Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие мышечной системы

Опорно-двигательный аппарат, его возрастные особенности

Движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка. Постоянные мышечные нагрузки благоприятно влияют на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на формирование и функционирование головного мозга, психическое развитие. Движения человека обеспечиваются работой опорно-двигательного аппарата, который состоит из пассивной части (скелета) и активной (скелетных мышц).

Развитие скелета.

Формирование скелета начинается на втором месяце эмбрионального развития и продолжается до 18-25 лет. Костная ткань ребенка содержит относительно больше органических веществ и воды, не обладает прочностью и легко искривляется при длительной тяжелой нагрузке и неправильном положении тела. С возрастом содержание минеральных веществ увеличивается, кости становятся менее эластичными и более хрупкими.

Скелет человека состоит из скелета туловища, скелета головы (черепа), скелета верхних и нижних конечностей.

Скелет туловища представлен позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник новорожденного отличается отсутствием изгибов и характеризуется чрезвычайной гибкостью. Изгибы позвоночника формируются в процессе индивидуального развития ребенка. Когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный лордоз (изгиб вперед). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной кифоз (выпуклость назад). Когда ребенок начинает стоять и ходить, формируется поясничный лордоз. К году имеются уже все изгибы позвоночника, однако до 12 лет они слабо фиксированы, что легко приводит к искривлениям в неблагоприятных условиях развития.

Грудная клетка состоит из грудины и 12 пар ребер, соединенных сзади c позвоночным столбом. Форма грудной клетки значительно изменяется с возрастом. В грудном возрасте и до 3-4 лет она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физической нагрузки она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке, когда ребенок опирается грудью о край стола, может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных кровеносных сосудов и легких.

Значительные изменения претерпевает скелет головы. У новорожденного черепные кости соединены мягкой соединительнотканной перепонкой. Она особенно велика там, где сходится несколько костей, Это роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при рождении ребенка. Закрытие малых родничков происходит к 2-3 месяцам, а наибольшего (лобного) – к 1.5 годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа значительно преобладает над лицевой.

Скелет конечностей.

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей (парные лопатка и ключица) и скелета свободной верхней конечности (руки). Скелет руки образован плечевой костью, предплечьем, состоящим из локтевой и лучевой костей, и костями кисти. Кисть состоит из запястья, пясти и фаланг пальцев.

Окостенение костей верхней конечности начинается с раннего возраста и заканчивается к 18-20 годам, а иногда и позже. Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, что приводит к недостаточно беглому письму детей. Вместе с тем, умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти.

Скелет нижних конечностей состоит из пояса нижних конечностей (тазовые кости) и скелета свободной нижней конечности. У новорожденных каждая тазовая кость состоит из трез костей, срастание которых начинается с 5-6 лет и заканчивается к 17-18 годам. Скелет свободной нижней конечности представлен бедренной костью, голенью, состоящей из большой и малой берцовых костей, и стопы, состоящей из костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев.

Стопа выполняет опорную и рессорную функции, опираясь на площадь опоры пяточной и головками плюсневых костей. Кости стопы, соединяясь с помощью суставов и мощных связок, образуют выпуклые кверху дуги – поперечный и продольный своды стопы. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет значение при переносе грузов. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она начинает формироваться позже, когда ребенок начинает ходить. При ослаблении мышц и сухожилий своды стопы опускаются, и развивается плоскостопие. При плоскостопии длительные физические нагрузки на нижние конечности (ходьба, бег, прыжки, подвижные спортивные игры и т.д.) ведут к болевым ощущениям в стопах.

Осанка – непринужденное, привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, отражающее особенности конфигурации тела. Она начинает формироваться с раннего детства. Осанка характеризуется положением туловища, выраженностью изгибов позвоночника, положением линии остистых отростков, симметричностью лопаток.

Недостаточная или чрезмерная выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника, возникающая под действием различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки.

Правильная осанка характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удержанием головы и туловища в прямом положении. Голова немного приподнята, грудь выдается вперед, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены кзади и находятся на одном уровне. Позвоночник имеет небольшие углубления: изгибы вперед (лордозы) в шейном и поясничном отделах, изгибы назад (кифозы) в грудном и крестцовом отделах.

Различают следующие несколько видов неправильной осанки.

Выпрямленная осанка характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов и даже их отсутствием, что снижает амортизационную способность позвоночника. Дети с плоской спиной предрасположены к сколиозу.

При сутуловатой осанке (круглая спина) увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечи опущены, живот выпячен, углы лопаток отстают («крыловидные), ягодицы кажутся уплощенными. Развитию круглой спины способствует продолжительное сидение в согнутом положении, стояние с опущенной грудной клеткой, а также слабость мышц спины.

Лордотическая осанка характеризуется откинутым кзади туловищем, приподнятой головой, выпяченным и отвисшим животом. Наблюдается выраженный поясничный лордоз и сглаженный шейный.

При кифотической осанке (кругло-вогнутая спина) плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен, грудная клетка уплощена, угол наклона таза увеличен. В позвоночнике отмечается увеличение глубины шейного и поясничного лордозов и грудного кифоза.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости у детей обычно сопровождаются снижением функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, ретардацией физического развития, а плоская спина – нарушением рессорной функции позвоночника.

Сколиоз – это искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости (боковое искривление). Сколиоз может быть врожденным (в результате дефекта развития позвоночника) и приобретенным (вследствие перенесенного рахита, из-за разной длины ног, в результате неправильной привычной позы за столом во время занятий). Это нарушение осанки сопровождается значительными морфофункциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов. Чем раньше формируется сколиоз, тем больше времени для его прогрессирования, тем хуже исход. В период полового созревания при отсутствии лечения развитие сколиоза ускоряется в 4-5 раз.

Образование и закрепление двигательных навыков, формирующих осанку детей, происходит постепенно и длительно с раннего возраста.

Развитие мышечной системы

Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит гетерохронно, т.е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма на данном возрастном этапе. Развитие мышц верхних конечностей обычно предшествует развитию мышц нижних конечностей. Более крупные мышцы формируются раньше мелких.

В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего развиваются быстрота и ловкость движений.

Быстрота (скорость) движений характеризуется скоростью однократного движения и частотой повторяющихся движений. Увеличение скорости однократного движения связано с увеличением скорости проведения возбуждения по нервным волокнам и скорости передачи в нервно-мышечном синапсе. Увеличение максимальной частоты движений объясняется нарастающей подвижностью нервных процессов, что обеспечивает более быстрый переход мышц- антагонистов в состояние торможения и обратно.

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости, которая связана со способностью детей и подростков осуществлять точные, координированные и быстрые движения. Следовательно, ловкость связана, во-первых, с пространственной точностью движений, во-вторых, с временной и, в-третьих, с быстротой решения сложных двигательных задач. Наиболее важен для развития ловкости дошкольный и младший школьный период.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно сила увеличивается с 10-12 до 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость – способность человека к продолжительному выполнению какого-либо вида умственной или физической деятельности без снижения эффективности.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.