Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические указания к теме



Гносеологии

«Мир идей – вечный и неизменный – представляет собой уже не единое бытие Парменида, но иерархически упорядоченную, расчлененную структуру»

( А.С.Богомолов )

«Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет ряд примечаний к Платону»

( А.Н.Уайтхед )

 

Проблема:гносеологическая проблема.

Цель:познакомиться с рядом важнейших онтологических и гносеологических принципов.

Основные понятия: диалектика, объективная диалектика, субъективная диалектика, природа, развитие; логос, принцип раздвоения единого, принцип изменчивости, принцип единства противоположностей, развитие; релятивизм истины, агностицизм; метод, майевтика, общее понятие; эйдос, сущность, принцип интерсубъективности знания.

 

ДИАЛЕКТИКА – 1) философское учение о развитии природы, общества и мышления, источником и движущей силой которого является противоречие; 2) метод мышления (диалектический метод), система принципов, позволяющая получить истинное знание об изменчивом и внутренне противоречивом бытии.

ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНАЯ (иначе – диалектика бытия, диалектика вещей) – философское учение о развитии природы, «мира вещей» посредством противоречия.

СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА (иначе – диалектика мысли, диалектика понятий) – философское учение о развитии познания, о мышлении через противоречие, о построении понятия о предмете как воспроизведении целостного внутренне противоречивого предмета.

ПРИРОДА(в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. ПРИРОДА(в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку).

РАЗВИТИЕ – упорядоченное и закономерное, необратимое изменение объекта, связанное с увеличением сложности его строения.

ЛОГОС – термин, введенный в философию Гераклитом, который понимал под «логосом» всеобщий закон, определяющий миропорядок (бытие) как целое. Согласно этому логосу-закону, «всё течет, всё изменяется», всё переходит в свою противоположность, а единство противоположностей есть гармония.

ПРИНЦИП РАЗДВОЕНИЯ ЕДИНОГО – это принцип, согласно которому любая целостность (вещь или процесс) содержит в себе стороны, характеристики, тенденции, доходящие до парных противоположностей, причем существование этих противоположностей и определяет существование этого предмета как целостности.

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – это принцип, согласно которому любая вещь или процесс являются единством противоположностей, и именно это единство придает вещи (процессу) целостность.

ПРИНЦИП ИЗМЕНЧИВОСТИ – это принцип, согласно которому движение и развитие являются всеобщими, необходимыми характеристиками бытия, природы, «единичных вещей», так, что любой предмет в своем существовании не остается неизменным, а постоянно переходит в нечто иное, утрачивая исходное качество и приобретая новое качество.

РАЗВИТИЕ – это направленное изменение предмета (изменение целостных систем – материальных и идеальных), процесс перехода исходного качества в другое качество посредством изменения количественных характеристик.

РЕЛЯТИВИЗМ ИСТИНЫ – это принцип, согласно которому истина относительна субъекта, т.е., поскольку вещи изменчивы и внутренне противоречивы, о них можно высказать два прямо противоположных мнения, оба эти мнения будут истинны, а субъект свободно выбирает, какое мнение о предмете считать истинным.

АГНОСТИЦИЗМ – это принцип, согласно которому мир не познаваем, истины не существует, поскольку о любой вещи можно высказать два противоположных мнения, причем нет критерия предпочесть одно мнение другому как истинное.

МЕТОД – орудие, инструмент, способ осуществления какой-либо деятельности. МЕТОД ПОЗНАНИЯ – это способ, последовательность действий («алгоритм»), с помощью которых мышление способно получить истинное знание.

МАЙЕВТИКА – метод философского мышления, представляющий собой метод построения общего понятия, открытие которого приписывается Сократу. Метод майевтики представляет собой вопросно-ответную процедуру, направленную на построение (установление смысла) общего понятия. Сократ полагал, что он не должен учить людей истине, а должен побуждать их находить истину. Метод поиска истины, иначе – порождения истины, Сократ уподоблял повивальному искусству, которое в древнегреческом языке обозначалось словом «майевтика».

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ – это форма мышления, форма знания, фиксирующая объективные существенные характеристики предмета.

ЭЙДОС – род, образ, внутренняя структура вещи, существующая независимо от вещи и сознания человека, обладающая самобытием в особом, внеприродном «мире эйдосов».

СУЩНОСТЬ – форма, внутренняя структура вещи, благодаря которой вещь является самой собой, себетождественной, и утрата которой ведет к разрушению вещи.

ПРИНЦИП ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ ЗНАНИЯ – это принцип, согласно которому знание является общим для всех субъектов, независимым от влияния субъекта.

 

 

Л и т е р а т у р а

Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.

 

ПЛАН

 

1. Гераклит: предпосылки объективной диалектики.

2. Софисты: релятивизм истины и агностицизм.

3. Сократ: предпосылки субъективной диалектики. Метод «диалога».

4. «Эйдос» Платона и «сущность» Аристотеля: гносеологическая

установка на интерсубъективность знания (схема 4).

 

Л и т е р а т у р а

Гераклит. Демокрит. Протагор. Горгий. Сократ. Платон. Аристотель // Блинников Л.В. Великие философы: Учеб. словарь-справочник. – М.,1999.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. – Новосибирск, 1999. – С. 163 – 169 («Идея» Платона, «сущность» и «форма» Аристотеля).

Сергеев С.К. Западноевропейская философия: Философско-исторические основы конструктивного мышления. – Новосибирск, 2006. – С. 31 – 58.

 

Методические указания к теме

 

В древнегреческой философии V – сер. III вв. до н.э. обнаруживается разнообразие принципов, исходя из которых строятся «онтологические картины» и разрабатывается гносеология. Эти общие принципы формулируются древнегреческими философами не специально, осознанно, а в контексте предлагаемых ими решений онтологической и гносеологической проблем. Древнегреческая философия, от Фалеса и Парменида, Протагора и Горгия, до Сократа, Платона и Аристотеля, затрагивает весь объем философской проблематики (онтология, гносеология, аксиология) и чрезвычайно разнообразна. Можно утверждать, что за последующие периоды более чем двух тысячелетнего развития западноевропейской философии европейские мыслители не создали ничего принципиально нового. Такое утверждение немного упрощает ситуацию с развитием западной философии, но и содержит «момент истины»: современное философское мышление, ориентированное в западноевропейской традиции, по-прежнему опирается на принципы, сформулированные древнегреческими философами. Примерно то же утверждает философ ХХ в. А.Н. Уайтхед в высказывании о Платоне (см. эпиграф).

Философии Платона часто рассматривается как наиболее полная, разработанная философская система античности. Однако необходимо подчеркнуть влияние на западноевропейскую философскую традицию еще ряда древнегреческих философов. Сложно выбрать из этого ряда тех, с учениями которых нужно познакомиться в первую очередь. Зенон знаменит своими апориями, определившими философские дискуссии вокруг понятий «движение-покой», «пространство-время», «конечное-бесконечное», Демокрит ввел понятие «атом», ставшее фундаментальным понятием классической науки, философия Протагора содержит идею числа как первоосновы бытия, очень плодотворную для построения онтологических картин в архитектуре… В рамках темы семинара мы остановимся на некоторых идеях Гераклита, «старших софистов» Протагора и Горгия, Сократа, Платона и Аристотеля.

Еще одно предварительное замечание. «Идея», – термин, переводимый с греческого как «образ», «вид», «род», «форма», – важнейший термин древнегреческой философии. Термином «идея» обозначает умопостигаемое истинно существующее, бытие, как его проблематизировал Парменид. У Платона идеи – это вечные образцы, по которым возникают единичные вещи, причем образцы не материальные, а идеальные, постигаемые не чувствами, а разумом. Эйдосы (идеи) Платона наделены идеальным, независимым от «мира вещей» бытием в «мире идей». Аристотель представлял идеи как формы мысли о сущем. В онтологическом плане идея у Аристотеля – это «сущность», или «форма» вещи, благодаря которой вещь самотождественна. Сущность вещи не являющаяся сама по себе чем-то материальным, вещественным, но, в отличие от платоновского эйдоса, не способная существовать в отрыве от конкретной единичной вещи. В гносеологическом плане идея у Аристотеля – это общее понятие, в котором мышление выражает истинное знание о предметах, явлениях, процессах мира природы.

 

Вопрос.

Гераклит, прозванный «темным» в силу трудности, сложности его философского учения, выступает основоположником объективной диалектики. Что такое объективная диалектика?

Согласно Гераклиту, бытие есть процесс, процессуальность – первооснова бытия, отвечающая логическим признакам бытия Парменида. Поясните, почему философию Гераклита можно назвать «объективной диалектикой»?

Гераклит в образной форме формулирует ряд принципов объективной диалектики, т.е. ряд онтологических принципов: принцип раздвоения единого, принцип единства противоположностей, принцип изменчивости и др. Приведите современную формулировку диалектических принципов и покажите, в каких известных Вам фрагментов текстов Гераклита говорится именно об этих принципах.

Обратите внимание на следствия, необходимо вытекающие из принципов объективной диалектики. Так, принцип раздвоения единого предписывает всесторонний анализ обеих противоположностей, противоположных сторон единого целого. Принцип единства противоположностей предписывает рассматривать любую целостность как внутренне противоречивую, состоящую из противоположностей, которые находятся в неразрывном единстве. Принцип изменчивости предписывает рассматривать предметы не как статические, неизменные, покоящиеся, но как находящиеся в процессе постоянного изменения, причем эта изменчивость вызвана внутренним противоречивым «устройством» предмета: ни что не может оставаться неизменным, всё изменяется прогрессивно или регрессивно.

 

Вопрос.

По указанным источникам познакомьтесь с философскими идеями старших софистов Протагора и Горгия. Обратите внимание, что в основе сомнений софистов в возможности существования объективной, универсальной для всех людей истины лежит отмеченная Гераклитом изменчивость, процессуальность бытия: «о всякой вещи можно высказать два прямо противоположных мнения», «всякая вещь переходит в свою противоположность». Опираясь на одинаковые онтологические основания, Протагор и Горгий приходят к двум существенно различным философским учениям – релятивизму истины и агностицизму соответственно.

Расскажите, каковы, с Вашей точки зрения, положительные и отрицательные следствия, если при решении проблемы истины человек будет руководствоваться принципом релятивизма истины, агностицизма? Совместимы ли эти принципы, т.е. возможно ли следовать обоим этим принципам одновременно?

 

Вопрос.

По указанным источникам познакомьтесь с философскими идеями Сократа. Обратите внимание на круг интересов Сократа. Как Вы полагаете, какие направления философии, какие предметы философского мышления преимущественно интересовали Сократа?

Сократ – древнегреческий философ, которого можно считать основоположником субъективной диалектики. Что такое субъективная диалектика?

Метод Сократа – это метод выяснения истины путем «пошагового» построения общего понятия. Сформулируйте метод Сократа. Почему метод Сократа получил также названия «метод диалога», «майевтика»?

Поясните, почему Сократ, разработавший «метод диалога», тем самым заложил основы субъективной диалектики?

В чем, согласно Сократу, основное различие между знанием и мнением?

 

Вопрос.

Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, многими позднейшими философами почитался как центральная фигура всей западноевропейской философии (см. эпиграфы к данной теме). Философия Платона изложена в «Диалогах» не систематизировано, но оценивается всеми философами как имеющая системный характер, т.е. содержит развернутое на единых основаниях изложение онтологии, гносеологии, аксиологии, философию природы, общества и человека. Единое основание философии Платона – это учение об эйдосах.

Познакомьтесь с философскими определениями «эйдоса» («идеи») Платона (см. фрагмент 2). Опишите, какое отношение «мир идей» имеет к «миру вещей», как эйдосы определяют существование «единичной вещи»?

Сравните определения эйдоса у Платона и сущности у Аристотеля. Сформулируйте, что общего у этих понятий.

В чем конструктивно-логическое значение учения Платона об эйдосах? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, поясните, как учение о внутренних объективных структурах – эйдосах (по Платону) и сущностях (по Аристотелю) – позволяет обосновать существование объективной истины, возможность ее познания человеком, интерсубъективный характер истины?

Покажите, что признание наличия в вещах «внутренних структур» позволяет осуществить критику принципов релятивизма и агностицизма.

Обратите внимание, что онтология эйдоса и сущности имею одно принципиальное различие. В чем отличие «эйдоса» Платона от «сущности» Аристотеля?

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.