также какие-то фразы-цитаты по поводу грамотного дизайна. Эти фразы могли быть взяты из одной или нескольких статей, опубликованных Интернет. Как правило, эти статьи представляют собой наборы безапелляционных высказываний, в лучшем случае подкрепляемые примитивными рассуждениями (например, [7]). Насчет одной и той же проблемы выражаются абсолютно противоположные мнения. Так, одни считают, что flash-технологии являются перспективными для создания web-сайтов, а другие призывают отказаться от этих технологий или использовать их в самом крайнем случае. Так как полярные мнения чаще всего бывают плохо обоснованными, выбор остается за тем, кто читает подобную информацию. Чем же может руководствоваться человек, который должен определить дизайнерскую концепцию, но у которого нет необходимых знаний для правильного выбора? Наверное интуицией, которая подсказывает, доверять или не доверять тому или иному источнику информации, кроме того — мнениями авторитетов, или даже случайными оценочными высказывании, а также более или менее богатым личным опытом работы с продуктами web-дизайна. Вышеперечисленные моменты и формируют у web-разработчика мифологические представления о web-дизайне, которые переживаются им как истина в последней инстанции, пока личный опыт их не разрушит. Аналогичным образом формируются мифы других профессий.

Политические и социально-исторические мифы

Политическая борьба, как известно — борьба за власть. Она характерна для любого общественного устройства и существует на разных иерархических уровнях. Например, политическая борьба за голоса избирателей, которую ведут претенденты на президентский пост ведется на уровне всего государства, а борьба за место председателя жилищного товарищества — на уровне жильцов одного дома. В том и другом случае решение зависит от людей-выборщиков, которые зачастую имеют весьма смутное представление о претендентах, из которых им предстоит кого-то выбрать. Поэтому чаще всего выбор основывается на существующих политических мифах, складывающихся на основе воздействия различных информационных источников: от средств массовой информации до мнения друзей и соседей. На решение избирателя может повлиять даже единичный факт, одно мнение, один визуальный ряд положительным или отрицательным образом характеризующий кандидата. Этим активно пользуются так называемые политтехнологи.

Изменение политической системы государства во времени образует его политическую историю. На протяжении всего исторического времени господствующие классы пытались найти в исторических закономерностях и идеях поддержку, обоснование, оправдание системы и методов своего правления. Для этого они активно способствовали формированию особой культурно-исторической среды, воздействующей на население. Эту среду образуют монументальные памятники историческим событиям, произведения изобразительного искусства и литературы, исторические рубрики в источниках массовой информации и т.п.

С изменением политической системы менялись и взгляды на историю: она неоднократно переписывалась. Некоторые факты замалчивались, некоторые всплывали на поверхность. Оценки тех или иных событий менялись на диаметрально противоположные. Это выражалось даже в изменении названий одних и тех же событий. Названия событий октября 1917 года «Великая Октябрьская социалистическая революция» и «Октябрьский переворот» не только отличаются по смыслу, но и имеют противоположную эмоциональную окраску.

Кроме исторических мифов, которые получают официальную государственную поддержку, существует множество неофициальных, оппозиционных мифов, живущих в среде не правящих политических партий и их почитателей. Например, наряду с мифом о раннем формировании на Западе «демократических ценностей и свобод», распространенном в среде правозащитников и правых партий существует миф о «достижениях социализма» столь популярный среди коммунистических партий. Каждому историческому мифу свойственно свое отношение к стилю управления государством, а также к реформам, проводимым на государственном уровне. Как в XIX веке было совершенно противоположное отношение к реформам Петра I среди славянофилов и западников, так и в наше время среди разных партий существуют полярные мнения по поводу государственного переустройства после революции 1917 года.

Обычному человеку политические и исторические мифы помогают понять собственное место в исторических событиях или активно влиять на эти события политическими методами.

Псевдонаучные мифы, суеверия.

В настоящей науке, как было уже сказано, мифологическое мышление позволяет определить базовые концепции и систему основных понятий. Оперируя этими понятиями, наука стремится установить основные закономерности, чтобы обобщенно описать определенный класс явлений. При этом включается уже не мифологическое, а сугубо научное мышление. Псевдонаука внешне очень похожа на настоящую науку, однако сфера использования мифологического мышления существенна расширена. Псевдоученый выступает как настоящий творец мифа, поскольку волевым усилием подгоняет существующие факты под желаемую теоретическую конструкцию, порой вопреки имеющимся противоречивым фактам. Не существует такого эксперимента, с помощью которого псевдонаучные данные можно было бы опровергнуть или подтвердить.

Ярким примером является астрология. Чувственная рядоположенность явлений (то, что видно на небе и то, что происходит на земле) в ней принимается за фактическую взаимосвязь. Внимание акцентируется именно на тех фактах, которые подтверждают данную взаимосвязь (например связь затмения солнца с какими-то катаклизмами), прочие же факты игнорируются. Астрологические прогнозы невозможно не подтвердить не опровергнуть, поскольку предсказание невозможно однозначно истолковать. В том случае, когда оно не сбывается, астрологу легко сослаться на то, что предсказание было неправильно истолковано, или не выполнены какие-либо условия, или речь идет о тех исключениях, которые есть в большинстве правил.

Рассмотрим небольшой фрагмент астрологического прогноза [8]:

«Используйте шанс, предоставленный вам звездами, ведь сама удача попала к вам в руки и теперь, на протяжении всего 2009 года, будет постоянно подбрасывать вам все новые и новые возможности. Появится желание улучшить свою жизнь, возникнет чувство того, что вам вполне по силам добиться процветания и если вы пойдете на риск, то с большей долей вероятности окажетесь победителем. Наслаждайтесь свободой»

Прогноз победы элементарно может не сбыться, если человек не увидит шанс «предоставленный звездами», или неверно распознает этот шанс, или не пойдет на риск, или даже если пойдет, то прогноз верен лишь с «большой вероятностью», а не во всех случаях.

Астрологические советы, как правило, не выходят за рамки обычной житейской мудрости. Часто в них описываются достаточно банальные и типичные ситуации, возникающие в жизни любого человека независимо от его знака зодиака и положения звезд:

«Следует учесть, что в 2009 году некоторые люди, события и ситуации в которых окажутся Весы могут оказаться совсем не тем, что видится на первый взгляд. В некоторых случаях, осознание этого факта может произвести сильный отрезвляющий эффект, в других, причинить боль и разочарование. Очень важно в 2009 году смотреть на происходящее реалистично, неоднозначное влияние Нептуна может бросить тень даже на правду и веру, исказить истину. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, обязательно убедитесь в реальной сущности происходящего».

Суеверия, приметы чем-то похожи на псевдонаучные законы: они описывают взаимосвязи между событиями и явлениями. Основное отличие в том, что большинство суеверий являются единичными, бессистемными знаниями о таких взаимосвязях. Набор суеверий индивидуален для каждого человека. Большинство из них связано с влиянием ближайшей социальной среды: родных, знакомых, сотрудников по работе и т.п. Основная задача суеверного человека — повлиять на ход грядущий событий, или как минимум заблаговременно получить информацию о том, чем эти события закончатся. Важно, что, современный человек прибегает к суевериям только тогда, когда он чувствует ограниченность знания своего будущего и невозможность влияния на него. Генетически суеверия восходят к мифам, причем они фактически являются какими-то фрагментами, «осколками» старых религиозных обрядов [9] или устоявшихся традиций. Утрачен смысл старого обрядового поведения. При виде черной кошки люди трижды плюют через левое плечо не потому, что понимают зачем эти плевки и на кого они направлены, а потому, что так надо чтобы избежать неприятностей. Студент, который кладет под пятку пятак перед экзаменом, чтобы получить отличную оценку, также не знает механизм действия данного пятака, но надеется на успех.

Мифы человеческих отношений

Изучением человеческих взаимоотношений занимается наука психология. Однако в конкретной ситуации использовать достижения этой науки достаточно сложно: не хватает времени на детальный анализ ситуации, нет нужной информации для однозначного решения, отсутствуют четкие практические рекомендации и т.п. Поэтому человек, вступая во взаимоотношения с другими людьми, чаще всего не руководствуется теоретическими знаниями, а опирается в основном на свой мифологический опыт, подчас даже вопреки психологической теории. Этот опыт лишь отчасти можно назвать собственным, поскольку основные модели поведения возникают как следствие влияния различных структур культурной среды. Сюжеты, которые используются в художественной литературе, кино и на телевидении постоянно перетекают в жизнь[1]. Число таких сюжетов по всей видимости ограниченно[2]. Человек, который выбирает и принимает за истину какой-то поведенческий миф, начинает отождествлять себя и окружающих людей с персонажами этого мифа, задавая таким образом и себе и другим определенные нормы поведения.

Освоение мифологии взаимоотношений начинается в детском возрасте, в процессе игры, когда дети подражают взрослым или сказочным героям. Мифологические представления ребенка об окружающих людях достаточно просты. Обычно используется набор однозначных характеристик типа: «добрый», «злой», «хороший», «плохой» и т.п. В этот период миф постепенно переходит из внешнего культурного плана во внутренний психический. Ребенок учится не только осваивать стереотипы поведения, но и овладевает самим процессом интериоризации[3] мифа. Эту способность он в дальнейшем активно использует, в частности, для обогащения своих мифов образами персонажей художественных произведений. На некотором этапе развития мифологического понимания человеческих отношений (особенно это свойственно юношескому возрасту [11]) происходит идеализация окружающих людей, проявляется склонность к романтическим отношениям, юношескому максимализму. Такая идеализация бывает достаточно сильна, она легко противостоит любым логическим доводам. Даже поступки, не вписывающиеся в идеальный образ, могут быть не замечены, оправданы или по-другому интерпретированы. Например, грубость или издевка может восприниматься как милая шутка, а трусость — как трезвая интеллектуальная оценка ситуации.

Идеал обладает свойствами мифологического образа. Его появление связано с чувственным опытом. Стоит идеалу утратить функциональность, тут же происходит его разрушение (часто вместе с чувством разочарования). В процессе жизни одни мифы человеческих отношений сменяют другие. Постоянным остается лишь стремление следовать сюжету актуального в данный момент мифа и решать проблемы человеческих отношений исходя из собственных мифологических представлений в рамках данного сюжета.

Бытовые и потребительские мифы

Часть жизни человека всегда тратится на организацию жилья, питание, одежду, покупку и использование товаров, удовлетворяющих различные потребности, то есть на решение бытовых проблем.

Традиционным способом решения таких проблем является использование опыта: своего или чужого. Поскольку самостоятельное изучение качеств нового товара или услуги — дело весьма затратное как с точки зрения времени, так и финансов, люди все-таки предпочитают пользоваться чужим опытом. Этот опыт, конечно, должен иметь чувственно-эмоциональную окраску, тогда он будет наиболее убедителен и включен в мифологическую систему потребителя. Производители рекламы пользуются этим обстоятельством. Счастливые и довольные люди с рекламного плаката или с экрана телевизора нам говорят о том, насколько хорошо им стало после приобретения какого-то товара. Эти слова, если и не убеждают нас сразу броситься за покупкой, то по крайне мере заставляют запомнить ее название. В дальнейшем, придя в магазин мы при прочих равных условиях скорее предпочтем известную марку неизвестной.

Люди, которые купили и познакомились с тем или иным продуктом подчас оказывают на нас влияние еще сильнее, чем реклама. Здесь потребительские мифы начинают переплетаться с мифами взаимоотношений. Чувство доверия к человеку переносится на чувство доверия к рекомендуемому товару.

 

Рассмотрев основные типы современных мифов и главные причины их возникновения, можно с определенной уверенностью утверждать, что в структуру мифологического мышления современного человека могут входить мифы принадлежащие любому из вышеперечисленных типов. Эта структура будет существенным образом определяться индивидуальными особенностями конкретного человека, его родом деятельности. В самом деле, именно от основной деятельности зависит множество проблемных ситуаций, которые могут разрешиться только с помощью мифологического мышления. Ясно, что у выдающегося ученого будут доминировать научные мифы, а у домохозяйки — бытовые или, может быть мифы взаимоотношений.

Мифы определяют не только понимание людьми тех или иных явлений, они во многом определяют чувственно-эмоциональное отношение к различным жизненным ситуациям, находящимся в рамках мифологических представлений, а также существенным образом влияют на поведение в этих ситуациях.

Знание закономерностей современного мифологического мышления очень важно для педагога. Он должен учитывать, что система понятий и представлений, сформированная у учащегося имеет личностный мифологический характер. Это относится к системам любого типа: этическим, эстетическим моральным и т.д. Педагог должен понимать, что его объяснение может не приниматься учащимися из-за непроницаемости их мифологического мышления. Например, мифы о бесполезности или сложности какой-то дисциплины делают невозможным ее восприятие. Уговоры, логические доводы не смогут изменить такое отношение к дисциплине. Разрушить негативно влияющие мифологические образы можно лишь в том случае, когда учащийся в какой-то ситуации почувствует, что образ исчерпал свою функциональность: увидит простоту сложных и полезность бесполезных вещей.

 


[1] Происходит, конечно, и обратный процесс.

[2] Это косвенно подтверждается ограниченным количеством сюжетов более поздней формы мифа — сказки[10].

[3] Интериоризация процесс преобразования внешних форм мышления, поведения во внутренние.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.